СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комбинаторика для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается определение термина-комбинаторика. Приводится характеристика комбинаторных способностей. 

Просмотр содержимого документа
«Комбинаторика для дошкольников»

Комбинаторика для дошкольников


КОМБИНАТОРИКА (от латинского слова соединять, сочетать) – отдел математики, изучающий приемы вычисления числа различных соединений (комбинаций): перестановок, размещений, сочетаний, составляемых при определенных условиях из данных предметов. Способности эти требуются в самых различных областях. Например, при решении математических задач, игре в шахматы, шашки и т.п. Комбинаторные способности необходимы и в профессиональной деятельности (при осуществлении многоходовой финансовой комбинации, изыскания оборудования, материалов). В повседневной жизни- для того, чтобы распределить деньги на покупки, рассадить гостей так, чтобы встреча прошла интересно и без конфликтов, уложить большое количество вещей в ограниченном объеме чемодана. Комбинаторные способности включают в себя умения:

1. Находить оптимальную (или, по крайней мере, удовлетворительную) комбинацию, отвечающую требованиям ситуации (шахматной, коммерческой, коммуникативной).

2. Видеть все разнообразие возможных вариантов, которые могут быть построены на основе исходных элементов, входящих в эту ситуацию.

3. Прогнозировать как можно более полно возможные (даже весьма отдаленные) эффекты и последствия комбинаций.

Весьма актуальным в наше время является формирование и развитие таких качеств мышления у дошкольников, как системность, гибкость, избирательность. Все эти качества характеризуют комбинаторный стиль мышления. Программы дополнительного образования по комбинаторике учат детей рассуждать и анализировать. Ведь в жизни устойчивый успех имеет тот, кто мыслит последовательно и непротиворечиво, делает точные выводы и действует разумно. Очень важно развивать мышление ребёнка так, чтобы он сам умел находить нужную информацию.

Программа «Комбинаторика» может быть использована педагогами гимназий, лицеев, учреждениями дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.

Актуальность разработки данной программы в том, что наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Не случайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и, в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В связи с введением в систему дошкольного образования федеральных государственных требований педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Именно поэтому особую популярность приобретают компьютерные игры. Мы живем в эпоху информационных технологий. Дети овладевают компьютером все быстрее и быстрее. С каждым годом растет численность всевозможных детских развивающих игр, программ для разных возрастных групп. С их помощью развивается логика, воображение, творческие способности, находчивость, предприимчивость, гибкость мышления, гораздо интереснее и увлекательнее изучается математика. Не менее интересным является для детей ЛЕГО - конструирование. Материал «Лего» является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Включение в программу основ геометрии и конструирования способствует развитию пространственного мышления опирающийся на возрастные и личностные особенности ребёнка старшего дошкольного возраста. В ходе занятий ребёнок учиться преобразовывать реально существующие вокруг него предметы в геометрические объекты с определёнными свойствами. Дети учатся создавать динамичные образы объектов и пространственных отношений между ними. Всё это способствует развитию воображения и помогает разрешить проблемы, связанные с ориентацией в пространстве вообще и на листе бумаги в частности (т.е. устраняет многие трудности, возникающие у ребёнка в начальной школе, например в обучении письму). Расширяется кругозор ребёнка, включённый материал учитывает жизненный опыт и интересы детей, носят игровой и занимательный характер. Дети учатся отличать то, что видят, от того, что представляют, понимать относительность геометрических объектов и их реальных моделей, обращать внимание на собственный процесс мышления. Такой самоанализ способствует развитию у ребёнка самоконтроля и саморегуляции.

Отличительная особенность программы в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребёнка.

Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.

Задания по программе подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. В основу отбора содержания данного курса положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.

LEGO–конструирование, использование интерактивной доски, интерактивного стола способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Обучение становится креативным и интересным. Использование конструктора LEGO, интерактивной доски и стола несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает их использование в среде дошкольного образования значимым.

Введение в образовательный процесс комбинаторных задач учит детей рассуждать и анализировать. Ведь в жизни устойчивый успех имеет тот, кто мыслит последовательно, делает правильные выводы и действует разумно. Важно воспитывать мышление ребёнка так, чтобы он сам сумел находить нужную для него информацию. А интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске действий, уже в дошкольном возрасте может быть привычной и естественной, если усилия воспитателей и родителей направлены на формирование у ребёнка потребности, интереса к самому процессу познания, самостоятельному поиску решения и достижению поставленной цели.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!