СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Комфортное обучение младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на школьном методическом объединении.

Просмотр содержимого документа
««Комфортное обучение младших школьников»»



ДОКЛАД на ШМО МБОУ «СОШ № 32» 2024 г.

Докладчик: Борисенко В. Я.


Тема: «Комфортное обучение младших школьников».


Актуальность. Развивающемуся российскому обществу ХХI века нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Именно поэтому, основными направлениями совершенствования работы школы ХХI века являются модернизация педагогического процесса, раскрепощение условий жизни детей и создание для них эмоционального благополучия в стенах учебного заведения.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, так как нарушение процесса адаптации сказывается на становлении ученика, как субъекта учебной деятельности в целом.

Изучение проблем и особенностей протекания адаптации младших школьников, возникающих на их пути к качественным преобразованиям, связанных с формированием способности делать самостоятельный ответственный выбор, с поиском места в окружающем мире, обусловило определение категории детей – младшие школьники.

Однако проблема адаптации учащихся начальных классов к условиям образовательной среды в современных условиях приобретает все большую остроту и требует своего детального изучения и эффективного решения, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются не только на качестве обучения, но и на процессах социализации и адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды.

В последние годы многие исследователи - педагоги, констатируют интенсивное увеличение числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к условиям образовательной среды (высокие учебные нагрузки, возрастающие требования к социальному статусу школьника, низкий уровень коммуникабельности).

По мнению российских ученых, атмосфера школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования не только к психической конституции и интеллектуальным возможностям ребенка, но и к его личности, прежде всего к ее социально-психическому уровню.

Проблема адаптации к школе возникает тогда, когда социопсихологический и психофизический статус ребенка не соответствуют требованиям школьного обучения, овладение которым по ряду причин становится затруднительным или практически невозможным.

Следует отметить, что адаптация младших школьников находится в центре внимания многих наук, таких, как: педагогика, психология, медицина, физиология и др.

Несмотря на то, что адаптация младших школьников широко изучается представителями различных наук, среди ученых до настоящего времени нет единого мнения о ее сущности, содержании, механизмах и критериях успешности.

Современные тенденции расширения возможностей педагогической поддержки младших школьников на различных этапах адаптации предполагают и новый подход к позиции учителя начальных классов. Теория педагогической поддержки в качестве приоритетного направления выделяет основную роль взрослого на самореализацию, самоопределение, саморазвитие личности ребенка в период его адаптации к школе.

По мнению ряда исследователей, одним из наиболее эффективных средств педагогической поддержки адаптации младших школьников являются современные игровые технологии во взаимосвязи с другими видами деятельности детей.

Способность игры оказывать гармонизирующее влияние на человека, разносторонне воздействовать на личность и гуманистически ее преобразовывать отмечали древнегреческие мыслители (Пифагор, Аристотель, Пла-тон), философы (И. Кант, Ж. Пиаже), отечественные исследователи.

На основании анализа философской, психолого-педагогической, медицинской литературы выявлен ряд противоречий между:

- достаточной теоретической разработанностью отдельных вопросов адаптации младших школьников к условиям образовательной среды и недостаточной разработанностью содержания и конструирования педагогической поддержки адаптации детей в образовательном процессе начальной школы;

- наличием психолого-педагогических представлений о возможностях использования игровых технологий в процессе адаптации младших школьников и недостаточностью педагогических условий для их реализации в образовательном пространстве современной начальной школы;

- необходимостью повышения качества и эффективности процесса адаптации детей к условиям образовательно-развивающей среды и педагогических технологий, учитывающих особенности региональной среды, как объективного фактора адаптации;

- широким потенциалом игровых технологий в процессе педагогической поддержки адаптации младших школьников и недостаточной профессиональной, и личностной готовностью педагогов к их реализации в педагогической деятельности.

Из указанных противоречий вытекает проблема: каковы особенности педагогической поддержки адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность дают возможность задуматься об актуальности темы: «Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде»

Теоретическая значимость комфортного обучения, заключается: в уточнении психолого-педагогических ориентиров для педагогов, решающих проблему адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде, имеющих самостоятельную педагогическую ценностную значимость. Обоснование важности системного подхода к трактовке понятия «педагогическая поддержка адаптации детей в образовательно-развивающей среде». Выделение сущностных и функциональных характеристик детских игр и педагогических игровых технологий, выявляющих их поддерживающие адаптивные возможности у младших школьников. Систематизации факторов и причин неуспешной адаптации детей к условиям образовательно-развивающей среды.

Практическая значимость данной проблемы, на мой взгляд, состоит в том, что её результаты имеют прямой выход в практику воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, что приводит к обновлению школы в связи с социальным заказом общества и позволяет повысить эффективность педагогического процесса, обеспечивая воспитанникам высокий уровень развития.

Основные положения, теории:

1. Психолого-педагогическими ориентирами для педагогов, способствующими решению проблемы адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде выступают:

- зависимость адаптации младших школьников от многих внешних, внутренних, биологических, социальных, зависящих и не зависящих от учителя и школы факторов, которую следует рассматривать как процесс активного освоения ребенком социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде;

- несформированность готовности к обучению в школе на морфофункциональном, умственном и личностном развитии, что усложняет адаптацию к образовательно-развивающей среде;

- необходимость с первых дней пребывания ребенка в школе обучать его конструктивному решению своих трудностей, цивилизованному выражению возникающих чувств, создавать ситуации успешности обучения.

2. Понятие «педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде» представляет собой системное видение процесса сопровождающего руководства, активное освоение младшими школьниками средовых условий образовательно-развивающей среды и овладение формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде.

3. Педагогическими условиями, способствующими успешной адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде, являются: дидактико-игровая центрация учебной деятельности; рассмотрение сущности и эффективности игровых технологий с позиций педагогики ненасилия; максимальная концентрация во времени, при введении игровых технологий. Заключительное ретроспективное обсуждение игрового действия, моделирующего реальность; понимание учителем начальной школы полифункционального характера игры, как элемента игровой технологии; учет логики развития содержания игровых технологий; наличие игрового пространства, ускоряющее выход учащегося из возрастного кризиса.

4. Программа педагогической поддержки младших школьников в образовательно-развивающей среде, базирующейся на системном видении педагогической поддержки школьной адаптации детей, направлена на формирование и развитие навыков, которые помогут младшим школьникам преодолеть проблемы, возникающие в процессе школьной адаптации (способность к принятию совместных с одноклассниками решений; развитие самостоятельности и повышение уровня самооценки; готовности поступиться личным, во имя блага окружающих; позитивное отношение к одноклассникам и ученикам других классов; коммуникативные способности; умение адекватно реагировать в различных критических ситуациях), уменьшение факторов риска, приводящих к нарушению психофизиологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе, а также формирование комфортной образовательной среды.

Особое значение имеет социальная адаптация ребенка, поступившего в школу – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся окружающей среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-экономических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
Эффективная адаптация является одной из предпосылок успешной учебной деятельности (ведущая для детей именно младшего школьного возраста), так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса ребенка.

Анализ научных подходов дает возможность выделить следующие психолого-педагогические ориентиры для учителей, решающих проблему адаптации детей к условиям образовательной среды. Во-первых, адаптация является одним из универсальных способов преодоления кризисных явлений и подготовки к деятельности в новых социальных условиях, поэтому необходимо расширение педагогического кругозора с психологических позиций.

Во-вторых, адаптация младших школьников зависит от многих внешних, внутренних, биологических, социальных, зависящих и не зависящих от учителя и школы факторов, ее следует рассматривать как процесс активного освоения ребенком социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде.

В-третьих, если у старшего дошкольника не сформирована готовность к обучению в школе на морфофункциональном, умственном и личностном развитии, то его адаптация к образовательно-развивающей среде будет проходить достаточно сложно. При возникновении проблем адаптации младших школьников необходимо выяснить, каковы степень обучаемости и адаптационная направленность ребенка.

В-четвёртых, школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения, это длительный многоаспектный процесс, решающую роль в успешности которого играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида. Наконец, педагогу необходимо с первых дней пребывания ребенка в школе обучать его конструктивному решению своих трудностей, цивилизованному выражению возникающих чувств, создавать ситуации успешности обучения.

В России, еще в литературно-педагогическом памятнике XI в. «Поучение Владимира Мономаха детям» рассматривались вопросы воспитания в детях любви к ближнему, а также других нравственных качеств, соответствующих требованиям христианской морали.

Прогрессивные отечественные педагоги Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. считали, что отношение воспитателей к воспитанникам оказывает решающее влияние на процесс воспитания и его эффективность.

На основе анализа вышеизложенного можно сделать вывод о том, что педагогическая поддержка личности учащегося при адаптации его к школьному обучению является функциональным компонентом системы именно гуманистического образования. Возникновение педагогической поддержки было продиктовано целым рядом обстоятельств: общей гуманистической концепцией воспитания; ориентацией на развитие личности как, самоценности учебно-воспитательного процесса; осознание новой сущности методов индивидуализации и дифференциации в образовании как методов, отстаивающих право личности на выбор наиболее целесообразного пути развития. Востребованность данного термина исторически обусловлена теорией и опытом выдающихся мыслителей прошлого, которые видели в ребенке человека, учитывали его природные задатки, устремления и возрастные особенности, выдвигали идеи обучения, связанного с жизнью и с личным опытом ребенка.

По моему мнению, педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде представляет собой процесс сопровождающего руководства активным освоением детьми средовых условий образовательной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими людьми и собственное развитие в данной среде. То есть, речь идет о системе педагогической поддержки адаптации младших школьников, концентрирующей методологический и методический инструментарий помощи детям, в принятии новых жизненных условий. Налаживании позитивных коммуникаций с одноклассниками, достижении успехов в учении, уверенности в себе, умений толерантными способами решать возникшие проблемы, самостоятельно справляться с тревогой, страхами, гневом, обидой, способности к эмпатии, что, в конечном итоге, позволит укрепить психическое и физическое здоровье детей, научит их жить в мире с собой и окружающими.

Составляющей системой педагогической поддержки, в образовательно-развивающей среде, являются следующие установки педагога: опора на личные силы и потенциальные возможности личности ребенка, и вера в них. Совместность, сотрудничество, содействие, сотворчество, содружество ребенка и педагога. Опора на интеллектуальные возможности и личный жизненный опыт ребенка; безопасность, охрана здоровья, прав и человеческого достоинства младшего школьника, реализация педагогом принципа «не навреди!», Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результатам адаптации; согласие ребенка на помощь и поддержку педагога; доброжелательность и безоценочность личных качеств ребенка со стороны педагога. Ориентация на способность ребенка самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций; конфиденциальность помощи.

Обращение к особенностям организации современной системы начального образования позволяет выделить и обосновать педагогические условия, способствующие успешной адаптации учащихся в образовательно-развивающей среде: дидактико-игровая центрация учебной деятельности (дидактическая цель перед учащимися ставится в игровой форме; учебная деятельность младших школьников подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства - игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования; успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом). Рассмотрение сущности и эффективности игровых технологий, с позиций педагогики ненасилия; максимальная концентрация во времени при введении игровых технологий (обеспечивает сохранение контекстностной значимости игры, позитивного эмоционального настроя, интериоризация правил игрового действия); заключительное ретроспективное обсуждение игрового действия, моделирующего реальность; понимание учителем начальной школы полифункционального характера игры, как элемента игровой технологии; учет логики развития содержания игровых технологий (от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, далее, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми); наличие игрового пространства, фасилитирующего выход детей из возрастного кризиса.

Примерами технологий, в целом соответствующих совокупности выделенных педагогических условий, можно считать социоигровую и ТРИЗ-технологии, которые явились составной частью комплексной программы по адаптации младших школьников к образовательно-развивающей среде.

Реализация системного видения педагогической поддержки школьной адаптации детей, возможна на основе разработки и внедрения комплексных программ, учитывающих выделенные и рассмотренные, психолого-педагогические ориентиры, педагогические условия и факторную обусловленность данного процесса. К этим факторам относятся: стиль общения взрослых (в первую очередь, учителя) с детьми, неадекватность самооценки, проблемы в поведении, неудовлетворение потребности ребенка в эмоциональной близости с педагогом, отсутствие успеха в самостоятельной деятельности ученика, неудовлетворение потребности ребенка в общении с одноклассниками; смену социальной позиции ребенка, сдерживание активности инициативного ребенка, социальное окружение: учитель, класс, семья. Вместе с тем указанные факторы могут быть обусловлены недостатками в подготовке ребенка к школе, социально-педагогической запущенностью, соматической ослабленностью ребенка, нарушениями формирования отдельных психических функций, познавательных процессов, моторики, эмоциональными расстройствами; проявляются чаще всего в агрессии по отношению к людям и вещам, гиперактивности, постоянных фантазиях, чувстве собственной неполноценности, упрямстве, неадекватных страхах, сверхчувствительности, неспособности сосредоточиться на учебной деятельности, неуверенности в принятии решений, повышенной возбудимости и конфликтности.

На основе всего сказанного, можно разработать комплексную программу педагогической поддержки адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде, которая базируется на особенностях, характерных именно для детей: общение со сверстниками, как ведущая потребность; преобладание чувств над всеми остальными сторонами жизни ребенка.

В программе учесть те обстоятельства, что самостоятельная совместная деятельность младших школьников часто распадается из-за несформированности способов сотрудничества, тактичного воздействия друг на друга, умения прийти к общему согласию, поддержать предложение сверстника, отсутствия ориентиров на состояние партнеров и т.п.

Центральной нитью программы должен явиться тот факт, что дети при поступлении в школу перестают быть членами одной семьи, а начинают искать и находят свое ближайшее окружение – ровесников, осваивают форму выражения своей социальной позиции и предстают в глазах общества (и своих) как учащиеся среди своих учащихся. Данная программа должна быть направлена на формирование и развитие навыков, которые помогут детям преодолеть проблемы, возникающие в процессе школьной адаптации.

Основными задачами комплексной программы должны являться: развитие способности ребенка к принятию совместных с одноклассниками решений. Развитие самостоятельности и повышение уровня самооценки младшего школьника. Создание атмосферы согласия, взаимопонимания, готовности поступиться личным во имя блага окружающих. Формирование позитивного отношения к одноклассникам и ученикам других классов и чувства принадлежности к классу, и школе в целом. Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей. Формирование навыка четкого, ясного и выразительного высказывания своих коммуникативных намерений; воспитание умения адекватно реагировать в различных критических ситуациях (учебных, игровых, бытовых, угрожающих жизни и здоровью детей).

Программа позволит учителю наладить содержательные, деловые отношения между детьми и не подменять своими педагогическими указаниями, и воздействиями то, что дети могут решить самостоятельно, что заложено в основе социоигровой технологии.

В содержание программы необходимо включить, методические рекомендации педагогам для организации работы; особенности социоигровых подходов взрослых; задачи педагога, и пути их реализации. Тематика социоигровых уроков, игр и упражнений, с обоснованием соответствия потенциала и инструментария различных педагогических технологий комплексу выделенных психолого-педагогических ориентиров, методологически значимых составляющих, педагогических условий, факторов, обусловливающих успешность адаптации детей в образовательно-развивающей среде.



Используемая литература:

  1. Баюкова Н.О. Основные методы коррекции проблем в поведении младших школьников / Н.О. Баюкова // Гуманизация образования. – 2007. – № 4. – С. 52-54.

  2. Баюкова Н.О. Педагогическое руководство учебной работы слабоуспевающих учеников младших классов / Н.О. Баюкова // Идеи, гипотезы, поиск…: сборник научных статей. – Магадан: Изд-во СМУ, 2002. – Выпуск IX. – С. 7-10.

  3. Баюкова Н.О. Взаимосвязь творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материала младшими школьниками / Н.О. Баюкова // Идеи, гипотезы, поиск…: сборник научных статей. – Магадан: Изд-во СМУ, 2003. – Выпуск X. – С. 3-5.

  4. Баюкова Н.О. Использование игровой психотерапии в учебно-вос-питательном процессе в коррекционной школе-интернате / Н.О. Баюкова // Идеи, гипотезы, поиск…: сборник научных статей. – Магадан: Изд-во СМУ, 2004. – Выпуск XI. – С. 7-9.

  5. Баюкова Н.О. Социальная адаптация младших школьников 8-10 лет с проблемами в развитии через социально-трудовую ориентацию и игру / Н.О. Баюкова // Идеи, гипотезы, поиск…: сборник научных статей. – Магадан: Изд-во СМУ, 2005. – Выпуск XII. – С. 9-13.

  6. Баюкова Н.О. Индивидуальный подход по социальной адаптации к условиям школьной жизни первоклассников с проблемами в поведения /
    Н.О. Баюкова // Идеи, гипотезы, поиск…: сборник научных статей. – Магадан: Изд-во СМУ, 2006. – Выпуск XIII. – С. 26-28.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!