Компенсаторное влияние интеллект-карт на развитие математических
способностей детей
«На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь» Ф. Достоевский
Основной и не зависящей от времени задачей образования была, есть и будет задача создания таких условий, при которых учащиеся сумеют полностью раскрыть свои способности и возможности в получении знаний, определить линию своей личной и профессиональной деятельности. Сегодня эта проблема приобретает совершенно особый смысл. Это связано с увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К сожалению, психологическая готовность к обучению детей с ОВЗ в школе, развитие их речи, навыка слухового восприятия, общего образовательного уровня характеризуются низкими показателями. Естественно, что эти факторы предопределяют не только возникновение школьной неуспешности, но и выраженные трудности взаимодействия с остальными участниками образовательного процесса (в смысле организации инклюзивного образования). Дети с отклонениями в развитии зачастую испытывают недоброжелательное отношение как со стороны одноклассников и их родителей, так, к сожалению, и со стороны педагогов. Таким образом особую актуальность приобретает вопрос создания таких условий обучения, которые являлись бы комфортными и эффективными и способствовали бы достижению максимального уровня развития, социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
В последнее десятилетие проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование - это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека. При этом существенная роль отводится защитно приспособительным возможностям личности ребенка, связанным с мобилизацией его компенсаторных способностей относительно характера дефекта. Любой дефект (физический или психический недостаток), следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма.
В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций организма, регулируемая центральной нервной системой. Происходит восстановление или замещение нарушенных или утраченных функций независимо от того, какая часть организма повреждена. Важную роль в этом процессе играют многочисленные психологические (установка, свойства личности и др.) и социальные (условия жизни, воспитания и др.) факторы. Компенсация связывается с физиологическими условиями функционирования организма и отражает слаженность и согласованность в работе органов и систем ребенка. Такая слаженность и согласованность может быть: постоянной и временной; функционально совершенной и несовершенной (субкомпенсация) [1]. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций.
Важно, что компенсаторные механизмы могут найти свое активное применение в инклюзивном образовательном процессе ко всем детям. Если обучение учащихся направлено на раскрытие их потенциальных возможностей, активизацию познавательных процессов, то наряду с компенсацией одних психических свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Они в некоторых случаях могут маскировать отсутствие того или иного психического качества в структуре способностей или заменять его.
Потенциал ребенка неразрывно связан с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Физиолог П.К. Анохин[2] доказал, что наибольший эффект в усвоении информации достигается в том случае, если методы её обработки соответствуют мозговым методам хранения и воспроизводства. Это происходит не линейно (списком, аналогично речи или письму), а в переплетении слов с символами, звуками, образами, чувствами. К аналогичным выводам приходят и американские учёные[3]. Альтернативный способ репрезентации информации, который они предлагают, максимально приближен к естественной форме функционирования мозга. Отличительные особенности этого подхода: визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации, максимальное использование пространства листа бумаги на основе, так называемых, интеллект-карт.
Интеллект-карта[3] - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления (рис. 1).
рис. 1
Применение интеллект-карт на уроках математики позволяет организовать обучение с использованием компенсаторных механизмов и, как следствие, развивать математические способности. Составление интеллект-карт на уроках математики способствует активизации компенсаторных механизмов, развитию ассоциативно-визуального мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения обрабатывать поступающую информацию посредством реализации пяти основных функций головного мозга: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления (рис. 2).
рис. 2
Создание математических интеллект-карт это увлекательный процесс. Ученик вовлекается в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления (рис. 3).
1.1….1
1.2….1
рис. 3
Преодоление препятствий, возникающих при составлении ребенком интеллект-карты способствует развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, развитию механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. При этом на основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Задача педагога в инклюзивном процессе заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.
В результате составления интеллект-карт у учащихся развивается навык переноса способов обработки информации, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решений.
Наглядные пособия или опорные конспекты в виде интеллект-карт стимулируют интеллектуальный компонент, поддерживают эмоциональное настроение (рис. 4, 5).
рис. 4
рис. 5
Они формируют способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий. Это своего рода антидефектные упражнения с опорой на несколько анализаторов: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитикосинтетической деятельности, логичности мышления, эмоционально-волевой сферы. Происходит развитие и коррекция высших психических функций.
Творческие, интересные задания способствуют повышению мотивации к учению, включению ученика в деятельность на добровольных началах. На занятиях формируется положительная мотивация детей с ОВЗ, осуществляется эмоционально-психологический настрой на деятельность и мобилизация внимания учащихся.
Практика показывает, что применение интеллект-карт по математике в инклюзивном образовательном процессе способствует развитию предметной и коммуникативной компетенции учащихся, креативности их мышления. Происходит активизация познавательной деятельности детей, осуществляется пополнение математических знаний, выявление причин когнитивных затруднений. Интеллект-карта становится дополнительным средством изучения личности обучаемого. В ходе занятий повышается самооценка учащихся, мотивация учебной деятельности, их успеваемость.
Использование метода интеллект-карт не только делает учебный процесс разнообразным и повышает его эффективность, но и значительно повышает уровень умственного развития ребенка. Это подтверждает экспериментальная проверка эффективности применения интеллект-карт в инклюзивном образовательном процессе на занятиях по математике.
Результаты выполнения ГИТ (Группового интеллектуального теста) детей 12-13 лет (7 класс) до обучения в МБОУ СОШ №15
№ | С убтесты Шифр ребенка | 1. Инструкции | 2. Арифметика | 3. Предложения | 4. Различия | 5. Числовые ряды | 6. Аналогии | 7. Символы | Сумма | Уровень умственного развития |
1 | Т. Д. | 2 | 1 | 6 | 6 | 8 | 18 | 30 | 71 | Немного ниже нормы |
2 | К. В. | 2 | 1 | 5 | 12 | 2 | 12 | 20 | 54 | Низкий |
3 | Л. Д. | 6 | 6 | 9 | 28 | 6 | 13 | 14 | 82 | Немного ниже нормы |
4 | Г. В. | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 11 | 9 | 43 | Очень низкий |
5 | Т. В. | 5 | 4 | 7 | 10 | 7 | 17 | 9 | 59 | Низкий |
6 | Ш. В. | 3 | 3 | 5 | 11 | 8 | 14 | 9 | 53 | Низкий |
7 | Ч. Ю. | 4 | 4 | 8 | 17 | 6 | 10 | 8 | 57 | Низкий |
8 | З. В. | 1 | 2 | 4 | 8 | 5 | 3 | 16 | 39 | Очень низкий |
9 | Б. Я. | 4 | 0 | 2 | 13 | 5 | 7 | 14 | 45 | Очень низкий |
10 | Б.В. | 2 | 1 | 0 | 7 | 1 | 1 | 12 | 24 | Очень низкий |
11 | К. Т. | 3 | 5 | 5 | 16 | 8 | 9 | 12 | 58 | Низкий |
12 | К. А. | 6 | 6 | 12 | 28 | 10 | 15 | 12 | 89 | Немного ниже нормы |
13 | П. В. | 4 | 5 | 4 | 9 | 5 | 4 | 13 | 44 | Очень низкий |
14 | М. Н. | 8 | 8 | 8 | 18 | 8 | 22 | 16 | 88 | Немного ниже нормы |
15 | П. А. | 4 | 2 | 7 | 16 | 4 | 13 | 20 | 66 | Низкий |
16 | М. Д. | 3 | 5 | 5 | 30 | 4 | 24 | 15 | 86 | Немного ниже нормы |
17 | Г. А. | 2 | 4 | 7 | 28 | 4 | 7 | 10 | 62 | Низкий |
18 | П. В. | 3 | 4 | 5 | 12 | 5 | 17 | 12 | 58 | Низкий |
Среднее по группе | 3,72 | 3,67 | 5,72 | 15,2 | 5,61 | 12,1 | 13,9 | 59,9 | |
Стандартное отклонение | 1,78 | 2,14 | 2,7 | 8,26 | 2,28 | 6,3 | 5,32 | 32,6 | |
Средний процент выполнения, % | 19% | 18% | 29% | 38% | 28% | 30% | 35% | 30% | |
| | | | | | | | | | |
Уровень умственного развития | Количество учащихся | Количество учащихся % | | |
Выше нормы | 2 | 10% | | |
Возрастная норма | 3 | 15% | | |
Немного ниже нормы | 4 | 20% | | |
Низкий | 7 | 35% | | |
Очень низкий | 4 | 20% | | |
Результаты выполнения ГИТ (Группового интеллектуального теста) детей 12-13 лет (7 класс) после обучения в МБОУ СОШ №15
| № | С убтесты Шифр ребенка | 1. Инструкции | 2. Арифметика | 3. Предложения | 4. Различия | 5. Числовые ряды | 6. Аналогии | 7. Символы | Сумма | Уровень умственного развития | |
| 1 | Т. Д. | 3 | 6 | 4 | 33 | 7 | 6 | 11 | 70 | Немного ниже нормы | |
| 2 | К. В. | 4 | 3 | 9 | 15 | 7 | 16 | 20 | 74 | Немного ниже нормы | |
| 3 | Л. Д. | 8 | 5 | 3 | 15 | 8 | 11 | 22 | 72 | Немного ниже нормы | |
| 4 | Г. В. | 6 | 5 | 8 | 10 | 6 | 18 | 13 | 66 | Низкий | |
| 5 | Т. В. | 5 | 6 | 5 | 13 | 9 | 10 | 24 | 72 | Немного ниже нормы | |
| 6 | Ш. В. | 5 | 8 | 9 | 13 | 10 | 16 | 12 | 73 | Немного ниже нормы | |
| 7 | Ч. Ю. | 7 | 10 | 9 | 20 | 8 | 16 | 13 | 83 | Немного ниже нормы | |
| 8 | З. В. | 5 | 6 | 10 | 10 | 7 | 6 | 12 | 56 | Низкий | |
| 9 | Б. Я. | 6 | 5 | 8 | 15 | 6 | 9 | 16 | 65 | Низкий | |
| 10 | Б.В. | 4 | 4 | 5 | 7 | 6 | 8 | 12 | 46 | Очень низкий | |
| 11 | К. Т. | 6 | 8 | 7 | 18 | 10 | 9 | 16 | 74 | Немного ниже нормы | |
| 12 | К. А. | 6 | 8 | 14 | 30 | 12 | 17 | 18 | 105 | Возрастная норма | |
| 13 | П. В. | 4 | 9 | 8 | 12 | 7 | 10 | 13 | 63 | Низкий | |
| 14 | М. Н. | 9 | 6 | 12 | 34 | 14 | 34 | 20 | 129 | Выше нормы | |
| 15 | П. А. | 6 | 7 | 8 | 15 | 6 | 17 | 22 | 81 | Немного ниже нормы | |
| 16 | М. Д. | 4 | 6 | 7 | 34 | 7 | 28 | 16 | 102 | Возрастная норма | |
| 17 | Г. А. | 4 | 7 | 9 | 30 | 6 | 12 | 13 | 81 | Немного ниже нормы | |
| 18 | П. В. | 4 | 5 | 6 | 15 | 5 | 20 | 12 | 67 | Низкий | |
| Среднее по группе | 5,33 | 6,33 | 7,83 | 18,83 | 7,83 | 14,6 | 16 | 76,61 | | |
| Стандартное отклонение | 1,57 | 1,78 | 2,71 | 9,064 | 2,36 | 7,4 | 4,2 | 40,6 | | |
| Средний процент выполнения, % | 27% | 32% | 39% | 47% | 39% | 37% | 40% | 38% | | |
| | | | | | | | | | | | |
| Уровень умственного развития | Количество учащихся | Количество учащихся % | |
| Выше нормы | 1 | 5% | |
| Возрастная норма | 2 | 11% | |
| Немного ниже нормы | 9 | 50% | |
| Низкий | 5 | 28% | |
| Очень низкий | 1 | 6% | |
Динамика уровня умственного развития детей 12-13 лет
(7 класс)
Таким образом, организация обучения с применением интеллект-карт способствует развитию компенсаторных механизмов детей, что в частности положительно отражается в математических способностях детей, значительном повышении их умственного развития.
Литература
1. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Учебное пособие, Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
2. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции, Москва – Уфа, 2013 г. : Издательство БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. – 266 с.
3. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4-е изд. - Мн.: "Попурри", 2007, с. 224.