СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компенсаторное влияние интеллект-карт на развитие математических способностей детей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потенциал ребенка неразрывно связан с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Физиолог  П.К. Анохин доказал, что наибольший эффект в усвоении информации достигается в том случае, если методы её обработки соответствуют мозговым методам хранения и воспроизводства.

Просмотр содержимого документа
«Компенсаторное влияние интеллект-карт на развитие математических способностей детей»

Компенсаторное влияние интеллект-карт на развитие математических

способностей детей

«На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь» Ф. Достоевский

Основной и не зависящей от времени задачей образования была, есть и будет задача создания таких условий, при которых учащиеся сумеют полностью раскрыть свои способности и возможности в получении знаний, определить линию своей личной и профессиональной деятельности. Сегодня эта проблема приобретает совершенно особый смысл. Это связано с увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К сожалению, психологическая готовность к обучению детей с ОВЗ в школе, развитие их речи, навыка слухового восприятия, общего образовательного уровня характеризуются низкими показателями. Естественно, что эти факторы предопределяют не только возникновение школьной неуспешности, но и выраженные трудности взаимодействия с остальными участниками образовательного процесса (в смысле организации инклюзивного образования). Дети с отклонениями в развитии зачастую испытывают недоброжелательное отношение как со стороны одноклассников и их родителей, так, к сожалению, и со стороны педагогов. Таким образом особую актуальность приобретает вопрос создания таких условий обучения, которые являлись бы комфортными и эффективными и способствовали бы достижению максимального уровня развития, социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

В последнее десятилетие проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование - это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека. При этом существенная роль отводится защитно приспособительным возможностям личности ребенка, связанным с мобилизацией его компенсаторных способностей относительно характера дефекта. Любой дефект (физический или психический недоста­ток), следствием которого является нарушение нормального разви­тия, с неизбежностью приводит к автоматическому включению би­ологических компенсаторных функций организма.

В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций организма, регулируемая центральной нервной системой. Происходит восстановление или замещение на­рушенных или утраченных функций независимо от того, какая часть организма повреждена. Важную роль в этом процессе иг­рают многочисленные психологические (установка, свойства лич­ности и др.) и социальные (условия жизни, воспитания и др.) фак­торы. Компенсация связывается с физиологическими условиями функционирования организма и отражает слаженность и согласованность в работе органов и систем ребенка. Такая слаженность и согласованность может быть: постоянной и временной; функционально совершенной и несовершенной (субкомпенсация) [1]. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций.

Важно, что компенсаторные механизмы могут найти свое активное применение в инклюзивном образовательном процессе ко всем детям. Если обучение учащихся направлено на раскрытие их потенциальных возможностей, активизацию познавательных процессов, то наряду с компенсацией одних психических свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Они в некоторых случаях могут маскировать отсутствие того или иного психического качества в структуре способностей или заменять его.

Потенциал ребенка неразрывно связан с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Физиолог П.К. Анохин[2] доказал, что наибольший эффект в усвоении информации достигается в том случае, если методы её обработки соответствуют мозговым методам хранения и воспроизводства. Это происходит не линейно (списком, аналогично речи или письму), а в переплетении слов с символами, звуками, образами, чувствами. К аналогичным выводам приходят и американские учёные[3]. Альтернативный способ репрезентации информации, который они предлагают, максимально приближен к естественной форме функционирования мозга. Отличительные особенности этого подхода: визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации, максимальное использование пространства листа бумаги на основе, так называемых, интеллект-карт.

Интеллект-карта[3] - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления (рис. 1).

рис. 1


Применение интеллект-карт на уроках математики позволяет организовать обучение с использованием компенсаторных механизмов и, как следствие, развивать математические способности. Составление интеллект-карт на уроках математики способствует активизации компенсаторных механизмов, развитию ассоциативно-визуального мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения обрабатывать поступающую информацию посредством реализации пяти основных функций головного мозга: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления (рис. 2).

рис. 2

Создание математических интеллект-карт это увлекательный процесс. Ученик вовлекается в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления (рис. 3).

1.1….1

1.2….1

рис. 3

Преодоление препятствий, возникающих при составлении ребенком интеллект-карты способствует развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, развитию механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. При этом на основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Задача педагога в инклюзивном процессе заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.

В результате составления интеллект-карт у учащихся развивается навык переноса способов обработки информации, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решений.

Наглядные пособия или опорные конспекты в виде интеллект-карт стимулируют интеллектуальный компонент, поддерживают эмоциональное настроение (рис. 4, 5).

рис. 4

рис. 5

Они формируют способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий. Это своего рода антидефектные упражнения с опорой на несколько анализаторов: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитикосинтетической деятельности, логичности мышления, эмоционально-волевой сферы. Происходит развитие и коррекция высших психических функций.

Творческие, интересные задания способствуют повышению мотивации к учению, включению ученика в деятельность на добровольных началах. На занятиях формируется положительная мотивация детей с ОВЗ, осуществляется эмоционально-психологический настрой на деятельность и мобилизация внимания учащихся.

Практика показывает, что применение интеллект-карт по математике в инклюзивном образовательном процессе способствует развитию предметной и коммуникативной компетенции учащихся, креативности их мышления. Происходит активизация познавательной деятельности детей, осуществляется пополнение математических знаний, выявление причин когнитивных затруднений. Интеллект-карта становится дополнительным средством изучения личности обучаемого. В ходе занятий повышается самооценка учащихся, мотивация учебной деятельности, их успеваемость.

Использование метода интеллект-карт не только делает учебный процесс разнообразным и повышает его эффективность, но и значительно повышает уровень умственного развития ребенка. Это подтверждает экспериментальная проверка эффективности применения интеллект-карт в инклюзивном образовательном процессе на занятиях по математике.

Результаты выполнения ГИТ (Группового интеллектуального теста) детей 12-13 лет (7 класс) до обучения в МБОУ СОШ №15

С убтесты






Шифр

ребенка

1. Инструкции

2. Арифметика

3. Предложения

4. Различия

5. Числовые ряды

6. Аналогии

7. Символы

Сумма

Уровень умственного развития

1

Т. Д.

2

1

6

6

8

18

30

71

Немного ниже нормы

2

К. В.

2

1

5

12

2

12

20

54

Низкий

3

Л. Д.

6

6

9

28

6

13

14

82

Немного ниже нормы

4

Г. В.

5

5

4

4

5

11

9

43

Очень низкий

5

Т. В.

5

4

7

10

7

17

9

59

Низкий

6

Ш. В.

3

3

5

11

8

14

9

53

Низкий

7

Ч. Ю.

4

4

8

17

6

10

8

57

Низкий

8

З. В.

1

2

4

8

5

3

16

39

Очень низкий

9

Б. Я.

4

0

2

13

5

7

14

45

Очень низкий

10

Б.В.

2

1

0

7

1

1

12

24

Очень низкий

11

К. Т.

3

5

5

16

8

9

12

58

Низкий

12

К. А.

6

6

12

28

10

15

12

89

Немного ниже нормы

13

П. В.

4

5

4

9

5

4

13

44

Очень низкий

14

М. Н.

8

8

8

18

8

22

16

88

Немного ниже нормы

15

П. А.

4

2

7

16

4

13

20

66

Низкий

16

М. Д.

3

5

5

30

4

24

15

86

Немного ниже нормы

17

Г. А.

2

4

7

28

4

7

10

62

Низкий

18

П. В.

3

4

5

12

5

17

12

58

Низкий

Среднее по группе

3,72

3,67

5,72

15,2

5,61

12,1

13,9

59,9


Стандартное отклонение

1,78

2,14

2,7

8,26

2,28

6,3

5,32

32,6


Средний процент выполнения, %

19%

18%

29%

38%

28%

30%

35%

30%













Уровень умственного

развития

Количество учащихся

Количество

учащихся %



Выше нормы

2

10%



Возрастная норма

3

15%



Немного ниже нормы

4

20%



Низкий

7

35%



Очень низкий

4

20%




Результаты выполнения ГИТ (Группового интеллектуального теста) детей 12-13 лет (7 класс) после обучения в МБОУ СОШ №15


С убтесты





Шифр

ребенка

1. Инструкции

2. Арифметика

3. Предложения

4. Различия

5. Числовые ряды

6. Аналогии

7. Символы

Сумма

Уровень умственного развития



1

Т. Д.

3

6

4

33

7

6

11

70

Немного ниже нормы



2

К. В.

4

3

9

15

7

16

20

74

Немного ниже нормы



3

Л. Д.

8

5

3

15

8

11

22

72

Немного ниже нормы



4

Г. В.

6

5

8

10

6

18

13

66

Низкий



5

Т. В.

5

6

5

13

9

10

24

72

Немного ниже нормы



6

Ш. В.

5

8

9

13

10

16

12

73

Немного ниже нормы



7

Ч. Ю.

7

10

9

20

8

16

13

83

Немного ниже нормы



8

З. В.

5

6

10

10

7

6

12

56

Низкий



9

Б. Я.

6

5

8

15

6

9

16

65

Низкий



10

Б.В.

4

4

5

7

6

8

12

46

Очень низкий



11

К. Т.

6

8

7

18

10

9

16

74

Немного ниже нормы



12

К. А.

6

8

14

30

12

17

18

105

Возрастная норма



13

П. В.

4

9

8

12

7

10

13

63

Низкий



14

М. Н.

9

6

12

34

14

34

20

129

Выше нормы



15

П. А.

6

7

8

15

6

17

22

81

Немного ниже нормы



16

М. Д.

4

6

7

34

7

28

16

102

Возрастная норма



17

Г. А.

4

7

9

30

6

12

13

81

Немного ниже нормы



18

П. В.

4

5

6

15

5

20

12

67

Низкий



Среднее по группе

5,33

6,33

7,83

18,83

7,83

14,6

16

76,61




Стандартное отклонение

1,57

1,78

2,71

9,064

2,36

7,4

4,2

40,6




Средний процент выполнения, %

27%

32%

39%

47%

39%

37%

40%

38%


















Уровень умственного развития

Количество учащихся

Количество учащихся %



Выше нормы

1

5%



Возрастная норма

2

11%



Немного ниже нормы

9

50%



Низкий

5

28%



Очень низкий

1

6%



Динамика уровня умственного развития детей 12-13 лет

(7 класс)



Таким образом, организация обучения с применением интеллект-карт способствует развитию компенсаторных механизмов детей, что в частности положительно отражается в математических способностях детей, значительном повышении их умственного развития.


Литература

1. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Учебное пособие, Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.

2. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции, Москва – Уфа, 2013 г. : Издательство БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. – 266 с.

3. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4-е изд. - Мн.: "Попурри", 2007, с. 224.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!