СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания направлены на формирование УУД  пятикоассников. 

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

Компетентностно-ориентированные задания

на уроках русского языка и литературы в 5 классе (из опыта работы)


1. Сказка П.Ершова «Конёк-горбунок»


1. Объяснить фразеологизмы. Задание на «5»


«Что в ногах им мочи было»

«И балясы начал снова»

«Стрелою полетел»

«Не ударил в грязь лицом»

«Ни жив ни мёртв лежит»

«Он и усом не ведёт»

2. Узнать героя. Задание на «4»


1. Вся, как зимний снег, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольца завитая.

6. Это – службишка, не служба;

Служба всё, брат, позади.


2. На земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет;

В холод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит.

7. Неча молвить, страх красивы!

Ножки красные у всех;

А хвосты-то – сущий смех!

Чай, таких у куриц нету…

3. Ахти, батюшки, пожар!

Эй, решёточных сзывайте!

Заливайте, заливайте!

8. Я с земли пришёл Землянской,

Из страны ведь христианской…

4. По три ночи, по три дня

В тёмном облаке ходила,

Всё грустила дп грустила,

Крошки хлеба не брала…

9. Снимет Бог с него невзгоду.

Вмиг все раны заживит,

Долгим веком наградит.

5. Ох, ты вечная гуляка,

И крикун, и забияка!

10. Два раза перекрестился, -

Бух в котёл – и там сварился!

3. Объяснить лексическое значение устаревших слов. Задание на «5»


Зельно пьян

Челядь

Держал его, как в жомах

Чтобы не было содому

Не отдавай ни за чёрную бабку

Постучали ендовой

Очи яхонтом блестели

Скоро сказка говорится,

Дело мешкотно творится

В ту седьмицу отведём-ка

Мы и слыхом не слыхали,

Чтобы льзя похорошеть!

4. Кому принадлежат эти предметы? Задание на «4»


1 Борода

1 Царь-девица

2 Перо

2 Месяц Месяцович

3 Шлюпка

3 Иван

4 Гусли

4 Царь

5 Шатёр

5 Кит

6 Перстень

6 Старшие братья

7 Каюта

7 Конёк-горбунок

8 Три луковки


9 Сеновал


10 Вилы, топор


11 Хлеб


12 Аршинные уши


5. Ответить на вопросы. Задание на «4»


1) Где находится Жар-птица?

2) Кто живёт в Солнцевом селенье?

3) Кто живёт на конюшенном заводе?

4) Кто является братом Царь-девицы?

5) Кого называют молокососом, холопом, дружком Ванюшей, молодцом?


2. Н.В.Гоголь. Рассказ «Заколдованное место».


Задания.

1. Вопросы.


1) Что называется рассказом?

2) Писатель и автор – это не одно и то же. Согласны? Почему?

3) Почему важно видеть образ автора?


2. Автор рассказа и рассказчик.


3. Литературный диктант.


1) Кто является рассказчиком?

2) Что повёз отец Фомы в Крым на продажу?

3) Что такое баштан?

4) Кто был с дедом на баштане?

5) Как дед назвал место, на котором во время танца его ноги становились

как деревянные?

6) У кого была на огороде голубятня?

7) Сколько раз был дед на поле, где он нашёл клад?

8) Где находился клад?

9) Что было в котле?

10) О ком говорит дед Максим: «У него правды и на копейку нет!»


4. Роль последнего абзаца. Роль финала. Чтение, анализ.


5. Почему рассказывает не Гоголь, а Фома Григорьевич?


6. Вопросы.


1) Что показалось вам смешным, а что – страшным в этом рассказе?

2) Какие испытания пришлось пройти деду Максиму в поисках клада?

Сумел ли он одолеть нечистую силу?

3) Чего хотел автор: развлечь, позабавить читателя, напугать, чему-то

научить?


7. Добро и зла в рассказе. Что побеждает? Почему?


8. Словарная работа «Найди нужное слово».


свитка

жеребец

люлька

соломенный шалаш

гетман

трубка для курения

кавун

начальник казацкого войска и верховный правитель

курень

арбуз

лошак

полукафтан, мужская верхняя одежда.


9. Что значит заколдованное место?


10. Работа по кластеру.


Кластер.


Какова роль клада в рассказе Н.В.Гоголя «Заколдованное место»?


дед Максим

правда обман

золото мусор, сор

хорошее место дурное место

  • нечистая сила

  • сатанинское наваждение

  • собачий сын


1. Золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг…стыдно сказать, что такое.

2. Плюнул дед, кинул котёл и руки после того вымыл.

3. Всё, что ни скажет враг Господа Христа, всё солжёт, собачий сын! У него

правды и на копейку нет.

4. Начинает класть кресты.

5. А то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнем.

6. Так вот как морочит нечистая сила человека!

7. На заколдованном месте никогда не было ничего доброго.


11. Каким человеком предстал перед вами Н.В.Гоголь?


Тема. Словосочетание.


Задания. Вопросы.

Предложения.

1) Найти простое предложение, в составе

которого есть определение.

2) Найти простое предложение, в составе

которого есть обстоятельство.

3) Найти простое предложение, в составе

которого есть все второстепенные

члены предложения.

4) Найти простое предложение, в составе

которого есть определение и

дополнение.

5) Найти сложное предложение, в составе

которого есть все второстепенные

члены предложения.

1) Я сидел у шалаша.

2) Над прибрежными зарослями камыша

промелькнула яркая бабочка.

3) Утренний клёв закончился.

4) Я люблю классическую музыку.

5) Вспорхнула птица с ветки сосны, и

посыпался с неё серебристый снег.

1) Составить предложения из слов.

1) Лёгкий, над, пролетел, верхушки,

ветерок, деревья.

2) Первый, на, зажглись, небо, звёзды.

1) Ответить на вопросы.

1) Что входит в состав предложения?

2) Может ли предложение состоять из одного словосочетания?

3) Могут ли в состав подлежащего входить

дополнения? Определения?

4) Какова роль этой цепочки? Слова,

словосочетание, предложение.

5) Составьте предложение по данной цепочке

слов.

Определение + подлежащее +

обстоятельство + сказуемое + дополнение.

Что вы можете сказать о словосочетании?


Тема. Словосочетание.

Задания.

1. Выделить словосочетания из каждого предложения.


1) Наступил знойный полдень.

2) Я разглядывал удивительную птицу.

3) Птица смотрела вниз на хрустальные воды реки.

4) Птица летала над рекой.

5) Я люблю маму за терпение.


2. В этих предложениях даны подчинительные словосочетания?

Аргументировать своё ответ.

3. Дополнить предложение (на ваш выбор) сочинительными

словосочетаниями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!