СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс диагностических методик Л.М. Шипицыной

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система психологической диагностики направлена на выявление отклонений психического развития детей младшего школьного возраста.

Комплекс методик психологической диагностики:

МЕТОДИКА 1. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

МЕТОДИКА 2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ

МЕТОДИКА 3. ПРОДОЛЖИ РЯД

МЕТОДИКА 4. ЗРИТЕЛЬНАЯ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

МЕТОДИКА 5. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

МЕТОДИКА 6. СЛУХОВАЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

МЕТОДИКА 7. РАСКРАШИВАНИЕ КРУЖКОВ

МЕТОДИКА 8. ОТЫСКИВАНИЕ ЧИСЕЛ (ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ)

МЕТОДИКА 9. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ

МЕТОДИКА 10. НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«Комплекс диагностических методик Л.М. Шипицыной»

КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Л.М. ШИПИЦЫНОЙ

МЕТОДИКА 1. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Назначение. Определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

Стимульный материал. Пять карт с изображением стандартизированного набора из 4-х предметов, один из которых не может быть сгруппирован с другими по общему с ними существенному признаку, то есть он лишний.

1-я карта: репа, яблоко, огурец, свекла;

2-я карта: шорты, кепка, ботинки, шуба;

3-я карта: ручка, нож, книга, карандаш;

4-я карта: шкаф, стул, стол, дверь;

5-я карта: самолет, автобус, пароход, тачка.


Инструкция. Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Почему? (Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?) Подумай, как назвать одним словом остальные предметы?


Процедура. В указанной последовательности предъявляются пять карт. Полный ответ ребенка по каждой карте вносится в протокол.

Протокол обследования

Карта

Ответ ребенка

Признаки обобщения

Наличие обобщающих слов

Уровень

обобщения

1-я: репа, яблоко, огурец, свекла









2-я: шорты, кепка, ботинки, шуба









3-я: ручка, нож, книга, карандаш









4-я: шкаф, стул, стол, дверь









5-я: самолет, автобус, пароход, тачка









Общий уровень _________


Обработка. Каждая карта оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию — отсутствию обобщающего слова.

Лишними предметами являются: яблоко, ботинки, нож, дверь, тачка.

Обобщающие слова: овощи, одежда, учебные принадлежности, мебель, средства передвижения (транспорт).

Оценка результатов

Уровни

Признак обобщения

Обобщающее слово

1

Существенный

есть

2

Существенный

нет

3

Функциональный

нет

4

Случайный

нет

5

Нет обобщения

нет

Общий уровень.

ОУ = (V, + V, + V, + V, + V,)/5


* Здесь и далее: ОУ — общий уровень выполнения задания. V, У? V, V, V, — уровень выполнения конкретного задания.

Интерпретация результатов

1-й уровень отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой несущественные (родовые) признаки. Ребенок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

2-й уровень отражает высокую способность к обобщению наглядно-образного материала. Ребенок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, но не всегда точно определяет обобщающее слово.

3-й уровень отражает достаточный уровень способности к обобщению наглядного материала, характерный для данного возраста. Ребенок умеет анализировать и обобщать известные ему предметы и явления. Может допускать ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово.

4-й уровень отражает недостаточную способность к обобщению наглядного материала. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным или функциональным признакам. Ребенок может анализировать и определять преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск обобщающего признака затруднен. Существенные признаки не называются.

5-й уровень отражает несформированность умения обобщать наглядный материал по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие слова заменяются описанием субъективного отношения к предметам.


МЕТОДИКА 2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ

Назначение. Изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

Стимульный материал. Три набора картинок, связанных между собой сюжетом: «Ключ», «Пловец», «Хитрецы».

Инструкция. Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ.

Процедура. Перед ребенком выкладываются картинки первого набора «Ключ» - k, l, u, ch. Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета и составить рассказ. Ребенок выполняет задание. Фиксируется особенности его деятельности, результаты которой могут быть отнесены к одному из пяти уровней.

Затем предлагается разложить по порядку картинки из второго набора «Пловец» и составить по ним рассказ. Последовательность предъявлений — p, o, е, v, c, l.

Правильный вариант разложения картинок р, l, о, v, е, c.

Далее предлагается разложить по порядку картинки третьего напора «Хитрецы» и составить по ним рассказ. Последовательность предъявлен» —e, i, h, y, z, t, r.

Обработка. Каждое из трех заданий оценивается следующими образом,

Правильный вариант разложения картинок: h, i, t, г, е, z, у.

1-й уровень — разложил без ошибок, без дополнительных» (поправочных действий;

2-й уровень — разложил верно, самостоятельно внеся поправки;

3-й уровень — сделал одну ошибку и при обосновании (на вопрос «Почему?») ее исправил;

4-й уровень — сделал одну ошибку и не справился с обоснованием;

5-й уровень — разложил картинки без установления логической последовательности или отказался выполнить задание.

Протокол обследования

№ набора


Выполнения


Уровень


1. Ключ






2. Пловец






3. Хитрецы






Рассказ ребенка.

Интерпретация результатов

1-й уровень отражает высокий уровень сформированности логического мышления, способность понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Ребенок быстро и точно устанавливает причинно-следственные связи. Способен обосновать правильность своего решения. Умозаключения правильны, суждения точны. Речь правильная, связная, эмоционально насыщенная.

2-й уровень отражает высокий уровень логического мышления. Ребенок достаточно быстро устанавливает причинно-следственные отношения между событиями, способен понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Допущенные ошибки обнаруживает самостоятельно и устраняет сам.

3-й уровень отражает достаточный уровень развития логического мышления. Ребенок практически самостоятельно выполняет все задания. Безошибочно устанавливает причинно-следственные отношения между небольшим числом событий. Самостоятельно исправляет ошибки при организующей помощи специалиста-психолога.

4-й уровень выражает недостаточную сформированность логического мышления. Ребенок способен установить причинно-следственные отношения между небольшим числом событий. Испытывает трудности при обосновании своего решения, часто ориентируется на субъективную логику видения событий. Замечает и исправляет ошибки с помощью специалиста-психолога.

5-й уровень отражает несформированность умения устанавливать причинно-следственные отношения между событиями. Ребенок выполняет задание чисто механически, вне логики событий. Неспособен объяснить свой вариант решения.


МЕТОДИКА 3. ПРОДОЛЖИ РЯД

Назначение. Выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений.

Стимульный материал. Четыре отдельных бланка с заданиями, цветные фломастеры.

Инструкция. Рассмотри внимательно, что нарисовано, продолжи рисуем так же, как здесь.

Процедура. Задания №1, №2, №3, №4 {рис. 5.1-5.4) предъявляются отдельно один за другим, начиная с задания №1 (рис. 5.1). При правильном выполнении задания №1 обследование прекращается.

Обработка. Учитывается правильность воспроизведения совокупности шести признаков: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величина, расположение относительно оси, направление штриховки.

Оценка результатов

1-й уровень— выполнено задание №1.

2-й уровень — выполнено задание №2.

3-й уровень— выполнено задание №3.

4-й уровень — выполнено задание №4.

5-й уровень — не выполнено ни одного задания.

Задание считается правильно выполненным, если школьник воспроизводит все шесть признаков. В случае нарушения хотя бы одного из них задание считается неправильно выполненным, и предлагается выполнить другое, менее сложное.

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.

Интерпретация результатов

1-й уровень отражает высокий уровень сформированное™ наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, выраженную способность к аналитико-синтетической деятельности, способность к целостному восприятию пространственных соотношений и самостоятельному прогнозированию последовательности расположения геометрических фигур в пространстве без опоры на образец. Ребенок способен точно воспроизвести заданную систему из 6 признаков фигур различной формы, заложенных в задании: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величина, расположение относительно оси, направление штриховки (рис. 5.1).

2-й уровень отражает высокий уровень сформированное™ наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, способность к аналитико-синтетической деятельности, способность к воспроизведению пространственных отношений в заданной последовательности фигур с опорой на образец, расстояние между ними, цвет, величина, расположение относительно оси, направление штриховки с опорой на образец (рис. 5.2).

3-й уровень отражает достаточную способность к анализу и синтезу на пространственном уровне. Ребенок способен точно воспроизводить совокупность таких заданных признаков, как последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величина, расположение относительно оси, направление штриховки одинаковых по форме фигур (рис. 5.3).

4-й уровень отражает способность к анализу и синтезу на пространственном! уровне, к воспроизведению пространственных отношений между геометрическими фигурами. Причинно-следственные отношения не устанавливаются. Закономерности, лежащие в расположении геометрических фигур в пространстве, определяются и воспроизводятся в ограниченном объеме, в пределах одной величины и формы с опорой на образец (рис. 5.4).

5-й уровень отражает недостаточную сформированность для данного возраста пространственного мышления. Ребенок испытывает трудности даже при воспроизведении элементарного ряда одинаковых по величине и форме геометрических фигур. Возможно простое манипулирование с бланком задания вместо его выполнения.


МЕТОДИКА 4. ЗРИТЕЛЬНАЯ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Назначение: Определение объема зрительного непроизвольного запоминания.

Стимульный материал. Набор из 10 картинок.

1. Роза 6. Чайник

2. Гриб 7. Груша

3.Утюг 8. Собака

4. Машина 9. Диван

5. Арбуз 10. Кукла.

Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них.

Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребенку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.

Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по

ному баллу.

Оценка результатов

1-й уровень — 10 правильных названий (баллов).

2-й уровень — 9 - 8.

3-й уровень — 7 - 6.

4-й уровень — 5 - 4.

5-й уровень — 3 и менее баллов.

Протокол обследования Картинка: роза. Воспроизведение:

19

Картинка: гриб. Воспроизведение:

Картинка: утюг. Воспроизведение:

Картинка: машина. Воспроизведение:

Картинка: арбуз. Воспроизведение:

Картинка: чайник. Воспроизведение:

Картинка: груша. Воспроизведение:

Картинка: собака. Воспроизведение:

Картинка: диван. Воспроизведение:

Картинка: кукла. Воспроизведение:

Уровень выполнения задания.

Интерпретация результатов

1-й уровень отражает большой объем непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание.

2-й уровень отражает достаточно большой объем непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.

3-й уровень отражает соответствующий возрасту объем непроизвольной зрительный памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание.

4-й уровень отражает недостаточный объем непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание.

5-й уровень отражает низкую способность к непроизвольному запоминанию.


МЕТОДИКА 5. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Назначение. Определение объема зрительного произвольного запоминай и Стимульный материал. Набор из 10 картинок.

1. Кот б. Пирамида

2. Зонт 7. Рыба

3. Ранец 8. Бабочка

4. Стул 9. Ведро

5. Часы 10. Еж

Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано.

Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребенку предлагается назвать предметы, которые запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.

Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.

Оценка результатов:

1-й уровень — 10 правильных названий (баллов).

2-й уровень — 9-8.

3-й уровень — 7-6.

4-й уровень — 5-4.

5-й уровень — 3 и менее баллов.

Протокол обследования:

Картинка; кот. Воспроизведение:

Картинка: зонт. Воспроизведение:

Картинка: ранец. Воспроизведение:

Картинка: стул. Воспроизведение:

Картинка: часы. Воспроизведение:

Картинка: пирамида. Воспроизведение:

Картинка: рыба. Воспроизведение:

Картинка: бабочка. Воспроизведение:

Картинка: ведро. Воспроизведение:

Картинка: ёж. Воспроизведение:

Уровень выполнения задания

Интерпретация результатов:

1-й уровень отражает большой объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.

2-й уровень отражает достаточно большой объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.

3-й уровень отражает соответствующий возрасту объем произвольной зрительный памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.

4-й уровень отражает недостаточный объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество зрительной информации при установке на запоминание.

5-й уровень отражает низкую способность к произвольному запоминанию. Сохранение информации затруднено.


МЕТОДИКА 6. СЛУХОВАЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Назначение. Определение объема слухового запоминания словесного материала.

Стимульный материал. Набор из 10 слов.

1.Гора 6. Мыло

2. Звезда 7. Весна

3. Окно В. Очки

4. Булка 9. Книга

5. Ручка 10. Белка

Инструкция. Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Процедура. Слова произносятся в медленном темпе однократно и отчетливо,

приблизительно одно слово в секунду). После предъявления экспериментатором всех десяти слое, они сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведенных слов.

Обработка. За каждое правильно воспроизведенное слово выставляете по одному баллу. Изменение слова (солнце — солнышко, окно — окна) считается ошибкой.

Оценка результатов:

1-й уровень — 10 правильно воспроизведенных СЛОВ (баллов);

2-й уровень — 9-8;

3-й уровень — 7-6;

4-й уровень — 5-4;

5-й уровень — 3 и менее баллов.

Протокол обследования Слова: гора. Воспроизведение:

Слова: звезда. Воспроизведение: Слова: окно. Воспроизведение: Слова: булка. Воспроизведение: Слова: ручка. Воспроизведение: Слова: мыло. Воспроизведение: Слова: весна. Воспроизведение: Слова: очки. Воспроизведение: Слова: книга. Воспроизведение:

Слова; белка. Воспроизведение:

Уровень выполнения задания

Интерпретация результатов

1-й уровень отражает большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.

2-й уровень отражает достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.

3-й уровень отражает соответствующий возрасту объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.

4-й уровень отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.

5-й уровень отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено.


МЕТОДИКА 7. РАСКРАШИВАНИЕ КРУЖКОВ

Назначение. Определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.

Стимульный материал. Тестовый бланк, на котором нарисованы контуры кружков диаметром 10 мм, простой мягкий карандаш.

Инструкция. Закрась эти кружки. Работай быстро и аккуратно, старайся не пропускать ни одного. Закрасишь одну строчку, переходи ко второй. Так работай до команды «стоп».

Процедура. Ребенок закрашивает 15 кружков, после чего его останавливают командой «стоп».

Обработка. Каждый кружок оценивается отдельно следующим образом: 4 балла— закрашивание ровное, одинаковой интенсивности и одного

направления; 3 балла — нарушение границ кружка (выход за границу, недоводка до

границы), но направление и интенсивность закрашивания одинаковые,

ровные; 2 балла — нарушение границ, разнонаправленность закрашивания внутри

кружка и различная интенсивность закрашивания; 1 балл — штриховка кружка параллельными линиями. Затем вычисляется общая сумма закрашенных 15 кружков

Количество закрашенных кружков

Первичная оценка


Количество кружков


Сумма баллов


По 4 балла





По 3 балла




По 2 балла




По 1 баллу







Оценка результатов:

1-й уровень — 60—59 баллов.

2-й уровень — 58—40 баллов.

3-й уровень— 39—21 балл.

4-й уровень — 20—11 баллов.

5-й уровень — 10 баллов и ниже.

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.

Интерпретация результатов:

1-й уровень отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Способность длительное время выполнять однообразную работу, сохраняя точность и аккуратность.

2-й уровень отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Ребенок способен длительное время выполнять однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в отдельных случаях недостаточно соблюдаются.

3-й уровень отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребенок способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы могут нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.

4-й уровень отражает недостаточный уровень саморегуляции. Ребенок неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.

5-й уровень отражает несформированность механизмов саморегуляции и. Ребенок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к достижению цели. Неспособен длительное время выполнять монотонную работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности.


МЕТОДИКА 8. ОТЫСКИВАНИЕ ЧИСЕЛ (ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ)

Назначение. Изучение объема внимания, его устойчивости, психического тем па.

Стимульный матер иол. Пять таблиц с числами от 1 до 25, расположенными в случайном порядке, секундомер, указка.

Инструкция. Посмотри внимательно на таблицу с числами. Тебе нужно ка* можно быстрее найти числа по порядку от 1 до 25. Каждое число покажи указкой и назови вслух.

Обработка. Высчитывается среднее (д время выполнения задания, характеризующее объем внимания, по формуле:

где г — время выполнения задания по каждой из таблиц.

Оценка результатов.

1-й уровень — 30—39 сек.

2-й уровень — 40—49 сек.

3-й уровень — 50—59 сек.

4-й уровень — 60—89 сек.

5-й уровень — 90 сек. и выше.

Помимо этого, выявляются динамические характеристики активного внимания: врабатываемостъ, неустойчивость, истощаемость, определяемые при сравнении времени, затрачиваемого на выполнение заданий по каждой из соответствующих таблиц.

Показателем врабатываемости является значительное уменьшение времени выполнения задания по второй таблице в сравнении с первой (^—1).

Показателем истощаемости является увеличение времени выполнения задания по последней таблице по сравнению с первой (1^^).

Показателем неустойчивости внимания служат колебания времени выполнения задания по каждой из таблиц в сравнении со средним временем: Г, — г^

Протокол обследования

Врабатываемость

Таблицы


Время


1




2




3




4




5




Неустойчивость____Устойчивость_____Истощаемость______

Общий уровень:

Интерпретация результатов

1-й уровень отражает высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребенок способен на длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд.

2-й уровень отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивости произвольного внимания, высокий темп сенсомоторных реакций, быстроту, врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребенок способен на длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд, самостоятельно замечать исправлять ошибки.

3-й уровень отражает достаточную концентрацию и устойчивость произвольного внимания, достаточный темп сенсомоторных реакций. При этом возможны варианты: быстрая врабатываемость может сопровождаться медленным темпом выполнения задания, а медленная врабатываемость — высоким темпом сенсомоторных реакций. Ребенок способен лишь недостаточно длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти ограниченный цифровой ряд. Не замечает и не исправляет ошибки.

4-й уровень отражает недостаточную сформирован и ость активного внимания. Увеличение времени выполнения задания обусловлено или умеренной неустойчивостью внимания в виде «застревания» в поиске отдельных чисел; или равномерным замедлением темпа психической деятельности при выполнении заданий; или умеренной истощаемостью психической работоспособности.

5-й уровень отражает выраженную несформированность активного внимания, проявляющуюся в явной неустойчивости психической деятельности, или в замедленности темпа или в истощаемости.


МЕТОДИКА 9. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ

Назначение. Определение мотивов к учению.

Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением ситуаций. На одной стороне карты изображен вариант для мальчиков, на другой для девочек.

Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребенка ранец за спиной. Видно здание школы с вывеской «Школа» (внешний мотив; рис. 10.1-а, 10.1-6).

Карта 2. Мальчик (девочка) за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив; рис. 10.2-а, 10.2-6).

Карта 3. На картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив; рис. 10.3-а, 10.3-6).

Карта 4. На улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображен с портфелем. Рядом мальчик (девочка) с ранцем. Видна четко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости; рис.10.4-а. 10.4-6).

Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идет в противоположную сторону (отрицание мотива учебы; рис. 10,5-а, 10.5-6).

Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив; рис. 10.6-а, 10.6-6). Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя мальчиками (девочками). У одного ребенка раскрыт дневник с пятеркой (пятерка должна быть видна), ребенок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха; рис. 10.7-а, 10.7-6).

Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе и показывать картинки. будь внимателен. Затем я задам тебе вопросы.

Процедура. Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола, обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребенком выкладывается карта 1.

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я все равно учился бы». Выкладывается карта 2.

Третий мальчик (девочка) сказал: «А я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карта 3.

Четвертый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был маленький ^аленькая)». Выкладывается карта 4.

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта 5.

Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься, и можешь стать кем хочешь», выкладывается карта 6.

Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.

После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса:

1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?

2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?

3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?

4. На какой картинке нарисован ты? Почему?

Ответы ребенка записываются в протоколе.

Обработка. Мотив определяется па основе выбора карты.

1-я карта — внешний мотив;

2-я карта — учебный мотив;

3-я карта — игровой мотив;

4-я карта — мотив взрослости;

5-я карта — отрицание мотива учения;

6-я карта — социальный мотив;

7-я карта — мотив успеха.

Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора. Определяется осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив. Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивы* считается мотив, выбранный 4(3) раза, неустойчивым — 1(2) разе.

Протокол обследования

Вопросы


Ответы

1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?





2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?




3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?




4. На какой картинке нарисован ты? Почему?




Ведущий мотив Устойчивость Неустойчивость


Интерпретация результатов

1-й уровень отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к обучению в школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу быть грамотным», «хочу знать все» и т. п. Ребенок осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с отчетливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми.

2-й уровень отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя.

3-й уровень отражает достаточную мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда активно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получений новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребенок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику обучения и его отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознает не в полной мере, авторитет учителя признает частично.

4-й уровень отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину.

5-й уровень отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированное™ какого-либо отношения. Ребенок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его особой роли.


МЕТОДИКА 10. НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Назначение. Выявление проблемных зон в системе личностных отношен ребенка, а том числе к семье, к отцу, к матери, к самому себе, к друзьям.

Стимульный материал. Бланк с незаконченными предложениями.

Инструкция. Сейчас я назову тебе начало предложения, а ты придумай окончание.

Процедура. Ребенку последовательно зачитывают предложения, напечатанные на бланке. Ребенок заканчивает предложения, что фиксируется в протокол

Обработка. Для каждой группы предложений выводится характеристик! определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой.

Большинство знакомых мне семей.......

1. Несчастливы, не дружные, разошлись: «—2»

2. Не очень дружные, нервные: «—1»

3. Все одинаковые: «О»

4. Нормальные: «+1»

5. Очень дружные, счастливы: «+2»

заносятся баллы, полученные по разным зонам отношений.

Протокол обследования

Зоны отношений


Система отношений ребенка (баллы)


Ответы ребенка


I. Отношение к отцу






II. Отношение к себе






III. Отношение к среде






IV. Отношение к друзьям






V. Отношение к семье






VI. Отношение к матери







Прилагается бланк с выполненным заданием.

Незаконченные предложения:

1. Думаю, что мой папа редко____________________________________________________

2. Если все против меня, то______________________________________________________

3. Знаю, что глупо, но боюсь ____________________________________________________

4. Думаю, что настоящий друг___________________________________________________

5. По сравнению с другими семьями моя семья _____________________________________

6. Моя мать и я________________________________________________________________


7. Если бы мой папа только захотел_______________________________________________

8. Думаю, что я достаточно большой, чтобы _______________________________________

9. Мои одноклассники не знают, что я боюсь _______________________________________

10. Не люблю ребят, которые ____________________________________________________

11. Мама обращается со мной, как с ______________________________________________


12. Мне хотелось бы, чтобы мой папа_____________________________________________

13. Мне нравится в себе то_______________________________________________________

15. Хотелось бы мне перестать бояться____________________________________________

16. Больше всего люблю тех ребят, которые________________________________________

17. Большинство знакомых мне семей_____________________________________________

18. Считаю, что все мамы_______________________________________________________


19. Думаю, что мой папа________________________________________________________

20. Когда мне не везет, я________________________________________________________

21. Когда мне страшно, мне приходится___________________________________________

22. Когда меня нет, мои друзья___________________________________________________

23. Когда я был маленький, моя семья_____________________________________________

24. Я люблю свою маму, но______________________________________________________

Интерпретация результатов.

Проблемными зонами считаются те зоны отношений ребенка, которые получили отрицательные оценки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!