Комплекс тестовых заданий для учащихся
5 класса ПО ТЕМЕ «Фонетика. Орфоэпия».
Класс: 5
Предмет: русский язык
Уровень сложности: базовый
Тип КОТЗ: при закреплении или проверке изученного материала
Время выполнения – 40 минут.
Уровень сложности – базовый
Объект оценки:
Личностные УУД:
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
установление причинно-следственных связей, выведение следствий;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
осуществлять анализ объектов с выделением существенной и несущественной информации.
Коммуникативные УУД:
умение аргументировать свою позицию, оценку, выбор;
умение отвечать на вопросы (общие, специальные, разделительные, альтернативные) кратким или развернутым ответом;
выполнение индивидуальных и групповых тестовых заданий с последующей самопроверкой или взаимопроверкой;
умение выражать свои мысли в письменной речи.
Регуляционные УУД:
умение обучающихся планировать свою деятельность при решении КОТЗ;
выполнение задания в соответствии с поставленной целью / планом;
анализ результатов по диагностическим признакам и результату деятельности контроля и коррекции;
проявление способности самоопределяться в ситуациях учебной деятельности.
Предметные результаты:
Инструкция для учащихся по выполнению тестовой работы.
Перед вами бланк с заданиями для проверки знаний по русскому языку. Внимательно прочитайте инструкцию по выполнению каждого задания, а затем текст задания. Советуем выполнять задания по порядку. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольше количество баллов.
Желаем успеха!
Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.
Инструкция: выберите вариант ответа, который Вы считаете правильным.
1. Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются
1) звуки;
2) морфемы;
3) части речи;
4) члены предложения.
Правильный ответ: 1
Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
2. Задания с выбором нескольких (множественным выбором) правильных ответов из фиксированного набора вариантов.
Инструкция: выберите три верных утверждения.
Согласные звуки бывают …
звонкими
ударными
мягкими
сонорными
Правильный ответ: 134, верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.
Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов
3. Задание на завершение предложения
Инструкция: вставьте пропущенное слово.
Орфоэпия – это раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и_____________________ в словах
Правильный ответ: ударения
Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
4.Задание на исключение лишнего.
Инструкция: Выпишите лишний термин из перечисленных и дайте краткое обоснование.
Гласный, согласный, безударный, морфема
Правильный ответ: морфема, все, кроме морфемы, характеристики звуков
Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
5. Задания на установление соответствия.
Инструкция: Сопоставьте правила с примерами, заполните таблицу в бланке ответов:
какие орфограммы зависят:
Характеристика звука(ов) | Примеры |
А) все согласные твердые Б) количество букв и звуков не совпадает В) все согласные глухие Г) 6 букв, 5 звуков Д) ударение падает на четвертый слог | успех рожь сердце яблоко благородный |
Правильный ответ:
Критерии оценивания: ответ не содержит ошибки – 3 балла; ответ содержит 1 ошибку– 2 балла; в ответе 2 ошибки – 1 балл, в ответе больше 2 ошибок – 0 баллов .
6. Задания с альтернативным ответом.
Инструкция: Если Вы согласны с утверждением, ответьте «Да », если не согласны – «Нет ». Сделайте отметку в соответствующем столбце ответов.
№ п/п | Утверждение | Да | Нет |
1 | Буквы е,ё,ю,я могут обозначать сочетания двух звуков | | |
2 | Гласные звуки бывают ударными и звонкими | | |
3 | В сочетаниях ч,щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется | | |
4 | Буквы ь,ъ звуков не обозначают | | |
5 | В сонорных согласных шум преобладает над голосом | | |
6 | Гласных звуков больше, чем согласных | | |
Правильный ответ:
№ п/п | Утверждение | Да | Нет |
1 | Буквы е,ё,ю,я могут обозначать сочетания двух звуков | + | |
2 | Гласные звуки бывают ударными и звонкими | | + |
3 | В сочетаниях ч,щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется | + | |
4 | Буквы ь,ъ звуков не обозначают | + | |
5 | В сонорных согласных шум преобладает над голосом | | + |
6 | Гласных звуков больше, чем согласных | | + |
Критерии оценивания: ответ не содержит ошибки – 2 балла; ответ содержит от 1 до 3 ошибок – 1 балл; в ответе больше 3 ошибок – 0 баллов.
7. Задания на сортировку.
Инструкция: сгруппируйте слова по признаку: а) в словах количество букв и звуков не совпадает; б) в словах количество букв и звуков совпадает
Запишите выбранные цифры в бланк ответа без пробелов и запятых.
Боец, стоят
Люди, рюкзак
Ходьба, праздник
Съёмка, закон
Счастье, теннис
в словах количество букв и звуков не совпадает | в словах количество букв и звуков совпадает |
| |
Правильный ответ:
в словах количество букв и звуков не совпадает | в словах количество букв и звуков совпадает |
15 | 234 |
Критерии оценивания: ответ не содержит ошибки – 2 балла; ответ содержит 1 ошибку– 1 балл; в ответе больше 1 ошибки – 0 баллов.
8. Задания на установление правильной последовательности.
Инструкция: Укажите последовательность действий при фонетическом разборе слова . Запишите выбранные цифры в бланк ответа без пробелов и запятых.
1.Дать характеристику гласным звукам
2.Выделить в слове слоги, поставить ударение
3. указать количество букв и звуков в слове
4. дать характеристику согласным звукам
Правильный ответ: 2 143
Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
9. Задание на дополнение.
Инструкция: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка словосочетания, которые необходимо вставить на место пропусков. Запишите выбранные цифры в бланк ответа без пробелов и запятых.
Когда мы говорим, то произносим___________ . Их называют______________. Звуки бывают гласные и ______________. Звуки речи изучает____________ .
буква
звук
фонетика
Звуки речи
согласные.
Правильный ответ: 2453
Критерии оценивания: правильный ответ – 2 балла; допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более одной ошибки или неправильный ответ – 0 баллов.
10. Задание с неструктурированным ответом
Инструкция: Составьте схему, используя все предложенные термины.
Звонкие, твердые, гласные, глухие, ударные, мягкие, согласные, безударные
Правильный ответ:
Звуки речи
гласные
согласные
твердые
твердые
мягкие
Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Шкала перевода баллов в оценку
Количественная характеристика в % | Количественная характеристика в итоговой сумме баллов за тест | Уровень овладения УУД | Итоговый балл за тест |
85–100 % правильно выполненных ТЗ | 14 - 15 баллов | соответствует «высокому» уровню овладения УУД | «5» |
70–84 % правильно выполненных ТЗ | 11 - 13 баллов | соответствует «повышенному» уровню овладения УУД | «4» |
50–69 % правильно выполненных ТЗ | 8 – 10 баллов | соответствует «базовому» уровню овладения УУД | «3» |
менее 50 % правильно выполненных ТЗ | До 8 баллов | соответствует «низкому» уровню овладения УУД | «2» |
Спецификация оценивания УУД
№ задания | Планируемые результаты | Тип задания | Уровень сложности |
1 | Познавательные УУД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов | базовый |
2 | Познавательные УУД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задание на множественный выбор | базовый |
3. | Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задание на завершение предложений | базовый |
4. | Познавательные УДД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задание на исключение лишнего | базовый |
5. | Познавательные УУД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задание на установление соответствия | базовый |
6. | Познавательные УУД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задание с альтернативным ответом | базовый |
7. | Познавательные УДД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задание на сортировку (ранжирование). | базовый |
8. | Познавательные УДД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задания на установление правильной последовательности | базовый |
6. | Познавательные УДД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задание на сортировку (ранжирование). | базовый |
7. | Познавательные УДД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задание на исключение лишнего | базовый |
8. | Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задание на завершение предложений | базовый |
9. | Познавательные УДД: Коммуникативные УУД: Регуляционные УУД: Личностные УУД: | Задание на дополнение | базовый |
10. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; умение понимать информацию, представленными разными способами. Коммуникативные УУД: Регуляционные УУД: | Задание с неструктурированным ответом | базовый |