СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений по здоровьесбережению обучающихся на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс упражнений для глаз

 

1.Взгляд направлять последовательно влево-вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 10 раз.)

2.Взгляд смещать по диагонали: влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений по здоровьесбережению обучающихся на уроках.»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru















Комплекс упражнений по здоровьесбережению

обучающихся на уроках.



2020-2022 уч.год.






Учитель нач.классов: Финаева О.С.
















Комплекс упражнений для глаз


1.Взгляд направлять последовательно влево-вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 10 раз.)

2.Взгляд смещать по диагонали: влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.

3.Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение сначала быстро, а затем как можно медленнее.

4.Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз.

5.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.Повторить 4-5 раз.

6.Крепко зажмурить глаза(считать до3), открыть их и посмотреть вдаль(считать до 5). Повторить 4-5 раз.

7.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, поворачивая голову, за медленными движениями указательного паль ца вытянутой руки влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.

8.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 10=-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

9.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.Повторить 1-2 раза.

10.Ах. как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо)

Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза руками)

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо,вверх-влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)



Дыхательная гимнастика

Правила выполнения.

1.Во время упражнений дышать только через нос.

2.Все вдохи-выдохи делаются в режиме строевого шага.

3.Гимнастика выполняется под счет на 8 (Уч-ся считают только про себя: «и» -вдох, «цифра»-выдох).

4.Вдох делается одновременно с движением.

5.Минимальное количество упражнений-3.

Комплексы  упражнений.

«Ладошки»

И. п.- встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя.

Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в кулаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей паузой 3-4 секунды.Норма-24 раза по 4 вдоха.

«Погончики»

И. п.- встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса.

В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений, с перерывами между 8(3-4 секунды).Выполняется стоя, сидя, лежа.

«Кошка»

И. п.- встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола.

На вдохе делается полуприсед с одновременным поворотом туловища влево или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.

«Насос»

И. п.- встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.

На вдохе делается легкий наклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не входить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена.

«Проколотый мяч»

Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитируйте свист воздуха из проколотого мяча.

«Звукоподражание»

Воспроизведите различные звуки из живой природы и окружающей жизни: свист ветра, писк комара, рокот мотора и т.п..

«Цветочный магазин»

И.п.- стоя.

Делая вдох, представьте себе, что нюхайте цветок(ребра расширяются, низ живота подтягивается).Выдох медленный и плавный. Выполнять 3-4 раза.

«Маятник головой»

И. п.- встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.

Опусти голову вниз, резкий короткий вдох. Поднять голову вверх - тоже вдох. Выдох происходит пассивно при смене позиций.

«Свеча»

Взять узкую полоску бумаги, представить себе, что это свеча. Делать медленный выдох в ее направлении. Выдыхаемая струя должна быть без резких колебаний. Бумага контролирует ровность воздуха. «Задуть» 3-5 воображаемых свечей на выдохе. Вдох должен быть максимально глубоким.

«Повороты головой»

И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.

Поворот головой вправо-шумный короткий вдох. Поворот головы влево- шумный короткий выдох .Посередине голова не останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.

Упражнения для формирования правильной осанки.

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.


Наклоняемся с хлопком.

Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка. хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо

(Поворот головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного.

{Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку.

(Дети садятся за парты.)


Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)


Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)







Комплекс 1

Физкультминутка "Тюша-толстячок" 

Тюша-Плюша толстячок спрятал шапку в сундучок.

В сундуке проснулась мышка, мышка - серая глупышка.

Только шапку увидала - сразу в обморок упала. 

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - руки на пояс; 2 - руки к плечам; 3 - руки вверх; 4 - руки через стороны вниз и в и.п. 4 раза, темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - отвести локти назад, прогнуться, левую ногу в сторону - на носок; 2 - 3 - держать; 5 - 6 - и.п.; то же правой ногой. 6 раз, темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад; 2 - 4 - держать; 5 - 6 - и.п. 4 раза, темп медленный.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - наклон туловища вперед, руки в стороны; 2 - и .п. 4 раза, темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1- поворот головы направо; 2 - и.п.; 3 - 4 - поворот головы налево; 5 - и.п.; 6 - руки через стороны вверх; 7 - и.п. 4 раза, темп медленный.

6. И.п. - о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук 30 с. В и.п. - глаза открыть.

Методические указания

Упражнения для укрепления зрительного анализатора отмечены сплошной линией.

При выполнении некоторых упражнений придерживайтесь следующих правил:

Упр. 2 - отводя локти назад, вдохнуть, плечи развести, хорошо сблизить лопатки, удерживать напряжение, ногу в колене выпрямить.

Упр. 3 - выполняя наклон туловища назад, ноги в коленях не сгибать, хорошо сблизить лопатки.

Упр. 4 - поворачивая голову в сторону, смотреть в сторону и назад, в и.п. - смотреть прямо (укрепление прямых и косых мышц глаза).

Упр. 5 - массируя веки, нельзя сильно давить на глазные "яблоки".





Игра "Солнечный зайчик" 

Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу

комнатку.

Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку. 

Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает "зайчика" и говорит:

Скачут побегайчики, солнечные зайчики.

Мы зовем их - не идут,

Были тут и нет их тут. 

Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: "Где зайка?" говорят и показывают рукой.

Методические указания

Игра способствует закреплению стереотипа правильной осанки и тренирует зрительный аппарат.



Игра "Радуга" 

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга-дуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На травушку шелковую,

На речку бирюзовую,

На желтенький песок! 

Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами "увидеть" заданный цвет. По истечении 3 - 5 с учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры - 30 с.

Методические указания

Игра "Радуга" - это игра на воображение. Как созерцание, так и представление различных цветов радуги оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка. Так, синий цвет положительно влияет на зрение и слух; желтый - на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый - на сердечно-сосудистую систему. Красным цветом нельзя злоупотреблять: он возбуждает нервную систему.


Игра "Одуванчик" 

Дети сидят за партами, на столах у них лежит по нескольку фишек: желтые, синие, красные, оранжевые. Малыши внимательно смотрят и запоминают их расположение. Затем закрывают глаза. Учитель говорит:

В желтой шапочке стоит, словно солнышко

горит.

Вот проходит день за днем - желтой шапки

нет на нем. 

Очень тихо учитель меняет желтую фишку на белую у нескольких школьников. Дети открывают глаза и пытаются обнаружить произошедшие изменения. Учитель спрашивает: "У кого из вас созрел одуванчик?". Игра снова повторяется. Ее общая продолжительность - 20 - 30 с.

Методические указания

Вместо фишек можно использовать кружки из цветной бумаги. У некоторых учащихся учитель просто меняет фишки местами. Можно рекомендовать детям плотно зажмурить глаза. Речитатив можно усложнить, добавив слова:

В шапке он уже другой - нежно-белый, пуховой! 

Для формирования стереотипа правильной осанки, сидя за партой, дети принимают положение: руки за спину, пальцы переплетаются, плечи разведены.




Комплекс 2

Физкультминутка "Будильник" 

Мой будильник поутру

Сам гуляет по двору.

А когда вставать мне нужно,

В первый класс идти пора,

Мой будильник непослушный убегает со двора! 

1. И.п. - о.с. отвести руки назад, ладонями вперед; 2 - 3 - держать; 4 - и.п. 4 - 6 раз, темп средний.

2. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре сзади. 1 - принять положение "угол"; 2 - 3 - держать; 4 - и.п. 4 раза, темп медленный.

3. И.п. - сидя за партой, руки на столе. Попеременные движения ногами: пятка, носок. 15-20 с, темп средний.

4. И.п. - сидя на стуле, руки на поясе, локти в стороны, пятки вместе, носки врозь.

Имитация загребания песка ногами (дугообразные движения стопами через стороны вперед, носки соединить, пятки в стороны, подтянуть стопы под себя).

Можно также "нарисовать" стопами букву "Ф" 6 раз, темп средний.

Методические указания

Речитатив произносит учитель, дети повторяют лишь слова: "В первый класс идти пора... убегает со двора".

В упр. 1 напрячь мышцы, сближающие лопатки, голову держать прямо. Выполняя упр. 2, ноги выпрямить, носки оттянуть, плечи развернуть, смотреть прямо. Упражнение поочередно выполняет один, затем другой ряд. При имиации загребания стопами песка точкой опоры должен быть внешний свод стопы, пальцы ног поджаты.









Комплекс 3

Физкультминутка "Утята" 

Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят,

В воду пять утят глядят, а купаться не хотят. 

1. И.п. - стойка ноги вместе, руки перед грудью, согнутые в локтях. Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине. 20 с, темп медленный.

2. И.п. - о.с. Имитация ныряния солдатиком (присед, руки через стороны вверх). 20 с, темп средний.

3. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре, держаться за сиденье стула. Имитация ногами плавания стилем брасс. 20 с, темп средний.

Методические указания

Речитатив полностью произносит учитель. Выполняя упр. 1, хорошо сближать лопатки, смотреть прямо. В упр. 2 спину держать ровно, вперед не наклоняться. Упр. 3 выполняется рядами поочередно. Следить, чтобы дети хорошо подтягивали колени к животу, стопы на себя и затем выталкивали их по полукругу (как лягушка).



Комплекс 4

Физкультминутка "Гости" 

Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, "косой", волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог разделить на всех пирог. 

1. И.п. - стойка ноги вместе, руки, согнутые в локтях, за спину: 1 - глаза зажмурить; 2 - 3 - держать; 4 - глаза открыть. 4 - 6 раз, темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь: 1 - наклон туловища вперед, руки на затылок, локти в стороны; 2 - и.п. 4 - 6 раз, темп медленный.

3. И.п. - о.с. Отвести левую ногу назад-на носок, руки на пояс; 2 - и.п.; 3 - 4 - то же, правую назад-на носок. 4 - 6 раз, темп средний.

4. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре за сиденье стула. Имитация движений "велосипед". 30 с, темп средний.

5. И.п. - о.с. Ходьба на месте на внешнем своде стопы. Руки за спину, пальцы переплетены. 20 с, темп средний, руки через стороны вверх - вдох; и.п. - выдох.

Методические указания

Выполняя упражнения, сохранять правильную осанку.                                                                                                                                                                                                                                                                  









Памятка для родителей 1

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка?

Для того  чтобы зарядка стала для вашего ребенка-первоклассника необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  • Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.

  • Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.

  • Превращать утреннюю гимнастику в праздник бодрости и поднятия духа.

  • Включать веселую и ритмичную музыку.

  • Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.

  • Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.

  • Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.

  • Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.

  • Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.

  • Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.


Памятка для родителей 2


 Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассником?

Оздоровительная минутка проводится через каждые 1-15 минут выполнения домашних заданий.

  • Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.

  • Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т.д.

  • Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения.

Они могут быть такими:

  1. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.

  2. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.

  3. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно её поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

  4. После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.

  5. Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.

  6. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.

  7. Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

Приложение 1.
I. Стоя около парты
Комплекс 1
1. И. п. – основная стойка, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны;
4 – исходное положение.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз. 1 – руки вверх; 2–3 – наклона вперед, хлопки по коленям; 4 – исходное положение.
3. И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И. п. – основная стойка, руки перед грудью.
1 – руки вверх; 2 – наклон вправо; 3 – выпрямиться; 4 – исходное положение.
5. И. п. – основная стойка, руки перед грудью.
1–4 – вращение кисти одной руки вокруг другой; 5–8 – в другую сторону.
Комплекс 2
1. И. п. – руки скрещены за спиной с захватом за предплечья (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы).
1–2 – подняться на носки; 3–4 – исходное положение.
2. И. п. – основная стойка, руки на пояс. 1–3 – пружинистые полуприседания; 4 – исходное положение.
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам.
1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево. 4. И. п. – стойка ноги вместе, руки на пояс.
1 – прыжком поворот вправо; 2 – исходное положение. То же с поворотом влево.
Комплекс 3
1. И. п. – основная стойка, руки вниз. 1–4 – поднимая руки вверх, сжимать и разжимать пальцы; 5–8 – опуская руки вниз.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1 – поворот вправо, руки за голову; 2 – исходное положение. То же влево. 3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс.
1 – поднять согнутую в колене ногу, хлопнуть по колену (1–2-й классы), хлопнуть под коленом (3–4-й классы); 2 – исходное положение. То же другой ногой.
4. И. п. – стойка руки на пояс.
1 – прыжком ноги врозь; 2 – исходное положение. Повторить 3–4 раза.
Комплекс 4
1. И. п. – стойка ноги вместе, кисти к плечам.
1 – руки вверх; 2 – руки в стороны; 3 – руки вверх; 4 – исходное положение.
2. И. п. – основная стойка, руки вниз. 1 – наклон вправо, руки на пояс; 2 – исходное положение. То же влево.
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны.
1 – наклон вперед, коснуться голени (1–2-й классы), коснуться носка (3–4-й классы); 2 – исходное положение.
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1 – руки к плечам; 2 – исходное положение.
Комплекс 5
1. И. п. – основная стойка, руки вниз. 1–2 – руки через стороны вверх; 3–4 – опустить – исходное положение.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1–2 – дугами руки вверх, наклон вправо; 3 – наклон влево; 4 – исходное положение.
3. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища;
2 – исходное положение. То же влево.
4. И. п. – основная стойка, руки вверх (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы).
1–2 – присед, руки вперед; 3–4 – исходное положение.
Комплекс 6
1. И. п. – основная стойка, руки вниз. 1 – поднять руки к плечам; 2 – руки вверх; 3 – руки к плечам; 4 – исходное положение.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
3. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – правую ногу назад на носок; 2 – исходное положение. То же левой ногой. 4. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – наклон головы вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
Комплекс 7
1. И. п. – основная стойка, руки вниз. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – наклон вперед, прогнуться, руки в стороны; 2 – руки вниз, хлопок перед собой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
3. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз. 1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища;
2 – исходное положение. То же влево.
4. И. п. – основная стойка, руки на пояс. 1 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 2 – исходное положение. То же левой ногой.
Комплекс 8
1. И. п. – основная стойка.
1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же шаг влево.
2. И. п. – основная стойка, руки к плечам.
1 – согнуть правую ногу, левым локтем коснуться колена; 3–4 – исходное положение.
3. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс (1–2-й классы), руки за голову (3–4-й классы).
1–4 – наклоняясь вперед, круговые движения туловищем вправо; 5–8 – то же влево.
Комплекс 9
1. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1–2 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 3–4 – исходное положение. 2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1–2 – два пружинящих наклона к правой ноге; 3–4 – исходное положение. То же к левой ноге.
3. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1–4 – круговые движения туловища вправо; 5–8 – то же влево.
4. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги в исходное положение. Повторить 4–5 раз.
Комплекс 10
1. И. п. – основная стойка, руки на пояс. 1 – руки за голову; 2 – исходное положение.
2. И. п. – основная стойка, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 – поднять правую ногу, согнутую в колене, хлопок под ней; 3 – опустить ногу, руки в стороны; 4 – исходное положение.
3. И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И. п. – основная стойка.
1 – руки к плечам; 2 – подняться на носки; 3 – опуститься на всю ступню, руки к плечам; 4 – исходное положение.
II. Сидя за партой
Комплекс 1
1. И. п. – руки на парту вперед.
1–2 – поднять руки вверх, прогнуться; 3–4 – исходное положение.
2. И. п. – руки на край парты, согнуты и сжаты в кулаки.
1–4 – выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты; 5–8 – исходное положение.
3. И. п. – руки за голову, локти вперед.
1–2 – развести локти в стороны; 3–4 – исходное положение.
4. И. п. – руки к плечам.
1–3 – локти в стороны; 4 – исходное положение.
Комплекс 2
1. И. п. – сидя за партой, руки за голову, локти свести.
1–2 – локти в стороны, прогнуться; 3–4 – расслабляя мышцы, принять исходное положение.
2. И. п. – сидя за партой, руки за голову.
1–2 – поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты; 3–4 – исходное положение. То же влево.
3. И. п. – сидя за партой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.
1 – руки вперед, пальцы разжать; 2 – исходное положение.
4. И. п. – стоя у парты, руки на пояс.
1 – руки в стороны; 2 – вверх; 3 – в стороны; 4 – исходное положение.
Комплекс 3
1. И. п. – сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены.
1–2 – поворот туловища вправо, руки вверх; 3–4 – исходное положение.
2. И. п. – сидя за партой, руки за голову.
1–2 – поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3–4 – исходное положение.
3. И. п. – стоя за партой, руки на парту. 1–2 – сесть за парту; 3–4 – исходное положение.
4. И. п. – стоя за партой, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, потянуться; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
Комплекс 4
1. И. п. – сидя за партой, руки за голову.
1–2 – руки вверх, потянуться; 3–4 – исходное положение.
2. И. п. – сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс.
1–2 – наклон вправо; 3–4 – исходное положение. То же влево.
3. И. п. – сидя за партой.
1–2 – встать, выпрямиться; 3–4 – исходное положение.
4. И. п. – сидя за партой, руки к плечам.
1–2 – руки вверх; 3–4 – исходное положение.
Комплекс 5
1. И. п. – сидя за партой, руки на парту ладонями вниз.
1–4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
2. И. п. – основная стойка у парты, руки к плечам.
1–4 – одновременные круговые движения вперед; 5–8 – назад. Повторить 3 раза.
3. И. п. – сидя за партой, руки за голову, пальцы “в замок”.
1–2 – руки вверх ладонями вверх; 3–4 – исходное положение. Темп средний. 4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.
Приложение 2.

Комплекс 1
1. И. п. – стойка у парты, руки за голову.
1 – локти развести пошире, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3 - 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И. п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках.
1 – мах левой рукой назад, правой вверх – назад; 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками рук назад. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
3. И. п. - сидя за партой.
1 - 2 – плавно наклонить голову назад; 3 - 4 – наклонить голову вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
Комплекс 2
1. И. п. - стоя или сидя за партой, руки на поясе.
1 - 2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо; 3 - 4 – то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И. п. - стоя или сидя за партой, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены.
1 – обхватить себя за плечи руками как можно крепче и дальше; 2 – принять исходное положение; 3 – поворот налево, затем направо. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
3. И. п. – сидя за партой, руки на пояс.
1 – повернуть голову направо; 2 – принять исходное положение. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
Комплекс 3
1. И. п. - стоя или сидя за партой, руки на поясе.
1 – махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево; 2 – принять исходное положение; 3 - 4 – то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И. п. – стоя у парты.
1 – хлопок в ладоши за спиной, руки поднять как можно выше; 2 – движение рук в стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
3. И. п. - сидя за партой.
1 – голову наклонить вправо; 2 – принять исходное положение; 3 – голову наклонить влево; 4 – принять исходное положение. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
Комплекс 4
1. И. п. - стоя или сидя за партой.
1 – руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад; 2 – повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И. п. - стоя или сидя за партой, руки в стороны.
1 - 3 – три маха руками, согнутыми в локтевом суставе: правой перед телом, левой за телом; 4 – принять исходное положение; 5 - 8 – то же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
3. И. п. – сидя за партой.
1 – голову наклонить вправо; 2 – принять исходное положение; 3 – голову наклонить влево; 4 – принять исходное положение; 5 – голову повернуть направо; 6 – принять исходное положение; 7 – голову повернуть налево; 8 – принять исходное положение. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
Приложение 3
Комплекс 1
1. И. п. – сидя за партой.
1 – поднять плечи; 2 – опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза 2 - 3 сек., расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2. И. п. – стоя у парты, руки согнуты перед грудью.
1 - 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; 3 - 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И. п. - стойка у парты, ноги врозь.
1 - 4 – четыре последовательных круга руками назад; 5 - 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 - 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.
Комплекс 2
1. И. п. – стоя у парты, руки на пояс.
1 - 4 – одновременные круговые движения плечами назад; 5 - 8 – то же вперед.
2. И. п. – стоя у парты, руки к плечам, кисти в кулаках.
1 - 2 – напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед; 3 – руки расслабленно вниз; 4 – принять исходное положение. Повторить 6 - 8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.
3. И. п. – стоя у парты.
1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
Комплекс 3
1. И. п. – стоя у парты.
1 – занести левую руку за спину сверху, правую руку за спину снизу, сцепить руки в «замок»; 2 – принять исходное положение; 3 – поменять положение рук; 4 – принять исходное положение.
2. И. п. – сидя или стоя за партой, руки согнуты в локтях.
1 - 2 – плечами сделать круговые движения назад; 3 - 4 – то же вперед.
3. И. п. – сидя или стоя за партой.
1 – прогнуться, грудь вперед, голову назад; 2 – принять исходное положение; 3 – прогнуться назад, голову вперед.
Приложение 4.
Игра «Письмо на ладони». Эта игра позволяет хорошо усвоить тему «Геометрические фигуры», «Виды углов». Ее можно проводить с целым классом. Дети встают в три ряда друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний игрок получает карточку с изображением геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего игрока, тот на ладони впередистоящего и т. д., пока знак не дойдет до первого игрока. Первый молча рисует фигуру мелом на доске. Дойдет ли «письмо» до первого игрока неизмененным? Какой ряд победит? В классе можно проиграть несколько вариантов, каждый раз усложняя «письмо». Эта игра может стать связующим звеном при переходе с одного вида деятельности на другой. После того как на доске появляются геометрические фигуры, учитель предлагает учебные задания на нахождение их площади или периметра и т. п.
Игра «Встречные колечки». Ее можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого - это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой со средним пальцы правой руки и большой с безымянным пальцы левой. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой
Игра «Ладонь-кулак». Эта игра на концентрацию внимания. Правила ее таковы. Одна рука направлена вверх, ладонь выпрямлена. В основание ладони упираются кончики пальцев выпрямленной ладони другой руки. Это положение называется «ладонь». Одна рука сжата в кулак, в основание кулака упираются кончики пальцев ладони другой руки. Это положение называется «кулак». Ведущий командует, сопровождая слова соответствующими жестами: «Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак!» и т. д. С каждой командой меняется положение рук; то правая рука упирается в основание ладони левой, то наоборот. Играющие должны быстро выполнять команды. По мере освоения игры дети с удовольствием выполняют роль ведущего.
Игра «Рожки да ножки». Развивает координацию движений, позволяет размять пальцы перед письмом. «Рожки»: средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты. «Ножки»: вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим. Одна рука показывает «рожки», вторая - «ножки» (см. рис.). Затем руки одновременно меняются ролями.
Игра «Перекаты». Ее можно рекомендовать в качестве физкультминутки, особенно на тех уроках, где приходится много писать, чертить. В этой игре используются растяжки. Левая рука повернута ладонью к себе, правая - ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки встает на кончик мизинца левой (рис. а). Руки слегка поворачиваются, сомкнутые пальцы расходятся, и тотчас же безымянный палец левой руки смыкается с указательным правой (рис. б). Затем поочередно соединяются средние пальцы обеих рук (рис. в), безымянный правой с указательным левой (рис. г) и, наконец, мизинец правой с большим левой руки (рис. д). Затем следует разворот рук вокруг сомкнутых пальцев, правая ладонь теперь повернута к себе, а левая - от себя (рис. е). Движения продолжаются. Когда дети освоят игру, учитель может предложить повторить ее с закрытыми глазами.

рис. а
рис. б
рис. в

рис. г
рис. д
рис. е
Приложение 5.
Упражнения для учащихся 1-3 классов
1. И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох, наклонившись вперед, к столу, выдох. Повторить 5 раз.
2. И. п. – откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
3. И. п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
4. И. п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, поставить палец руки по середине линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
5. И. п. – сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
Упражнения для всех категорий обучающихся
1. И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
2. И. п. – сидя. Моргать быстро в течение 20-30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.
3. И. п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
4. И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью лёгких круговых движений пальца. Повторить в течение 20-30 сек. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
5. И. п. – стоя. Смотреть перед собой 2-3 сек., поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
6. И. п. – стоя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 4-6 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
7. И. п. – сидя. Выполнение упражнений по схеме зрительно-двигательных траекторий (рис. 1). На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения гимнастики для глаз: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке [2].
Рис. 1. Схема траектории и направления взгляда учащегося
Гимнастика для глаз, проводимая на уроке учителем, позволяет не только снять утомление со зрительного анализатора учащихся, но и служит средством предупреждения развития близорукости.

Приложение 6.
Тонизирующие дыхательные упражнения
1. И. п. – сидя или стоя. Вдох (спокойный, полный, глубокий) - выдох (интенсивный, резкий, энергичный).
2. И. п. - сидя или стоя. Набрать полные легкие воздуха. Задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через рот немного воздуха. Снова задержать дыхание и выдохнуть порцию воздуха.
3. И. п. – сидя или стоя. Вдох (спокойный, полный) через правую ноздрю – выдох (спокойный, но более длительный, чем вдох) также через правую ноздрю.Активизирующие деятельность ЦНС дыхательные упражнения
1. И. п. – стоя, руки вытянуты вперед. Полный вдох, задержать дыхание. Сжать руки в кулаки, отвести руки до предела назад. Вернуться в исходное положение. Повторять движение пока хватит воздуха. С силой выдохнуть через рот, опуская руки.
2. И. п. – сидя или стоя. Свободный вдох (3 сек.) и удлиненный выдох (6 сек.) с искусственным затруднением за счет напряжения мышц языка и гортани. Воздух при этом с силой выдыхается из легких через нос, и одновременно напрягаются мышцы рук, груди и живота.
3. И. п. – стоя, руки в стороны на уровне плеч. Медленно вдохнуть, задержать дыхание. Делать мелкие круговые движения руками в одну, затем в другую сторону, пока хватает дыхания. Опустить расслабленные руки, медленно выдыхая.
Успокаивающие дыхательные упражнения
1. И. п. – стоя. Сделать несколько полных резких выдохов, одновременно наклоняя туловище вперед и опуская руки вниз.
2. И. п. – сидя или стоя. Сделать несколько медленных углубленных вдохов через нос. На пике вдоха немного задержать дыхание. Медленный выдох через рот.
3. И. п. – сидя. Зажать правую ноздрю. Делать глубокие вдохи и выдохи только через левую ноздрю.
Дыхательные упражнения общей направленности (по А. Н. Стрельниковой)
1. Поворот головы направо и налево. На каждый поворот (в конечной точке) короткий, шумный вдох носом. Темп – 1 вдох в минуту.
2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.
3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.
4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких в момент быстрого шумного вдоха. Правая рука то сверху, то снизу.
5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.
6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в крайней точке наклона назад.
7. Пружинящие приседания в выпаде. Правая и левая ноги меняются местами. Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных рук.
8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох в крайней точке наклона вперед, а потом назад.

Приложение 7.
1) поглаживание, растирание плеча и предплечья согнутыми фалангами пальцев противоположной руки (6 - 8 раз);
2) разминание щиплющими движениями заднебоковой поверхности шеи противоположной рукой;
3) растирание внутренней стороной стопы стопу, голеностоп и голень другой ноги (6 - 8 раз);
4) спиралевидные поглаживания и растирания области лба подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев;
5) растирание пальцев рук, запястья пальцами другой руки;
6) растирание области глаз круговыми движениями: нажимая ладонями на края глазницы и слегка на глазные яблоки, делать вращательные движения рук в одну, затем в другую сторону.
Механическое воздействие пальцами на биологически активные точки способствует регуляции нервных процессов, активации деятельности внутренних органов, поэтому в качестве средств самомассажа на уроке можно использовать элементы точечного массажа:
1) с силой потереть ладони друг о друга (10 раз);
2) кончиками пальцев подвигать щеки – вверх – вниз (10 раз);
3) кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке (10 раз);
4) указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;
5) 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев;
6) потянуть мочки ушей (10 раз);
7) прижать уши к козелкам и отпустить (10 раз);
8) «кручение козелка», большой палец руки вводится в слуховой проход, указательный палец охватывает ухо сверху (круговые движения 30 сек.).














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!