СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста»

КОМПЛЕКСНЫЙ

АНАЛИЗ ТЕКСТА

6 класс

Комплексная работа с текстом – средство подготовки к ВПР, экзаменам, контрольным работам.

В данный материал включены тексты различные по типу и стилю. Анализ начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки.

Данные тексты (или их части) можно использовать как дидактический материал на различных этапах урока.

Некоторые тексты содержат и творческую работу учащихся, которую следует оценить отдельно.

В конце данного материала содержится приложение, которое поможет учащимся эффективнее справиться с выполнением заданий.

В процессе комплексной работы к одному тексту ученик может выбрать те задания, которые для него особенно интересны, полезны. В то же время число заданий к тексту можно увеличить.

ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА

Текст 1

Месяцы нужно весне, чтобы пройти поперек российской земли от южного до северно… ее края. Еще необъятнее эта земля вдоль, с в…схода на з…кат.

В з…катный час вышел человек к морю. Сосны на желтых склонах бр…сают длинные тени. (3,С)десь, у песчаной к..сы, которая отделяет Вислинский залив от Балтийского моря, крайний за­пад российской земли. Человек у песчаных дюн последний простит…ся с со...нцем сегодняшнего дня. День тускне…т паруса на рыбацких лодках поч…рнели. И вот уже маяк принимает ночную вах­ту и указывает дорогу к Калининграду.

А в эти же минуты гасн…т луч… маяка у мыса Дежнева на Чукотском полуострове. Там, у восточ­но… края российской земли, ск…листые берега по­луострова встр…чают уже утро.

Свыше дес..ти тысяч ки(л,лл,)ометров отделяют маяк на песчаной косе от маяка на скалистом полуос­трове, и на всем этом огромном пространстве — Россия.

(По М. Ильину.)

1.Озаглавьте текст.____________________________________________________

2. Тема текста______________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Основная мысль текста ____________________________________________

_________________________________________________________________

4. Стиль текста __________________________________________________________

5. Тип текста _____________________________________________________________

6. Составьте план текста. ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Найдите в тексте и вставьте всего один недостающий знак препинания. Графически объясните его постановку. _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Произвести фонетический разбор слова маяк:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Определите лексическое значение слов.

Дюна -

Мыс —

11. Докажите, что слова коса и маяк — многозначные. Составьте с ними такие словосочетания, чтобы данные слова имели раз­личные лексические значения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Разберите по составу следующие слова: закатный, бросают, земли

_____________________________________________________________________________

13. Произведите морфологический разбор глагола.

I . (День) тускне…т - __________________________________________________________

II._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ΙΙΙ. __________________________________________________________________________

14. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа над ошибками

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Текст 2

Прощальными ра(с;з)катами прогремели летние грозы. Ливни пошлина убыль. Но солнце еще щед­ро отдает свое тепло.

В август… в природ… улавливаеш… приметы пе­рехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.

Разн...травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв…нят прощальные поклики птиц.

Когда в полдень припекает со…нце, замечаеш… особо нежное томление земли. Зеленая листва от­служила свое и начинает блекнуть. Пол…няли крас­ки летней поры.

Солнце выплыва…т теперь в глубокой т…шине и посеревших от ноч…ной прохлады туманах.

(По А. Марину.)

1.Озаглавьте текст.________________________________________________________

2. Тема текста _____________________________________________________________

3. Основная мысль текста ___________________________________________________

_________________________________________________________________________

4.Стиль текста ____________________________________________________________

5.Тип текста ______________________________________________________________

6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова еще:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Найдите и выпишите из текста эпитеты:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Разберите по составу следующие слова: прохлада, душистые, припекает

____________________________________________________________________________

10. Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.

I.__________________________________________________________________________

ΙΙ. _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ΙΙΙ. _________________________________________________________________________

11. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены пред­ложения.

12. Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напиши­те небольшое сочинение об этом. _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Текст 3

Совет класса:

1) старший дежурный;

2) ответственный за учебную работу:

помогает учителю в проверке дневников;

помогает учителю организовывать работу по раз­витию познавательных интересов; привлекает учеников класса к участию в кон­курсах, олимпиадах;

организует помощь отставшим в учебе товари­щам;

3) ответственный за культмассовую работу органи­зует вечера, встречи, дни именинника, культпоходы в театр, в кинотеатр, на экскурсии;

4) ответственный за трудовые дела организует де­журства по школе, участие класса в субботниках и в акциях милосердия, работу по оформлению кабине­та;

5) главный редактор классной редколлегии или корреспондент в школьную редколлегию.

1. Стиль текста_____________________________________________________________

2. Тип текста ______________________________________________________________

3. Найдите и выпишите из текста синонимы:____________________________________

__________________________________________________________________________

4. Как вы понимаете выражение акция милосердия!______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выпишите из текста слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова, подберите к ним проверочные слова:___________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. А какое поручение у вас в вашем классе? Расскажите о нем. В каком стиле вы будете это делать?________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЛЕКСИКА

Текст 4

Оказыва..т..ся, что не всегда, когда б..решь взай­мы, надо отдавать. В каждом языке народов мира есть слова, заимствованные из другого языка. И ни один народ за это на другой (не) обижа..т..ся. На­оборот, даже гордят..ся тем, что из их языка дру­гой заимствует слова - «вот, мол, какой у нас язык крутой!»

В лексик… русского языка - около 10 процен­тов заимствованных слов, основную часть которых составляют имена существительные.

Есть слова из греческого (к...ватъ, к...раблъ, па­рус), латинского (...кзамен, студент, …кскурсия), ан­глийского (спорт, тр…мвай), французского (к...стюм, булъ…н, к...мпот) и других языков. Заим­ствованные слова часто «русеют», изменяют свой звуковой состав, подчиняясь законам русского скл...нения. Иногда их невозможно отличить от ис­конно ру...ских.

От заимствованных слов образовывают..ся новые, теперь уже ру..ские, слова. Спорт, спортивный, не­спортивный. Шо..се, шо..сейный.

Некоторые заимствованные существительные (не) изменяют..ся по падежам и числам, например: п..лъто, кино, депо, радио, кафе, кофе, какао.

Обратите внимание на произн...шение слов: ка-[фэ]; но ко[ф'е], неправильно ко[фэ]; ши-[н'е]ль, но не ши[нэ]лъ; парте'р, но не па'ртер; шофёр, но не шо'­фер.

1. Озаглавьте текст.____________________________________________________________

2. Тема текста ________________________________________________________________

3. Основная мысль текста ______________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Докажите, что это текст научного (научно-популярного) стиля:____________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Тип текста_________________________________________________________________

6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова язык:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. В выделенных словах последнего абзаца расставьте ударе­ние.

9. Приведите свои примеры заимствованных слов и определите по словарю, из какого языка они заимствованы:_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Образуйте новые слова от следующих слов:

К..рабль — __________________________________________________________________

Парус –_______________________________________________________________________

Кино — _____________________________________________________________________

11. Произведите морфологический разбор имени существи­тельного.

I . (В) языке _________________________________________________________________

ΙΙ. _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

ΙΙΙ. _________________________________________________________________________

12. Выпишите из текста одно словосочетание глагол + сущ. и произведите его разбор:

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Текст 5

Рыбачья избушка (из) д...ли к...залась п...р...вернутой (в) верх дном б..лшой ло...кой, - это гор­билась старая деревянная крыша, поросшая в...селой з...леной тр...вой. Кругом избушк... поднима­лась густая пор…сль из иван-чая шалфея и «медвеж...их дудок», так что у подходившего к из­бушк... человека в..днелась одна г…л...ва. Такая гу­стая тр..ва р...сла только по б..р..гам оз..ра, пото­му что здесь достаточно было влаги и почва была ж..рная.

Избушка ок…залась пустой. Х…зяина (не) было. Кругом избушк… все г...в...рило о пр...сутстви... ж...вого человека слабо курившийся огонек охапка толь­ко что нарубленных дров суш…вшаяся на кол...ях сеть топор, воткнутый (в) обрубок дер...ва.

В пр…творенную дверь виднелось все хозяйство Тараса руж...е (на) ст..не несколько горшков на пр...печк.. сундучок (под) лавкой развешанные сна­сти. Избушка была довольно просторная потому что з…мой во время рыбного лова (в) ней пом ...щалась целая артель р...бочих.

(Д. Мамин-Сибиряк.)

1. Озаглавьте текст. ________________________________________________________

2. Докажите, что это текст.__________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста_______________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Стиль текста ___________________________________________________________

6. Тип текста _____________________________________________________________

7. Составьте план текста.____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

9. Произведите фонетический разбор слова ружье:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Определите лексическое значение слова артель.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Найдите и выпишите из текста сравнение:_____________________________________

____________________________________________________________________________

12. Подберите проверочные слова к следующим:

вес...лой — _____________________________________________________

в…днеласъ — __________________________________________________

к...залосъ — ____________________________________________________

пом…щалась —______________________________________________________

13. Найдите в тексте два предложения с обобщающими словами при однородных членах и подчеркните их.

Текст 6

(Из записной книжки геолога)

Пр…ктикант Игорь Марков работал в отряд… первое лето. В конце с…нтября мне привелось пой­ти с ним в м..ршрут. Я пр...студился. Б…лело гор­ло лицо изуродовал флюс. Есть я мог только то, что не нужно ж...вать. Из таких пр…дуктов у нас имелась одна манная крупа. С...деть вместе со мной на подобном питании... здоровому Игорю не особен­но пр…влекательно. А г…товить отдельно для меня и для него мы (не) могли: кончался бензин. Когда я сказал об этом Маркову, он неожиданно обрадо­вался:

- Это же моя любимая каша, мне ее всегда (не) хватало!

И мы стали питат…ся одной манкой.

В…рнулись мы домой и я как-то пр...шел к Мар­кову в гости. Его мать уг...стила нас обедом. Перед тем как принести второе, она сказала:

- А се...час будет любимое блюдо Игорька! — Манная каша? – дог...дался я.

- Что вы? Он с детства (не) навидит ее больше всего на свете!

(В. Лузгин.)

1. Озаглавьте текст.________________________________________________________

2. Докажите, что это текст.__________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Тема текста _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Стиль текста ________________________________________________________________

6.Тип текста _________________________________________________________________

7. Найдите в тексте и поставьте всего два недостающих знака препинания. Графически объясните их постановку._____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

9. Произведите фонетический разбор слова есть:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Определите лексическое значение слова флюс.________________________________

____________________________________________________________________________

11. Какие близкие по значению слова и выражения можно упот­ребить, чтобы избежать повторения одних и тех же слов?

Работал в отряде —__________________________________________________________

привелось _________________________________________________________________

сидеть на питании ________________________________________________________

не могли –___________________________________________________________________

вернулись -__________________________________________________________________

12. Объясните правописание слов: привелось — _______________________________

привлекательно — ________________________________________________________

пр..шел — _______________________________________________________________

принести — _________________________________________________________

13. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам:

Корень + окончание____________________________________________________

Корень + суффикс + окончание __________________________________________

Приставка + корень +суффикс + суффикс +окончание +суффикс ___________________

14. Произведите морфологический разбор имени существи­тельного.

I. (Работал в) отряд… ______________________________________________________

ΙΙ. ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ΙΙΙ._______________________________________________________________________

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Текст 7

Розовый куст, на котором рас(с;ц)вела роза, рос в небольшом полукруглом цв..тнике перед дер..венским домом. Цв…тник был очень запущен; сор­ные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по д...рожкам, которые уже дав­но никто (не) чист...л и (не) посыпал п...ском. Де­ревянная реш…тка совсем облезла, рас…охлась и развалилась; пики ра(с;з)тащили для игры в сол­даты деревенские мальчики... Крапива занимала целый угол цв…тника. Она служила фоном для нежн… и роскоши… цв..тка розы.

Она ра(с;з)пустилась в хорош… майск.... утро. Когда она ра(с;з)крывала свои л..пестки, ул…тевшая утренняя р...са оставила на них несколько чистых, прозрачных сл...зинок. Роза точно плакала. Но вок­руг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это пр...крас...ное утро. (По Н. Г аршину.)

1. Озаглавьте текст. ___________________________________________________________

2. Стиль текста ______________________________________________

3. Тип текста _________________________________________________________

4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

5. Произведите фонетический разбор слова вокруг:

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

6. Определите, являются ли слова цветник и клумба синони­мами. Чтобы выяснить это, определите лексическое значение каждого из слов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Разберите по составу слова:

(по) дорожкам, мальчики, слезинок

_____________________________________________________________________________

8. Выпишите из текста слова и объясните условие выбора в них орфограммы «Буквы з и с на конце приставок»: __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Произведите морфологический разбор имени существитель­ного.

I. (Рос в) цв..тнике_____________________________________________________________

ΙΙ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ΙΙΙ___________________________________________________________________________

10. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены пред­ложения, соединенные союзами.

11. Произведите синтаксический разбор предложения

Крапива занимала целый угол цв..тника.

12. Составьте описание розы в научном стиле.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 8


Побывал я однажды в стр…не,

Где и(с;з)чезла ч...стица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цв..ли забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, в…ляя хв…стом, уклюже

Проб..гала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, пр…чесанный ряха,

А за ряхой по травке свеж..й

Шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за руч..ки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только (во) сне

Есть стр..на без ч..стицы не.

(С.М. Бондаренко.)


1. Озаглавьте текст. _________________________________________________

2. Основная мысль текста ___________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Стиль текста _______________________________________________________________

4. Тип текста__________________________________________________________________

5, Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6. Произведите фонетический разбор слова стояла:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам:

Корень + приставка _________________________

Приставка + корень + суффикс +суффикс + окончание - __________________

8. Найдите в стихотворении слова, которые неправильно упот­реблены без не, выпишите их, исправив ошибки, и сформули­руйте правило.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Произведите морфологический разбор одного существитель­ного.

Ι. ___________________________________________________________________________

ΙΙ. __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

ΙΙΙ. ________________________________________________________________________

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Текст 9

По берегам рек и ручьев и на лесных опушках ра(з;с)пустились цветы – сере…ки . Они не на земле, которая едва-едва о..таяла а на пр..гретых весен...им со...нцем ветках.

Длин…ые коричневые висюльки, которыми сей­час разукрасились ольха и орешник, — это и есть цветы - сере...ки.

Они выр…сли еще в прошлом году но зимой были плотными, неподвижными. А сейчас выт…нулись, стали рыхлыми и гибкими.

Но и у ольхи и у орешника, кроме пылящих се­ре…ек, на тех же ветках есть и другие, пестичные цветы. У ольхи это к…ричневые шишеч..ки, у орешника — толстые поч...ки, из которых высовы­вают…ся розовые усики. Кажет…ся, это усики си­дящих в поч...ке нас...комых а на самом деле это рыльца пестич...ных цветков. Их в каждой поч...ке несколько: два, три, а то и пять.

Ольха и орешник се..час без листьев, и ветер сво­бодно гуля...т между голыми ветками ра(з;с)качива...т сере...ки подхватывает пыльцу и н..сет ее от дерева к дереву.

А розовые усики-рыльца подхватывают пыльцу, и стран...ые цветки-щетинки опыляют..ся, чтобы к осени пр...вратит...ся в орехи. Опыляют...ся и пес­тичные цветки ольхи: из них к осени вырастут ч...рные шишечки с сем...нами.

(В. Бианки.)

1. Озаглавьте текст.___________________________________________________________

2. Докажите, что это текст._____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Стиль текста__________________________________________________________

4. Тип текста __________________________________________________________

5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нуж­но, пропущенные буквы.

6. Произведите фонетический разбор слова есть:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Подберите из текста однокоренное слово к слову выр..сли. Разберите оба слова по составу. _____________________________________________________________________

8. Найдите в тексте имена прилагательные, обозначьте их разряд.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Произведите морфологический разбор имени прилагательного.

I. (В) прошлом (году)___________________________________________________________

ΙΙ. __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

III.__________________________________________________________________________

10. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Текст 10

Встречает..ся эта кр..савица лишь в отдельных районах страны: на севере восточной Сибир.. на восток… (полу) острова Таймыр в Магаданской об­ласт... . Зиму...т она в Беринговом мор… и в Север­ном Л…довитом океан... .

(Не) велика эта птица, чуть больше голубя, не­жна на вид, хрупка а вот пр…способилась к суро­вым условиям вечного холода. Эта п…рнатал «роза» уд…вительное укр...шение нашего Севера. Среди льдов снежных п...лей ч...рных разводий вдруг пролета...т или ра(з;с)хажива…т а то и колыш...т...ся на волнах птица с ч...рным об...дочком на шейк... . На спинк… у нее (пепельно) серая накидочка а сама в бел...снежном платье с (ярко) ро­зовым о...тенком. Головка, как у голубка, с ч...рным клюв…ком, хвост клин…шком и (ярко) красные обо­дочки - колечки вокруг глаз и красные лапки.

Диво а не птица. (Ю. Захаров.)

1. Озаглавьте текст. ________________________________________________________

2. Докажите, что это текст.____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста _______________________________________________________________

6. Тип текста _________________________________________________________________

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Произведите фонетический разбор слова вдруг:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выпишите из текста примеры эпитетов: _________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Определите лексическое значение выделенного слова: (Среди ч..рных) разводий.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

11. Разберите по составу слова:

восточной, ледовитом, (в) белоснежном.

___________________________________________________________________________

12. Произведите морфологический разбор одного имени прилагательного.

Ι.________________________________________________________________________

ΙΙ. _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

III. ________________________________________________________________________


13, Сделайте синтаксический разбор предложения Зиму..т она в Беринговом мор… и в Северном Л..довитом океан... . ________________________________________________

____________________________________________________________________________

14. Найдите в тексте краткие прилагательные и подчеркните их как члены предложения.

15. Объясните постановку тире в выделенном предложении:_______________________

____________________________________________________________________________

16. Используя данный текст, составьте описание этой птицы в научном стиле.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 11

Самые мя..кие, трогательные стихи книги и к...ртины написаны русскими поэтами и художни­ками об осени. Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорого… и мимолетно… врем...ни года.

Осень сн...мала с лесов полей со всей пр…роды густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи де­лались сквозными. Темные краски лета см…нялись ро...ким золотым пурпуром и сер...бром. Воздух был чищ…, холоднее и дали были гораздо глубж…, чем летом.

Левитан оставил около ста осен…их картин. На них зн...комые с детства вещи: маленькие реки, кру­жащие в медлен. .ых вод.. воротах палую листву; одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий лед; к…сматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах луч…ше всего передана п…чаль пр…щаль­ных дней, осен...их листьев, тихого чудес…ного пе­ред холодом, предзимнего со...нца. (К. Паустовский.)

1. Озаглавьте текст._________________________________________________________

2. Докажите, что это текст.____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста_______________________________________________________________

6. Тип текста _______________________________________________________________

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Выпишите из текста 3—4 слова, в которых все согласные — звонкие. Сделайте фонетическую транскрипцию этих слов:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Объясните, как вы понимаете выражение Рощи делались сквозными.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выпишите из текста эпитеты ________________________________________________

Метафоры ___________________________________________________________________

11. Определите лексическое значение слова пейзаж.

____________________________________________________________________________

12. Разберите слова по составу:

трогательные, художниками, холоднее.

_____________________________________________________________________________

13. Произведите морфологический разбор имени прилагатель­ного.

I. (Самого) дорог...... (врем...ни года)______________________________________________

ΙΙ.____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ΙΙΙ.__________________________________________________________________________

14. Найдите в тексте имена прилагательные в форме сравни­тельной степени и подчеркните их как члены предложения.

15. Сделайте синтаксический разбор предложения Темные краски лета сменялись ро..ким з..лотым пурпуром и сер..бром.__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Текст 12

Воздух ок…ана зап..х ок…ана и дым ок...анских кор…блей властвуют над Мурманском. М...ровые ок...анские пути сошлись в этом полярном п…рту, где даже в отлив глубина не мен...ше двадцати вос...ми футов. Мурманск - самый близкий из пор­тов Рос...ии к портам Северной Америк... Канады и Норвегии. От Мурманска до Нью-Йорка шесть ты­сяч… пят...сот кил...ометров, и пар...ход делает этот рейс на пять суток ск...рее, чем до Нью-Йорка от Ленинграда.

Час ночи. Со...нце медленно передв…гает свой за­катный блеск с (северо) зап...да на север, чтобы че­рез час поднят...ся с (северо) в...стока. Розовый дым пада...т с гор на залив св…товым холодным вод…падом.

(По К. Паустовскому.)

1. Озаглавьте текст.____________________________________________________________

2. Докажите, что это текст. ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Стиль текста________________________________________________________________

4. Тип текста ________________________________________________________________

5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6. Произведите фонетический разбор слова пять:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Подберите антонимы к словам. близкий —_________________________________

медленно — ______________________________________________

меньше — _______________________________________________

отлив — ________________________________________________

8. Определите лексическое значение слова фут.

_____________________________________________________________________________

9. Сделайте словообразовательный разбор слов: вод..пад -___________________________

передв…гает — ______________________________________________________________

закатный — _________________________________________________________________

10. Найдите в тексте имена числительные, определите их раз­ряд, подчеркните их как члены предложения.

11. Произведите морфологический разбор имени числительного.

I. Двадцати вос..ми (футов) _____________________________________________

ΙΙ. ______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

ΙΙΙ. ___________________________________________________________________

12. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 13

Находят...ся Ильменские горы на юг... Урала. Эта групп...а горных хр…бтов длин..ой

55 (__________________________) кил…ометров. Еще 200 (________) лет назад Ильмены славились б...гатыми зал...жами драгоцен...ых синих аквамаринов, зол…тистых топа­зов. Здесь обнаружено 145 (____________ _______________) различных камней. В 1920 (____________) году был издан специальный пр...каз. В нем говорилось, что Иль­менские горы объ…вляют...ся заповедником, который следу…т охр...нять как особую природную ре...кость. До этого сущ…ствовали только заповедники по ох­ран… животных или р...стений. Но место, где охр…нялись бы камни - заповедник камней, — по...ви­лось впервые в мире. А через 20 (________________) лет, в 1940 (________________________

_________) году, Ильменский заповедник стал науч… ным центром. Т...перь там в...дется большая на­уч... ная работа.

(По В. Дижур.)

1. Озаглавьте текст.__________________________________________________________

2. Докажите, что это текст.____________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Тема текста_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста____________________________________________________

__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Стиль текста ______________________________________________________________

6. Тип текста_________________________________________________________________

7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Запишите числительные словами.

9. Произведите фонетический разбор слова (на) юге:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Определите лексическое значение слова заповедник.____________________________

____________________________________________________________________________

11. Выпишите из текста 2—3 слова с нулевым окончанием:_________________________

___________________________________________________________________________

12. Произведите морфологический разбор порядкового имени числительного.

I.___________________________________________________________________________

ΙΙ.__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ΙΙΙ.______________________________________________________________________

13. Подчеркните имена числительные как члены предложения.



МЕСТОИМЕНИЕ

Текст 14

В полях та...т а в лесу снег еще л...жит плотны­ми подушками и д…ревья пр...гнулись стоят в снеж­ном плену. Тонкие ствол...ки пр...жались к земле пр...мерзли и ждут освобождения.

Но вот пр...ходит этот жаркий час, самый счас…ливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной т....шине ш...вельнет...ся еловая веточ...ка и закачает...ся, хоч...тся ей пр...поднят...ся.

А под елкой, пр…крытый ее широкими ветками, спит за...ц. Ему страшно, он пр…слушивает…ся. Но вот за…ц м...тнулся поб...жал опять сел столбиком и пр…сматривает...ся, откуда беда, куда ему б...жать. И только пр...встал он на задние лапки, как пр...гнет вверх перед самым его носом, как выпр…мится целая береза!

Все пр…образилось в лесу. Везде прыгают ветки пр…одолевают пр...грады вырывают...ся из снежно­го плена. Весь лес кругом шев...лится, весь лес по­шел. И меч...тся за…ц, и встает всякий зверь, и пти­ца ул...тает из леса.

(По М. Пришвину.)

1. Озаглавьте текст._________________________________________________________

2. Докажите, что это текст.___________________________________________________

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Тема текста _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста_____________________________________________________________

6. Тип текста_______________________________________________________________

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Произведите фонетический разбор слова его:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выпишите из текста пять примеров олицетворений: ______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выпишите из текста слова с приставкой при- (в значении «неполное действие»):

__________________________________________________________________________

11. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам:

корень + окончание____________________________________

приставка +корень + окончание______________________________________

приставка + корень + суффикс + окончание + суффикс ___________________________

12. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Произведите морфологический разбор местоимения.

I. Весь (лес) _______________________________________________________________

ΙΙ.________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ΙΙΙ. _____________________________________________________________________

14. Сделайте синтаксический разбор предложения Тонкие ствол...ки пр...жались к земле пр…мерзли и ждут освоб…ждения.

15. Подчеркните в тексте местоимения как члены предложения.


Текст 15

(Не) было еще зимы, чтоб кто (нибудь) (не) пров...лился под лед!

Самый опас...ный лед — первый и последний.

По перв…ледью особенно страшным выгляд…т ч…рный лед. А он прочнее, чем тот, что пр…сыпан снегом.

Надежным каж...тся толстый весен...ий лед. Но именно он без треска и шума вдруг проваливает...ся под ногами.

Особенно плох лед в пр...брежных зар...слях трос...ника. Он весь пронизан стеблями р...стений, весь в дыроч...ках, как р…шето.

Луч…ше всего (не) х...дить по льду одному... И хо­рошо иметь проч…ный шнур с каким (нибудь) гру­зилом на конце, чтоб в беде легче было бросить ве­ревку товарищу.

А очутился в воде – выб...райся на лед лежа, пол­зком, ра(з;с)пластав руки и ноги.

(По Н. Сладкову.)

1. Озаглавьте текст.__________________________________________________________

2. Докажите, что это текст._____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Стиль текста________________________________________________________________

6. Тип текста________________________________________________________________

7. Составьте план текста.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

9. Произведите фонетический разбор слова лед:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Подберите из текста синоним к слову прочный:_______________________________

11. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в кор­не слова, сформулируйте правило.___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГЛАГОЛ

Текст 16

Обращаясь друг к другу с про…ьбой, мы говорим: пожалу…ста. В этом простом и чудес...ном слове, способном производить волшебное воздействие, зак­лючает…ся наше ув…жение к достоинству челове­ка почитание в нем сам…стоятельности (не)зависимости доброй воли.

Разв…вай в себе человеческое достоинство, что­бы обращат…ся к человеку с ув…жением, и в то же время умей отвечать на «пожалу…ста»: про…ьба -это порыв души. Бывают такие отн…шения, когда человек умоляет человека.

Умей услышать человеческую мольбу и ответить на нее. (Не) воспитанность и (не) вежество в этой тонкой сфере духовной жизни ведут к ч..рствости бе..ердечию равн…душию.

Опасайся равн…душия - это один из самых опас­ных пороков. Быть равн..душным - значит, по су­ществу, пот...рять способность к чу...ствованию ря­дом с собой человека.

Чтобы убереч... себя от равн...душия, надо овла­деть соучастием сочу...ствием состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требова­тельностью (не) терпимостью и (не) пр...миримостью к злу, умением отл...чать безобидные челове­ческие слабости от пороков, уродующих душу.

(В. Сухомлинский.)

1. Озаглавьте текст._________________________________________________________

2. Докажите, что это текст._____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста______________________________________________________________

6. Тип текста________________________________________________________________

7. Составьте план текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения. Подчеркните их как члены предложения.

9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

10. Определите лексическое значение слов: равнодушие - ___________________________

__________________________________________________________________________

достоинство — ____________________________________________________________

почитание — _____________________________________________________________

невежество —_____________________________________________________________

бессердечие —_____________________________________________________________

сочувствие — ______________________________________________________________

сострадание —____________________________________________________________

11. Разберите по составу слова: способность, ответить, убереч.. .

_______________________________________________________________________

12. Произведите морфологический разбор глагола.

I. Умей__________________________________________________________________

II.________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

III.______________________________________________________________________

Текст 17

На чердак… нашего дома жили голуби. Стекло в чердач...ном окне было разбито, и они свободно прон...кали к своим гнездам.

Перед майскими праз…никами вставили выбитые стекла.

Как только убрали лес…ницу, голуби пр...летели. Они пр…ближались к окну били в него клювами и снова уд…лялись.

Затем они сели на соседн…. крышу, о чем (то) тр…вожно пов…рковали и опять ринулись к черда­ку. Один из них вырвался вперед и стр…мительно стал пр...ближат...ся к окну. Перед самым черда­ком он сл…жил крылья откинул назад голову и грудью врезался в окно.

Со звоном пол…тело разбитое стекло. Голубь за­мертво упал на землю. В окно вл...тела голу…ка а на чердаке послышался писк пт…нцов.

(По М. Добрынину.)

1. Озаглавьте текст._________________________________________________________

2. Докажите, что это текст._____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста______________________________________________________________

6. Тип текста________________________________________________________________

7. Составьте план текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Найдите и поставьте в тексте всего три недостающих знака препинания.

9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

10. Произведите фонетический разбор слова опять:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Подберите из текста антоним к слову удалялись:_______________________________

12. Разберите по составу слова: майскими, пр…ближались, голубь.

___________________________________________________________________________

13. Определите, в форме какого времени употреблены глаголы в тексте:____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Произведите морфологический разбор любого глагола.

I. __________________________________________________________________________

ΙΙ.___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ΙΙΙ._________________________________________________________________________

15. Подчеркните в тексте однородные сказуемые.

16. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 18

Пожалу…ста, обр…щайтесь со мной ак…уратно!

(Не) трогайт.. меня грязными руками: мне буд…т стыдно, если меня воз...мут другие читатели.

(Не) и(з;с)черкивайт... меня пером или к...рандашом: это так (не) красиво.

(Не) став...те на меня л…ктей, когда чита...те, и не кладит... меня ра(з;с)крытой на стол лицом вниз, ибо вам самим (не) понравилось бы, если бы с вами так обр…щались.

(Не) кладит... в меня (н...) чего толстого, кроме тоненького листка бумаги, иначе разрывает…ся кореш...к. Если вы кон…чили читать и боит…сь поте­рять место, где вы ост…новились, то (не) делайт... знака ногтем, а вл...жите в меня закладку, чтобы я могла удобно и сп...койно отд…хнуть...

Пом…гите мне остат…ся свеж…й и чист…й, а я пом…гу вам быть счас…ливыми.

(Из кн. «Слово о книге».)

1. Озаглавьте текст.___________________________________________________________

2. Докажите, что это текст.____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста_______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста______________________________________________________________

6. Тип текста__________________________________________________________________

7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Произведите фонетический разбор слова меня:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Разберите по составу слова:

вложите, разрывается, потерять.

_________________________________________________________________________

10. Подчеркните в тексте глаголы в условном наклонении.

11. У глаголов в повелительном наклонении выделите оконча­ния.

12. Найдите в тексте глагол 1-го лица ед.ч. и произведите его морфологический разбор.

I._________________________________________________________________________

ΙΙ.________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ΙΙΙ._______________________________________________________________________

13. А теперь, ребята, представьте себя, что взятая вами в биб­лиотеке книга рассказала вам ужасную историю о том, как с ней грубо обращались. Попробуйте пересказать и записать ее рассказ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА

Текст 19

Sоs - международный сигнал бедствия на мор... - теперь мож…т звучать и на суш... . «Внимание, над живой пр…родой нависла смертельная опас...ность!»

Почему?

В давние врем…на, когда людей было значитель­но мен...ше, а машин еще (не) изобрели, вошло в обиход выражение: «борьба с пр...родой»...

В наш век соотн…шение сил «человек - пр...ро­да» стало иным. Не борьба но охрана покр..вительство помощ... - вот понятия, с которыми мы се...одня подходим ко всему живому.

Забота о земле лесе реках чистом воздухе флоре и фауне - наше кровное дело.

В ней каждый должен про…влять велик…душие сильного и бережливость мудрого. Даже в самом малом: (не) убить зря птицу (не) раз…рить мур…вейник (не) сл..мать ветку.

(Е. Синельникова.)

1. Озаглавьте текст.___________________________________________________________

2. Докажите, что это текст._____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тема текста________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста_______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста________________________________________________________________

6. Тип текста_________________________________________________________________

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Произведите фонетический разбор слова еще:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Определите лексическое значение слов: обиход —_______________________________

____________________________________________________________________________

флора -_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

фауна -____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

покровительство — ________________________________________________________

_________________________________________________________________________

10. Как вы понимаете выражение кровное дело:________________________________

_________________________________________________________________________

11. Разберите по составу слова:

международный, покровительство, подходим.

_______________________________________________________________________

12.Произведите морфологический разбор имени существительного.

I. (Во) времена - _______________________________________________________________

II.____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ΙΙΙ. __________________________________________________________________________

13. Произведите морфологический раз6ор имени прилагательного.

I. ( О) чистом (воздухе) _______________________________________________________

II.____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ΙΙΙ. __________________________________________________________________________

14. Произведите морфологический разбор глагола.

I. (Мы) подходим _____________________________________________________________

II.____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ΙΙΙ. __________________________________________________________________________

15. Сделайте синтаксический разбор предложения Забота о земле лесе реках чистом воздухе флоре и фауне кровное дело._________________________________________

16. Расскажите, как в вашей местности заботятся об окружающей природы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 20

Было это в Итали... трист... с лишн...м лет назад.

Первые оп...рные предст..вления пор…зили пуб­лику и критику своей (не) обычностью. Те...траль­ные актеры, к которым зрители давно уже пр..выкли вдруг ... запели!.. (Н...) которые крит...ки стали просто смеят...ся над новым ис...кус...твом издева-т...ся над ним доказ…вать, что это и (не) ис...кус...тво вовсе а сплошная (не) лепица.

Один из таких крит...ков писал Люди к смерт... готовят...ся, ск...рбят о страшном (не) счасти... с пр...ятной и сп…койной арией.

И все-таки опера поб…дила, распр…странилась (по) всему миру, среди всех народов.

Успех нового ис...кус...тва отчасти объ…сняется, может быть тем, что в нем объед…нились многие, разные, дотоле порознь существовавшие ис...кус...тва: театр музыка пение танец живопись...

(По Д. Кабалевскому.)

1. Озаглавьте текст.__________________________________________________________

2. Докажите, что это текст.___________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Тема текста_______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста ________________________________________________________________

6. Тип текста__________________________________________________________________

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нуж­но, пропущенные буквы.

8. Произведите фонетический разбор слова своей:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Подберите синонимы к словам: (не) обычность –_________________________________

(не) лепица -_______________________________________

(не) счастье - ________________________________________

10. Определите лексическое значение слов:

театр - _____________________________________________________________________

опера — ______________________________________________________________________

ария — _______________________________________________________________________

11. Разберите по составу слова: распространилась, представления.

12. Произведите морфологический разбор имени существи­тельного.

I. (В) Итали.. ___________________________________________________________

ΙΙ._________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ΙΙΙ.______________________________________________________________________

13. Произведите морфологический разбор местоимения.

I. (В) нем_________________________________________________________________

ΙΙ.________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ΙΙΙ. ____________________________________________________________________

14. Произведите морфологический разбор имени числительного.

I. Первые (представления) ___________________________________________________

ΙΙ.________________________________________________________________________

ΙΙΙ._______________________________________________________________________


15. Выпишите из текста второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Текст 21

Мы всем клас...ом пр…шли в ц...рк и я подумал, как хорошо, что я уже большой. Мне сразу понра­вилось, что ц...рк пахн...т чем (то) особен...ым.

В это время заиграла музыка и все кинулись рас...аживат...ся. И вдруг из (за) красной зан…вески выш… л целый отряд каких (то) людей, одетых очень красиво... Их начальник громко что (то) прокр...чал, музыка заиграла быстро-быстро, и на аре­ну выскочил ж...нглер и началась потеха.

Но тут на арену вык…тили огромный голубой шар. Оркестр опять заиграл что (то) очень в...селое. Вдруг на арену выб...жала маленькая девочка.

Я таких маленьких и красивых никогда (не) ви­дел. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длин...ые рес...ницы. Она была в серебрян…ом платье с воздушным плащ...м. Девочка бегала по шару своими маленькими ножками и голубой шар вез ее на себе, она могла ехать (на) нем и пря­мо, и назад, и налево, и в сторону, и куда хочешь. Она ост…новилась, и кто (то) подал ей разные ко­локольчатые бр...слеты. Она медленно плыла по кругу и светилась, и зв...нела, и это было уд…вительно. Я за свою жизнь (не) видел (н...) чего по­добного.

На арену вышел клоун, но мне было не (до) него.

(По В. Драгунскому.)


1. Озаглавьте текст.__________________________________________________

2. Докажите, что это текст.___________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Основная мысль текста ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Стиль текста____________________________________________________________

6. Тип текста_________________________________________________________________

7. Составьте план текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нуж­но, пропущенные буквы.

9. Произведите фонетический разбор слова вез:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Подберите из текста 2—3 словосочетания, в которых гла­голы употреблены в переносном значении. Составьте с ними сло­восочетания, употребив глаголы в прямом значении:_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Определите лексическое значение слов:

арена —_____________________________________________________________________

потеха —___________________________________________________________________

12. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам:

корень + окончание ____________________________________________________________

корень + суффикс + окончание _________________________________________________

приставка + корень + окончание _______________________________________________

приставка + приставка +корень + суффикс +окончание ___________________________

приставка + корень +суффикс + суффикс + окончание _____________________________

13. Произведите морфологический разбор имени существительного.

I. Музыка (заиграла)___________________________________________________________

ΙΙ.________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ΙΙΙ. ____________________________________________________________________

14. Произведите морфологический разбор глагола.

I. Хочешь ________________________________________________________________

ΙΙ.________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ΙΙΙ. ____________________________________________________________________

15. Выпишите из текста третье предложение и сделайте его синтаксический разбор.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






















ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочные материалы

Диалог — разговор двух или нескольких лиц.

Метафора — переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причем может использоваться и сходство, и различие (костер рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди). Особый вид метафоры - олицетворение - упо­добление неживого предмета живому существу (воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).

Монолог — речь одного лица.

Основная мысль текста - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.

Параллельная связь предложений в тексте — предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым.

Сравнение — определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим (парус, как чайка; желтый, как медь).

Стиля речи: разговорный стиль используется для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, а также в дружеских письмах, посланиях;

научный стиль используется для точной передачи научных знаний. На нем написаны статьи в учебниках, словарях, энцик­лопедиях. Научный стиль характеризуется наличием специаль­ных слов - терминов. Научный стиль требует точности и од­нозначности, поэтому слова в нем употребляются только в од­ном значении;

официально-деловой стиль - это стиль заявлений, справок, постановлений и других документов. Основная цель этого стиля речи - точная передача деловой информации;

публицистический стиль - это стиль газет и журналов, выс­туплений на митингах и собраниях, по радио и телевидению. Основная цель этого стиля - воздействовать на читателя и слу­шателя, т.е. в чем-то убедить, к чему-то призвать;

художественный стиль - это стиль художественной литера­туры: рассказов, повестей, романов, стихотворений и др. Цель этого стиля - воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин. Одна из особенностей художествен­ного стиля состоит в использовании образных средств языка: эпитетов, метафор, олицетворений и др.

Тема текста — это то, о чем (или о ком) в нем говорится.

Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи пред­ложений в тексте - порядок предложений; порядок слов в пред­ложениях; интонация и др.

Типы речи: описание — изображение людей, предметов, жи­вотных, природы. Описывать - значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности лю­дей, живых существ, предметов, событий, действий. Построение текста: зачин (общее представление предмета), срединная часть (перечисление отличительных признаков), концовка (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков). К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?;

повествование — рассказ о действиях и событиях в опреде­ленном порядке (что было сначала, что потом ... и наконец). Построение текста: вступление (экспозиция) (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются ге­рои, с которыми это произошло), завязка (момент, с которого на­чинается событие), основная часть (развитие действия), кульми­нация (момент наивысшего накала событий), развязка (оконча­ние в развитии событий). К текстам повествовательного характера можно поставить вопрос что произошло?;

рассуждение — изложение причин явлений и событий, их вза­имная связь. Основа рассуждения — перечисление фактов, дока­зательств, обосновывающих вывод, к которому стремится приве­сти читателя автор. Построение текста: тезис (основная мысль, то, что надо доказать), доказательства (с примерами), вывод (зак­лючение, обобщение). В некоторых рассуждениях может отсут­ствовать тезис или вывод. К текстам-рассуждениям можно по­ставить вопрос почему?

Цепная связь предложений в тексте — предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе — с пер­вым, третье — со вторым и т. д. Такие предложения могут сцеп­ляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, ме­стоимений и др.

Эпитет - слово, определяющее предмет или явление и под­черкивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (матушка-Волга, ветер-бродяга, очи светлые, сыра земля).

глагола.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!