СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " СПП .Комплексный анализ текста".Анализ проводится по отрывку из произведения В.Закруткина "Матерь человеческая"

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста»

Комплексный анализ  текста Открытый урок русского языка  9 класс Учитель: Басенко Н.Н.

Комплексный анализ текста

Открытый урок русского языка

9 класс

Учитель: Басенко Н.Н.

                      Цели:   - проанализировать текст, повторить такие понятия, как тема, идея, стиль и тип речи, проблема, затронутая автором   Задачи :   ●   создать условия для формирования речевой грамотности -умения связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целостное высказывание;   ●   организовать повторение базовых элементов курса синтаксиса ;    ● способствовать развитию чувства языка, аналитических и творческих способностей, обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать нравственное чувство.  .

Цели: - проанализировать текст, повторить такие понятия, как тема, идея, стиль и тип речи, проблема, затронутая автором Задачи : ●   создать условия для формирования речевой грамотности -умения связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целостное высказывание; ●   организовать повторение базовых элементов курса синтаксиса ; ● способствовать развитию чувства языка, аналитических и творческих способностей, обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать нравственное чувство. .

  В один из моментов штурма, когда был убит комбат, поднялся во весь рост майор Закруткин и с автоматом в руках повел батальон в атаку.

  • В один из моментов штурма, когда был убит комбат, поднялся во весь рост майор Закруткин и с автоматом в руках повел батальон в атаку.
«Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее – человек на земле и человек на войне».  В. А. Закруткин
  • «Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее – человек на земле и человек на войне». В. А. Закруткин
ТЕМА ПРОБ ЛЕМА ИДЕЯ ТЕКСТ ТИП РЕЧИ СТИЛЬ РЕЧИ

ТЕМА

ПРОБ

ЛЕМА

ИДЕЯ

ТЕКСТ

ТИП РЕЧИ

СТИЛЬ РЕЧИ

НАУЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОФИЦИАЛЬНО- ДЕЛОВОЙ СТИЛИ РЕЧИ РАЗГОВОР НЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

НАУЧНЫЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ОФИЦИАЛЬНО- ДЕЛОВОЙ

СТИЛИ РЕЧИ

РАЗГОВОР

НЫЙ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ ТИПЫ РЕЧИ РАССУЖДЕНИЕ

ОПИСАНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ТИПЫ РЕЧИ

РАССУЖДЕНИЕ

1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе куда я приехал по просьбе старого фронтового друга мне вдруг вспомнилось все что я знал о женщине которую не смел забыть…

4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.

6.Мария не знала и не могла знать что здесь на неубранном кукурузном поле она осталась одна в глубоком немецком тылу что фронт всё дальше откатывается на восток что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…

8.Командир полка пожилой майор ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.

  • 9.Ее мы увидели как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети коровы овцы куры. 12.Заметив нас звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
  • 14. Подъехав к Марии командир полка остановил эскадрон сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая он подошел к ней пристально посмотрел в глаза снял фуражку и марая жидкой грязью полы щегольского плаща опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…

1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…

4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.

6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…

8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.

  • 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
  • 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…

Назовите ключевые слова и словосочетания Не имел права забыть, не мог забыть, вспомнилось все, громыхали пушечные залпы, осталась одна, одна в глубоком немецком тылу, сожжены дотла, зверские казни, опустился перед Марией на колени

Назовите ключевые слова и словосочетания

Не имел права забыть, не мог забыть,

вспомнилось все,

громыхали пушечные залпы,

осталась одна,

одна в глубоком немецком тылу,

сожжены дотла,

зверские казни,

опустился перед Марией на колени

1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…

4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.

6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…

8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.

  • 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
  • 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…

 Полк – воинская часть, входящая в состав дивизии  Пепелище – место пожара, пожарище ( устар. высок.стиля –  родной очаг, отчий дом)  Сгрудиться – собраться вместе, тесно на небольшом пространстве  (Фронт) откатывается - отступать  Щегольский ( щегольской) – изысканный, дорогой, нарядный  Хутор – обособленный земельный участок с усадьбой владельца;  в южных областях – крестьянский посёлок, селение  Эскадрон – в кавалерии подразделение, соответствующее роте в пехоте Лексический диктант

Полк – воинская часть, входящая в состав дивизии

Пепелище – место пожара, пожарище ( устар. высок.стиля –

родной очаг, отчий дом)

Сгрудиться – собраться вместе, тесно на небольшом пространстве

(Фронт) откатывается - отступать

Щегольский ( щегольской) – изысканный, дорогой, нарядный

Хутор – обособленный земельный участок с усадьбой владельца;

в южных областях – крестьянский посёлок, селение

Эскадрон – в кавалерии подразделение, соответствующее роте в пехоте

Лексический диктант

1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…

4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.

6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…

8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.

  • 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
  • 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…

 А) Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами  Б) Эту женщину я не мог, не имел права забыть.  В) Вверху носились хищные ястребы.  Г) Подъехав к Марии, командир полка остановил грузовик.  Д ) Кроме нее, Марии, на кукурузном поле оставался гвардейский батальон. 3.  Укажите, какие предложения не соответствует содержанию текста :

А) Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами

Б) Эту женщину я не мог, не имел права забыть.

В) Вверху носились хищные ястребы.

Г) Подъехав к Марии, командир полка остановил грузовик.

Д ) Кроме нее, Марии, на кукурузном поле оставался гвардейский батальон.

3. Укажите, какие предложения не соответствует содержанию текста :

1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…

4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.

6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…

8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.

  • 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
  • 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…

 А) Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами  Б) Эту женщину я не мог, не имел права забыть.  В ) Вверху носились хищные ястребы.  Г) Подъехав к Марии, командир полка остановил грузовик.  Д) Кроме нее, Марии, на кукурузном поле оставался гвардейский батальон.  3.  Укажите, какие предложения не соответствует содержанию текста :

А) Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами

Б) Эту женщину я не мог, не имел права забыть.

В ) Вверху носились хищные ястребы.

Г) Подъехав к Марии, командир полка остановил грузовик.

Д) Кроме нее, Марии, на кукурузном поле оставался гвардейский батальон.

3. Укажите, какие предложения не соответствует содержанию текста :

: А) 1 группа: Найти и объяснить слова из предложений 1-3, в которых количество звуков - меньше, чем букв Б) 2 группа: Найти и объяснить слова из предложений 4 - 5, в которых количество звуков– больше, чем букв

:

А) 1 группа: Найти и объяснить слова из предложений 1-3, в которых количество звуков - меньше, чем букв

Б) 2 группа: Найти и объяснить слова из предложений 4 - 5, в которых количество звуков– больше, чем букв

 1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть …  4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.

1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть …

4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары.

5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.

: А) 1 группа: забыть, прикарпатском, просьбе, вспомнилось Б) 2 группа: отражая, полыхавшие, ближние, дальние, пушечные

:

А) 1 группа: забыть, прикарпатском, просьбе, вспомнилось

Б) 2 группа: отражая, полыхавшие, ближние, дальние,

пушечные

составить ассоциативный ряд к слову Пепелище  ( предложение 8)        В предложениях 13 – 15 найти слова , в которых написание приставки зависит от ее значения А) 1 группа: Б) 2 группа:

составить ассоциативный ряд к слову Пепелище

( предложение 8)

В предложениях 13 – 15 найти слова , в которых написание приставки зависит от ее значения

А) 1 группа:

Б) 2 группа:

8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии. 13.Вверху носились белокрылые голуби.  14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…

8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.

  • 13.Вверху носились белокрылые голуби.
  • 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…

Пепелище  – пожарище, пепел, пожар, огонь, костер, дым, дом, зола, пламя, война, смерть        прихрамывая А) 1 группа: Б) 2 группа:

Пепелище

– пожарище, пепел, пожар, огонь, костер, дым, дом, зола, пламя, война, смерть

прихрамывая

А) 1 группа:

Б) 2 группа:

Заменить словосочетания : 1 группа: ПУШЕЧНЫЕ ЗАЛПЫ (связь согласование) словосочетанием со связью управление (предложение 5) 2 группа:  ЗАРЖАЛИ ЗВОНКО (связь примыкание) словосочетанием со связью согласование ( предложение 9)

Заменить словосочетания :

1 группа: ПУШЕЧНЫЕ ЗАЛПЫ (связь согласование) словосочетанием со связью управление (предложение 5)

2 группа: ЗАРЖАЛИ ЗВОНКО (связь примыкание) словосочетанием со связью согласование ( предложение 9)

5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.  9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.

5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.

9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.

Заменить словосочетания : 1 группа: ПУШЕЧНЫЕ ЗАЛПЫ - ЗАЛПЫ ПУШЕК   2 группа:  ЗАРЖАЛИ ЗВОНКО – ЗВОНКОЕ РЖАНИЕ

Заменить словосочетания :

1 группа: ПУШЕЧНЫЕ ЗАЛПЫ - ЗАЛПЫ ПУШЕК

2 группа: ЗАРЖАЛИ ЗВОНКО – ЗВОНКОЕ РЖАНИЕ

 Найти : В предложениях 4-6 найти средства выразительности, объяснить

Найти :

В предложениях 4-6 найти средства выразительности, объяснить

 4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.  6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию .

4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.

6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию .

 Найти : метафоры: небо вздрагивало, билось в частой дрожи

Найти :

метафоры: небо вздрагивало,

билось в частой дрожи

 Индивидуальное задание :   Среди предложений 4-6 найти предложение, соответствующее схеме, определить вид придаточных [ -- = и =], { что-- =}, {что -- =}, { что -- =}, а [ -- = ].

Индивидуальное задание :

Среди предложений 4-6 найти предложение, соответствующее схеме, определить вид придаточных

[ -- = и =], { что-- =}, {что -- =}, { что -- =}, а [ -- = ].

 Найти в тексте и сделать синтаксический разбор :    1 группа :  среди предложений 1-4 СПП с разными видами придаточных 2 группа: среди предложений 10 -13 найти предложение с обособленным обстоятельством и перестроить его в СПП , определить вид придаточного.

Найти в тексте и сделать синтаксический разбор :

1 группа : среди предложений 1-4 СПП с разными видами придаточных

2 группа: среди предложений 10 -13 найти предложение с обособленным обстоятельством и перестроить его в СПП , определить вид придаточного.

1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…

4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.

6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…

8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.

  • 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
  • 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…

 Найти в тексте и сделать синтаксический разбор :    1 группа :  среди предложений 1-4 СПП с разными видами придаточных - № 3 2 группа: среди предложений 10 -13 найти предложение с обособленным обстоятельством и перестроить его в СПП , определить вид придаточного (№ 12 )- Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. – Когда рыжие кони заметили нас, они звонко заржали.

Найти в тексте и сделать синтаксический разбор :

1 группа : среди предложений 1-4 СПП с разными видами придаточных - № 3

2 группа: среди предложений 10 -13 найти предложение с обособленным обстоятельством и перестроить его в СПП , определить вид придаточного (№ 12 )- Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. – Когда рыжие кони заметили нас, они звонко заржали.

 среди предложений 4 – 8 найти односоставное. Определить его вид  Найти:

среди предложений 4 – 8 найти односоставное. Определить его вид

Найти:

1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…

4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.

6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…

8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.

  • 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
  • 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 7 – безличное  Найти:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 7 – безличное

Найти:

- - Прочитаем выразительно предложение 15 . Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…

-

-

Прочитаем выразительно предложение 15

.

Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…

                     1 группа:  - Поразмышляйте о том, почему     командир  сделал это     2 группа :  - Почему автор говорит, что он «не мог,  не имел права  забыть»? - .

1 группа:

- Поразмышляйте о том, почему командир сделал это

2 группа :

- Почему автор говорит, что он «не мог, не имел права забыть»?

-

.

СИНКВЕЙН 1 строка – ПОНЯТИЕ ( 1 слово) 2 строка – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (2слова) 3 строка – ГЛАГОЛЫ (3 слова) 4 строка – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( из 4 слов) 5 строка – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ      (1 слово)

СИНКВЕЙН

1 строка – ПОНЯТИЕ ( 1 слово)

2 строка – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (2слова)

3 строка – ГЛАГОЛЫ (3 слова)

4 строка – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( из 4 слов)

5 строка – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(1 слово)

СИНКВЕЙН   Мария   Мужественная , отзывчивая  Собрала, приютила, выдержала   Совершила свой материнский подвиг    Героиня

СИНКВЕЙН

Мария

Мужественная , отзывчивая

Собрала, приютила, выдержала

Совершила свой материнский подвиг

Героиня

  Рефлексия:   Сегодня на уроке: - Я узнал… - Я смог… - У меня…

Рефлексия:

  • Сегодня на уроке:
  • - Я узнал…
  • - Я смог…
  • - У меня…
 Оцените свою работу индивидуальную  и в группе.

Оцените свою работу индивидуальную

и в группе.

 ДОМА: упр.166

ДОМА: упр.166


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!