Комплексный анализ текста
Открытый урок русского языка
9 класс
Учитель: Басенко Н.Н.
Цели: - проанализировать текст, повторить такие понятия, как тема, идея, стиль и тип речи, проблема, затронутая автором Задачи : ● создать условия для формирования речевой грамотности -умения связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целостное высказывание; ● организовать повторение базовых элементов курса синтаксиса ; ● способствовать развитию чувства языка, аналитических и творческих способностей, обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать нравственное чувство. .
- В один из моментов штурма, когда был убит комбат, поднялся во весь рост майор Закруткин и с автоматом в руках повел батальон в атаку.
- «Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее – человек на земле и человек на войне». В. А. Закруткин
ТЕМА
ПРОБ
ЛЕМА
ИДЕЯ
ТЕКСТ
ТИП РЕЧИ
СТИЛЬ РЕЧИ
НАУЧНЫЙ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ОФИЦИАЛЬНО- ДЕЛОВОЙ
СТИЛИ РЕЧИ
РАЗГОВОР
НЫЙ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
ОПИСАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ТИПЫ РЕЧИ
РАССУЖДЕНИЕ
1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе куда я приехал по просьбе старого фронтового друга мне вдруг вспомнилось все что я знал о женщине которую не смел забыть…
4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.
6.Мария не знала и не могла знать что здесь на неубранном кукурузном поле она осталась одна в глубоком немецком тылу что фронт всё дальше откатывается на восток что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…
8.Командир полка пожилой майор ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.
- 9.Ее мы увидели как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети коровы овцы куры. 12.Заметив нас звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
- 14. Подъехав к Марии командир полка остановил эскадрон сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая он подошел к ней пристально посмотрел в глаза снял фуражку и марая жидкой грязью полы щегольского плаща опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…
1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…
4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.
6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…
8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.
- 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
- 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…
Назовите ключевые слова и словосочетания
Не имел права забыть, не мог забыть,
вспомнилось все,
громыхали пушечные залпы,
осталась одна,
одна в глубоком немецком тылу,
сожжены дотла,
зверские казни,
опустился перед Марией на колени
1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…
4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.
6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…
8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.
- 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
- 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…
Полк – воинская часть, входящая в состав дивизии
Пепелище – место пожара, пожарище ( устар. высок.стиля –
родной очаг, отчий дом)
Сгрудиться – собраться вместе, тесно на небольшом пространстве
(Фронт) откатывается - отступать
Щегольский ( щегольской) – изысканный, дорогой, нарядный
Хутор – обособленный земельный участок с усадьбой владельца;
в южных областях – крестьянский посёлок, селение
Эскадрон – в кавалерии подразделение, соответствующее роте в пехоте
Лексический диктант
1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…
4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.
6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…
8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.
- 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
- 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…
А) Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами
Б) Эту женщину я не мог, не имел права забыть.
В) Вверху носились хищные ястребы.
Г) Подъехав к Марии, командир полка остановил грузовик.
Д ) Кроме нее, Марии, на кукурузном поле оставался гвардейский батальон.
3. Укажите, какие предложения не соответствует содержанию текста :
1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…
4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.
6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…
8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.
- 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
- 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…
А) Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами
Б) Эту женщину я не мог, не имел права забыть.
В ) Вверху носились хищные ястребы.
Г) Подъехав к Марии, командир полка остановил грузовик.
Д) Кроме нее, Марии, на кукурузном поле оставался гвардейский батальон.
3. Укажите, какие предложения не соответствует содержанию текста :
:
А) 1 группа: Найти и объяснить слова из предложений 1-3, в которых количество звуков - меньше, чем букв
Б) 2 группа: Найти и объяснить слова из предложений 4 - 5, в которых количество звуков– больше, чем букв
1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть …
4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары.
5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.
:
А) 1 группа: забыть, прикарпатском, просьбе, вспомнилось
Б) 2 группа: отражая, полыхавшие, ближние, дальние,
пушечные
составить ассоциативный ряд к слову Пепелище
( предложение 8)
В предложениях 13 – 15 найти слова , в которых написание приставки зависит от ее значения
А) 1 группа:
Б) 2 группа:
8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.
- 13.Вверху носились белокрылые голуби.
- 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…
Пепелище
– пожарище, пепел, пожар, огонь, костер, дым, дом, зола, пламя, война, смерть
прихрамывая
А) 1 группа:
Б) 2 группа:
Заменить словосочетания :
1 группа: ПУШЕЧНЫЕ ЗАЛПЫ (связь согласование) словосочетанием со связью управление (предложение 5)
2 группа: ЗАРЖАЛИ ЗВОНКО (связь примыкание) словосочетанием со связью согласование ( предложение 9)
5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.
9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.
Заменить словосочетания :
1 группа: ПУШЕЧНЫЕ ЗАЛПЫ - ЗАЛПЫ ПУШЕК
2 группа: ЗАРЖАЛИ ЗВОНКО – ЗВОНКОЕ РЖАНИЕ
Найти :
В предложениях 4-6 найти средства выразительности, объяснить
4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.
6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию .
Найти :
метафоры: небо вздрагивало,
билось в частой дрожи
Индивидуальное задание :
Среди предложений 4-6 найти предложение, соответствующее схеме, определить вид придаточных
[ -- = и =], { что-- =}, {что -- =}, { что -- =}, а [ -- = ].
Найти в тексте и сделать синтаксический разбор :
1 группа : среди предложений 1-4 СПП с разными видами придаточных
2 группа: среди предложений 10 -13 найти предложение с обособленным обстоятельством и перестроить его в СПП , определить вид придаточного.
1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…
4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.
6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…
8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.
- 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
- 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…
Найти в тексте и сделать синтаксический разбор :
1 группа : среди предложений 1-4 СПП с разными видами придаточных - № 3
2 группа: среди предложений 10 -13 найти предложение с обособленным обстоятельством и перестроить его в СПП , определить вид придаточного (№ 12 )- Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. – Когда рыжие кони заметили нас, они звонко заржали.
среди предложений 4 – 8 найти односоставное. Определить его вид
Найти:
1.Эту женщину я не мог, не имел права забыть. 2. Прошли годы… 3. И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть…
4.В ту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось, отражая полыхавшие внизу пожары. 5.Над глухо гудящей землёй громыхали ближние и дальние пушечные залпы.
6.Мария не знала и не могла знать, что здесь, на неубранном кукурузном поле, она осталась одна в глубоком немецком тылу, что фронт всё дальше откатывается на восток, что все окрестные хутора сожжены дотла по приказу немецкого командования, а уцелевшее после зверских казней их население угнано в Германию. 7.И не осталось в этих глухих местах ни одного живого человека, кроме неё, Марии…
8.Командир полка, пожилой майор, ехал впереди первого эскадрона, рядом с тремя разведчиками, которые успели побывать на пепелище сожженного хутора и рассказали нам всем о Марии.
- 9.Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку.10.Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. 11.Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. 12.Заметив нас, звонко заржали рыжие кони.13.Вверху носились белокрылые голуби.
- 14. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. 15. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…
ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 7 – безличное
Найти:
-
-
Прочитаем выразительно предложение 15
.
Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…
1 группа:
- Поразмышляйте о том, почему командир сделал это
2 группа :
- Почему автор говорит, что он «не мог, не имел права забыть»?
-
.
СИНКВЕЙН
1 строка – ПОНЯТИЕ ( 1 слово)
2 строка – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (2слова)
3 строка – ГЛАГОЛЫ (3 слова)
4 строка – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( из 4 слов)
5 строка – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(1 слово)
СИНКВЕЙН
Мария
Мужественная , отзывчивая
Собрала, приютила, выдержала
Совершила свой материнский подвиг
Героиня
Рефлексия:
- Сегодня на уроке:
- - Я узнал…
- - Я смог…
- - У меня…
Оцените свою работу индивидуальную
и в группе.
ДОМА: упр.166