СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Комплексный подход в работе педагогического коллектива по профилактике дезадаптивного поведения подростков"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается значение комплексного подхода работы педагогического коллектива, направленной на профилактику дезадаптивного поведения подростков.

Просмотр содержимого документа
«"Комплексный подход в работе педагогического коллектива по профилактике дезадаптивного поведения подростков"»

УДК-37

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Уфимцева Наталья Владимировна,

заместитель директора

по воспитательной работе,

ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 5

г. Таганрог



Аннотация: в статье рассматривается значение комплексной работы педагогов, направленной на профилактику дезадаптивного поведения подростков. Индивидуальные программы развития и жизнеустройства ребенка, включающие основные направления специализированной комплексной поддержки и помощи ребенку и отслеживающие эффективность работы в прогнозируемом результате, как форма и содержание комплексной программы деятельности.

Ключевые слова: дезадаптация, подросток, педагогический коллектив, комплексная работа, профилактика, компенсаторные ресурсы.


AN INTEGRATED APPROACH IN THE WORK OF THE TEACHING STAFF FOR THE PREVENTION OF MALADAPTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS


Natalia Vladimirovna Ufimtseva,

Deputy Director for Educational Work,

GKUSO RO Taganrog Children's Aid Center No. 5

Taganrog


Abstract. the article discusses the importance of the comprehensive work of teachers aimed at preventing maladaptive behavior of adolescents. Individual programs for the development and life of the child, including the main directions of specialized comprehensive support and assistance to the child and tracking the effectiveness of work in the predicted result, as the form and content of a comprehensive program of activities.


Keywords: maladaptation, teenager, teaching staff, complex work, prevention, compensatory resources.



Проблема дезадаптивного поведения подростков не теряет свою актуальность в современном быстро меняющемся мире, а напротив приобретает большую остроту в связи с увеличением числа детей, которые характеризуются трудновоспитуемостью, социально-педагогической запущенностью, дезадаптивностью и пр. Появление в педагогической, психологической, социально-педагогической литературе приведенной выше терминологии свидетельствует о том, что причинами отклонения являются самые разные факторы, но суть заключается в том, что таким детям по различным причинам сложно вписываться в с общество с определенными нормами и правилами.

В трудах многих ученых, таких как: Беличевой С.В., Молодцовой Т.Д., Венгер Л.А., Каган В.Е., Личко А.Е., Овчарова Р.В. рассматриваются причины дезадаптации подростков. Например, Т.Д. Молодцова считает, что дезадаптяция является результатом «внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации личности с самой собой и обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности…» [1, 112; 2, 82-85]. Дезадаптация может иметь скрытый характер, но при определенных условиях так или иначе проявится, что может иметь самые разные последствия.

Опираясь на исследования ученых, мы обращаем внимание на то, что ими выделены такие факторы дезадаптации как: когнитивный, эмоционально-личностный, поведенческий. Как правило все три фактора проявляются комплексно, определяя и дополняя друг друга.

Дезадаптивное поведение не является ежесекундным результатом, а формируется в течение времени, постепенно и является реакцией на те стрессогенные провоцирующие факторы, противостоять которым и справиться с которыми сам ребенок не может [3, 80].

Комплексная проблема должна решаться комплексным подходом, на что и делается упор в практике педагогического коллектива центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Сам тот факт, что ребенок остался без попечения родителей определяет трудность его положения и возможную дезадаптацию, потерянность своей защищенности со стороны самых близких людей и наличие неопределенности жизненной перспективы.

Социально-педагогическая причина определения ребенка в учреждение государственной поддержки и защиты детей является стартовой при разработке комплексной индивидуальной программы развития и жизнеустройства ребенка. Важным аспектом является медицинское обследование и заключение врача о состоянии здоровья воспитанника с необходимыми рекомендациями. Заключение педагога-психолога содержащие сведения об индивидуально-личностных особенностях ребенка, актуальном уровне его развития и ресурсности позволяют педагогам, работающим в семейно-воспитательных группах, планировать воспитательную деятельность с максимальной опорой на положительные и «сохранные» качества подростка, которые используются как компенсаторные ресурсы в профилактике дезадаптации. В свою очередь в едином социально-педагогическом пространстве особую роль играет дополнительное образование. Педагоги дополнительного образования (ДО) вносят особую атмосферу в творческое занятие ребенка, который раскрывая свои ресурсы стремится к продукту индивидуальной деятельности. Адаптация к условиям группы и учреждения становится своеобразным «трамплином» для внешней социальной адаптации подростков, которые включаются в социально значимые акции, культурно-творческие мероприятия, спортивно-оздоровительные проекты, в которых они участвуют совместно с волонтерами и педагогами-наставниками. Таким образом комплексная работа педагогического коллектива направлена на активизацию ресурсных возможностей подростка, активизацию приобретаемых им навыков и их закрепление в практико ориентированных видах социально полезной деятельности, что и является профилактикой дезадаптации подростков.

Показателями эффективности комплексной работы педагогического коллектива по профилактике дезадаптивного поведения подростков является повышение уровня воспитанности (анкета Н.Н. Капустина), снижение тревожности, агрессивности (сравнительная диагностика по тестам Басса-Дарки и Ч.Д. Спилбергера), активность в культурно-творческих мероприятиях (портфолио достижений), эмоциональный комфорт (дневник цветового настроения и оценка уровня субъективной удовлетворенности).

Литература

  1. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. – Ростов на Дону: Изд-во Ростовского университета, 2005. – 254 с.;

  2. Молодцова Т.Д. Субъективные предпосылки подростковой дезадаптации//Международный журнал экспериментального исследования. 2013. № 7. С.82-85

  3. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков / Е.В. Шарапановская. Москва: Сфера, 2005. – 160 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!