СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОУД.01. Русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОУД.01. Русский язык»


Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Белоглинский аграрно-технический техникум»






УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора по УД

_________ Макаренко Е.А.

«____» ____________ 2021 г.






Комплект контрольно-оценочных средств

для промежуточной аттестации

по учебной дисциплине

ОУД 01. Русский язык












2021 г.








РАССМОТРЕНО

цикловой методической комиссией

гуманитарного цикла «__» ______ 2021 г.

Руководитель

___________М. С. Наседкина





Комплект контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОУД 01. Русский язык разработан на основе:

- ФГОС среднего общего образования;

- ФГОС СПО по профессии 19.01.04 Пекарь, 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей, 23.01.03 Автомеханик и требований ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.

- ППССЗ по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.

- рабочей программы учебной дисциплины ОУД 01. Русский язык



Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Белоглинский аграрно- технический техникум» (ГБПОУ КК БАТТ).


Разработчик: Топоркова Т.В. __________ преподаватель ГБПОУ КК БАТТ











СОДЕРЖАНИЕ


1

ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ 4




2

СТРУКТУРА И ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 5






3

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 38



4

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ИСТОЧНИКОВ 40
























1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

1.1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД 01. Русский язык в рамках ППКРС в соответствии с ФГОС СОО и ФГОС СПО по профессии 19.01.04 Пекарь, 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей, 23.01.03 Автомеханик, по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.

В соответствии с учебным планом дисциплина ОУД 01. Русский язык изучается на 1 и 2 курсах в 1, 2 семестрах. По завершении всего курса обучения по учебной дисциплине ОУД 01. Русский язык проводится промежуточная аттестация в форме экзамена.


    1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

В ходе промежуточной аттестации по дисциплине осуществляется проверка предметных результатов освоения учебной дисциплины:


Предметные результаты


Основные показатели оценки результатов


− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при-менение знаний о них в речевой практике;


− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики;


- имеют понятиео нормах русского литературного языка и применяют знания о них в речевой практике;


- владеют умениями создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- владеют навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владеют умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владеют умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− сформированы представления об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

− способны выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владеют навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики;








2.СТРУКТУРА И ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.


Условия выполнения задания.

Кос по дисциплине ОУД.01 Русский язык состоит из 39 контрольных заданий части А и Б. В часть А включено 31 задание закрытого типа, в часть В - 8 заданий открытого типа. Задания второй части проверяют умение анализировать текст.

В задания включены материалы, проверяющие знание разных разделов русского языка: фонетики, орфоэпии, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Выполняя задания с выбором ответа, нужно записать номер правильного ответа в бланк ответов. 

Предлагается письменная экзаменационная работа в виде тестов в четырёх вариантах.

Максимальное время выполнения задания: 4 академических часа.




Инструмент оценки экзамена

Порядковый

номер

задания

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

1

А1

Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Фонетический разбор слова.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

2

А2

Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

Умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.

3

А3

Лексическое значение слова.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

4

А4

Лексические нормы (употребление слова).

Умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.

5

А5

Морфологические нормы.

Умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.

6

А6

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

Умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.

7

А7

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений.

Умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.

8

А8

Текст. Последовательность предложений в тексте. Умение использовать основные приемы информационной переработки текста.

Умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

9

А9

Синтаксический разбор простого предложения.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

10

А10

Синтаксический разбор предложения (обобщение). Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

11

А11

Морфологический разбор.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

12

А12

Разбор слова по составу.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

13

А13

Орфограмма. Орфографическое правило.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

14

А14

Безударные гласные корня. Правописание гласных в корнях.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

15

А15

Правописание приставок.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

16

А16

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

17

А17

Правописание суффиксов глагольной основы прошедшего времени. Правописание суффиксов существительных и прилагательных. Падежные и родовые окончания. Употребление Ь и Ъ знаков.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

18

А18

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. -Н-НН- в различных частях речи.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

19

А19

Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

20

А20

Простое и сложное предложение с союзом И.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

21

А21

Предложения с обособленными членами (причастными и деепричастными оборотами).

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

22

А22

Вводные слова и обращения.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

23

А23

Знаки препинания при однородных членах с союзами.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

24

А24

Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях. Прямая речь и цитирование.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

25

А25

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

26

А26

Сложное предложение с несколькими придаточными. Сложное предложение с разными видами связи.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

27

А27

Текст. Смысловой и композиционный анализ. Умение использовать основные приемы информационной переработки текста.

Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

28

А28

Текст. Стиль и тип речи.

Умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

29

А29

Текст. Анализ лексики. Умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

30, 31


А30, А31

Словообразовательный анализ.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

32

В1

Морфологический анализ.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

33

В2

Словосочетание. Типы связи.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

34

В3

Грамматическая основа. Односоставное предложение.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

35

В4

Простое осложненное предложение.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

36

В5

Сложное предложение.

Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

37

В6

Средства связи предложений в тексте.

Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

38, 39

В7, В8

Анализ выразительных средств текста.

Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.


Вариант 1

Часть 1

А1


В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. язык

  2. маячить

  3. лестница

  4. меньше

А2


В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) навЕрх

2) клялАсь

3) блАговест

4) сОзыв

А3


В каком предложении употреблён фразеологизм?

1) Он не мог стоять ровно, потому что под каблуком у него оказался маленький камешек

2) Варвара Михайловна держала под каблуком не только своего мужа, но и всех окружающих мужчин.

3) Девушка выражала своё нетерпение нетерпеливым постукиванием каблучков.

А4


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) около пятиста километров

2) несколько полотенец

3) опытные доктора

4) не хватило сапог

А5


Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив Московский пансион,

1) писатель и поэт решает идти в действующую армию.

2) будущий писатель был зачислен в армию.

3) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.

4) дальнейшее обучение было продолжено в Московском университете на факультете словесности.

А6


Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свой мысли и чувства.

2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

3) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв.

4) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».

Прочитайте текст и выполните задания А7 – А12.


(1)… (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.






А7


Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.

А8


Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Поэтому

2) Однако

3) Иными словами

4) Вместо этого

А9


Какие слова являются грамматической основой в четвёртом (4) предложении текста?

1) это называется

2) соответствие называется

3) это называется кодировкой

4) соответствие называется кодировкой символов

А10


Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

2) сложносочинённое

3) сложное бессоюзное

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

А11


Укажите правильную морфологическую характеристику слова СООТВЕТСТВУЮЩИЕ из третьего (3) предложения текста.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) краткое прилагательное

4) деепричастие совершенного вида

А12


Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.

1) воспроизводится в определённой последовательности

2) постоянно повторяется

3) записывается в виде текста

4) переводится из одной системы знаков в другую


В

А13

каком слове нет суффикса -Н- ?

1) туманный

2) поверенный

3) сохранный

4) мечтательный

А14


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

1) 1, 2

2) 2

3) 2, 3

4) 1, 3

А15


В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) П..томки, возл..гать, состр..дание

2) М..рить, зат..ряться, с..бака

3) Об..зательный, л..чение, сист..матический

4) Нар..дить, пл..вец, выт..рать

А16


В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) Пр..дедушка, пр..кричать, посм..треть

2) С..езд, ад..ютант, от..явленный

3) Пр..умножить, пр..крыть, пр..красный

4) …дельный, ни..кий, ро..черк

А17


В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) усво..шь, независ..мый

2) брос..шь, увид..нный

3) встрет..шь, измер..нный

4) постав..шь, промасл..нный

А187


В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. Печ..нка

Б. Сбивч..вый

В. Смотр..т

Г. Сж..г

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) А, Г 4) А, В, Г

А197


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

За ведь день мы н(1) вид(2)ли н(3) одного животного, хотя козьих и оленьих следов попадалось н(4)мало.

1) 1, 2 2) 2, 4 3) 2, 3 4) 3, 4

А207


В каком предложении выделенные слова являются вводными?

1) Правда с годами мои стихи делались менее нарядными

2) Ночью весь мир огромный кажется проще.

3) Поезд мчит меня к счастью

4) Мы не надеялись никогда больше встретиться, однако встретились

А21


Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:

Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч (?) и вдруг багряным светом осветило всё вокруг.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


В

А22

каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениии должны стоять запятые?

Стояла белая зима с жесткою тишиной безоблачных морозов (1) плотным скрипучим снегом (2) розовым инеем на деревьях (3) клубами пара из мгновенно раскрытых дверей (4) свежими (5) словно укушенными (6) лицами людей (7) и хлопотливым бегом продрогших лошадок.

1) 1, 2, 3, 4, 7 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6 4) 1, 2, 3, 4, 5

А23


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Впервые отправляющегося в центральные районы высокого Тянь-Шаня путешественника (1) изумляют прекрасные дороги (2) проложенные в горах. Тяжелые машины (3) наполненные грузом (4) людьми (5) животными взбираются на высокие перевалы (6) и спускаются в поросшие высокою травою (7) глубокие горные долины.

1) 1, 2, 4, 5 2) 2, 3, 4, 5 3) 3, 4, 5, 7 4) 1, 3, 5, 6, 7

А24


Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (Знаки препинания не расставлены).

1) В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем.

2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.

3) Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения.

4) XX век называют ядерным и космическим и компьютерным .

А25


Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А26


В каком варианте ответа правильно дано объяснение постановки тире?

Береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа и дому.

1) Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит противопоставление

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит результат того, о чём говорится в первой части.

4) То, о чём говорится в одном предложении, сравнивается с тем, о чём говорится в другом предложении.

А27


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.

1) 2, 3

2) 1, 3, 4

3) 2, 4

4) 1, 2, 3, 4

А28


В каком предложении НЕ допущена речевая ошибка?

1) Газета указала о том, что переход на зимнее время в этом году произойдет двадцать седьмого октября.

2) Направляющаяся в район боевых действий гуманитарная помощь, должна попадать в первую очередь к старикам и детям.

3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы!

4) Я считаю, что намеренная ложь гораздо более хуже, чем случайная ошибка.

Прочитайте текст и выполните задания А29 – А31; В1 – В8



(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)


Н

А29

айдите предложение, которое соответствует характеристике «Простое, двусоставное, нераспространённое».

1) 20 2) 14 3) 23 4) 15

А30


В предложениях 5 – 13 присутствует предложение с:

1) прямой речью

2) косвенной речью

3) диалог

4) несобственно-прямая речь

А31


Укажите предложение, в котором присутствует вводная конструкция

1) 4 2) 24 3) 2 4) 21

Часть 2

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами



В1


Из предложений 12 – 13 выпишите устаревшее слово.

В2

В3

Из предложений14 – 18 выпишите причастие, образованное суффиксальным способом.


Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами

Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.



В4


Среди предложений 7 – 15 найдите простые односоставные предложения. Напишите номера этих предложений.

В5


Среди предложений 3 – 6 найдите предложение с фразеологическим оборотом. Напишите номер этого предложения.

В6


В7

Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих предложений.


Среди предложений 13 – 18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в ответы.









В8


«К. Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятным. Уже во втором предложении используется ____. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ____, ____ – также подчёркивают замысел автора.

____«серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) фразеологизм

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения.


Вариант 2

Часть 1

А1


В каком слове букв больше, чем звуков?

1) язык

2) маячить

3) объём

4) меньше

А2


В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нАверх

2) клялАсь

3) отрОчество

4) сОзыв

А3


В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

3) Опубликованная в журнале статья показал мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.

4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

А4


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара туфель

2) несколько полотенец

3) опытные доктора

4) около пятиста километров

А5


Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге.

3) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.

4) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

А6


Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв.

2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

3) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свой мысли и чувства.

4) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».



Прочитайте текст и выполните задания А7 – А12.




(1)… (2)Вся другая информация – как звуки, так и изображения – для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)…








А7


Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.

А8


Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?

1) Прежде всего, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

2) Однако компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

3) Кроме того, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

4) Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

А9


Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

1) информация – звуки, изображения

2) информация должна

3) информация должна быть преобразована

4) информация преобразована

А10


Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) простое

2) сложносочинённое

3) сложное бессоюзное

4) сложноподчинённое

А11


Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) прилагательное

4) деепричастие


У

А12

кажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.

1) воспроизводится в определённой последовательности

2) постоянно повторяется

3) записывается в виде текста

4) преобразуется с помощью определённых условных обозначений


В

А13

каком слове есть суффикс -ЧИК- со значением «маленький»?

1) шкафчик

2) мячик

3) пончик

4) огурчик

А14


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

1) 1, 2

2) 2

3) 2, 3

4) 1, 3

А15


В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) напом..нание, небесп..лезно, хар..ктеризовать

2) экз..меновать, асф..льтированный, похв..ла

3) разр..слась, орб..тальный, пол..мист

4) конс..рвировать, гориз..нтальный, к..рьерист

А16


В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пре..почтение, о..бросить, на..строчный

2) бе..болезненно, бе..фокусный, в..бодрить

3) пр..сечь, непр..хотливо, пр..суждение

4) дез..нтеграция, мед..нститут, по..скать

А17


В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) усво..шь, независ..мый

2) брос..шь, увид..нный

3) встрет..шь, измер..нный

4) постав..шь, промасл..нный

А18


В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. налаж..вать

Б. сбивч..вый

В. откле..ваться

Г. стержн..вой

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А19


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернётся, а первый сам н(3) с кем н(4) уживётся.

1) 1, 2 2) 2 3) 2, 3 4) 3, 4



В

А20

каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

2) Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

3) Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

4) ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными

А21


Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» обосновал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А22


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

1) 1 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 4

А23


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В XIV столетии (1) по данным историков (2) Великий Новгород рос и богател. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во вторых (5) продавал искусные изделия новгородских ремесленников.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2 3) 3, 4, 5 4) 1, 3

А24


Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (Знаки препинания не расставлены).

1) XX век называют ядерным и космическим и компьютерным.

2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.

3) В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем.

4) Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения.

А25


Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.


В

А26

каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для решения (3) которой (4) нет готового рецепта.

1) 1, 2

2) 2

3) 3

4) 2, 4

А27

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 2, 4

4) 1, 3, 4

А28


В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3) Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.


Прочитайте текст и выполните задания А29 – А31; В1 – В8




(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)


В

А29

каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?

1) 22 2) 2 3) 24 4) 4

А30


Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 21?

1) описание

2) рассуждение и описание

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

А31


Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 5 2) 7 3) 17 4) 4


Часть 2


Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами



В1


Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2

Из предложений 8 – 9 выпишите наречие.

В3


Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами




В4


Среди предложений 5 – 15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.

В5


Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6


В7

Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих предложений.


Среди предложений 4 – 11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в ответы.










В8


«К. Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятным. Уже во втором предложении используется ____. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ____, ____ – также подчёркивают замысел автора.

____«серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) фразеологизм

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения.


Вариант 3

Часть 1

А1


В каком слове все согласные звуки мягкие?

  1. цель

  2. жилище

  3. смеяться

  4. сияние

А2


В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нАверх

2) клялАсь

3) отрОчество

4) сОзыв

А3


Какое из перечисленных слов имеет значение «презрительно-надменный»?

1) высокомерный

2) фамильярный

3) тщеславный

4) алчный


А4


В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употреблять ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.

4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

А5


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара туфель

2) несколько полотенец

3) опытные доктора

4) около пятиста километров

А6


Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус.

3) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.

4) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

А7


Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?


1) Персональные компьютера – это универсальные устройства для обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.

Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11



А. Европа – колыбель культуры, а Греция – колыбель европейской цивилизации.

Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур.

В. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.

Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий.












А8


В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Б, Г 2) Б, В, А, Г 3) В, А, Г, Б 4) А, Г, В, Б

А9


Сколько грамматических основ в предложении В?

1) пять 2) две 3) три 4) четыре

А10


Укажите верную характеристику предложения Г.

1) сложноподчиненное

2) сложносочиненное

3) сложное бессоюзное

4) простое с однородными членами

А11


Укажите правильную характеристику слова НЕПОКОЛЕБИМОЙ из предложения Г.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) прилагательное

4) деепричастие


К

А12

акое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) переплётчик

2) выдёргивая

3) избегающий

4) воспитатели


У

А13

кажите верное объяснение написания выделенного слова.

Берега Онежского озера были освое..ы ещё в III тысячелетии до нашей эры.

1) Пишутся две буквы НН, так как это прилагательное образовано от местоимения свой с помощью суффикса -ЕНН-.

2) Пишется одна буква Н, так как это краткая форма причастия, образованного от глагола освоить.

3) Пишется одна буква Н, так как это причастие без пояснительных слов.

4) Пишутся две буквы НН, так как это прилагательное, а не причастие; в кратком прилагательном сохраняется написание -НН-.


А14


В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) разв..вать (ум, р..цензия, зап..реться

2) доб..ваться (успехов), д..кларация, перест..лать

3) выч..слить, д..апазон, изб..рательный

4) чу..ства, безмол..ствовать, филосо..ский

А15


В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пре..почтение, о..бросить, на..строчный

2) бе..болезненно, бе..фокусный, в..бодрить

3) пр..сечь, непр..хотливо, пр..суждение

4) дез..нтеграция, мед..нститут, по..скать

А16


В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) усво..шь, независ..мый

2) брос..шь, подозрева..мый

3) встрет..шь, расходу..мые

4) постав..шь, пригрева..мое


А17


В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. Налаживать

Б. Сбивч..вый

В. Откле..ваться

Г. Стержн..вой

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А18


В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Киты часто глотают предметы, явно (не)служащие для них кормом.

2) Я поселился в (не)большой, но уютной комнате.

3) В квартире всё оставалось (не)тронутым со дня отъезда Лизы.

4) Альпиниста влекут (не)покорённые вершины.


А19


В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

2) Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

3) Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЕТ не поступили.

4) ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.



У

А20

кажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.

1) Простое предложение, с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


А21


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

1) 1 2) 2, 4 3) 1, 4 4) 1, 3

А22



В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2 3) 3, 4, 5 4) 1, 3

А23



Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (Знаки препинания не расставлены).

1) В Средневековье появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

2) Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывали свою собственную.

3) Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе могут занимать умы и сердца огромного количества людей.

4) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.

А24


Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Писатель – не сочинитель: первый пишет, чтобы изложить свои мысли, второй сочиняет, чтобы что-нибудь написать.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А25



В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для решения (3) которой (4) нет готового рецепта.

1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 4

А26


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 2, 4 4) 1, 3, 4

Прочитайте текст и выполните задания А27 – А31; В1 – В8




(1)Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2)Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (3)Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.

(4)Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5)Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6)Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7)Иное дело – ценности культурные и нравственные. (8)Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…

(9)Историк-археолог В. Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры». (10)Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11)Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (12)Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.

(13)Многое зависит от отношения к языку. (14)Иначе и быть не может! (15)В самом деле. (16)Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17)Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.

(18)Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине. (19)Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. (20)Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (21)Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(22)В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23)Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.

(По Л. И. Скворцову)

А27

Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

1) Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.

2) Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.

3) Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты литературного языка.

4) Экология культуры – относительно молодая дисциплина.

А28


Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль; рассуждение с элементами повествования

2) публицистический стиль; рассуждение

3) разговорный стиль; рассуждение

4) художественный стиль; рассуждение и описание


У

А29

кажите значение слова ДЕЙСТВЕННАЯ (предложение 12).

1) глубокая, всепоглощающая

2) способная воздействовать, активная

3) находящаяся в постоянном движении

4) настоящая, подлинная

А30


В каком предложении встречается имя собственное?

1) 2

2) 9

3) 18

4) 20

А31


Укажите предложение, которое соответствует характеристике: «Простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством выраженным деепричастным оборотом»

1) 17 2) 22 3) 11 4) 4


Часть 2


Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами



В1


Из предложений 3 – 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В2

В3

Из предложений 18 – 23 выпишите прилагательное, употреблённое в роли существительного.


Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами

Из предложений 6 – 8 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.




В4


Среди предложений 4 – 12 найдите сложные предложения, в состав которых входят безличные предложения. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.

В5


Среди предложений 18 – 23 найдите предложения с обособленными согласованными определениями. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.

В6


В7

Среди предложений 9 – 17 найдите сложные предложения с придаточным условия. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.


Среди предложений 1 – 6 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения.

В8


Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в тексте? Напишите номера этих средств выразительности.

1) метафоры

2) парцелляция

3) инверсия

4) экспрессивный повтор

5) сравнение


Вариант 4

Часть 1

А1


В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) май

2) линейка

3) печки

4) циферблат


А2


В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) катАлог

2) звОнит

3) отрОчество

4) договОр

А3


Какое из перечисленных слов имеет значение «жадный, корыстолюбивый»?

1) высокомерный

2) надменный

3) тщеславный

4) алчный


А4


В каком предложении вместо слова ЕДИНСТВЕННЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?

1) Это был единственный случай, когда доктор не смог определить причину болезни.

2) Единственный, к кому я мог обратиться за помощью, был мой отец.

3) Он был единственный в своём роде человек.

4) Данное происшествие оказалось единственным: больше никто не смог повторить этот трюк.

А5


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Не нашел носков

2) Две пары туфлей

3) Не вымыл сапог

4) Купил мандарин


А6


Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Набросав первые главы комедии,

1) Гоголь прочел их Пушкину.

2) читал их Гоголь Пушкину.

3) Гоголю стало понятно о масштабности замысла произведения.

4) Писателю пришлось уехать за границу.

А7


Укажите предложение с речевой ошибкой

1) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.

2) Прошло всего лишь несколько часов.

3) Всегда и во всём надо понимать меру.

4) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

Прочитайте текст и выполните задания А8 – А11



А. Каждый из нас желает и требует, чтобы с ним обходились справедливо, и каждый при всём этом уверен, что «совершенно справедливо» относится к другим.

Б. С незапамятных времён люди говорят и пишут о справедливости.

В. Но до сих пор вопрос этот, по-видимому, не решён.

Г. К сожалению, мы не замечаем, что компрометируем старую благородную идею справедливости, которая верой и правдой служила людям на протяжении многих столетий.










А8


В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Б, Г 2) Б, В, А, Г 3) В, А, Г, Б 4) А, Г, В, Б

А9


Сколько грамматических основ в предложении Г?

1) пять 2) две 3) три 4) четыре

А10


Укажите верную характеристику предложения Б.

1) сложноподчиненное

2) сложносочиненное

3) сложное бессоюзное

4) простое с однородными членами

А11


Укажите правильную характеристику слова КОТОРАЯ из предложения Г.

1) вопросительное местоимение

2) союз

3) союзное слово

4) относительное местоимение


К

А12

акое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) рассердить

2) работодатель

3) приободрить

4) задумчиво


У

А13

кажите верное объяснение написания выделенного слова.

Внук показал мне на спокойно прогуливавшееся по утопта(н, нн)ной дорожке целое семейство ежей.

1) Пишутся две буквы НН, так как это прилагательно образовано с помощью суффикса -НН-.

2) Пишется одна буква Н, так как слово образовано от глагола утоптать

3) Пишется одна буква Н, так как это причастие без пояснительных слов.

4) Пишутся две буквы НН, так как это страдательное причастие прошедшего времени.


А14


В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) Пр..градить, пр..следовать, пр..увеличение

2) Бе..жалостный, бе..страшный, ра..черченный

3) Сестриц..н, заж..точный, кульминац..я

4) Ш..лк, реш..тка, изж..га

А15


В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) И..подтишка, ни..падать, бе..вкусица

2) Пр..свещать, п..дучить, пр..исшествие

3) Бл..снул, прим..рение, отт..рать

4) Опа..ность, чу..твовалось, крепо..ной

А16


В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) Вид..мый, закрыва..мый

2) Брос..шь, продозрева..мый

3) Встрет..шь, расходу..мые

4) Постав..шь, стро..вший


А17


В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. Приглаж..вать

Б. Сбивч..вый

В. Одева..мый

Г. Почита..мый

1) А, Б, Г 2) А, Б 3) В, Г 4) А, В, Г

А18


В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) И как ты (не)досмотрел?

2) Дальше тянулись желтые, (не)мигающие огни деревень.

3) На столе лежала (не)прочитанная книга.

4) Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, (не)хотевшая отстать от нее.


А19


В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) Они немножечко дерут, ЗА(ТО) уж в рот хмельного не берут.

2) ПРИ(ТОМ) заявлении приложены и необходимые документы.

3) Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано.

4) ЧТО(БЫ) не говорили, а я выполню эту работу.


У

А20

кажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Нагнулся старый атаман( ) и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком.

1) Простое предложение, с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


А21


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Видел Егорушка (1) как мало-помалу темнело небо (2) и опускалась на землю мгла (3) как засветились одна за другой звёзды.

1) 1 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 3

А22



В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В тишине отчетливо послышалось (1) как простонал человек (2) и (3) как тяжело захрустел наст под ногами медведя (4) которого необычный гул и треск выгнали из леса.

1) 1, 2, 3, 2) 1, 4 3) 3, 4 4) 1, 3

А23



Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (Знаки препинания не расставлены).

1) Уже по тому как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома приятели могли догадаться что они поступили неблагоразумно.

2) Когда дует ветер и рябит воду то становится и холодно и скучно.

3) Весь простор будто затянут путиной и не разберешь где кончается море и начинается небо.

4) Кое-где по мху и лопушкам запах этот был очень силен но нельзя было решить в какую сторону он усиливался

А24


Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Черная вода обладает великим свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет то, о чём говорится в первой части.

А25



В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С весел капали голубые капли (1) и (2) когда они падали в море (3) на месте их падения вспыхивало (4) ненадолго (5) тоже голубое пятнышко.

1) 1, 2, 5 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 1, 2, 3

А26


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Весной в Подмосковье (1) пряча лыжи на чердак (2) я заметил развешанные по стропилам кисти рябины (3) которую осенью сам собирал (4) сам нанизывал на верёвку (5) а вот забыл о ней и (6) если бы не лыжи (7) не вспомнил бы.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 6, 7 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 4) 1, 3, 4

Прочитайте текст и выполните задания А27 – А31; В1 – В8




(1)Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2)Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (3)Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.

(4)Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5)Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6)Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7)Иное дело – ценности культурные и нравственные. (8)Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…

(9)Историк-археолог В. Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры». (10)Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11)Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (12)Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.

(13)Многое зависит от отношения к языку. (14)Иначе и быть не может! (15)В самом деле. (16)Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17)Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.

(18)Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине. (19)Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. (20)Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (21)Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(22)В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23)Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.

(По Л. И. Скворцову)

А27

Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

1) Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.

2) Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.

3) Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты литературного языка.

4) Экология культуры – относительно молодая дисциплина.

А28


Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль; рассуждение с элементами повествования

2) публицистический стиль; рассуждение

3) разговорный стиль; рассуждение

4) художественный стиль; рассуждение и описание


У

А29

кажите значение слова ДЕГРАДАЦИЯ (предложение 22).

1) вырождение, ухудшение биологических признаков организма

2) развитие от высшего к низшему

3) попытка введения в заблуждение

4) ухудшение характеристик явления или объекта с течением времени

А30


В каком предложении есть сравнительный оборот?

1) 10

2) 11

3) 18

4) 16

А31


Укажите предложение, в котором придаточная часть присоединяется к главной с помощью составного союза

1) 16

2) 3

3) 8

4) 21


Часть 2


Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами



В1


Из предложения 20 выпишите наречие, образованное суффиксным способом.

В2

В3

Из предложений 12 – 15 выпишите прилагательное, употреблённое в роли ПОДЛЕЖАЩЕГО.


Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами

Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.




В4


Среди предложений 6 – 8 найдите односоставное предложение с главным членом подлежащим.

В5


Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с однородными членами, при которых есть обобщающее слово.

В6


В7

Среди предложений 4 – 8 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.


Среди предложений 18 – 21 найдите сложное предложение, в котором придаточное присоединяется к главному при помощи союзного слова. Напишите номер этого предложения

В8


Какой художественный прием не используется в тексте. Напишите номер этих средств выразительности.

1) метафоры

2) парцелляция

3) антитеза

4) анафора

















Ответы к тестам




























Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

А1

1

4

4

3

А2

3

2

2

4

А3

2

3

1

4

А4

1

4

3

4

А5

1

2

4

2

А6

1

3

2

1

А7

2

2

3

4

А8

3

4

4

2

А9

2

3

1

3

А10

1

1

1

4

А11

1

2

3

3

А12

4

4

1

1

А13

2

1

2

4

А14

2

2

3

1

А15

3

2

4

2

А16

2

4

1

4

А17

1

1

2

2

А18

3

2

1

4

А19

4

3

4

1

А20

1

4

3

1

А21

1

2

3

4

А22

3

4

1

2

А23

2

1

2

3

А24

3

4

4

4

А25

1

3

2

4

А26

4

2

4

3

А27

2

4

3

3

А28

3

3

2

2

А29

4

3

2

4

А30

1

4

2

3

А31

1

4

1

1

В1

Салопчик

Никому

Вклад

Бесследно

В2

Зеленеющая

Напоследок

Живое

Многое

В3

Ранней весной

Такая мама

Вовсе исчезают

Эти достижения

В4

9, 13, 14

9, 14

5, 10

7

В5

3

2

21, 22

2

В6

2, 6

2, 6

10, 11

5, 8

В7

17

6

2

20

В8

3, 8, 9, 5 (или) 3, 9, 8, 5

3, 8, 10, 5 (или) 3, 10, 8, 5

1, 3, 5

3, 4

Ответы к тестам

Критерии оценивания экзаменационной работы.

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальная сумма, которую может получить обучающийся, правильно выполнивший задания 1 и 2 частей - 47 баллов.

Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе


Количество баллов

% выполненной работы

Оценка

45-47 баллов

96 - 100 %

«5» (отлично)

38-44 баллов

81 - 94 %

«4» (хорошо)

25 -37 баллов

53 – 79 %

«3» (удовлетворительно)

менее 25 баллов

0 – 51 %

«2»(неудовлетворительно)


Итоговая оценка записывается в протоколе.






















Инструкция для обучающихся по выполнению экзаменационной работы


1. На выполнение письменной экзаменационной работы по Русскому языку отводится 4 астрономических часа.

2. Обучающимся предоставляется текст варианта экзаменационной работы. Работа выполняется на бланках. Прежде чем записать ответ в бланк экзаменационной работы, рекомендуется выполнить задание на листах для черновика.

3. Перед началом выполнения экзаменационной работы:

- заполните лист с личными данными под руководством преподавателя;

- внимательно ознакомьтесь с заданиями;

- ознакомьтесь со шкалой перевода баллов в отметку по пятибалльной системе.

4. В письменную экзаменационную работу по русскому языку включено 39 заданий. Экзаменационная работа состоит из 2-х частей: задания части А проверяют знание правил орфографии и пунктуации, задания части В проверяют умение анализировать текст. В задания включены материалы, проверяющие знание разных разделов русского языка: фонетики, орфоэпии, орфографии, синтаксиса, пунктуации.

5. Выполнение заданий экзаменационной работы оценивается в баллах. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе показывает, сколько баллов достаточно набрать, чтобы получить отметку «3», «4», «5». Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов!

6. В бланке ответов напротив каждого номера заданий вам необходимо поставить цифру, соответствующую правильному ответу (в части 1) или записать правильный ответ одним словом (в части 2).

7. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

8. Проследите по шкале перевода баллов, сколько заданий нужно выполнить правильно, чтобы получить «4» или «5», выберите задание с нужным количеством баллов.

Желаем удачи!







4. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ


4.1. Основные источники:

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования. – М.: 2013



4.2. Дополнительные источники:


Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М.: 2006.

Ожегов С. И. Орфографический словарь, 100000 слов, изд. «Локид-Пресс», 2003 г.

Ткаченко Н. Г. Орфографический словарь, 80000 слов, изд. «Айрис-Пресс), 2007 г.

Круковер В. И., О. В. Гриднева Орфоэпический словарь. – 320 стр., изд. «Санкт-Петербург», 2006 г.



4.3. Интернет – ресурсы:


  1. http://festival.1september.ru/

  2. www.elaw.ru/book15/

  3. http://3.www.fipi.ru/

  4. http://nsportal.ru/site/

  5. www.panaia.ru

  6. http://www.lyceum-6.edusite.ru/

  7. http://fcior.edu.ru/

  8. http://school-collection.edu.ru/

9. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики). www.posobie.ru (Пособия).





Образец заполнения листа с личными данными обучающегося при выполнении письменной экзаменационной работы в виде набора контрольных заданий.


Письменная экзаменационная работа

в виде набора контрольных заданий

по русскому языку

обучающегося (ейся) группы__________

ГБПОУ КК БАТТ

профессии / специальности _______________________________________________________

____________________________________

____________________________________

Ф.И.О.

ВАРИАНТ _________


А1


А21


А2


А22


А3


А23


А4


А24


А5


А25


А6


А26


А7


А27


А8


А28


А9


А29


А10


А30


А11


А31


А12


В1


А13


В2


А14


В3


А15


В4


А16


В5


А17


В6


А18


В7


А19


В8


А20



Количество баллов _____

Оценка _____ Проверил:

Преподаватель_________ Топоркова Т.В.


71



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!