СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект оценочных средств к рабочей программе по биологии для 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс оценочных средств  предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся МОУ СШ №35

 по программе Биология 6 класс.

Учитель: Сухова Марина Александровна, учитель биологии МОУ СШ №35

Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под. ред. проф. И. Н. Пономарёвой. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 192 с. : ил.

Просмотр содержимого документа
«Комплект оценочных средств к рабочей программе по биологии для 6 класса»

К омплекс оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся МОУ СШ №35

по программе Биология 6 класс.

Учитель: Сухова Марина Александровна, учитель биологии МОУ СШ №35

Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под. ред. проф. И. Н. Пономарёвой. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 192 с. : ил.


Паспорт комплекса оценочных средств по биологии 6 класс


Тема раздела

Контрольные темы

Наименование оценочного средства

Входной контроль

«Многообразие живого мира»

Проверочная работа

Наука о растениях - ботаника

"Клетка".

Тест

Наука о растениях - ботаника

"Наука о растениях - ботаника".

Контрольная работа №1

Органы цветковых растений

"Корень».

Тест

Органы цветковых растений

"Цветок".

Тест

Органы цветковых растений

"Органы цветковых растений".

Контрольная работа №2

Многообразие и развитие растительного мира.

«Мхи, водоросли.»

Тест

Многообразие и развитие растительного мира.

"Плауны, хвощи, папоротники".

Тест

Основные процессы жизнедеятельности растений.

" Основные процессы жизнедеятельности растений ".

Контрольная работа № 3

Многообразие и развитие растительного мира.

« Среда обитания и факторы среды»

Проверочная работа

Многообразие и развитие растительного мира.

« Природное сообщество»

Проверочная работа

Многообразие и развитие растительного мира.

" Многообразие и развитие растительного мира "

Контрольная работа №4.

"Наука о растениях - ботаника".

" Итоговая контрольная работа по курсу биологии 6 класса ".

Итоговая контрольная работа.





Примерный перечень оценочных средств


№ п/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства

1

Устный ответ

Средство проверки знаний по заданному вопросу для определения усвоения материала

Критерии оценки устного ответа

2

Контрольное тестирование

Средство проверки знаний по разделам.

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру усвоения знаний обучающегося.

оценивание тестовых заданий

3

Контрольная работа

Средство контроля знаний по разделам, темам

Критерии оценки контрольной работы




Критерии оценки устного ответа


Оценка

Характеристика ответа

«5» - Отлично

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

«4» - Хорошо

1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 

«3» - Удовлетвори тельно

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

«2» Неудовлетвори тельно

ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Критерии оценки контрольной работы


Оценка

Характеристика ответа

«5» - Отлично

ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов или допустил не более 1 недочета.


«4» - Хорошо

ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.


«3» - Удовлетвори тельно

ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.


«2» Неудовлетвори тельно

ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.





 Критерии оценивания работ в форме тестов:



Процент выполнения задания

Отметка

81% и более

отлично

60-80%

хорошо

45-59%

удовлетворительно

0-44%

неудовлетворительно


Критерии оценивания заданий проверочной работы.


За каждый правильный ответ первой части (№1, 2, ) ставится 2 балла. За правильное выполнение вопросов 2 части № 3-4- по 2 и 3 балла. За выполнение вопроса № 5 (III часть) – 3 балла. Максимальный балл за работу – 12 баллов. «3» получает работа с 3-6 баллов, «4» - с 7-10, «5» - с 11-12 баллов.




ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме : «Многообразие живого мира»


1 вариант.

1. Заверши предложение, назвав условия необходимые для жизни.

Больше всего живых организмов обитают там, где наиболее благоприятные условия: ......, ….....,
…....., …......

2. Приведи примеры приспособленность организмов ( растений и животных) к условиям
Арктики.

3. Заполни таблицу, распределив живые организмы по царствам

Представитель царства

Название царства

трутовик


синица


вирус Гриппа


береза


туберкулезная палочка



4. Назови те царства живой природы, в которых встречаются организмы, состоящие из одной
клетки.
5. Объясни, почему растения могут жить на сходя с места.

2 вариант

1.Заверши предложение, назвав условия, неблагоприятные для жизни.

Меньше всего живых организмов обитают там, где менее благоприятные условия: ......, …....., …....., …......
2. Приведи примеры приспособленность организмов ( растений и животных) к условиям
пустыни.
3.Заполни таблицу, распределив живые организмы по царствам

Представитель царства

Название царства

Дизентерийная палочка


снегирь


Вирус ВИЧ


лишайник


дрожжи



Тест по теме «Клетка»

1 вариант

1. Органоид растительной клетки, представляющий собой полость, заполненную клеточным соком:

А) Ядро В) Клеточный центр С) Вакуоли D) Пластиды Е) Цитоплазма.

2. Органоид клетки, в котором проходит фотосинтез:

А) Вакуоль. , В) Оболочка., С) Цитоплазма., D) Хлоропласт., Е) Ядро.

3. Клеточное строение имеют:

А) Все растения, В) Только листья, С) Только плоды, D) Только корни., Е) Некоторые растения.

4. Бесцветное вязкое вещество, находящееся внутри клетки, называется

А) целлюлоза В) цитоплазма С) вакуоль

5. Какая часть клетки содержит наследственную информацию об организме и регулирует процессы жизнедеятельности

А) целлюлоза В) цитоплазма С) вакуоль D) ядро

6. Внутри вакуолей находится

А) вода В) цитоплазма С) клеточный сок

7. Клетка – это

А) мельчайшая частица всего живого В) мельчайшая частица растения С) часть животного организма


2 вариант

1. Клетка – это

А) мельчайшая частица всего живого В) мельчайшая частица растения С) часть животного организма

2. Внутренней жидкой средой клетки является

А) Вода В) Клеточный сок С) Цитоплазма D) Целлюлоза

3. Только в растительной клетке имеется органоид

А) Ядро В) Хлоропласты С) Цитоплазма.

4. Покрывает клетку снаружи

А) целлюлоза В) цитоплазма С) вакуоль D) оболочка

5. Органоид растительной клетки, представляющий собой полость, заполненную клеточным соком:

А) Ядро В) Клеточный центр С) Вакуоли D) Пластиды Е) Цитоплазма.

6. Клеточное строение имеют:

А) Все растения, В) Только листья, С) Только плоды, D) Только корни., Е) Некоторые растения.

7. Зеленую окраску листьев определяют

А) Ядро В) Хлоропласты С) Вакуоли D) Пластиды Е) Цитоплазма.






Контрольная работа №1

1 вариант

1. Биология – наука, изучающая:

а) живую и неживую природу

б) живую природу

в) сезонные изменения в живой природе

г) жизнь растений

2. Клеточное строение имеют:

а) все растения

б) некоторые растения

в) только листья элодеи

г) только плоды рябины

3. Хлоропласты – это пластиды:

а) бесцветные

б) зеленые

в) желтые

г) оранжевые

4. Фотосинтез происходит:

а) на свету

б) только в темноте

в) только осенью

г) только летом

5. Органы растений, осуществляющие размножение, называются:

а) Семенными;

б) Генеративными;

в) Споровыми.

6. Какие утверждения верны?

а) Лекарственные растения – те, которые человек выращивает для приготовления лекарств;

б) На Земле имеется четыре среды жизни;

в) Высшие растения – только цветковые;

7. Что такое ботаника?

8. На какие типы делятся растения по продолжительности жизни? Приведите примеры.

9. Что такое орган? Приведите примеры.

10. Какие органы называются вегетативными? Приведите примеры вегетативных органов.






Контрольная работа №1

2 вариант

1. Строение растений изучает наука:

а) экология б) фенология

в) ботаника г) биология

2. Семя имеет:

а) только запас питательных веществ

б) зародыш с запасом питательных веществ

в) только зародыш

г) зародышевый корешок, стебелек и почечку с листочком

3. В половом размножении растений принимают участие:

а) гаметы б) споры

в) клетки корня г) корень

4. Орган – это:

а) Часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции;

б) Часть растения, имеющая определенное строение и выполняющая функции размножения;

в) Часть растения, имеющая определенное строение и выполняющая функции питания и дыхания;

г) Часть организма, имеющая определенное строение и использующаяся по необходимости

5. Вегетативными органами являются:

  1. Цветок и корень;

  2. Плод и лист;

  3. Почка и семя;

  4. Побег и корень.

6. Какие утверждения верны?

  1. Морковь и капуста относятся к двулетним растениям;

  2. Низшими являются растения, не имеющие генеративных органов;

  3. Жизненную форму кустарник имеют сирень и орешник.

7. Какие органы называются генеративными? Приведите примеры вегетативных органов.

8. Какие растения называются культурными? Приведите пример.

9. Что такое биология?

10. Перечислите жизненные формы растений. Назовите растения, относящиеся к одной из этих жизненных форм.








Тема. Корень, его строение и значение.

Вариант 1.

** Часть 1. Выберите один правильный ответ

1. Из зародышевого корешка семени образуется корень

а) главный б) боковой в) воздушный г) придаточный

2. По строению корневой волосок – это

а) вырост клетки б) боковой корень в) главный корень г) придаточный корень

3. Зона деления корня образована тканью

а) основной б) покровной в) проводящей г) образовательной

4. Растение, у которого образуется корнеплод

а) лук б) томат в) морковь г) картофель

5. Мочковатую корневую систему имеет

а) овес б) огурец в) одуванчик г) картофель

6. Назовите растения, у которых развиваются корни- прицепки

а) плющ б) баньян в) георгин г) орхидея

Часть В.

В 1. Установите соответствие между зонами корня их характеристиками.

А. Клетки зоны постоянно делятся 1. Зона деления

Б. Находится выше зоны всасывания 2. Зона проведения

В. В этой зоне корень ветвится

Г. Состоит из образовательной ткани

Д. Клетки зоны мелкие, плотно прилегающие друг к другу.

А

Б

В

Г

Д






В 2. Вставьте в текст пропущенные термины.

Корневая система растений.

1. Корень – осевой вегетативный орган. Различают главный, _______, придаточные корни. 2. Корни, которые возникают на стебле или листе, называются . 3. Совокупность всех корней растения составляют _________ систему.4. Различают стержневую и корневую систему. 5. Стержневая корневая система имеет хорошо выраженный корень.


Тема. Корень, его строение и значение.

Вариант 2. Часть 1. Выберите один правильный ответ

1.От листа развивается корень

А) главный б) боковой в) воздушный г) придаточный

2.Корневой чехлик корня покрывает зону

А) роста б) деления в) всасывания г) проведения

3. Назовите зону корня, клетки которой имеют корневые волоски

А) роста б) деления в) всасывания г) проведения

4. Основная функция корнеплода

А) питание б) дыхание в) запасание г) размножение

5. Назовите растения, у которых развиваются корни-подпорки

А) плющ б) баньян в) георгин г) орхидея

6. Стержневую корневую систему имеет

а) овес б) лук в) подорожник г) вишня

Часть В.

В 1. Выберите растения с мочковатой корневой системой. (Выберите три ответа).

А) морковь б) чеснок в) томаты г) рожь д) лилия

В 2.Установите последовательность расположения зон в корне, начиная от корневого чехлика.

а) зона проведения б) зона деления в) зона всасывания г) зона роста


Тест по теме «Цветок»

1 вариант

1. Выберите правильное утверждение ( “да” или “нет” ):

Коноплю, тополь, иву называют двудомными растениями, т.к. у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.

А) да Б) нет


2. Закончить предложение (определение):

Околоцветник называют двойным, если он состоит из ______________________________________________________________

3. Цветок – это:

А) яркий венчик В) часть стебля

Б) видоизменённый побег Г) околоцветник


4. Цветок развивается из:

А) любой почки В) стебля с листьями

Б) генеративной почки Г) вегетативной почки


5. Главные части цветка:

А) лепестки и чашелистики В) столбик и рыльце

Б) пестик и тычинки Г) цветоножка и цветоложе


6. Определите правильно составленную формулу цветка вишни:

А) *Ч5 Л5 ТП В) Ч4+1 Л3+2 Т1 П1

Б) *Ч5 Л5 ТП1 Г) *Ч(5) Л(5) Т5 П1


7. Простой околоцветник у однодольного растения:

А) лилии В) вишни

Б) картофеля Г) яблони


8. Цветы, у которых есть и пестик и тычинки называются:

А) пестичными В) раздельнополыми

Б) тычиночными Г) обоеполыми


9. Семена образуются из:

А) пыльцы В) околоцветника

Б) столбика пестика Г) семязачатка

10*. Женские половые клетки образуются в:

А) тычинках В) околоцветнике

Б) пестиках Г) цветоложе


11*. Исключите (укажите) лишнее понятие:

А) пестик Г) рыльце

Б) тычинка Д) цветоножка

В) лепесток

12. Зарисовать и обозначить строение тычинки.

Тест по теме «Цветок»

2 вариант

1. Выберите правильное утверждение ( “да” или “нет” ):

Такие растения, как огурцы и кукуруза называют однодомными, т.к. пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении.

А) да Б) нет


2. Закончить предложение (определение):

Околоцветник называют простым, если он состоит из ______________________________________________________________


3. Видоизменённым побегом называют:

А) часть стебля В) цветок

Б) стебель с листьями Г) околоцветник


4. Зачаточные бутоны находятся в:

А) вегетативной почке В) генеративной почке

Б) любой почке Г) любом зачаточном побеге


5. Главные части цветка защищены:

А) околоцветником В) цветоложем

Б) цветоножкой Г) чашечкой


6. Определите правильно составленную формулу цветка картофеля:

А) *Ч5 Л5 ТП В) Ч4+1 Л3+2 Т1 П1

Б) *Ч5 Л5 ТП1 Г) *Ч(5) Л(5) Т5 П1


7. Двойной околоцветник у двудольного растения:

А) вишни В) лилии

Б) ландыша Г) тюльпана


8. Раздельнополые цветки имеют:

А) всегда только тычинки В) или тычинки или пестики

Б) всегда только пестики Г) и тычинки и пестики одновременно

9. Плоды образуются:

А) в столбике пестика В) в завязи пестика

Б) в околоцветнике Г) в пыльнике тычинки

10*. Мужские половые клетки образуются в:

А) тычинках В) околоцветнике

Б) пестиках Г) цветоложе

11*. Исключите (укажите) лишнее понятие:

А) чашелистик Г) пестик

Б) столбик Д) цветоложе

В) тычинка

12. Зарисовать и обозначить строение пестика.

Контрольная работа№2

ВАРИАНТ №1

1.Семя состоит:

А)из кожуры и эндосперма

Б)зародыша и эндосперма

В) из кожуры, зародыша и эндосперма

2.Семена однодольных, как и двудольных растений, содержат:

А)одну семядолю

Б)две семядоли

В)зародыш

3.Условия прорастания семян:

А)свет и почва

Б)вода и тепло

В)кислород, тепло, вода, питательные вещества семени

4.Время посева семян определяется:

А)их размерами

Б)температурой почвы

В)формой семян

5Стебель растения выполняет следующие функции:

А) запасает питательные вещества

Б) выносит листья к свету

В) соединяет корень и листья

Г) все ответы верны

6. Стебель, обвивающийся вокруг опоры, называется:

А) вьющийся

Б) цепляющийся

В) ползучий

Г) прямостоячий

7. Луб представлен:

А) ситовидными трубками

Б) лубяными волокнами

В) основной тканью

Г) все ответы верны

8. Функцией корня является:

А) закрепление растения в почве

Б) поглощение воды и минеральных веществ

В) размножение и накопление питательных веществ

Г) все ответы верны

9. Корень, растущий от стебля или листа, называется:

А) боковым

Б) придаточным

В) главным

Г) зародышевым

10. Мочковатая корневая система характеризуется:

А)невыраженностью главного корня

Б) наличием нескольких главных корней

В) хорошо развитыми придаточными и боковыми корнями

Г) невыраженностью главного корня и хорошо развитыми придаточными корнями

11. Какой околоцветник называется простым?

12. Назовите способы распространения плодов и семян.

13. Что такое завязь? Какую функцию она выполняет?


Контрольная работа №2

ВАРИАНТ №4

1.Семя называют органом размножения растений, потому, что оно:

А)содержит питательные вещества

Б)имеет кожуру

В)образует новое растение

Г)может распространяться на большие расстояния

2.Питательные вещества семени могут находиться:

А)в кожуре

Б)эндосперме

В)рубчике

3.Односемянные плоды имеют растения:

А)боб

Б)арбуз

В)слива

4.Прорастание семян начинается с момента проникновения в семя:

А)воздуха

Б)воды

В)удобрений

Г)питательных веществ из почвы

5. На поперечном срезе стебля кнаружи от камбия располагается:

А) пробка

Б) луб

В) древесина

Г) сердцевина

6. Вода и минеральные вещества продвигаются по стеблю вверх по:

А) ситовидным трубкам

Б) клеткам камбия

В) сосудам древесины

Г) волокнам сердцевины

7. Годичные кольца представляют собой:

А) слои древесины, образующиеся за весну, лето и осень

Б ) чередующиеся участки луба и древесины

В) слои сердцевины

Г) слои камбия

8. Корни нарастают:

А) основанием

Б) средней частью

В) верхушкой

Г) корневым чехликом

9. Зона деления образована тканью:

А) запасающей

Б) образовательной

В) проводящей

Г) механической

10. Зона корня, где происходит увеличение клеток в размерах, - это зона:

А) всасывания

Б) деления В) роста

Г) проведения

11. Какой околоцветник называется сложным?

12. Назовите способы опыления растений.

13. Назовите строение и функции пестика.

Контрольная работа №2

ВАРИАНТ №2

1.Цветковые растения размножаются:

А)спорами

Б)семенами

2.Семена двудольных растений, в отличие от семян однодольных, содержат:

А)две семядоли

В)запас питательных веществ

Б)одну семядолю

Г)зародыш

3.В зависимости от температуры прорастания семян растения относят:

А)к теплолюбивым и холодостойким

Б)светолюбивым и теплолюбивым

В)холодостойким и влаголюбивым

4.Глубина заделки семян в почву определяется их:

А)цветом

Б)формой

В)размером

Г)количеством в плодах

5. Стебель, стелющийся по поверхности почвы и укореняющийся с помощью придаточных корней, называется:

А) вьющийся

Б) цепляющийся

В) ползучий

Г) прямостоячий

6. На поперечном срезе стебля древесного растения различают:

А) пробку и луб

Б) камбий

В) древесину и сердцевину

Г) пробку и луб, камбий, древесину и сердцевину

7. Древесина представлена:

А) сосудами

Б) древесными волокнами

В) основной тканью

Г) все ответы верны

8. Корневая система представляет собой:

А) совокупность всех корней растения

Б) тип ветвления корней

В) совокупность зон корня

Г) одно из видоизменений корней

9. Корень, развивающийся из зародышевого корешка, называется:

А) боковым

Б) придаточным В) главным

Г) зародышевым

10. Стержневая корневая система характеризуется:

А) отсутствием главного корня

Б) хорошо выраженным главным корнем

В) наличием нескольких главных корней

Г) отсутствием боковых корней

11. Какие растения называются однодомными?

12. Назовите все простые соцветия.

13. Назовите строение и функции тычинок.

Контрольная работа №2

ВАРИАНТ №3

1.Семена многих растений используются в пищу животными, потому, что они:

А)содержат воду

Б)богаты питательными веществами

В)имеют привлекательный внешний вид

Г)выделяются яркой окраской

2.Семя называют органом расселения растений потому, что:

А)образует новое растение

Б)имеет защитную кожуру

В)содержит питательные вещества

Г)может распространяться на большие расстояния

3.Многосемянные плоды имеют растения:

А)персик

Б)яблоня

В)вишня

4.Функция семенной кожуры – защита:

А) высыхания

Б)поедания животными

5. На поперечном срезе стебля внутрь от камбия располагается:

А) пробка

Б) луб

В) древесина

Г) сердцевина

6. Органические вещества продвигаются по стеблю вниз по:

А) ситовидным трубкам

Б) клеткам камбия

В) сосудам древесины

Г) волокнам сердцевины

7. Рост стебля в толщину обеспечивает деление клеток:

А) коры

Б) луба

В) камбия

Г) древесины

8. Корень растёт за счёт:

А) давления почвы

Б) деления клеток верхушки корня

В) всасывания воды

Г) образования корневых волосков

9. Зона проведения образована тканью:

А) запасающей

Б) образовательной

В) проводящей

Г) механической

10. Зона корня, где происходит деление клеток, - это зона:

А) всасывания

Б) деления

В) роста

Г) проведения

11. Какие растения называются двудомными?

12. Назовите все сложные соцветия.

13. Какую функцию выполняет околоцветник?

Тест по теме «Мхи, водоросли»

1 вариант


1. К одноклеточным водорослям относится:

а) спирогира б) хлорелла в) улотрикс г)ульва


2. К наземной жизни приспособились водоросли:
а) спирогира б) ульва в) плеврококк г) нителла


3. Хроматофор в форме незамкнутого кольца у:

а) хлореллы б) ламинарии в) спирогиры г) улотрикса


4. Водоросли — растения, у которых нет:

а) корней б) стеблей в) листьев г) всего вышеперечисленного


5. Ламинария, или морская капуста, — это водоросль из отдела:

а) зеленых б) красных в) бурых г) колониальных


6. Высшие растения — это

а) нитчатые водоросли б) лишайники в) мхи г) одноклеточные водоросли


7. Какое из названных растений относится к мхам?
а) спирогира б) сфагнум в)ягель г) хлорелла


8. Мхи отличаются от других растений тем, что:

а) они способны питаться отмершими организмами

б) тело не имеет тканей и органов

в) корни глубоко уходят в почву

г) на концах верхних ветвей образуется коробочка со спо­рами


9. Мужская половая клетка называется:
а) яйцеклетка в) сперматозоид
б) зигота г) спора


10. Мох сфагнум считают накопителем влаги, так как он:

а) поглощает корнями большое количество воды

б) содержит в тканях листа много хлоропластов

в) растет на болотах

г) содержит мертвые полые клетки





Тест по теме «Мхи, водоросли»

2 вариант


1. К многоклеточным бурым водорослям относится:

а) ламинария б) нителла в) ульва г) порфира


2. Хлорофилл в клетках зеленых водорослей содержится в:

а) хроматофоре б) хлоропластах в) лейкопластах г) цитоплазме


3. Клетки различной формы, с помощью которых много­клеточные водоросли прикрепляются к грунту, называются:

а) ризоиды б) слоевище в) корни г) жгутики


4. Хламидомонада реагирует на свет, воспринимая его с помощью:

а) жгутиков б) красного «глазка» в) вакуолей г) ядра


5. Агар-агар получают из водорослей, относящихся к

а) зеленых б) красных в) бурых г) колониальных


6. Какие из перечисленных признаков характерны для мхов:

а) наличие стебля и листьев б) отсутствие тканей и органов

в) наличие корня, стебля, листьев г) размножение с помощью семян


7. Где преимущественно обитают мхи?

а) в водоемах б) на солнечных участках суши

в) на болоте, во влажных лесах г) в пустынях


8. Женская половая клетка называется:

а) яйцеклетка в) сперматозоид

б) зигота г) спора


9. Какой из мхов не имеет стебля и листьев?

а) кукушкин лен в) сфагнум

б) риччия г) родобриум


10. Мхи размножаются:

а) спорами б) семенами в)корнями г) стеблями









Тест по теме «Плауны, Хвощи. Папоротники»


З адание: какие органы папоротника обозначены рисунке цифрами? Почему папоротник относят к высшим споровым рас­тениям?

Тест

1. Для папоротников характерно:

а) цветение и образование семян б) размножение спорами

в) наличие ризоидов г) отсутствие тканей и органов

2. Где преимущественно обитают папоротники?

а) в соленых водоемах б) во влажных тенистых лесах

в) на болоте г) в сухих местах

3. Какое значение играют папоротники в жизни человека?

а) участвуют в образовании торфа б) из них получают агар-агар

в) используют как строительный материал г) из них образовался каменный уголь

4. У папоротников по сравнению с мхами произошло усложнение строения, появились:

а) проводящие ткани в) корни

б) покровные ткани г) споры

5. Сравнивая папоротники и мхи, можно сделать вывод, что:

а) папоротники имеют более простое строение б) папоротники имеют более сложное строение

в) эти растения сходны по строению г) между ними нет сходства

6. Крупные листья папоротников – приспособление…

а) к размножению спорами б) к поглощению воды

в) к улавливанию лучей рассеянного света г) к накоплению воды

7. Папоротник в отличие от водорослей имеет:

а) клеточное строение б) хлоропласты в клетках

в) ткани и органы г) ядро и цитоплазму в клетке

8. Весенние побеги хвоща:

а) бурые со спороносными колосками б) зеленые, называются вайи

в) имеют длинный ползучий стебель г) имеют ветвящийся зеленый побег

9. Вайи — это...

а) побеги хвоща б) корневище папоротника

в) листья папоротника г) побеги плауна

10. Для изготовления детской присыпки раньше использовались:

а) споры хвоща в) споры папоротника

б)споры плауна г) споры мха





Контрольная работа №3 «Основные процессы жизнедеятельности растений»

6 класс

Вариант №1

1. Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует

а) поглощение воды корневыми волосками б) корневое давление

в) испарение воды г) дыхание

2. В чём состоит отличие растений от всех других живых существ?

а) при дыхании поглощают кислород б) растут на протяжении всей жизни

в) распространяются на новые территории г)при дыхании выделяют углекислый газ

3.Растения автотрофы, так как они…

а) запасают крахмал б) способны к испарению воды

в) создают органические вещества из неорганических

г) расщепляют органические вещества до неорганических

4. Растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ в процессе

а) фотосинтеза б) транспорта веществ в) испарения г) дыхания

5.В процессе фотосинтеза в хлоропластах растений происходит

а) расщепление сахара б) окисление органических веществ

в) выделение углекислого газа г) превращение энергии солнечного света в энергию органических веществ

6.К вегетативному размножению не относят

а) размножение частями побега б) размножение частями корня

в) размножение клубнями г) слияние гамет

7. К органам вегетативного размножения не относят

а) цветок б) лист в) стебель г) корень

8. Внутри пыльцевой трубки имеются

а) сперматозоиды б) пыльца в) спермии г) яйцеклетки

9. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным, так как

а) в нем участвуют два спермия б) оно происходит два раза подряд

в) в результате образуется два зародыша г) в нем участвуют два растения

10. Луковицами размножают

а) картофель и тюльпан б) лилии и лук в) георгин и ландыш г)картофель и топинамбур

11. Выберите три верных ответа. Каково значение испарения воды для растения?

1) охлаждает растение 2) способствует процессу фотосинтеза

3)поддерживает ток воды по растению 4)ускоряет доставку питательных веществ к клеткам

5) способствует высвобождению энергии 6) способствует синтезу органических веществ

12 . Установите соответствие

Особенности размножения

а) происходит с помощью черенков

б) осуществляется без участия гамет

в) происходит слияние гамет

г) образуется зигота

д) потомство обладает теми же свойствами, что и материнский организм


Способ размножения 1) ПОЛОВОЕ 2) БЕСПОЛОЕ


13.Вставь­те в текст «Ды­ха­ние рас­те­ний» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния.

ДЫ­ХА­НИЕ РАС­ТЕ­НИЙ

Про­цесс ды­ха­ния рас­те­ний про­те­ка­ет по­сто­ян­но. В ходе этого про­цес­са ор­га­низм рас­те­ния по­треб­ля­ет ___________ (А), а вы­де­ля­ет ___________ (Б). Не­нуж­ные га­зо­об­раз­ные ве­ще­ства уда­ля­ют­ся из рас­те­ния путём диф­фу­зии. В листе они уда­ля­ют­ся через осо­бые об­ра­зо­ва­ния — ___________ (В), рас­по­ло­жен­ные в ко­жи­це. При ды­ха­нии осво­бож­да­ет­ся энер­гия ор­га­ни­че­ских ве­ществ, запасённая в ходе ___________ (Г), про­ис­хо­дя­ще­го в зелёных ча­стях рас­те­ния на свету.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) вода

2) ис­па­ре­ние

3) кис­ло­род

4) транс­пи­ра­ция

5) уг­ле­кис­лый газ

6) устьи­ца

7) фо­то­син­тез

8) че­че­вич­ка

14. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Ко­ко­со­вая паль­ма» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

1) Сколь­ко семян со­дер­жит­ся в плоде ко­ко­со­вой паль­мы?

2) По­че­му ко­ко­со­вый орех может про­из­рас­тать в за­суш­ли­вых усло­ви­ях?

3) По­че­му сбор­щи­ки ко­ко­са легко за­би­ра­ют­ся на паль­мы?



КО­КО­СО­ВАЯ ПАЛЬ­МА

В числе самых рас­про­странённых в мире пальм ко­ко­со­вая (Cocos nucifera). На­зва­ние ей дали мат­ро­сы экс­пе­ди­ции Васко да Гамы, ко­то­рые усмот­ре­ли в её во­лок­ни­стых лох­ма­тых пло­дах сход­ство с обе­зья­ньей мор­доч­кой (в пор­ту­галь­ском языке слово «обе­зья­на» зву­чит как «коко»). Плоды ко­ко­со­вой паль­мы – во­лок­ни­стые ко­стян­ки дли­ной до 30 см и мас­сой до 2 кг. Ко­ко­со­вую паль­му за­слу­жен­но на­зы­ва­ют де­ре­вом жизни, она вхо­дит в число 10 важ­ней­ших де­ре­вьев мира.

 

Плоды паль­мы ис­поль­зу­ют для по­лу­че­ния масла, жмыха. Масло – пи­ще­вое и тех­ни­че­ское – от­жи­ма­ют из зре­ло­го ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», со­дер­жа­щая до 35% ко­ко­со­во­го масла, а оста­ю­щий­ся жмых – пре­крас­ный корм для скота. А если орех ещё не­зре­лый, вме­сто до­воль­но твёрдой копры внут­ри ока­жет­ся ко­ко­со­вое «мо­ло­ко», ко­то­рое можно ис­поль­зо­вать как питьё. Во­лок­но из обо­лоч­ки пло­дов – проч­ное, эла­стич­ное, устой­чи­вое к солёной мор­ской воде – слу­жит ма­те­ри­а­лом для из­го­тов­ле­ния верёвок, ка­на­тов, ци­но­вок. Из твёрдой обо­лоч­ки ореха де­ла­ют по­су­ду, греб­ни, брас­ле­ты, му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты и дру­гие из­де­лия.

 

Ко­ко­со­вые орехи надёжно за­щи­ще­ны скор­лу­пой, и это по­мо­га­ет ко­ко­со­вой паль­ме рас­се­лять­ся, пре­одо­ле­вая про­стран­ства между оке­а­ни­че­ски­ми ост­ро­ва­ми. Не­сколь­ко не­дель волны оке­а­на могут нести орех к новым ост­ро­вам, и за это время скор­лу­па ореха не про­пус­ка­ет опас­ную солёную воду внутрь. Вы­бро­шен­ный на пу­стын­ный берег ост­ро­ва орех про­рас­та­ет и под па­ля­щим тро­пи­че­ским солн­цем. У за­ро­ды­ша паль­мы есть запас воды.

 

Ствол ко­ко­со­вой паль­мы до­сти­га­ет 20–25 м в вы­со­ту и до 0,5 м в диа­мет­ре, за­вер­ша­ясь ве­е­ром пе­ри­стых ли­стьев. От­дель­ные ли­стья могут до­сти­гать длины в 6,5 м и ши­ри­ны до 1,5 м. Остат­ки ос­но­ва­ний их че­реш­ков при­да­ют по­верх­но­сти ство­ла ха­рак­тер­ный сту­пен­ча­тый вид. После пло­до­но­ше­ния паль­мы от­ми­ра­ют, по­это­му их ство­лы можно ис­поль­зо­вать сразу после сбора уро­жая.













Контрольная работа №3 «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Вариант №2

1.Что называют ростом растения?

а) качественные изменения организма б) количественное увеличение размеров и массы

в) прорастание семени и ветвление г) появление ветвей и побегов

2. Транспорту воды и минеральных веществ из корня в стебель способствует

а) дыхание листьев б) запасание веществ в) образование органических веществ

г) корневое давление и испарение воды листьями

3. Растения по способу питания являются

а) гетеротрофами б) сапрофитами в) автотрофами г)симбионтами

4.В процессе дыхания в клетках растений

а) образуются органические вещества из неорганических

б) движутся органические и неорганические вещества

в) распадаются органические вещества и высвобождается энергия

г) выделяется кислород

5.В чем заключается космическая роль зелёных растений?

а) растения испаряют воду

б) в растениях накапливается энергия солнца и передаётся другим организмам

в) в процессе дыхания растения выделяют углекислый газ

г) растения поглощают минеральные вещества

6. Как называется слияние половых клеток?

а) опыление б) оплодотворение в) размножение г) спорообразование

7. К органам генеративного размножения относят

а) лист б) стебель в) корень г) цветок

8. Из зиготы развивается

а) зародыш б) эндосперм в) семенная кожура г) околоплодник

9. Кто открыл процесс двойного оплодотворения?

а) К.А. Тимирязев б) С. Г. Навашин в) Н.И. Вавилов г) И.В. Мичурин

10. Листовыми черенками размножают

а) крыжовник и смородину б) малину и вишню в) бегонию и фиалку г) тюльпан и нарцисс

11. Выберите три признака, характерных только для растений

1) дышат, питаются, размножаются 2) состоят из клеток 3) имеют фотосинтезирующую ткань

4) содержат в клетках пластиды 5) растут в течение всей жизни

6) используют энергию света, образуют органические вещества из неорганических

12. Установите соответствие между процессами жизнедеятельности растений и их характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) происходит во всех клетках растения Б) поглощается углекислый газ, выделяется кислород В) образуются органические вещества Г) разрушаются органические вещества

Д) происходит на свету и в темноте

ПРОЦЕСС

1) фотосинтез 2) дыхание

13. Вставь­те в текст «Жиз­не­де­я­тель­ность рас­те­ния» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния.

ЖИЗ­НЕ­ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НОСТЬ РАС­ТЕ­НИЯ

Рас­те­ние по­лу­ча­ет воду в виде поч­вен­но­го рас­тво­ра с по­мо­щью ___________ (А) корня. На­зем­ные части рас­те­ния, глав­ным об­ра­зом, ___________ (Б), на­про­тив, через осо­бые клет­ки — ___________ (В) — ис­па­ря­ют зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство воды. При этом вода ис­поль­зу­ет­ся не толь­ко для ис­па­ре­ния, но и как ис­ход­ный ма­те­ри­ал для об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ в ходе про­цес­са ___________ (Г) .

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ды­ха­ние

2) кор­не­вой чех­лик

3) кор­не­вой во­ло­сок

4) лист

5) побег

6) сте­бель

7) устьи­ца

8) фо­то­син­тез

  14. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста "Стро­е­ние стеб­ля дре­вес­но­го рас­те­ния", от­веть­те на сле­ду­ю­щие

во­про­сы.

1) Что такое луб?

2) В чём сход­ство и раз­ли­чие в функ­ци­о­ни­ро­ва­нии си­то­вид­ных тру­бок и со­су­дов?

3) На пне спи­лен­но­го де­ре­ва об­на­ру­жи­лось, что серд­це­ви­на на­хо­дит­ся не в цен­тре спила, а сме­щена. По одну её сто­ро­ну слой дре­ве­си­ны толще, а по дру­гую тонь­ше. Как можно объ­яс­нить такое яв­ле­ние?

СТРО­Е­НИЕ СТЕБ­ЛЯ ДРЕ­ВЕС­НО­ГО РАС­ТЕ­НИЯ

Сте­бель дре­вес­но­го рас­те­ния сна­ру­жи защищён по­кров­ны­ми тка­ня­ми. У мо­ло­дых стеб­лей вес­ной клет­ки по­кров­ной ткани по­кры­ты тон­кой ко­жи­цей. У мно­го­лет­них рас­те­ний к концу пер­во­го года жизни ко­жи­ца за­ме­ща­ет­ся мно­го­слой­ной проб­кой, со­сто­я­щей из мёртвых кле­ток, за­пол­нен­ных воз­ду­хом. Для ды­ха­ния в ко­жи­це у мо­ло­дых по­бе­гов име­ют­ся устьи­ца, а позже об­ра­зу­ют­ся че­че­вич­ки – круп­ные, рыхло рас­по­ло­жен­ные клет­ки с боль­ши­ми меж­клет­ни­ка­ми.

К по­кров­ной ткани при­ле­га­ет кора, об­ра­зо­ван­ная раз­ны­ми тка­ня­ми. На­руж­ная часть коры пред­став­ле­на сло­я­ми кле­ток ме­ха­ни­че­ской ткани с утолщёнными обо­лоч­ка­ми и тон­ко­стен­ных кле­ток ос­нов­ной ткани. Внут­рен­няя часть коры об­ра­зо­ва­на клет­ка­ми ме­ха­ни­че­ской и про­во­дя­щей ткани и на­зы­ва­ет­ся лубом. В со­став луба вхо­дят си­то­вид­ные труб­ки, по ко­то­рым идёт нис­хо­дя­щий ток: ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства пе­ре­дви­га­ют­ся от ли­стьев. Си­то­вид­ные труб­ки со­сто­ят из кле­ток, со­единённых кон­ца­ми в длин­ную труб­ку. Между со­сед­ни­ми клет­ка­ми име­ют­ся мел­кие от­вер­стия. Через них, как через сито, пе­ре­дви­га­ют­ся ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства. Кроме си­то­вид­ных тру­бок в со­став луба вхо­дят лу­бя­ные во­лок­на и клет­ки ос­нов­ной ткани.

К цен­тру от луба в стеб­ле рас­по­ло­жен дру­гой слой – дре­ве­си­на. Он со­сто­ит из со­су­дов и дре­вес­ных во­ло­кон. По со­су­дам идёт вос­хо­дя­щий ток: вода с рас­творёнными в ней ве­ще­ства­ми пе­ре­дви­га­ет­ся от кор­ней к ли­стьям и цвет­кам. Между дре­ве­си­ной и лубом на­хо­дит­ся тон­кий слой кле­ток об­ра­зо­ва­тель­ной ткани – кам­бий. В ре­зуль­та­те де­ле­ния кле­ток кам­бия сте­бель растёт в тол­щи­ну. Клет­ки кам­бия де­лят­ся вдоль своей оси. Одна из до­чер­них кле­ток от­хо­дит к дре­ве­си­не, дру­гая – к лубу.

В цен­тре стеб­ля лежит тол­стый слой рых­лых кле­ток ос­нов­ной ткани, в ко­то­рых от­кла­ды­ва­ют­ся за­па­сы пи­та­тель­ных ве­ществ, – это серд­це­ви­на.










ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме : « Среда обитания и факторы среды»


1 вариант


1. Дай определение «абиотические факторы среды»

2. Поясни, влияние каких факторов среды тебе нужно учитывать при выращивании

комнатного растения, например, бегонии, родина которой- влажные тропические леса.

3. Объясни, можно ли по внешнему сходству животных- дельфина и кальмара определить среду их обитания.

4. Докажи, на примере осени, что сезонные изменения в жизни растений и животных происходят под влиянием факторов неживой природы.

5. Назови, царства живой природы, представители которых обитают в воде.


2 вариант


1. Дай определение «биотические факторы среды»

2.Поясни, влияние каких факторов среды тебе нужно учитывать при выращивании

комнатного растения, например, кактуса, родина которого — пустыни Африки.

3. Объясни, можно ли по внешнему сходству животных- птицы и насекомого определить среду их обитания.

4. Докажи, на примере весны, что сезонные изменения в жизни растений и животных происходят под влиянием факторов неживой природы.

5.Назови, царства живой природы, представители которых обитают в организме человека

















ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме : « Природное сообщество»


1 вариант


1. Нарисуй схему «Взаимосвязи в экосистеме», отметь на ней кислород, углекислый газ, ненужные для организма вещества, минеральные вещества.

2. Опиши опыт «Выделение кислорода листьями элодеи на свету» по принятому плану.

3. Почему листва, опавшая осенью исчезает?

4. Приведи пример пищевой цепи в степи из трех звеньв.

5. Почему аквариум можно назвать моделью экосистемы?


2 вариант


1. Нарисуй схему «Взаимосвязи в экосистеме», на примере озера, отметь на ней кислород, углекислый газ, ненужные для организма вещества, минеральные вещества.

2. Опиши опыт « Опыт Пристли» по принятому плану.

3. Приведите примеры организмов «хозяин- паразит»

4. Приведи пример пищевой цепи в лесу из трех звеньв.

5. Почему садовый участок ( огород) можно назвать моделью экосистемы?





















Контрольная работа №4 «Многообразие растительного мира»


Вариант 1.


А. Тест с выбором одного правильного ответа

1. Водоросли размножаются:

А. вегетативно Б. зооспорами В. половым путем Г. а+б+в

2. Что развивается из споры папоротника:

А. слоевище Б. корневище В. стебель Г. заросток

3. Листья папоротника называют:

А. вайи Б. сорусы В. спорангии Г. ризоиды

4. Споры у хвощей созревают в:

А. заростках Б. колосках на верхушках побегов

В. сорусах на поверхности листьев Г. споры отсутствуют


Б. Дайте определение понятий

5. Спорофит - _____ 6. Гаметофит - _____ 7. Зигота - _____


8. Выберите правильные утверждения

А. Хламидомонада – многоклеточная зеленая водоросль.

Б. Мхи – родоначальники всех высших растений.

В. Сфагнум не имеет ни корней, ни ризоидов.

Г. В жизненном цикле папоротников преобладает бесполое поколение.

Д. Женские половые органы папоротникообразных называют антеридиями.

Е. Хвоя – видоизмененные листья.

Ж. Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоемов риниофиты.

З. Заросток папоротника – спорофит.

И. У голосеменных семенa лежaт открыто и иногдa покрыты чешуями.

К. В семени обрaзуется зaпaс питaтельных веществ, что обеспечивaет жизнь зaродышa.

Л. Листья хвойных покрыты кутикулой (восковидным веществом).

М. Водоросли крепятся к субстрату при помощи корней.

Н. Спермий имеет двойной (диплоидный) нaбор хромосом.

О. Яйцеклеткa имеет одинaрный (гaплоидный) нaбор хромосом.

П. Зиготa имеет одинарный (гaплоидный) нaбор хромосом.


9. Заполните пропуски (используйте слова, выделенные курсивом)

Водоросли относятся к (А) растениям.

Хлоропласт водорослей называется (Б).

Спирогира относится к отделу (В) водорослей.

Из споры кукушкина льна во влажной почве образуется (Г).

Необходимое условие оплодотворения споровых растений – наличие (Д).

В цикле развития голосеменных полностью преобладает (Е).

Семя у голосеменных состоит из (Ж), (З) и (И).

(хроматофор, семенной кожуры, эндосперма, зародыша, протонема, зеленых, низшим, воды, спорофит)



Контрольная работа №4 «Многообразие растительного мира»

Вариант 2.

А. Тест с выбором одного правильного ответа

1.У водорослей в отличие от других растений:

А. тело имеет неклеточное строение Б. тело состоит из одной клетки

В. отсутствуют ткани и органы Г. имеются четко дифференцированные ткани

2. Ризоиды водорослей служат для:

А. дыхания Б. вегетативного размножения. В. прикрепления к субстрату Г. фотосинтеза

3. Папоротник в отличие от водоросли имеет:

А. клеточное строение Б. хлоропласты в клетках

В. ткани и органы Г. клетки с оболочкой, ядром и цитоплазмой

4. Почему папоротники нельзя отнести к вполне сухопутным растениям?

А. они влаголюбивы Б. живут в затененных местах В. не выносят ярких солнечных лучей Г. для их размножения нужна влажная среда

Б. Дайте определение понятий.

5. Бесполое размножение - _____ 6. Гамета - _____ 7. Зигота - _____

8. Выберите правильные утверждения

А. Спирогира – многоклеточная зеленая водоросль.

Б. Кукушкин лен размножается спорами.

В. Сфагнум не имеет ни корней, ни ризоидов.

Г. В жизненном цикле папоротников преобладает половое поколение.

Д. Женские половые органы папоротникообразных называют антеридиями.

Е. Хвоя – листья споровых растений.

Ж. Спора растений – это приспособление для бесполого размножения.

З. Заросток папоротника – спорофит.

И. У споровых растений семенa лежaт открыто и иногдa покрыты чешуями.

К. Эндосперм – запасающая ткань в семени растений.

Л. Листья хвойных покрыты кутикулой (восковидным веществом).

М. Водоросли крепятся к субстрату при помощи корней.

Н. Спермий имеет двойной (диплоидный) нaбор хромосом.

О. Яйцеклеткa имеет одинaрный (гaплоидный) нaбор хромосом.

П. В жизненном цикле высших споровых растений имеет место чередование полового и бесполого поколения.

9. Заполните пропуски (используйте слова, выделенные курсивом)

В цикле развития голосеменных полностью преобладает (А).

Водоросли относятся к (Б) растениям.

Из споры кукушкина льна во влажной почве образуется (В).

Хлоропласт водорослей называется (Г).

Необходимое условие оплодотворения споровых растений – наличие (Д).

Семя у голосеменных состоит из (Е), (Ж) и (З).

Хламидомонада относится к отделу (И) водорослей.

(хроматофор, семенной кожуры, эндосперма, зародыша, протонема, зеленых, низшим, воды, спорофит)

Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс.

Вариант 1

1. Тест с выбором одного правильного ответа.

1. Биология - наука изучающая ...

а) живую и неживую природу б) живую природу

в) жизнь растений

2. Цветковые растения относят к ...

а) царству растений и ядерным живым организмам

б) царству грибов в) безъядерным живым организмам

3. Корневая система представлена ...

а) боковыми корнями б) главным корнем

в) всеми корнями растений

4. Почва - это ...

а) верхний плодородный слой земли

б) горная порода в) перегной

5. Места прикрепления листьев к побегу называют...

а) узлами б) междоузлиями в) конусом

6. В процессе дыхания происходит...

а) поглощение кислорода; выделение воды и углекислого газа

б) поглощение углекислого газа и образования кислорода

в) выделение воды с поглощением воздуха

7. Лекарственное растение Татарстана, занесенное в Красную книгу..

а) багульник болотный б)смородина красная в)крапива двудомная

8. Видоизмененным подземным побегом является ...

а) клубень б) любая почка в) глазки на клубне

9. Зачаточные бутоны находятся в почке ...

а) вегетативной б) генеративной в) любой

10. Фотосинтез - это ...

а) процесс образования органических веществ

б) корневое давление в) процесс обмена веществ

11. Цветок - это ...

а) видоизмененный побег б) яркий венчик в) околоцветник

12. Гриб – паразит овощных культур..

а) спорынья б) фитофтора в) дождевик

13. Семя - это ...

а) орган семенного размножения б) новое поколение в) плод

14. Растения, зародыш которых имеет две семядоли называют ...

а) Двудольными б) Однодольными в) Многодольными

15. Процесс двойного оплодотворения цветковых растений был открыт ...

а) С.Г.Навашиным б) И.В.Мичуриным в) Н.И.Вавиловым

16. Женские гаметы цветкового растения называют ...

а) спермиями б) пыльцой в) яйцеклетками

17. Размножение - это ...

а) увеличение количества растений б) увеличение размера организма

в) образование новых побегов

18. Двойное название растения вводят для обозначения ...

а) семейства б) класса в) вида

19. Какие организмы вызывают заболевание человека туберкулез

а) вирусы б) бактерии в) грибы

20. Назови лекарственное растение из семейства Розоцветных.

а) шиповник б) астра в) тюльпан

21. Органические вещества из углекислого газа и воды на свету образуются в ...

а) луковицах б) листьях в) плодах

22. Опылением называют ...

а) высеивание пыльцы из пыльников б) слияние половых клеток

в) перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика

23. Бактерии и грибы питаются ...

а) только путем фотосинтеза б) готовыми органическими веществами в) только поселяясь на продукты питания

24. Тело лишайника образовано двумя организмами ...

а) грибом и водорослью б) деревом и грибом

в) грибом и бактерией



II. Установи соответствие между первым и вторым столбиками.

Функции органоидов

Органоиды клетки

А) сохраняет форму клетки и защищает ее содержимое

1.Вакуоли

Б ) резервуар отделенный от цитоплазмы мембраной, в котором клеточный сок

2.Клеточная мембрана

В) обладает свойством полупроницаемости

3.Клеточная стенка

Г) там накапливаются запасные питательные вещества


Д) покрывает клетку снаружи


Е) имеет поры



III. Какие утверждения верны.

1.Возникновение фотосинтеза - важный этап в развитии растительного мира. 2.Зеленые водоросли дали начало высшим растениям 3.Все природные сообщества устойчивы потому, что они долго существуют. 4.В ярусах природного сообщества размещаются листья, цветки, и плоды растений. 5.Природное сообщество – это совокупность организмов и условий среды.






















Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс.

Вариант 2

1. Тест с выбором одного правильного ответа.

1. Строение растений изучает наука ...

а) экология б) фенология в) ботаника

2. Растения размножаются..

А) бесполым путем б) половым путем в ) частями тела г) все ответы верны

3. Какой тип ткани имеет клетки содержащие хлорофилл:

а) проводящая б) механическая в) основная

4. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня ...

а) деления б) роста в) всасывания

5. В пищу употребляются корни овощных культур ...

а) картофеля б) гороха в) свеклы

6. Гриб –паразит хлебных злаков..

а)спорынья б)фитофтора в)дождевик

7. Фотосинтез происходит в...

а) устьицах б) межклетниках в) хлоропластах

8. Лекарственное растение Татарстана, занесенное в Красную книгу..

а) калужница болотная б) смородина красная в) крапива двудомная

9. Кожица листа состоит из ткани ...

а) механической б) запасающей в) покровной

10. Клубень - это ...

а) плод б) видоизмененный побег в) часть побега

11. Камбий ...

а) образовательная ткань б) основная в) покровная

12. Назовите главные части цветка?

а) лепестки и чашечки б) пестик и тычинки

в) цветоножка и цветоложе

13. Плодом нельзя назвать ...

а) боб б) ягоду в) клубень картофеля

14. Растения, зародыш которых, имеет одну семядолю называют ...

а) Двудольными б) Однодольными в) Многодольными

15. По способу питания лишайники относятся к..

а) гетеротрофам б) автотрофам в) автогетеротрофам

16. Какие организмы вызывают заболевание человека холеру

а) вирусы б) бактерии в) грибы

17. Оплодотворение - это ...

а) попадание пыльцы на рыльце пестика

б) перенос пыльцы насекомыми

в) слияние мужской и женской гамет

18. Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на корнях растений семейства ...

а) Бобовых б) Пасленовых в) Лилейных

19. Признаки отдела Покрытосеменных.

а) стержневая корневая система б) цветок и плод с семенами

в) корень, побег

20. Назови овощи из семейства Лилейных.

а) баклажан и помидор б) лук и чеснок в) капуста и редис

21. При дыхании растение ...

а) выделяет углекислый газ б) поглощает воду в) выделяет кислород

22. Какого пола тычиночные цветки ...

а) мужского б) женского в) обоеполые

23. Грибы неспособны к фотосинтезу потому что ...

а) они живут в почве б) имеют небольшие размеры

в) не имеют хлорофилла

24. Бактерии и грибы относятся к ...

а) царству растений б) лишайникам

в) разным царствам живой природы

II. Установи соответствие между первым и вторым столбиками.

Функции органоидов

Органоиды клетки

А) регулирует процессы жизнедеятельности

1.Хлоропласты

Б ) постоянно движется

2.Ядро

В) придает растению зеленый цвет

3.Цитоплазма

Г) обеспечивает передачу наследственной информации


Д) улавливает энергию солнца


Е) внутренняя среда клетки



  1. Какие утверждения верны.

1.Растения разных ярусов находятся в неодинаковых условиях.

2.Экосистема-это биогеоценоз

3.Структура биоценоза – это его ярусность.

4.Многообразие отделов растений – это результат эволюции.

5.Риниофиты – это растения, произрастающие в теплых, влажных местах.


Оценивание теста.
За каждое правильно выполненное задание Iчасти начисляется 1 балл. Задания части II оцениваются в 6 баллов, части III – в 5 баллов. Максимальное количество баллов 35.

0 – 10 баллов

11 – 21 балла

22 -30 балл

31 - 35 баллов

«2»

«3»

«4»

«5»


47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!