СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект заданий по формированию читательской грамотности в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект заданий составлен с целью сипользования на уроках русского языка в 5 классе. Задания помогут сформировать читательскую грамотность учащихся как часть функциональной грамотности. 

Просмотр содержимого документа
«Комплект заданий по формированию читательской грамотности в 5 классе»

Задания, направленные на формирование функциональной грамотности в 5 классе

Прочитайте текст и выполните задания.

Много лет тому назад в Италии в семье музыканта родился мальчик, которого назвали Галилео Галилей.

Семнадцатилетним юношей Галилео по совету отца поступил в университет и занялся изучением медицины. Однако эта наука не увлекла молодого человека. Его интересовали исследования в области техники, поэтому юноша оставил учебу в университете и стал штудировать труды древних греков — Евклида, Архимеда, Платона, Аполлония и особенно углублённо постигал точные науки: математику, физику и астрономию.

Галилей сделал ряд важных открытий. Он исследовал и обосновал, как находить центр тяжести тел разнообразной формы, открыл законы падения тел, изобрел особые весы для измерения плотности тел. Галилей своими руками построил зрительную трубу и первым использовал ее для наблюдений за небесными светилами. С ее помощью он обнаружил пятна на Солнце, горы на Луне, увидел фазы планеты Венеры, открыл четыре спутника Юпитера.

Астрономическими наблюдениями и выводами из них Галилей подтвердил учение Коперника о том, что Земля вращается и движется вокруг Солнца.

Перед судом инквизиции Галилея заставили отречься от своих идей. Однако инквизиторы не достигли самого главного: Галилей не признал себя виновным в ереси.

Задания 1 уровня (найти и извлечь информацию)



1. Бегло прочитайте текст.

2. В 3-5 предложениях передайте содержание текста.

3. Ответьте на вопросы:

1) Какие открытия совершил Галилей?

2) Какое открытие Галилей подтвердил с помощью наблюдений и выводов?

3) Как Вы понимаете слово «ереси» из последнего предложения текста?

Задания 2 уровня (интегрирование и интерпретация)

1. Какова основная мысль текста?

2. Выберете иллюстрацию, на которой изображены весы, для измерения плотности тела

3. Составьте словесный портрет Галилео.

Задания 3 уровня (осмысление и оценка)

  1. Напишите небольшое рассуждение на тему: «Мой выбор». Рассуждая, постарайтесь ответить на вопросы: Всегда ли следует прислушиваться к совету родителей в выборе профессии? На что нужно обратить внимание при выборе будущей профессии?

































Прочитайте текст и выполните задания

Леонид Андреев «Петька на даче» (в сокращении)

Осип Абрамович, парикмахер, поправил на груди посетителя грязную простынку, заткнул ее пальцами за ворот и крикнул отрывисто и резко:

— Мальчик, воды!

Посетитель, рассматривавший в зеркало свою физиономию, с неудовольствием отводил глаза, попадавшие прямо на худую, маленькую ручонку, которая откуда-то со стороны протягивалась к подзеркальнику и ставила жестянку с горячей водой. Когда он поднимал глаза выше, подмечал быстрый и грозный взгляд, который парикмахер бросал вниз на чью-то голову, и шепот с неопределенной угрозой:

— Вот погоди!

Это значило, что мальчик недостаточно быстро подал воду и его ждет наказание. Мальчик, на которого чаще всего кричали, назывался Петькой и был самым маленьким из всех служащих в заведении. Другой мальчик, Николка, насчитывал от роду тремя годами больше и скоро должен был перейти в подмастерья.

Петьке было десять лет. Когда не было посетителей, Петька и Николка беседовали. А Петька изумлялся тому, какой он умный и бесстрашный, и думал, что когда-нибудь и он будет такой же. Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы.

Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой. И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», — и он все подавал ее, все подавал. Праздников не было. По воскресеньям, когда улицу переставали освещать окна магазинов и лавок, парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, и прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своем стуле, и погруженную не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: «Мальчик, воды», — и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.

Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал. Но вот однажды в обед приехала мать и сказала, что его, Петьку, отпускают на дачу, в Царицыно, где живут ее господа.

Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и все здесь для него было поразительно ново и странно: и то, что можно видеть так далеко, что лес кажется травкой, и небо, бывшее в этом новом мире удивительно ясным и широким, точно с крыши смотришь. Богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был темный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности; полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Но прошло еще два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой. Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.

— Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! — радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар. Она приписывала это тому, что много его кормит. Но Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться: если бы можно было не жевать, глотать сразу, а то нужно жевать, а в промежутки болтать ногами, так как Надежда ест дьявольски медленно, обгладывает кости, утирается передником и разговаривает о пустяках. А у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, — на все это требуется время.

В исходе недели барин привез из города письмо, адресованное «куфарке Надежде». По отрывочным словам можно было понять, что речь идет о Петьке. Вышел барин и, положив руку на плечо, сказал:

— Что, брат, ехать надо!

Петька конфузливо улыбался и молчал.

«Вот чудак-то!» — подумал барин.

— Ехать, братец, надо.

Петька улыбался. Подошла Надежда и со слезами подтвердила:

— Надобно ехать, сынок!

— Куда? — удивился Петька.

Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, — уже найдено.

— К хозяину Осипу Абрамовичу.

Петька продолжал не понимать, хотя дело было ясно как божий день. Но во рту у него пересохло, и язык двигался с трудом, когда он спросил:

— А как же завтра рыбу ловить? Удочка — вот она…

— Что же поделаешь!.. Требует. Ты не плачь: гляди, опять отпустит, — он добрый, Осип Абрамович.

Но Петька и не думал плакать и все не понимал. И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее. Своевременно Петька успокоился, и барин говорил барыне, которая стояла перед зеркалом и вкалывала в волосы белую розу:

— Вот видишь, перестал, — детское горе непродолжительно.

— Жалко мне его, — сказала барыня. Бедные они, но есть люди, которые живут хуже.

На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву. Толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву.

— Ты удочку спрячь! — сказал Петька, когда мать довела его до порога парикмахерской.

— Спрячу, сынок, спрячу! Может, еще приедешь.

И снова в грязной и душной парикмахерской звучало отрывистое: «Мальчик, воды», и посетитель видел, как к подзеркальнику протягивалась маленькая грязная рука, и слышал неопределенно угрожающий шепот: «Вот погоди!» Это значило, что сонливый мальчик разлил воду или перепутал приказания. А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал.

Сентябрь 1899 г.

1.1. Вариант 1 Запишите вопросы к прочитанному тексту на лепестках «ромашки» и задайте их одноклассникам.

Пояснение:

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.

Первый лепесток. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Второй лепесток. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «Если я правильно понял, то…?».

Третий лепесток. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей.

Четвертый лепесток. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что было бы (стало бы) и т.д.)

Пятый лепесток. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Шестой лепесток. Практические вопросы: (Придумай продолжение…, напиши своё отношение к… и т.д.)

    1. Вариант 2 На лицевой части каждого лепестка написано направление: «простое задание», «выяснительное задание», «объяснительное задание», «творческое задание», «оценочное задание», «практическое задание». Учащиеся сами выбирают лепестки. Ответ оценивается с учетом типа вопроса.





Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете

своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из

мостов этого города, удивившего вас (выберите одну из фотографий мостов)

Троицкий мост Дворцовый мост


Банковский мост

Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимание читающего на особенно поразившие вас элементы моста. Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные











Прочитайте предложения и выполните задания:

А. Мальчик так засмотрелся на все эти диковины, что чуть не свалился с плота.

Б. А между растениями сновали, плавали и кувыркались тысячи разнообразных жучков и букашек.

В. Целые заросли каких-то длинных растений тянули свои гибкие стебли из глубины к

поверхности.

Г. Ваня нагнулся с плота над водой, и увидел удивительный подводный мир.

1 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой (обведите).

1 А

2 Б

3 В

4 Г

2 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

(обведите)

1 В, Б, Г, А

2 Г, А, В, Б

3 Г, В, Б, А

4 А, Г, В, Б

3 Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста (обведите номер

предложения).

1 Предложение А сложное, состоит из двух простых, из которых одно главное, другое зависимое.

2 Предложение Б простое, с однородными членами.

3 Предложение В простое, двусоставное.

4 Предложение Г сложное, состоит их двух простых.

4 Напишите небольшой текст «Приметы весны».

Объем работы не менее 5-6 предложений.

Тип речи – описание и повествование.

Включите в текст слова с орфограммой «Чередование гласной в корне».





















Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните задание

Родной язык любого народа — это душа нации, первостепенный и наиболее очевидный

её признак. В языке и через язык выявляется национальная психология, характер народа,

особенности его мышления и художественного творчества. Высокая культура устной и

письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, его стилистическим многообразием —это самая лучшая опора и самая надёжная

рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности.

Культура речи предполагает общую высокую культуру человека, его любовь к родному

языку, нетерпимое отношение к его искажению и обеднению. Известно, что язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, и каждый говорящий и пишущий — не только послушный раб, но и полновластный хозяин своей речи. Будучи важнейшим средством человеческого общения, язык развивается и живёт также по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы не можем. Именно поэтому культура родного языка — это и личное дело каждого, и одновременно общее дело всех. Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек создаёт искусственные водоёмы и озёра, проводит лесопосадки и сооружает плотины. Совершенно не то в языке. Словарные и стилевые отмели, пересохшие живые ручьи здесь не спасти никакими запрудами: искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, ведёт к безжизненности, к угасанию мысли. Поиски живых родников народной речи, расчищение засыпанных или забытых колодцев, обращение к вековым богатствам национальной традиции — таков путь сбережения и обновления святыни родного языка, которую мы передаём своим потомкам.

От творческого, бережного обращения к языку каждого из нас во многом зависит настоящее и будущее отечественной культуры.

(По Л. Скворцову)

1 Что предполагает культура речи?

2 Дополни предложение, используя информацию текста.

Настоящее и будущее отечественной культуры зависит

3 Отметь знаком Х правильный вариант ответа.

Родной язык любого народа — это__________________________________________________

…его историческая память, воплощенная в слове

…это душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак.

…склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества,

нравственное состояние и духовность

4 Как ты понимаешь, что значит «…культура родного языка — это и личное дело

каждого, и одновременно общее дело всех».

Отметь знаком Х правильный вариант ответа.

«В языке и через язык выявляется национальная психология, характер народа,

особенности его мышления и художественного творчества».

«…язык развивается и живёт также по собственным внутренним законам, не

подчиняться которым мы не можем».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!