СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная контрольная работа 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура работы

Итоговая комплексная работа состоит из двух частей — основной и дополнительной.

В основной части работы шесть заданий. Они направ­лены на оценку сформированности таких способов учеб­ных действий и понятий, которые служат опорой в даль­нейшем обучении. Этими заданиями преимущественно охватываются русский язык, чтение, математика. В ос­новную часть итоговой работы для 2 класса включено так­же задание по курсу окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная контрольная работа 2 класс»















Комплексная контрольная работа

для обучающихся 2 классов
























Краткая характеристика

и особенности комплексной работы

для 2 класса

Структура работы

Итоговая комплексная работа состоит из двух частей — основной и дополнительной.

В основной части работы шесть заданий. Они направ­лены на оценку сформированности таких способов учеб­ных действий и понятий, которые служат опорой в даль­нейшем обучении. Этими заданиями преимущественно охватываются русский язык, чтение, математика. В ос­новную часть итоговой работы для 2 класса включено так­же задание по курсу окружающего мира.

Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с разделом «Выпускник научится» пла­нируемых результатов. Выполнение этих заданий обяза­тельно для всех учащихся, а полученные результаты мож­но рассматривать как показатель успешности достижения второклассниками базового уровня требований.

В допол­нительной части задания имеют более высокую сложность; они соотносятся с разделом «Выпускник получит возможность научиться» планируемых результатов. Работа над этими заданиями может потребовать от ребёнка самостоятельно открыть новое знание или умение, привлечь личный опыт. Поэтому выполнение заданий дополнительной час­ти для ребёнка необязательно — они выполняются толь­ко на добровольной основе. Соответственно и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпре­тации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения уче­ником повышенных уровней требований и используется исключительно для дополнительного поощрения ребёнка, но никоим образом не в ущерб ему.

В дополнительной части содержится 5 заданий, из ко­торых второклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, 3 — по своему выбору.

Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе предложенного учащимся текста.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Как показывают полученные результаты, среднее вре­мя выполнения основной части итоговой комплексной ра­боты составляет 25 мин. Такое же время в среднем затра­чивается и на выполнение заданий дополнительной части. Но это усреднённые показатели, которые могут сущест­венно различаться у отдельных учащихся. Так, мини­мальное время выполнения всей работы составило 30 мин, а максимальное — 1,5 ч. При этом медленно работающие дети вполне успешно справляются с работой, если дать им необходимое время. Поэтому в зависимости от подготовки класса целесообразно отвести на проведение работы два или три урока, в течение которых учащиеся могут рабо­тать в своём индивидуальном темпе.Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется.


Характеристика заданий

ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ И
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Задания основной части

В отличие от аналогичной работы для 1 класса в дан­ной итоговой работе задание на установление темпа чте­ния про себя не предусмотрено. Однако в диагностичес­ких целях учитель может предложить детям выполнить это задание по той же методике, что и в 1 классе: дать детям вчитаться в текст, затем попросить их отметить слово, которое они сейчас читают, и продолжить чтение. По повторному сигналу учителя (через 1 мин) дети отме­чают слово, до которого они дочитали текст. Если ребё­нок к этому времени прочитал уже весь текст, он ставит особый условный знак, о котором все договариваются за­ранее. Важно помнить, что если такое задание учителем предлагается, то результаты его выполнения фиксируют­ся, но не оцениваются в баллах. Если учитель ставит пе­ред собой такую цель, то в оценочный лист заносится ко­личество прочитанных за 1 мин слов.

Как показывает опыт проведения работы, результаты её выполнения мало зависят от темпа чтения — и быст­ро читающие, и медленно читающие дети могут успешно выполнить работу, если их не ограничивать во времени. Так, среди детей, получивших наивысшие баллы, есть де­ти, читающие со скоростью 32—35 слов в минуту. Более того, полученные данные свидетельствуют о том, что де­ти, продемонстрировавшие высокую скорость чтения (бо­лее 120 слов в минуту) в среднем выполняют работу ху­же, чем их сверстники, которые читают медленнее.

Первое задание каждого варианта — это задание по чтению. В нём проверяется умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца. Максимальная оценка за задание — 1 балл.

Второе задание каждого варианта — это задание на по­иск и списывание предложения, являющегося ответом на заданный вопрос. Фактически в задании оценивается уро­вень владения двумя важнейшими общеучебными умени­ями: умением выборочного чтения и умением правильно, без ошибок и искажений списывать предложение. Поэто­му оценка правильности выполнения задания проводится по двум критериям: а) выборочное чтение (максимальная оценка — 1 балл) и б) списывание (максимальная оцен­ка — 1 балл). Важно подчеркнуть, что оценка правиль­ности списывания ведётся независимо от оценки выбороч­ности чтения.

В третьем задании каждого варианта проверяется на­личие первичных представлений о частях речи (имени су­ществительном и глаголе), умение найти слова, обознача­ющие эти части речи в выписанном предложении. Макси­мальная оценка за задание — 1 балл.

Четвёртое задание состоит из двух частей — задания по окружающему миру на классификацию животных и задания по русскому языку на выделение букв мягких согласных в выписанных словах. Максимальная оценка за задание — 2 балла (по 1 баллу за каждую из частей). Оценка обоих умений ведётся независимо друг от друга.

В пятом задании проверяется понимание смысла арифметических действий при решении текстовой зада­чи, а также уровень владения вычислительными навы­ками. Максимальная оценка за пятое задание — 2 бал­ла: по 1 баллу за каждую из позиций.

В шестом задании проверяется умение найти величи­ну, отвечающую заданному требованию. Максимальная оценка за это задание 1 балл.

Максимальная оценка за все шесть заданий основной части составляет 9 баллов (второе, четвёртое и пятое задания оцениваются 2 баллами каждое

Задания дополнительной части

Задания дополнительной части носят скорее пропедевтический ха­рактер и оценивают не столько успешность освоения ба­зовых представлений по математике, русскому языку и окружающему миру, сколько владение второклассниками основными способами познавательных учебных действий — действиями анализа, поиска и интерпретации информа­ции, оценочными суждениями и т. д.

В седьмом задании проверяется умение решить тексто­вую задачу с недостающими данными, которые нужно найти в исходном тексте. При этом полученный ответ не­обходимо подтвердить вычислениями. Задание осложнено также и тем, что алгоритм решения задачи скрыт от уча­щихся. Даже форма представления ответа требует от ре­бёнка вновь обратиться к исходному тексту.. Максимальная оценка за задание — 2 балла.

Восьмое задание также проверяет овладение учебными действиями, формируемыми в основном на уроках мате­матики и относящимися к новому разделу программы «Работа с информацией». Для получения правильного от­вета учащимся необходимо осуществить поиск информа­ции в исходном тексте и представить её в виде числа, а затем проранжировать выписанные числа. Максимальная оценка за задание — 2 балла (1 балл за поиск и запись числа и 1 балл за ранжирование чисел).

Девятое задание — ещё одно задание на чтение, про­веряющее овладение умением интерпретировать и обоб­щать информацию: интегрировать содержащиеся в исход­ном тексте и в тексте задания детали, устанавливать свя­зи, не высказанные в тексте напрямую, строить на этой основе самостоятельное суждение и пояснять его. Макси­мальная оценка за это задание — 2 балла: 1 балл за вы­бор правильного, с точки зрения отвечающего, суждения и 1 балл за его обоснование.

Десятое задание во всех вариантах также можно рас­сматривать как пропедевтическое, проверяющее готов­ность учащихся к формированию и развитию такого важ­нейшего универсального умения, как умение строить сво­бодное высказывание. В этом задании во всех вариантах учащимся предлагалось дать в письменной форме свобод­ный развёрнутый ответ на поставленный вопрос по содер­жанию прочитанного текста (про личный вклад в охрану природы). Максимальная оценка за это задание — 2 бал­ла. Одиннадцатое задание во всех вариантах оценивает го­товность ребёнка понять и объяснить в свободной форме лексическое значение заданного слова. Формулировки за­дания тождественны во всех вариантах, задания различа­ются подбором слов для объяснения. Максимальная оцен­ка за это задание — 1 балл


Максимальная оценка за все пять заданий дополни­тельной части составляет 9 баллов (только одно зада­ние — одиннадцатое — оценивается 1 баллом, все осталь­ные — 2 баллами).


В работе для 2 класса предлагается дополнительными баллами оценивать самостоятельность выполнения детьми итоговой работы.


























Приложение 1.

Характеристика заданий комплексной работы (с УУД)

Часть работы

Номер задания

Учебный предмет

Проверяемые умения (УУД)

Уровень сложности


Основная часть

По усмотрению учителя

Чтение, навыки чтения

Скорость чтения не сплошного текста про себя или шёпотом.

-

1

Чтение,осознанность чтения

Р:умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца

Базовый

2.1

Чтение, выборочное чтение

Р: умение находить в тексте пря­мой ответ на поставленный во­прос

Базовый

2.2

Русский язык, право­писание

П: умение правильно, без ошибок, про­пусков и искаже­ния букв списывать предложение.

Базовый

3

Русский язык, мор­фология

П: первичное умение определять части речи — глагол и имя су­ществительное

Базовый

4.1

Окружающий мир, природ­ные объекты

Р: умение приводить примеры из исходного текста к предложен­ной классификации животных


4.2

Русский язык,

фонетика

П:умение выделять буквы мягких согласных звуков в простых слу­чаях

Базовый

5.1

Математика, числа и величины

П: умение соотносить вопрос зада­чи и выражение для её реше­ния, понимать смысл арифмети­ческих действий (сложения, вы­читания и деления)

Базовый

5.2

Математика, числа и величины

П: вычислительные навыки при выполнении действий сложения, вычитания и деления

Базовый

6

Математика, числа и величины

П: умение находить величину, от­вечающую заданному требова­нию (меньше чем..., но больше чем...)


Базовый

Всего

6 заданий базового уровня, максимальный балл — 9

Дополнительная часть


7

Математика,

Числа и величины

П: умение решать текстовую задачу с недостающими данными


Повышен­ный

8.1

Чтение, математика, работа с данными

П: умение заполнять таблицу, ис­пользуя необходимую информа­цию из исходного текста; умение записывать число с помощью цифр

Повышен­ный

8.2

Математика, работа с данными

П: первичное умение ранжировать числа

Повышен­ный

9.1

Чтение, рабо­та с информа­цией (интер­претация)

Р: первичное умение интерпрети­ровать и обобщать информацию, устанавливать связи, не выска­занные в тексте напрямую; вы­бирать описывающее эти связи суждение из ряда предложенных

.

Повышен­ный

9.2

Чтение, рабо­та с информа­цией (аргумен­тация). Рус­ский язык, развитие речи

П: умение пояснять выбранное суждение

Повышен­ный

10

Русский язык, разви­тие речи (вы­сказывание). Окружающий мир, человек и природа

К: первичное умение строить сво­бодное высказывание на задан­ную тему

.

Повышен­ный

11

Русский язык, лексика

П: умение объяснять значение сло­ва

-

Всего

5 заданий повышенного уровня, максимальный балл — 9;


Вся работа в целом


ВСЕГО: 6 заданий базового уровня (от 0 до 9 баллов) и 5 заданий повышенного уровня (от 0 до 9 баллов). Всего 18 баллов.

Это важно! От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы.

Итого: максимальный балл за работу — 20 баллов





Рекомендации по проверке и оцениванию результатов выполнения работы. Интерпретация результатов

Задания основной части

Задание 1

Осознанность чтения

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответству­ет кодам правильных ответов, при этом нет противоречи­вых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

  1. й вариант — записано или (о) птицах, или (о) чи­же, куропатке (серой куропатке), страусе (страусе-папе);

  2. й вариант — записано или (о) рыбах, или (о) ко­люшке, леще, треске;

Задание 2

Выборочностъ чтения

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответству­ет кодам правильных ответов, при этом нет противоречи­вых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

  1. й вариант — найдено и записано предложение: Черепахи и лягушки мало заботятся о своём потомстве.

  2. й вариант — найдено и записано предложение: Люди вырубают леса и осушают болота, строят плотины.

Списывание

При проверке умения списывать предложение оцени­вается любое предложение, выписанное ребёнком, даже если оно не отвечает требованиям задания. Оценка 1 балл ставится, если списанное предложение:

а) оформлено верно (выделены начало и конец предло­жения, есть пробелы между словами);

б) не содержит ошибок или допущенные ошибки были обнаружены и исправлены ребёнком.

Задание 3

Задание 3.1 (найти существительные в выписанном предложении) и задание 3.2 (найти в этом же предложе­нии глаголы) при оценке не разделяются, поскольку оба эти задания проверяют умение находить и выделять изу­ченные части речи. Оценка этого умения ведётся по лю­бому предложению, выписанному ребёнком, даже если это предложение не отвечает требованиям задания. Если ре­бёнок выписал предложение правильно, оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правиль­ных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды, правильных ответов:

  1. й вариант

сущ. сущ. гл. сущ.

Черепахи и лягушки мало заботятся о своём потомстве.

Найдено и отмечено не менее двух любых существи­тельных из трёх возможных и один глагол.

  1. й вариант

сущ. гл. сущ. гл. сущ. гл. сущ. Люди вырубают леса и осушают болота, строят плотины.

Найдено и отмечено не менее трёх любых существи­тельных из четырёх возможных и не менее двух глаголов из трёх возможных.

Примечание. Если ребёнок выписал другое предложе­ние, при оценке правильности выполнения задания нужно иметь в виду следующее: 1) навык считается сформиро­ванным, если найдено не менее 2/3 требуемых слов; 2) ко­личественный критерий может быть снижен с учётом трудности анализа выписанного предложения для ребён­ка: существительные в косвенных падежах, однородные члены, сложное предложение и т. д.

Задание 4.1

Классификация животных

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответству­ет кодам правильных ответов, при этом нет противоречи­вых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

найдены и выписаны следующие названия для каждой группы животных:

звери — лосиха, медведица; выписаны оба названия;

птицы — чиж, куропатка, страус; выписаны любые два названия;

рыбы — колюшка, лещ, треска; выписаны любые два названия.

Все иные ответы, отличающиеся от описанных, оцени­ваются О баллов.

Задание 4.2

Выделение букв мягких согласных

Оценка умения выделять буквы мягких согласных ве­дётся по любым словам, выписанным ребёнком, даже ес­ли они не отвечают требованиям задания. Если ребёнок выписал названия животных правильно, то оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых запи­сей или пометок.

Коды правильных ответов:

в выписанных названиях животных подчёркнуты сле­дующие буквы:

звери — лосиха, медведица (подчёркнуты все 4 буквы);

птицы — чиж, куропатка, страус (в зависимости от выписанных слов подчёркнута 1 буква или подчёркнутых букв нет);

рыбы — колюшка, лещ, треска (в зависимости от вы­писанных слов подчёркнуты 2 или 3 буквы).

Примечание. В случае если ребёнок выписал другие слова, оценка 1 балл ставится, если в выписанных словах выделены все буквы мягких согласных.

Задание 5

Соотнесение вопроса задачи и выражения для её решения

Оценка 1 балл ставится, если в задании 5.1 правиль­но записан вопрос задачи по предложенному выражению, а в задании 5.2 правильно записано выражение для реше­ния задачи по предложенному вопросу.

Ответы, данные детьми, должны соответствовать кодам правильных ответов, при этом не должно быть противо­речивых записей или пометок. Словесная формулировка, данная ребёнком, может отличаться от предложенной ни­же, но должна точно передавать смысл арифметического действия и отношения между объектами.

Коды правильных ответов:

  1. й вариант — присутствуют обе записи.

В задании 5.1 записано: На сколько больше птенцов у страуса, чем у чижа? Или: На сколько меньше птенцов у чижа, чем у страуса?

В задании 5.2 записано выражение 30 : 5.

  1. й вариант — присутствуют обе записи.

В задании 5.1 записано: На сколько больше малышей у черепахи, чем у чижа? Или: На сколько меньше малы­шей у чижа, чем у черепахи?

В задании 5.2 записано выражение 20 : 5.

В задании 5.1 записано: На сколько больше детёны­шей у лягушки, чем у страуса? Или: На сколько меньше детёнышей у страуса, чем у лягушки?

В задании 5.2 записано: Во сколько раз у лягушки больше детёнышей, чем у страуса? Или: Во сколько раз у страуса меньше детёнышей, чем у лягушки?

Все иные ответы, отличающиеся от описанных, оцени­ваются 0 баллов.

Вычислительные навыки

Оценка 1 балл ставится, если ответы и к заданию 5.1, и к заданию 5.2 точно соответствуют кодам правильных от­ветов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

  1. й вариант — присутствуют обе записи:

в задании 5.1 записано 25;

в задании 5.2 записано 6.

  1. й вариант — присутствуют обе записи: в задании 5.1 записано 15;

в задании 5.2 записано 4.

  1. й вариант — присутствуют обе записи: в задании 5.1 записано 25;

в задании 5.2 записано 15.

Задание 6 Сравнение величин

Оценка 1 балл в оценочном листе ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

  1. й вариант — отмечено Б или записано медведь;

  2. й вариант — отмечено Г или записано треска;

Задания дополнительной части Задание 7

Решение текстовой задачи с недостающими данными

Оценка 2 балла в оценочном листе ставится, если дан полный правильный ответ, точно соответствующий кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых запи­сей или пометок.

Коды правильных ответов:

  1. й вариант — записано чиж и приведены вычисле­ния 20 : 4 = 5;

  2. й вариант — записано чиж и приведены вычисле­ния 30 : 6 = 5;

Задание 8

Поиск информации для заполнения таблицы, запись числа цифрами

Оценка 1 балл в оценочном листе ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

1-й вариант:

Куропатка

Лягушка

Медведица

Страус

Черепаха

Чиж

20

90

1

30

20

5






2-й вариант:

Колюшка

Куропатка

Лосиха

Страус

Черепаха

Чиж

100

20

2

30

20

5

Ранжирование чисел

При проверке умения ранжировать числа оценивается любой ряд чисел, выписанный ребёнком в предыдущем задании, даже если он не отвечает требованиям задания. Если ребёнок выписал количество детёнышей правильно, то оценка 1 балл в оценочном листе ставится, если ответ точно соответствует кодам, при этом нет противоречивых записей или пометок. Порядок расположения чисел — по возрастанию или по убыванию — может быть выбран ре­бёнком произвольно.

Коды правильных ответов: 1-й вариант:

Куропатка

Лягушка

Медведица

Страус

Черепаха

Чиж

3

1

5

2

3

4

ИЛИ

3

5

1

4

3

2






2-й вариант:

Колюшка

Куропатка

Лосиха

Страус

Черепаха

Чиж

1

3

5

2

3

4

ИЛИ

5

3

1

4

3

2




Примечание. В случае если ребёнок ранжирует иной ряд чисел, то оценка 1 балл ставится, если все выписан­ные числа правильно проранжированы в порядке возрас­тания или убывания.

Задание 9

Интерпретация текста

Оценка 1 балл в оценочном листе ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Коды правильных ответов:

  1. й вариант — отмечено А;

  2. й вариант — отмечено А;

Аргументация своего суждения

Оценка 1 балл ставится, если в ответе приводится объ­яснение, не противоречащее информации в исходном тексте (или содержащее прямую ссылку на текст).

Примечание. Грамотность не является предметом оцен­ки в данном задании.

Задание 10

Свободное высказывание

Оценка 2 балла ставится, если: а) в составленном текс­те прослеживается связь с заданным вопросом; б) состав­ленный текст самостоятелен — оригинален по сравнению с фразой из предложенного текста «Помоги животным: повесь кормушку, посади дерево, убери мусор» или содер­жание этой фразы дополнено, уточнено, пояснено, преоб­разовано ит. п.

Оценка 1 балл ставится, если в ответе выписана пол­ностью или частично фраза из предложенного текста «По­моги животным: повесь кормушку, посади дерево, убери мусор» или эта фраза незначительно преобразована (идёт от первого лица, грамматически упрощена).

Все иные ответы, отличающиеся от описанного, в том числе тексты, в которых не прослеживается связь с задан­ным вопросом, оцениваются 0 баллов.

Примечание. Грамотность не является предметом оцен­ки в данном задании.

Задание 11

Объяснение значения слова

В вариантах 1 — 3 оценка 1 балл в оценочном лис­те ставится, если смысл слова передан верно или без су­щественных искажений. Для передачи значения/смысла слова может быть использован любой способ, например, значение слова раскрывается с помощью:

  • его пояснения (в том числе с использованием конструкции типа «это когда...»),

  • приведения примера употребления этого слова,

  • подбора синонима,

  • иным способом.

Оценка О баллов в оценочном листе ставится, если смысл слова передан неверно, с существенными искаже­ниями или в ответе присутствует тавтология.

Задания 111: самостоятельность выполнения работы

Максимальная оценка — 2 балла.





















Оценка общей успешности выполнения работы.

Оценку общей успешности выполнения работы целе­сообразно вести на основе суммарных баллов, получен­ных за основную и дополнительную части. В этом слу­чае результаты выполнения работы могут интерпретиро­ваться с позиций достижения/недостижения базового и повышенных уровней подготовки, базового и повышен­ных уровней освоения курсов математики, русского язы­ка, чтения.

Показателем успешности выполнения основной части (достижения базового уровня подготовки) является полу­чение ребёнком 5 или 6 баллов.

О достижении повышенных уровней подготовки мож­но судить по совокупности результатов, полученных за ос­новную и дополнительную части работы.

Если ребёнок получает за дополнительную часть 5 и более баллов, а за основную часть 7 и более баллов, мож­но считать, что он достиг как базового, так и повышен­ного уровня подготовки.

Необходимо отметить, что важно строго выдерживать нормы и критерии оценки успешности выполнения как отдельных заданий, так и всей работы в целом. Вместе с тем следует помнить, что при любой оценке самое глав­ное — создать ситуацию успеха для каждого учащегося. Поэтому если учитель видит, что подавляющее большин­ство учащихся класса не в состоянии выполнить работу в соответствии с предложенными выше нормами, то реко­мендуется провести их коррекцию. Подчеркнём два мо­мента, связанные с коррекцией критериев оценивания ра­боты в целом.

  1. Если класс плохо справился с работой, не нужно сразу пытаться ослабить требования к оценке всех после­дующих работ. Низкие результаты могут быть получены из-за недостаточной работы на этапе закрепления матери­ала или из-за того, что какая-то конкретная тема оказа­лась трудной для учащихся. Кроме того, нужно иметь в

виду, что впервые проводимые нетрадиционные формы контроля почти всегда дают низкие результаты: для уче­ников непривычны новые формы проверки, требования к оформлению заданий, правила оценивания.

2.Корректировать нормы оценивания желательно до проведения работы, а не в ходе её выполнения или про­верки и строго выдерживать изменённые нормы при оцен­ке работ всех без исключения учащихся.

После проведения работы настоятельно рекомендуется проанализировать сильные и слабые стороны в подготов­ке детей вашего класса, выявить типичные затруднения и ошибки. При работе над ошибками полезно фронтально проработать все задания каждого варианта — сначала по­добные задания основной части, а затем дополнительной. Спросить учащихся, что общего в заданиях в каждом варианте и чем они различаются, обсудить с ними не только правильность выполнения, но и порядок действий, ход рассуждений, способ оформления ответа.

Прочитай текст.

Сколько у кого детей?

У большинства крупных животных обычно бывает не более

одного – двух детёнышей. Им больше и не

выкормить: трудно. В лесу живёт молодая лосиха.

У нее два лосёнка. А вот бредёт медведица. В её

берлоге один медвежонок.

У птиц бывает по-разному. У маленького чижа

пять птенцов. У этой серой куропатки – двадцать, а у

страуса-папы целый детский сад – тридцать малышей.

Почему так? Меньше потомства имеют те, которые выкармли-

вают птенцов в гнезде. А птицы, у которых птенцы

сами могут добывать пищу, способны вырастить

больше потомства.

Черепахи и лягушки мало заботятся о своём потомстве. У них

много детёнышей: у черепахи – двадцать, а у лягушки – девяносто.

Ещё больше детей у рыб. У колюшки в гнезде из каждой икринки

вывелось по малькý. Всего – сотня колюшат. У леща – много тысяч.

У трески не перечесть: наверно, миллион.

Животным часто приходится трудно: места их обитания разру-

шаются. Люди вырубают леса и осушают болота, строят плотины.

В охране природы нет маленьких дел. Помоги

животным: повесь кормушку, посади дерево, убери

мусор. И порадуйся пению птиц!

Планируемый результат. Расширение кругозора учащегося. Формирование навыка осознанного чтения. Формирование внутренней позиции к охране и защите природы.





Основная часть (базовая часть)

Постарайся выполнить все задания. Выполняй их по порядку.


Задание 1. Найди второй абзац. О ком говорится в этом абзаце?

Ответ: В этом абзаце говорится о _______________ .

Планируемый результат. Умение ориентироваться в тексте. Нахождение главной мысли в заданном абзаце.

Задание 2. Найди в тексте ответ на вопрос: «Как заботятся черепахи и лягушки о своем потомстве?». Спиши это предложение.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Проверь свою запись; если надо, исправь.

Планируемый результат. Умение находить ответ на поставленный вопрос в заданном тексте. Умение работать по образцу. Формирование самоконтроля. Развитие письменной речи, орфографической зоркости.

Задание 3.

  1. Найди в выписанном предложении слова, обозначающие действие (глаголы). Надпиши над ними гл.

  2. Найди в выписанном предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ними сущ.

Планируемый результат. Умение определять слова-действия и слова-предметы.

Задание 4.

  1. Найди и выпиши из текста по два названия животных.

Звери: ________________________________________________ .

Птицы: _______________________________________________ .

Рыбы: ________________________________________________ .

Планируемый результат. Умение вычленять необходимую информацию из текста.

  1. Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.

Планируемый результат. Формирование фонематического слуха, в частности определение согласных мягких звуков.

Задание 5. У страуса вывелось 30 детей, а у чижа – 5.

1) Запиши вопрос задачи, если она решается так: 30 ─ 5 = … _________________________________________________________.

Сосчитай и запиши ответ:

2) Во сколько раз у чижа меньше детей, чем у страуса? Сосчитай и запиши ответ:

Планируемый результат. Формирование логического мышления. Умение решать задачи типа: на сколько больше(меньше), Во сколько раз меньше.


Задание 6. Отметь значком , у какого животного длина больше, чем у трески, но меньше, чем у лося.

А.

Б.

В.

Г.

Длина – 3 м

Длина – 2 м

Длина – 90 см

Длина – 100 см










Планируемый результат. Расширение кругозора учащегося. Формирование логического мышления.







Дополнительная часть

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.

Постарайся выполнить не меньше трех заданий


Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.

У серой куропатки много малышей. А про какое животное говорится, что у него детенышей в четыре раза меньше, чем у куропатки? Запиши название этого животного. Ответ поясни, вычислениями.

____________________________________________________________________________________________________________________

Планируемый результат. Работа с текстом. Нахождение в тексте необходимой информации. Умение решать задачи типа: во сколько раз меньше.

Задание 8. Заполни таблицу, используя данные текста.

Название животного

Количество детей

Кто на первом месте по количеству детей?

Какие места у остальных?

Лягушка



Медведица



Серая куропатка



Страус



Черепаха



Чиж



Планируемый результат. Формирование умения преобразовывать информацию текста. Умение систематизировать объекты. Использовать для систематизации предложенную форму. В данном случае таблицу. Умение ранжировать информацию.

Задание 9. Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

Ласточки приносят своим птенцам пищу в гнездо. А утята у утки могут добывать пищу сами. Как ты думаешь, у какой птицы – у ласточки или у утки – обычно рождается меньше птенцов? Отметь ответ значком .

А. Меньше птенцов у ласточки.

Б. Меньше птенцов у утки.

В. У ласточки столько же птенцов, сколько у утки.

Объяснение. __________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

Планируемый результат. Формирование логического мышления. Умение работать с заданиями в тестовой форме. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Формулировать ответ в письменной форме. Развитие письменной речи, орфографической зоркости.

Задание 10. В охране природы маленьких дел нет. А что ты делаешь, чтобы сохранить природу?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Планируемый результат. Формирование личной позиции и роли по поводу охраны природы в целом. Формирование толерантного отношения к окружающему миру. Формирование рефлексивных умений. Развитие письменной речи, орфографической зоркости.

Задание 11. Напиши, что означает слово мальки.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Планируемый результат. Формирование умения формулировать понятие слова. Расширение кругозора. Развитие письменной речи, орфографической зоркости.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!