ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 59 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Доклад на тему:
«Комплексное сопровождение и поддержка
обучающихся с ОВЗ».
Выступление подготовлено для спец.семинара учителей «Индивидуальное сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в коррекционном образовательном учреждении»
Подготовила учитель первой категории
ГБОУ Уфимской КШИ № 59
Шеховцева Марина Алексеевна
Уфа
2016-2017 учебный год
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, двигаться вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывать возможные пути оптимального развития, при необходимости оказывать помощь и поддержку.
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима и всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении и воспитании такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, не будут ли обижать, сможет ли хорошо учиться и т.д.
Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.
Цель: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребенка, и оказание социально-педагогической помощи его родителям.
Задачи:
-выявить личностные особенности детей с ОВЗ (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
-изучить теоретические и технологические основы процесса педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения учащихся;
-развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
-обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Специалисты ПМПк школы обследуют детей, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (незрелость эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность, нарушения в развитии речи, низкая познавательная активность, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность, неустойчивость внимания, аффектные состояния, низкий уровень учебной мотивации, недоразвитие отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, нарушения моторики).
Ребёнку, его родителям (законным представителям) в каждом отдельном случае оказывается индивидуальная помощь.
Индивидуальное обследование детей и проведение коррекционной работы специалистами социально - психологической службы осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора, который заключается с каждым родителем.
Каждому ребёнку назначается группа сопровождения специалистов, результаты работы которой обсуждаются на заседании ПМПк школы. Учитель выстраивает процесс обучения, опираясь на резервные возможности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов: психологов, логопедов, медиков. Задача не только провести диагностику и определить образовательный маршрут, но и подобрать эффективные приемы, методы с целью обеспечения положительной динамики в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа выстраивается в групповых и индивидуальных формах по коррекции отдельных нарушений у детей: в логопедических группах; в группах психокоррекции.
ПМПк является средством ранней профилактики, раннего выявления, коррекции и динамического наблюдения за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Консилиум благоприятствует взаимодействию медиков, педагогов, социальных работников и психологов, что обогащает их знания, способствует скоординированности деятельности, а, следовательно, и повышению качества реабилитационных и развивающих мероприятий.
В сложных или конфликтных случаях окончательное заключение о необходимости коррекционного маршрута для данного ребёнка дают специалисты республиканской ПМПК. Наиболее сложные дети направляются на консультации к специалистам в ГОУ РА ППМС - Центр, чтобы с их помощью найти оптимальное решение для преодоления трудностей в обучении.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗв образовательной организации осуществляются медицинским работником (врачом, медицинской сестрой) на регулярной основе и, помимо общих направлений работы со всеми обучающимися, имеют определенную специфику в сопровождении школьников с ОВЗ. Так, медицинский работник может участвовать в диагностике школьников с ОВЗ и в определении их индивидуального образовательного маршрута, возможно проведение консультаций педагогов и родителей. В случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь (купирует приступ эпилепсии, делает инъекции (инсулин) и др.). Медицинский работник, являясь сотрудником профильного медицинского учреждения, осуществляет взаимодействие с родителями детей с ОВЗ
Реализация системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ предусматривает создание специальных условий: организационных, кадровых, психолого-педагогических, программно-методических, материально-технических, информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).
Образовательная организация при отсутствии необходимых условий (может осуществлять деятельность службы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ на основе сетевого взаимодействия с различными организациями: медицинскими учреждениями; центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; образовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы и др.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ специалистами и педагогами с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ может осуществляться педагогами и специалистами и сопровождаться дистанционной поддержкой, а также поддержкой тьютора образовательной организации.
При реализации содержания коррекционной работы рекомендуется распределить зоны ответственности между учителями и разными специалистами, описать их согласованные действия (план обследования детей с ОВЗ, особые образовательные потребности этих детей, индивидуальные коррекционные программы, специальные учебные и дидактические, технические средства обучения, мониторинг динамики развития и т. д.). Обсуждения проводятся на ПМПк образовательной организации, методических объединениях рабочих групп и др.
Механизм реализации ПКР раскрывается в учебном плане, во взаимосвязи ПКР и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии разных педагогов (учителя, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) и специалистов (логопед, дефектолог, психолог, медицинский работник) внутри образовательной организации; в сетевом взаимодействии в многофункциональном комплексе и с образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Взаимодействие включает в себя следующее:
комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
— дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
— психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребѐнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения здоровья ребѐнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
— развитие системы обучения и воспитания детей.
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ
План
мероприятий по реализации развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(начальная ступень обучения)
| Задачи (направления) деятельности | Планируемые Результаты | Виды и формы деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Выявить детей с речевой патологией, используя различные диагностические методики | определить структуру речевого дефекта и уровень речевой готовности первоклассника к школе | беседа, диагностика | с 1-30 сентября | учитель начальных классов, логопед |
2. | Развитие мелкой моторики кисти руки | каллиграфически правильный почерк | штриховка, обводка трафаретов, статистические и динамические упражнения для пальцев и кистей рук, рисование по клеткам | на каждом занятии | учитель начальных классов |
3. | Сенсорно-перцептивное развитие | развить зрительное восприятие, сформировать пространственную ориентировку, научиться анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения | сравнение и обобщение предметов, схема собственного тела, числовой и предметный ряд | в течение учебного года | учитель начальных классов, логопед, педагог-психолог |
4. | Совершенствование звукопроизношения | правильное произношение звуков речи (без искажения и замены звуков) | постановка звуков, автоматизация звука, дифференциация звука | в течение учебного года | учитель начальных классов, логопед |
5. | Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи | развитие фонематич. восприятия, формирование фонематического анализа и синтеза, фонем.представлений | звуковая мозаика, логопедическое лото, графические диктанты, уточнение артикуляции звука | по плану коррекционной работы | учитель начальных классов; логопед |
6. | Формирование лексических и грамматических компонентов языковой системы | обогащение словаря и расширение представлений об окр. действительности путем накопления новых слов | словообразование слов, подбор слов, сочетающихся с новым, четвертый лишний, дидактические игры | по плану коррекционной работы | учитель начальных классов |
7. | Развитие коммуникативных навыков | активизировать словарь учащихся, создание благоприятной среды, побуждающей ребенка к речевой активности, учить детей дать полный, развернутый ответ, научить составлять рассказ по серии картинок | работа с деформированным текстом, произношение скороговорок, участие в праздниках | ежедневно ( на занятиях и на переменах) | учитель начальных классов, педагог-психолог, педагог- организатор |
Содержание мониторинга динамики развития обучающихся с ОВЗ. Критерии и показатели динамики развития обучающихся с ОВЗ напрямую связаны с компетенциями, жизненно значимыми для обучающихся с ОВЗ— способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Таблица 2
Критерии и показатели | Уровни (отмечаются индивидуально для каждого учащегося) |
Видимые изменения (высокий уровень) | Изменения незначительные (средний уровень) | Изменения не произошли (низкий уровень) |
Дифференциация и осмысление картины мира: -интересуется окружающим миром природы, культуры, замечает новое, задаёт вопросы -включается в совместную со взрослым исследовательскую деятельност -адекватно ведёт себя в быту с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих -использует вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации | | | |
Овладение навыками коммуникации: - реагирует на обращенную речь и просьбы - понимает и адекватно реагирует на речь окружающих - начинает, поддерживает и завершает разговор - корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком - делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми - слышит свои речевые ошибки и старается их исправлять - замечает ошибки в речи одноклассников | | | |
Осмысление своего социального окружения: - доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками - уважительно относится к взрослым (учителям, родителям, т.д.) - достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения - соблюдает правила поведения в школе - мотив действий - не только «хочу», но и «надо» - принимает и любит себя - чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста, с одноклассниками | | | |
Последовательное формирование произвольных процессов: - умеет концентрировать внимание, - может удерживать на чем-либо свое внимание - использует различные приемы запоминания - учится продумывать и планировать свои действия - способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков - управляет своими эмоциями, поведением, действиями - доводит до конца начатое дело - знает цель своих действий и поступков | | | |
Планируемые результаты коррекционной работы
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умение учащихся с нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).
Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровне обучения.
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
Отдельно скажем о работе с родителями.
Помощь детям с ОВЗ требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие такого ребенка в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, - все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Работа с родителями организуется в несколько этапов.
На подготовительном этапе проводится вводная беседа с родителями, на которой им разъясняется, почему их дети испытывают трудности, каковы задачи предстоящей коррекционно-развивающей работы, какой видится роль родителей в этой работе.
Ознакомление родителей с целями и задачами работы, методами ее реализации, ожидаемыми результатами способствует лучшему представлению характера и меры своего участия в коррекционном процессе, мотивирует родителей на совместную деятельность.
На протяжении всего основного этапа коррекционно-развивающей работы поддерживается систематический контакт с родителями, как в традиционных, так и нетрадиционных формах.
Подведение итогов совместной деятельности осуществляется на родительском собрании, круглых столах, где формулируются рекомендации, обеспечивающие перенос достижений ребенка в реальные обстоятельства жизни, рассматриваются условия, необходимые для дальнейшего развития и саморазвития ребенка.
Мы считаем, что только грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания и обучения ребенка обеспечат максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и способностей, это позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе личностного развития.
Выводы
В своей работе с такими учащимися необходимо соблюдать принципы инклюзивного образования.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.
Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.
С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, городе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в Фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.