СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс - олимпиада "Веселая грамматика" Задания по русскому языку для 10 класса ( с ключами)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конкурс - олимпиада "Веселая грамматика" Задания по русскому языку для 10 класса ( с ключами)»

Конкурс «Веселая грамматика»

10-й класс


Дорогие участники олимпиады!


Предлагаем вам выполнить ряд заданий, чтобы проверить свои знания русского языка и языковую интуицию, показать лингвистический кругозор и культурно-речевые способности.

Вам предстоит выполнить разные по характеру задания: назвать термины, выявить языковые явления, дать им краткий комментарий, подобрать правильные примеры, дать ссылки на языковые факты.

При выполнении творческого задания нужно не только подобрать лингвистическую и культурно-речевую информацию, но и грамотно подать её с учётом восприятия адресата.

Внимательно читайте формулировки, предложенные в задании, это поможет вам найти наиболее полный ответ. Частично выполненные задания, содержащие правильные варианты решения, тоже учитываются при проверке.

Ответы оформляются на отдельных чистых листах бумаги. На чистовике задания выполняются по порядку, аккуратно и разборчиво. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер. Оставляйте поля.

Если задание не удалось выполнить, на листах с ответами следует указать его номер и сделать отступ (1-2 строки).

Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать – 100.

На выполнение работы отводится 4 астрономических часа.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.


Желаем успешной работы!


Желаем успешной работы!



Задание 1.

Прочитайте фрагмент из стихотворения А. К. Толстого. Анализируя особенности рифмы, ответьте на вопрос: как произносится окончание прилагательного на -гий. Для какой территории было характерно такое произношение?


Сижу и смотрю я дорогой

На серый и пасмурный день,

На озера берег отлогий,

На дальний дымок деревень.

3 балла


Задание 2.

В 1987 г. в книге «Язык: знакомый незнакомец» Б. Ю. Норман опубликовал первую версию знаменитого «Энтимологического словаря». Ниже приведены некоторые словарные статьи. Прочитайте их и выполните задания.

УХАЖЕР (вариант УХАЖОР) – любитель рыбного супа.

БАРАНКА – овца.

ДВОРЯНКА – порода дворовых собак; СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА – д., привязанная к столбу.

ЖАРГОН – аспирин.

ЛЕВША – самка льва.


1. Что такое «языковая игра»? Дайте определение термину и прокомментируйте его, опираясь на особенности названия словаря.

2. Какие факты и явления языка отражаются в псевдо-толкованиях? Поясните их, опираясь на два – три приведенных примера из «Энтимологического словаря».

3. Как стали впоследствии называть такой тип словарей?

4. Предложите в «Энтимологический словарь» свои варианты толкований для слов потоп, ряженка, топорщиться, тропики, язычник.

10 баллов


Задание 3.

Распределите данные слова на три группы в соответствии с этимологическим корнем. 


Нож, нельзя, заноза, пир, пить, пронзительный, льгота, польза, распря, пиво


Какое слово не попало ни в одну группу?

10 баллов



Задание 4.

Прочитайте цитату из басни И. А. Крылова «Пастух и Море» (1819).

А мне, что́ говорить ни станут,

Я буду все твердить свое:

Что впереди – бог весть; а что мое – мое!


1. Какой частью речи является слово весть? В какой форме оно стоит? Какова его историческая начальная форма?

2. Выделите грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения Что впереди – бог весть. Каким членом предложения в данном случае является слово весть? Поясните Вашу точку зрения.

Подсказка*: Помните о так называемых «подлежащных придаточных», замещающих всю позицию подлежащего (ср. Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоёт).

10 баллов

Задание 5.

Выделите приставки. Подумайте, какое общее значение у слов каждого ряда можно выделить и ответьте на вопросы, данные ниже.


  1. Разбежаться, разбрестись, разлететься.

  2. Возблагодарить, возгордиться, вознаградить.

  3. Подойти, подкатить, подлететь, подбежать.

  4. Подложить, подсунуть, подковырнуть.

  5. Разбинтовать, разминировать, развязать.

  6. Возродить, возобновить, воспроизвести, воссоединить.


1) В каком ряду приставка образует слова со значением «создания чего-либо вновь»? Напишите приставку и номер ряда.

2) В каком ряду приставка  образует слова со значением «обратного действия»?

Напишите приставку и номер ряда.

3) В каком ряду приставка  образует слова со значением «проявление действия в слабом или незаметном, скрытом виде».


Напишите приставку и номер ряда.

6 баллов


Задание 6.

Восстановите пропущенные слова в крылатых выражениях и в названиях произведений – источников.

Назовите автора этих произведений и жанр, в котором они написаны.


  1. А Васька слушает … («Кот и …»)

  2. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
    А сапоги тачать … (
    «Щука и …»)

  3. Как под каждым ей листком
    Был готов … (
    «Стрекоза и …»)

  4. Мы, верно, уж …,
    Коль рядом сядем. (
    «…»)

  5. Сильнее … зверя нет! («… и Крыса»)

  6. Охотно мы дарим,
    Что нам не …
    («Волк и …»)

  7. От радости … спёрло («… и Лисица»)

  8. Не плюй в колодец –…

Воды … («… и Мышь»)

10 баллов


Задание 7.

1) В замечательной книге «Слово о словах» Лев Успенский пишет: «Есть... старая задача: найти третье слово, оканчивающееся на "-зо" ; когда-то ходила легенда, будто Академия наук учредила даже крупную премию тому, кто выполнит это задание».

Прочитайте текст задачи и ответьте, какие слова назвал заключенный.

Задача. Как-то одному заключенному под стражу король предложил: назовешь три слова на «-зо» – отпущу, не назовешь – казню. Посмотрел заключенный на себя – вспомнил одно слово, на окно тюрьмы – вспомнил другое, посмотрел на небо за окном – назвал и третье.

Подсказка*: в задаче не указана частеречная принадлежность искомых слов, только два из них – имена существительные.

2. Существуют и другие слова, оканчивающиеся на «-зо». Они употребляются в разных сферах и часто широко не известны. Попробуйте назвать эти слова по их толкованиям.

а) _________ (бухг.) – банковское или иное официальное извещение о выполнении какой-н. расчётной операции, направленное одним контрагентом другому;

б) _________ (муз.) – небольшая ария;

в) _________ (школьн.) –существительное получено путем сокращения (усечения), можно найти в школьном расписании.


3. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выполнить это задание? По какому принципу расположены слова в этом словаре?

10 баллов





Задание 8.


Прочитайте предложения, найдите в них отступления от норм словоупотребления. Для каждого предложения укажите причину ошибки и предложите вариант правки (не нужно записывать предложения целиком, только фрагменты).


  1. Подготовка выступления требует тщетной и длительной работы.

  2. Выступив с первым дебютом на городском форуме, юный исследователь вызвал большой интерес у организаторов.

  3. Оратору не существенно читать с листа.

  4. Оратор должен помнить, что нужно научиться подводить выводы в конце выступления.

8 баллов


Задание 9.

Установите соответствие между типом словаря и его характеристикой. Ответ запишите в виде теста (цифра – буква).

К каким двум словарям характеристика не дана? Предложите свой вариант.

Тип словаря


Характеристика словаря

1.

Фразеологический

А.

описывает лексический запас отдельной личности

2.

Словарь сочетаемости

Б.

дает информацию, что означает имя

3.

Словарь паронимов

В.

позволяет отличать похожие по форме и содержанию слова

4.

Словарь неологизмов

Г.

дает информацию о словесном окружении лексической единицы

5.

Словарь языка писателя

Д.

требует частых переизданий, особенно в эпоху интенсивного развития технологий

6.

Ономастический



7.

Словарь иностранных слов



7 баллов


Задание 10.

  1. Прочитайте внимательно текст и переведите его на русский язык.


Аз боесмь, кнже, аки древо при пути, мнозибопосекают его и на огонь мечють; тако и аз всем обидим есмь, зане ограженесмь страхом грозы твоеа. Яко же бо олово гинет часто разливаемо, тако и члк приемля многия беды. Никто не может соли зобати, ни у печали смыслити. Всяк члк хитрить и мдрить о чюжеибеди, а о своеи не может смыслити. Злато съкрушается огнем, а члкнапастьми; пшеница бо много мучима чист хлеб являеть, а в печали члк обретает ум сврьшен.


2. Выпишите из текста пять слов, которые в современном языке являются многозначными, используются не только в прямом, но и в переносном значении и приобрели особый символический смысл.


К двум из этих слов сформулируйте возможные значения (не более трех).

16 баллов


Задание 11.

Составьте текст небольшого сообщения для учеников 7-х – 8-х классов о двух словах, которое вы обнаружили в древнем тексте. Расскажите об их происхождении, о вариантах значения и символическом смысле. Вспомните устойчивые выражения или строки из поэтических произведений, в которых ярко проявляется особая значимость этого слова в культуре.

Начните свое выступление так: «Дорогие друзья! Знаете ли вы, что…»


(Объем текста: 15 – 18 предложений)

10 баллов





Критерии оценивания конкурсных заданий по русскому языку

10 класс

Ответ на 1 задание:

Прилагательное отлогий произносится как –гой1 балл. Если отражается редукция гласного второй степени [гъй], то дается 0,5 дополнительный балл.

В стихотворении отражено старомосковское произношение (1,5 балла)

Всего – 3 балла


Ответ на 2 задание

1. Языковая игра – «намеренные отклонения от нормы» (Т. Г. Хазагеров), «специфическая речевая деятельность, состоящая в таком использовании стилистических приёмов, которое функционально направлено на создание остроумных, преимущественно комических высказываний и оборотов речи» (А. П. Сковородников), в узком смысле также обыгрывание отдельных слов, т. е. каламбур. За определение термина 1 балл.

В слове «энтимологический» угадывается параллель с «этимологический» (1 балл) – словарь, указывающий на происхождение слов. Можно рассматривать «энтимологический» как сращение «энтот» (просторечная форма местоимения этот) + «этимологический» (доп.+1 балл за указание на сращение). Кроме того, такая форма слова ассоциативно выходит на понятие народная (или наивная) этимология – то есть ложная этимология, дающая лексические ассоциации, возникающие в результате созвучия.

2. «Бестолковым» словарь стали называть в противоположность «толковому», в этом термине, как и в самом словаре, задействован элемент языковой игры: слову даются неправильные, «ложные», «бестолковые» толкования (1 балл).

В толкованиях отражаются разные языковые явления и факты, которые хорошо чувствует носитель языка. Например, некоторые толкования приводятся на основании ложного морфемного членения. Так, вбаранка ошибочно выделен корень баран (ср. аналогию студентстудентка). Между тем «Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов» под ред. Н. Ю. Шведовой, свидетельствует о том, что баранка восходит к болгарскому абаранак, произв. от *ob-variti, ср. также укр. обарiнок (изд. 2011 г., с. 30).Жаргон неверно разделено на жар и гон. В этом же слове проявляется и другое явление, основанное на омонимии корней: астрология – наука об астрах (межъязыковая омонимия корня астр), дворянка – омонимия корня двор-, левша – омонимия корня лев- (до 2 баллов в зависимости от степени подробности объяснения).

3. Приведем толкования по изданию 1987 г.:

ПОТОП – пеший туризм.

РЯЖЕНКА – модница, пижонка.

ТОПОРЩИТЬСЯ (сказочн.) – питаться щами из топора.

ТРОПИКИ (лит.-вед.) – небольшие образные выражения, художественные приемчики.

ЯЗЫЧНИК (проф.) – лингвист (с. 216–221).

В качестве ответа принимаются и другие «ложные» толкования при условии, что участник понял задание (например: ЯЗЫЧНИК – «тот, кто ловит иностранных шпионов, т. е. "языков"» и т. п.).

За каждое верное «ложное» толкование 1 балл; если толкование дано как реально существующее в языке (типа ТРОПИКИ – «климатический пояс», РЯЖЕНКА – «молочный продукт» и т. д.) – 0 баллов. Максимум за 2-ю часть задания – 5 баллов.

Всего –10 баллов



Ответ на 3 задание

  1. Нож, заноза, пронзительный;

  2. Пир, пить, пиво;

  3. Нельзя, льгота, польза

Слово распря этимологически не связано с выделенными группами.

По 1 баллу за каждое слово. За ошибку в распределении снимается 0,5 балла.

Всего – 10 баллов


Ответ на 4 задание

. Весть – глагол (1 балл), форма 3 л. ед. ч. наст. вр. (1балла)

Неопределенная форма (инфинитив) у него выглядел так:

(4 балла)

*Справочная информация для разбора:Это один из пяти неправильных (атематических) глаголов старославянского языка (глагол, не относившийся ни к какому спряжению – ни к I, ни ко II и т. п.), которые в наст. вр. имели систему уникальных окончаний. Особенностью спряжения пяти неправильных глаголов, в частности, в настоящем времени было сохранение уникальных окончаний: и.-е. *-m в 1 л. ед. ч. наст. вр. (есмь, дамь и пр.), -си вместо -ши во 2 л. ед. ч. (еси, даси и пр.), -ст в 3 л. ед. ч. (естъ, дастъ, ястъ и пр.). Это -ст, сохранившееся и в современных глаголах ест и даст, обнаруживается и в форме весть (со смягченной финалью, ст/слав. вѣстъ).

2. Что впередибог весть; Глагол весть входит в состав фразеологизма и потому образует с ним один член предложения – сказуемое (бог весть) – 2 балл за верный ответ + 2 балла за объяснение.

*Подлежащим является придаточное Что впереди – так называемое «подлежащное придаточное».


Всего– 10 баллов


Ответ на 5 задание

  1. Приставка ВОЗ- , ряд № 6

  2. Приставка РАЗ-, ряд № 5

  3. Приставка ПОД(ПОДО-) , ряд № 3.


По 2 балла за каждый верный случай.


Всего– 6 баллов


Ответ на 6 задание

  1. А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)

  2. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
    А сапоги тачать
    пирожник. (Щука и кот»)

  3. Как под каждым ей листком
    Был готов
    и стол, и дом. («Стрекоза и муравей»)

  4. Мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем.
    Квартет»)

  5. Сильнее кошки зверя нет! Мышь и Крыса»)

  1. Охотно мы дарим,
    Что нам
    не надобно самим («Волк и Лисица»)

  1. От радости в зобу дыханье спёрло Ворона и Лисица»)

  2. Не плюй в колодец – пригодится

Воды напиться. (« Лев и Мышь»)


Автор приведенных строк – знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов. В 2019 году отмечается его юбилей – 250 лет со дня рождения.

Жанр - басня


Баллы: 0,5 балла за восстановление крылатого выражения, 0,5 – за восстановление названия басни = 7 баллов;

1 балл за имя автора, 1 балл за название жанра.

+ 1 дополнительный балл за эрудицию (знание не только распространенных выражений)

Всего– 10 баллов

Ответ на 7 задание

1. Пузо, железо, сизо (ср. род к прил. сизый в кр. форме) – цвет неба. По 1 баллу за слово = 3 б.

2. а) авизо; б) ариозо; в)ИЗО или изо. По 1 баллу за слово = 3 б.

3. Воспользоваться можно так называемым «обратным словарем» (словарем рифм, инверсионным словарем или, в терминологии Л. Успенского, «Зеркальным словарем») – это словарь, где слова отсортированы не по первой, а по последней букве (2 балла за любое название словаря). При совпадении последних букв слова располагаются по алфавиту относительно предпоследней и т. д. (2 балла) = 4 балла

Всего– 10 баллов


Ответ на 8 задание

  1. Неверное употребление слов-паронимов: тщательная работа

  2. Употребление лишних слов (плеоназм): выступив с дебютом

  3. Употребление слова без учета его лексического значения: не приличествует читать // важно не читать

  4. Нарушение лексической сочетаемости: делать выводы ИЛИ подводить итоги

По 1 баллу за правку, по 1 баллу за верное определение причины ошибки. = 8 баллов.

Всего– 8 баллов



Ответ на 9 задание

2 – Г, 3 – В, 4 – Д, 5 – А, 6 – Б. = 5 баллов

Не дана характеристика к словарям иностранных слов и фразеологическим словарям.

Словарь иностранных слов показывает путь заимствования, дает толкование значения иноязычным словам.

Фразеологический словарь дает толкования образных (устойчивых) выражений.

По 1 баллу за верную характеристику = 2 б.

Всего– 7 баллов


Ответ на 10 задание

1 часть. Перевод.

За правильный вариант перевода – 8 баллов.

Ошибка в переводе – минус 1 балл, но не более 6 баллов.


Я ведь, князь, как дерево при дороге; многие обрубают ветви и в огонь бросают; так и я всеми обижаем, ибо не имею защиты твоей. Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек – когда он часто бедствует. Никто ведь не может ни горстью соль есть, ни в горе здраво рассуждать; всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не в силах разобраться. Золото плавится огнем, и человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, дает чистый хлеб, а человек в печали становится ясновидящим /мудрым.

2. Могут быть выписаны любые слов, например,дерево, путь, огонь, гроза, золото, соль, хлеб – по 1 баллу за каждое верное слово (5 б.)

Формулировка значений слова: по 1,5 балла за верные формулировки значений каждого слова = 3 балла. Если сформулировано только прямое значение, снимается 1 балл.

Всего – 16 баллов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!