ОКОУ «Курская школа «Ступени»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ТЕМА: «Конкурс знатоков русского языка».
5-6 класс
Учитель письма и развития речи:
Амелина Елена Евгеньевна
2019-2020 учебный год
Тема: Конкурс знатоков русского языка.
Цель: Воспитание гражданственности и любви к родному языку.
Задачи:
Образовательные:
Повысить общую языковую культуру, развивать интерес к русскому языку, как учебному предмету.
Развитие речевой и мыслительной деятельности.
Коррекционно - развивающие:
Способствовать коррекции слухового и зрительного восприятия через работу с различными источниками информации.
Способствовать развитию и коррекции внимания через выполнение заданий.
Способствовать коррекции памяти через многократное повторение материала.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Оборудование:
Компьютерное сопровождение занятия: презентация.
Раздаточный материал: тематические картинки, карточки на закрепление материала.
Ход занятия.
Организация начала занятия (Слайд 2)
Цель: подготовить учащихся к работе.
-Я хочу начать наш конкурс со слов известного писателя А. Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
-Зачем нам нужен русский язык?
-Изучение языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать нужные слова для выражения своих мыслей. Русский язык - один из богатейших языков мира.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте о нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
А. Яшин
-Русский язык - это не сухая наука, хотя и серьезная. Однако и о серьезном можно говорить с элементами шутки, занимательности. Предлагаю различные задания, которые продемонстрируют вам, как богат и интересен русский язык.
2. Представление команд.
Каждая команда представляет свое название и девиз.
Команда 1 «Зоркий глаз»
Девиз: «Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется глаз»
Команда 2 «Чуткое ухо»
Девиз: «Чтобы речь дошла до слуха, чуткое нам нужно ухо»
3. Конкурс знатоков русского языка.
«Что это?» (Слайды 3 - 5)
Учащимся даются определения, по которым они должны отгадать слово.
Если ученик отгадал после первого определения, он получает 3 жетона, если после второго определения – 2 жетона, после третьего – 1 жетон.
Действия в презентации: появление определений проходят в ходе последовательных щелчков, в любой момент можно открыть картинку с ответом, нажав на фигуру со знаком вопроса. Переход на другой слайд – фигура в правом нижнем углу.
Его вешают, приходя в уныние.
Его задирают, зазнаваясь.
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)
Не цветы, а вянут.
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают.
Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши)
Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить.
Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко.
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
«Соедините половинки» (Слайды 6)
Учащиеся должны соединить половинки слов из правого и левого столбцов. За каждый правильный ответ – жетон.
Действия в презентации: нажать на любую из фигур правого столбца - появится стрелка, которая соединит с фигурой из левого столбика, и появится соответствующая картинка. Переход на другой слайд – фигура в правом нижнем углу.
Самовар, букварь, футляр, балкон, капкан, конверт
«Кто это?» (Слайды 7 - 8)
Учащиеся, должны догадаться, как правильно закончить фразу. За каждый правильный ответ – жетон.
Действия в презентации: действия происходят в ходе последовательных щелчков. Переход на другой слайд – по щелчку.
Голодный, как (волк)
Трусливый, как (заяц)
Хитрый, как (лиса)
Здоровый, как (бык)
Слепой, как (крот)
Колючий, как (ёж)
«Шесть таинственных сов» (Слайды 9 - 10)
Учащиеся должны отгадать слова, которым даётся определение и несколько букв. За каждый правильный ответ – жетон.
Действия в презентации: действия происходят в ходе последовательных щелчков. Сначала появляется вопрос, затем ответ и иллюстрация, вопрос пропадает, и т.д. Переход на другой слайд – по щелчку.
Эта СОВА – грузовик, а не птица,
Он по шоссе с тяжким грузом помчится. (Самосвал)
В этой - народная мудрость таится,
В жизни, быть может, она пригодится. (Пословица)
Этой покорны и тигры, и львы,
Когда на арену выходят они. (Дрессировщики)
В книжке, читаемой учениками. (Словарь)
Сердито шипит на плите СОВА эта,
Яичницу жарит, блины и котлеты. (Сковорода)
Эту СОВУ ты найдёшь без подсказки,
Если достанешь бумагу и краски. (Рисование)
«Составь слова» (Слайды 11 - 14)
Из разбросанных слогов учащиеся должны составить слова. За каждый правильный ответ – жетон.
Действия в презентации: нажать на фигуру с первым слогом слова, необходимые фигуры встанут на своё место, и появится иллюстрация. Переход на другой слайд – фигура в правом нижнем углу.
Каша, рука, река.
Лето, сено, луна.
Молоко, дорога.
Красота, бегемот.
«Заверши поговорку» (Слайды 15 - 16)
Учащиеся должны договорить пословицы. За каждый правильный ответ – жетон.
Слово не воробей: вылетит - … (не поймаешь)
Язык до Киева… (доведет)
Языком не торопись, а делом … (не ленись)
Мал язык, да всем телом …(владеет)
Без русского языка не сколотишь и …(сапога)
Велик и могуч …(русский язык)
4. Подведение итогов. Заключение.
- Лучшим знатоком русского языка стал _____________________.
-Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча с «великим и могучим» подтолкнет нас к серьезному изучению родного языка. Наше занятие хочу закончить словами К. Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Использованные ресурсы:
И. Агапова, М. Давыдова. Лучшие игры и развлечения со словами. Издательство «Лада». Москва, 2008.
Педагогическое творчество. №1, 2003. Конкурс грамотеев. М. Г. Шелест.
http://www.openclass.ru/dig-resource/72200
http://ostrschool.ucoz.ru/load/konkurs_znatokov_russkogo_jazyka_quotjazyk_moj_drug_mojquot/20-1-0-16
http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_netrlesson/6482-vneklassnoe-meropriyatie-vmktorina-umniki-i.html
http://festival.1september.ru/articles/584429/
http://kidlib.ru/poslovitsi-i-pogovorki/o-russkom-yazike/
http://www.slovorusskoe.ru/index1/viskazivania.html