СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная работа по русскому языку, выполненная в рамках НОП "Познание и творчество"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная работа по русскому языку "Готовимся к ЕГЭ" победителя НОП "Интеллектуально-творческий потенциал России", номинация "Познание и творчество". Особый интерес представляют творческие работы учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа по русскому языку, выполненная в рамках НОП "Познание и творчество"»

НОП «Интеллектуально-творческий потенциал России»

Конкурс по русскому языку для учащихся 7-8 классов «Готовимся к ЕГЭ»

Работа ученика 7Б класса

МБОУ «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева»

Свинцова Якова Сергеевича,

проживающего по адресу:


Руководитель: Чемезова Татьяна Фёдоровна, учитель русского языка и литературы гимназии №1

Фонетика и графика

Задание 1 – свЁкла

Словарь: Русское словесное ударение

свёкла, -ы [не свекла, свеклы];р. мн. свёкол [не свекол] 

(Источник: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=свёкла&all=x)


Орфография

Задание 2 - 1) не был, т.к. в данном примере не является частицей и по основному правилу пишется раздельно с глаголом был, а остальные пишутся слитно с не, являясь исключениями, (не употребляются без не).

2) растрепаться, т.к. морфемный состав: рас-треп-а-ть-ся (орфограмма - правописание приставок на -з (-с), в данном случае раС (перед глухим согласным ) , а другие 3 слова объединены орфограммой «Безударная гласная в корнях с чередованием» (здесь : раст- ращ- рос), причём , росток – искл.

3) взимать, т.к. в других словах не происходит замены буквы И на Ы ( что обязательно для слов с русскими приставками на согласную, например, взыскивать), т. к. приставки контр-, дез-, пост- иноязычные, а слово взимать с русской приставкой на согласную, но это слово – искл.

4) ОЖОГ. Сначала я хотел выбрать вариант «рыжего», т. к. только в этом слове пишется Е, но потом решил, что это слишком просто и вспомнил правила орфографии. Слова бочонок, большого и рыжего подчиняются одному правилу написания: в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных под ударением – О, без ударения – Е! А слово ОЖОГ (ПОДЖОГ) зависит от того, к какой части речи принадлежит: в именах существительных – О, в глаголах – Ё, например: сильный ожОг, но ожЁг рУку.

Лексика

Задание 3

Предложенные латинские выражения имеют следующие значения:

alma mater (буквально «кормилица» - в средние века названия университетов (т.к. давали духовную пищу). Сейчас – в языке учёных и студентов, часто в шутку;

alter ego (буквально « второе я», смысл: единомышленник, ближайший друг, доверенное лицо;

veni, vidi, vici - "Пришел, увидел, победил!" - характеристика быстро и без труда выполненного намерения; по свидетельству историка Плутарха, лаконичное донесение Юлия Цезаря о победе над Фарнаком).

Рассказ

«Королевское второе я, или альтэр эго регис»

Благодаря бабушке, в нашей семье все любят стихи, вернее, сам процесс их выразительного чтения. Бабушка с гордостью говорит, что эту любовь ей привили в её alma mater . В своё время я сам не раз успешно участвовал в конкурсах чтецов, но, повзрослев, переключился на гитару, увлёкся песнями В. Цоя. Тогда бабушка переключилась на младшего брата. Как-то они всерьёз готовились к конкурсу чтецов к юбилею города, который проходил в нашей alma mater , т.е. в гимназии (так мы её называем, поскольку до университетов нам ещё, как до Луны, хотя у нас есть свой гимн, и исполняем мы его на мотив гимна студентов).

Неожиданно в день конкурса бабушку вызвали на работу. Родители в очередной командировке. Значит, вести младшего брата на конкурс придётся мне.

Бабушка, поспешно собираясь на работу, между делом рассказала нам историю о том, как в старые добрые времена в некоторых европейских государствах существовал обычай: король, возлагая всю полноту власти на своего наместника, награждал его званием «альтэр эго регис» – «королевское второе я». «Так что, Яков, – сказала она, серьёзно взглянув мне в глаза, – назначаю тебя своим королевским я, и надеюсь, что вы, мальчики, меня не разочаруете». Вот так, по воле случая, я стал alter ego любимой бабушки.

Младший брат участвовал в конкурсе впервые и страшно нервничал, отчего периодически краснел и грыз ногти. Я не знал, как его успокоить, но вдруг вспомнил, что он постоянно просил меня научить его игре на гитаре. Это был весомый аргумент… Я обещал ему урок игры на гитаре и, кажется, целых три царства в придачу…

Конкурс начался. Наступила очередь брата. Он мужественно поднялся на сцену и начал читать своё стихотворение. Я чувствовал, что он волнуется, но старается сдерживаться. Уверенно чеканит слова, хотя держит руки за спиной и смотрит в пол. Выглядит очень трогательно. Последние строки... Выдержал интонацию… Уже успокоенный, спустился в зал. Только я знал, чего это ему стоило без привычной бабушкиной поддержки и что лежало на кону… Только я знал, каких нервов это будет стоить мне в дальнейшем…

Дальше – всё, как обычно. Чтецы закончили читать стихотворения. Жюри выполнило свою работу и подвело итоги. Сначала всем вручили сертификаты за участие в конкурсе, потом перешли к награждению победителей…

Вечером, не дождавшись возвращения бабушки, брат уснул. Ещё бы! Столько событий, волнений за один день, да ещё устал от моего обучения на гитаре (хотя неизвестно, кто больше устал от этого занятия).

Вернувшись с работы, бабушка с нетерпением посмотрела на меня, мол, ну, как вы без меня, справились? Позабыв все тревоги прожитого дня, я гордо ответил: «Всё в порядке, Ваше королевское величество! А разве Вы не получили на Ваш телефон наше донесение «veni, vidi, vici» ?!!


Задание 4

Выполняя это задание, я пользовался разными словарями, в том числе Новым словарём русского языка под ред Т. Ф. Ефремовой, Википедией, энциклопедическим словарём и др.

  1. и́рис - 6 спрятанных слов:

1)Многолетнее травянистое растение семейства касатиковых с крупными яркими цветками; касатик.

2) Радужная оболочка глаза (в медицине).

  1. 3) Толстые крученые нитки.

  • 4) Ирис, или Ирида— богиня радуги в греческой мифологии.

  • 5) Ирис (река) — река в Малой Азии.

  • ири́с м. Сорт конфет (обычно в виде твердых кубиков коричневого цвета), приготовляемых из молока, сахара и патоки.

Словосочетания: распустившийся Ирис, обследовать Ирис, вышито Ирисом, прекрасная Ирис, глубокая Ирис; шоколадный (вкусный) ирИс.


  1. БелкИ - 3 слова

    1. класс химических веществ, содержатся в твороге, молоке, яйцах;

Пример: БелкИ - основной строительный материал для мышц.

    1. Белки (горные вершины) - именование некоторых горных хребтов и вершин в Сибири, покрытые снегом в течение всего лета или его большей части, Например, Агульские Белки

бЕлки - род грызунов семейства беличьих.

Словосочетания: необходимые белки, снежные Белки, пушистые белки.

  1. «М етр» - 6 слов


Метр - единица измерения, равная 100 см,

метр - стихотворный размер,

метр - линейка, длиною 100 см,

метр - система организации музыкального ритма, симметричное распределение сильных и слабых долей такта (в музыке).

метр – устар. - учитель, наставник,

метр – разг. – то же, что и метрдотель


Словосочетания: три метра ткани; стихотворный метр; музыкальный метр, метр для измерения, строгий метр, знакомый метр.





Задание 5 - 1), 2), 4)


    1. Рукой подать (близко) – у чёрта на куличках (далеко);

    2. Заварить кашу (затеять сложное дело) – расхлёбывать кашу (распутывать сложное или неприятное дело);

    3. №4. Перебиваться с хлеба на квас (нуждаться, жить в скудости) – жить на широкую ногу (жить богато, ни в чем себе не отказывая)

Задание 6 - Неправильные суждения: 2), 5), 6)


  • В слове "булка" нет суффикса –К;

  • У сложных числительных может быть два окончания, например: пятьдесят – два нулевых окончания, при склонении числительного – пятИдесятИ – два окончания –и

  • У наречий (а вперёд – это наречие) нет окончаний, это неизменяемая часть речи!


Задание 7 - 2), 6), 7), 8)


В род. Падеже мн. Числа окончание –ов могут иметь слова: таджиков, апельсинов, помидоров, килограммов.

Задание 8 - Ошибки в образовании формы слова - в номерах 2), 4)

2) их дом

4) много ножниц

Задание 9 - Номер 3) без ошибок.

  1. Эта книга по сравнению со всеми предыдущими более серьезная и, без сомнения, более глубокая. (не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий)

  2. Размышляя над страницами русской классики и описывая проблему человеческого непонимания, исследователь делал акцент на разнице в воспитании. (Размышляя (над чем?) и описывая (Что?) – разные падежные формы)

4) В "тинейджеровском" возрасте я увлекалась самыми разными авторами: Ф.М. Достоевским, Ч. Диккенсом, В. Гюго. (обобщающее слово и ряд однородных членов должны стоять в одном падеже).

Задание 10

Парцелляция – это стилистический приём (стилистическая фигура речи), особый тип членения единой структуры предложения на несколько интонационно-смысловых частей, фраз с целью придать им особую значимость.


Пульс города


Братск. Город лесохимиков и металлургов. Современный. Индустриальный. Жизнь кипит. Особенно по утрам. Все – от мала до велика – спешат. На работу. В школу. В детский сад. Люди привыкли к такому образу жизни. Окончательно. И – бесповоротно. Над городом – смог. От заводов. Лесных пожаров. Многочисленного транспорта. Троллейбусов. Автобусов. Машин. Видно, как из сломавшегося троллейбуса выходят люди. С грустными и напряжёнными лицами. Весёлых и счастливых – мало. Стайка школьников и школьниц бежит к остановке. Несутся. Мимо парка. Мимо старушки. Едва не сталкиваясь с ней. Сразу становится видна разница между спешащими людьми и неспешно прогуливающимся пожилым человеком. Но кто успел заметить эту разницу? Ставшую обыденной вещью... Город кипит. Современный. Индустриальный. Слышите? Это пульс города… Пульс… Города…


Литература и источники Интернета:


    1. Словарь русского языка в четырёх томах, М.:, «Русский язык», 1985

    2. На берегах Лингвинии: занимат. Задачник по русскому языку. Кн. Для учащихся/ Под ред. Л. Д. Чесноковой.: М, Просвещение, 1996

    3. http://www.efremova.info/word/iris.html#.WAtxUylvWog

    4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ирис

    5. http://diclist.ru/slovar/enciklopedicheskiy/k/belki.html

    6. http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=взимать

    7. http://phraseology.academic.ru/8357/Перебиваться_с_хлеба_на_квас

    8. http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/784-34_predlozheniya_s_odnorodnymi_chlenami.html

    9. http://stylistics.academic.ru/105/Парцелляция



Уважаемые организаторы конкурса!

Хочется поблагодарить всех за интересные задания. Все они были интересными и главное – полезными. Наиболее интересными считаю задания № 3, 4, 9, 10. Пришлось посидеть в Интернете, поработать со справочной литературой и включить воображение. Когда испытывал затруднения, обращался за консультацией к учителю. Много времени ушло на оформление работы, редактирование ответов к заданиям. Думаю, проделанная работа поможет мне в будущем успешно сдать ОГЭ. Поэтому я выбрал данную номинацию.

Желаю всем нам успехов в изучении наук!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!