Конкурсное задание «Методический семинар»
Кумаева Вера Анатольевна
учитель математики
МБОУ «Пакалёвская ОШ»
Методическая тема семинара
Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения мотивации изучения математики
«Отличников учить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой».
В.Ф.Шаталов
Актуальность методической темы семинара
«В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» Д.А.Медведев
- Стремительный рост информационного потока
- Развитие новых информационных технологий
- Требования к результатам образования в соответствии с ФГОС
- коммуникативные умения
- способность к моделированию ситуаций
- приобретение опыта ведения диалога, дискуссий
- приобщение к творческой деятельности
Необходимость решения проблемы поиска путей и средств повышения познавательной мотивации учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности с использованием ИКТ
Пути решения проблемы мотивации учащихся через информатизацию учебного процесса
Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом мотивации обучающихся к новому.
"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться" В.А.Сухомлинский
.
«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы»
Академик А.П.Семенов
«Вопрос о мотивации учения - есть вопрос самого учения» П.Я. Гальперин
Внедрение ИКТ в образовательный процесс является одним из факторов, влияющим на повышение эффективности обучения.
« В эпоху глобализации ИКТ могут расширить доступность и повысить качество образования». В.В.Путин.
" Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость
Цели и задачи деятельности учителя
Цель:
создание условий для повышения познавательной мотивации, направленной на улучшение качества знаний и уровня обученности обучающихся, через организацию урочной и внеурочной деятельности с применением ИКТ как ри очном так и дистанционном обучении .
Задачи:
- Провести диагностику уровня мотивации на уроках математики с применением ИКТ ( презентаций, интерактивной доски, онлайн контроля и др.)
- Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной работы в малокомплектной сельской школе , направленные на повышение мотивации школьников к изучению предмета математика через применение ИКТ на разных этапах урока и внеурочной деятельности с применение информационных платформ.
- Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, направленные на снижение дидактических затруднений в урочной и внеурочной деятельности
- Проанализировать эффективность использования ИКТ для повышения мотивации учащихся к изучению предмета «Математика»
Шаги реализации успешности поставленных целей
Повышение познавательной мотивации школьников, развитие общеучебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися
программных требований,
самостоятельности в учебной деятельности через информационно-коммуникационные технологии
успешный и компетентностный ученик
повышение уровня школьной мотивации учащихся
включение учащихся в учебную деятельность с использованием ИКТ
Пути использования ИКТ
урочная деятельность
внеурочная деятельность
Методы работы, применяемые учителем математики
Кумаевой В.А
Разработка уроков с использованием ИКТ через призму психологических особенностей школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность.
1
Организация внеурочной и социально – значимой познавательной деятельности.
2
Участие в работе научно-исследовательских конференций, публичная презентация исследовательских проектов и оценка их результатов.
3
Формирование навыков ИКТ-компетентности у учащихся в условиях сельской малокомплекстной школы. Результаты оценки ИКТ – компетентности учащихся
4
7
ИКТ на уроках:
1
в качестве дидактического средства обучения
проведение урока с использованием ИКТ
-презентации к урокам
-разработка и использование мультимедийных уроков
-применение ИКТ на отдельных этапах урока
-использование ИКТ для закрепления и контроля знаний
-организация самостоятельной и индивидуальной работы
- подготовка к ВПР и ГИА
-создание дидактических игр
-разработка и применение готовых иллюстраций, таблиц схем, чертежах
- разработка и применение тестовых материалов
-использование обучающих программ
-работа с ресурсами Интернет
Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
ИКТ на уроках:
1
Онлайн тестирование знаний
Работа с интерактивной доской
Нетрадиционные формы уроков
Создание презентаций
ИКТ на уроках в рамках дистанционного обучения учащихся:
1
Использование информационных платформ для ведения уроков дистанционно
ИКТ во внеурочной деятельности:
2
- организация и проведение Недели математики и информатики
- разработка и участие в социально-значимых проектах, включающих исследовательскую деятельность
- участие в онлайн- олимпиадах и конкурсах
презентация исследовательских
работ учащихся на районном уровне
Применение информационных технологий как в рамках предметов учебного плана, так и во внеурочной деятельности, позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, что в конечном итоге повышает познавательную мотивацию учащихся к более качественному освоению программного материала
Вовлечение учащихся в учебную деятельность с использованием ИКТ, формирование у них сопутствующих умений и навыков охватывает как учебные предметы, так и возможность широкого использования полученного опыта во внеурочной деятельности .
Результаты деятельности педагога
Сформирована система по работе с информационными платформами в урочной и внеурочной деятельности.
Опробован опыт дистанционного обучения на различных информационных платформах .
Применение опыта в других областях урочной и внеурочной деятельности .
Результаты учащихся
100% УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТАМ МАТЕМАТИКА,ИНФОРМАТИКА, ФИЗИКА в 2019-2020 уч. г. и за 1 полугодие 2020-2021 учебного года
ВЫПУСКНИКИ 9 КЛАССА ПОКАЗАЛИ 100% КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ,ИНФОРМАТИКЕ, ФИЗИКЕ .
ЗА ПЕРИОД СЕНТЯБРЬ –ФЕВРАЛЬ этого учебного года -100% УЧАСТИЕ В ОНЛАЙН –ОЛИМПИАДАХ ПО МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ. Многие стали призерами олимпиад на платформе Учи.ру. Участвовали в олимпиаде по математике на сайте КЛЕВЕР, на платформе Яндекс Учебник приняли участие в олимпиаде «Я люблю математику»
Достижения учащихся
Выводы
Уроки с использованием ИКТ:
- усиливают познавательную мотивацию школьников,
- помогают решить следующие дидактические задачи:
- Повышение эффективности урока;
- Систематизация усвоенных знаний ;
- Формирование навыков самоконтроля;
- Формирование мотивации к учению;
- Оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
- Рациональное использование времени урока;
- Расширение кругозора учащихся.
Надо отметить, что для проведения уроков с использованием ИКТ учителю необходимо самосовершенствование, умение пользоваться современными образовательными ресурсами сети Интернет, владеть средствами Microsoft Office.
"Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни» К. Д. Ушинский
Литература
- Булин-Соколова Е.И., Рудченко Т.А. и др. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М. : Просвещение, 2011 (Работаем по новым стандартам)
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Прогресс, 2004
3. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации/С.П. Первин // Информатика и
4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств, – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
6. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе/ С.П. Новиков//Педагогика. –2003. - №9 .
7.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С. Полат. – М: Издательский центр “Академия”. – 1999.
8. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982