Еремина Галина Васильевна, учитель физики МАОУ «СОШ № 116» г. Перми
Факультатив по физике 8-го класса
Тема: «Расчет общего сопротивления проводников при смешанном соединении».
Цель урока:
Введение и применение алгоритма определения общего сопротивления при смешанном соединении проводников.
Задачи урока:
1. Образовательная –углубить представление учащихся о закономерностях смешанного соединения.
2. Развивающая – развивать навыки решения задач и умения объяснять их с применением алгоритма, развивать логическое мышление и творческое воображение. Формировать умение пользоваться методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
3. Воспитательная – развитие коммуникативных навыков.
План факультатива:
Организационный момент – 1 минута.
Актуализация знаний – 4 минуты.
Новый материал (вывод алгоритма решений – 5 минут).
Решение задач – 32 минуты.
Подведение итогов урока – 4 минуты.
II. Актуализация знаний.
На уроках мы с вами говорили о соединении проводников. Давайте вспомним их. У доски мне сегодня будет помогать__________ : «Твоя задача отследить правильность ответа учащегося и записать формулу на доске». Вы видите на слайде тип соединения, дайте ему название и продиктуйте формулу:
1 слайд: (сказать о применении)
а)
2 слайд: (сказать о применении)
б)
3 слайд: (посадить на место учащегося помощника). Скажите, какое соединение здесь изображено? Как выдумаете, где в быту мы можем встретить данный тип соединения? (предполагаемые ответы учащихся).
в)
Итак какова цель нашего факультатива (спросить об этом ребят): расширить знания о смешанном соединении проводников, научиться рассчитывать общее сопротивление при смешанном соединении, вывести алгоритм решения задач. Поэтому тема нашего занятия:
«Расчет общего сопротивления проводников при смешанном соединении».
Я услышала от вас ответы о применении смешанного сопротивления в быту, на самом деле данный тин соединения в быту не используется т.к._______________, а мы с вами изучаем данную тему т.к. подобные задачи часто встречаются в ЕГЕ и ГИА.
III. Итак, начнем с решения задачи номер 1(решаю задачу на доске сама, учащиеся комментируют).
Чему равно общее сопротивление электрической цепи (рис. №1), если
R1 = 2Ом, R2 = 3Ом, R3 = 4Ом, R4 = 1Ом, R5 = 2Ом, R6 = 7Ом.
Рис. 1
Решение:
Найдем наиболее простое понятное соединение проводников.
R1=R2+R3+R4=8Ом.
Объединим их в одно и начертим эквивалентную схему:
Снова найдем наиболее простое понятное соединение и вычислим его сопротивление:
Объединим их в одно и начертим эквивалентную схему:
Найдем оставшееся сопротивление: R=R1+R2345+R6=10,6Ом
Но, а сейчас, глядя на решение задачи, сформулируем алгоритм расчета смешенного соединения проводников: (все три этапа алгоритма проговорить и записать)
Найти наиболее понятное простое соединение проводников и вычислить их сопротивление.
Перечертить эквивалентную схему, объединив эти сопротивления в одно.
Затем все повторяем все до тех пор, пока на схеме не останется простое соединение.
Ну а теперь посмотрим удастся ли вам решить задание №2 по данному алгоритму. (Спросить у ребят, есть ли вопросы).
IV. Затем решать задачи с карточки по порядку, вызывая по очереди ребят к доске.
Те, кто решает быстрее работают самостоятельно, можно работать парами, если возникают вопросы.
V. Подведение итогов:
1. Что мы сегодня узнали на факультативе?
2. Помог ли вам алгоритм для решения задач? Какие трудности у вас возникли?
3. Вспомнить алгоритм проговорить его.