Конспект
фронтального логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
"Цирк. Цирк. Цирк"
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности ( 6 - 7 года жизни)
Цель: Расширение знаний детей о профессиях людей, работающих и выступающих в цирке.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать и расширять знания детей о профессиях людей, выступающих в цирке, предоставить им возможность почувствовать значимость каждой профессии.
Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, развивать их речь.
Развивающие:
Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа.
Развивать память, мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость .
Воспитательные:
Словарная работа: иллюзионист, эквилибрист.
Методы и приемы, используемые на занятии:
Словесные: рассказ логопеда, беседа, художественное слово.
Наглядные: показ слайдов с изображением артистов цирка.
Практические: упражнения на отработку мимики, жестов.
Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:
словесные поощрения, игровая мотивация.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о профессиях людей, выступающих в цирке.
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением артистов цирка.
Проведение упражнений на развитие различных эмоций у детей.
Изготовление билетов, афиши, программ представления.
Оформление группы
Материалы и оборудование:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звенит звонок, звучит аудиозапись песни “Цирк, цирк, цирк”.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нем
Очень интересно. В этом доме непременно
Есть и звери, и арена.
(показ слайда 1)
В: Цирк на сцене, цирк на сцене,
Вот и клоун на арене.
Клоун: Здравствуйте ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуй весь честной народ!
Вы меня узнали?
Клоун: Я – клоун Клёпа!
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
В:Сегодня нас ждет необыкновенное представление. Как вы думаете, какое?
Клоун: Правильно, цирковое. А вы хотите его увидеть? Давайте сначала поговорим о цирке.
В: Цирк— вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление, как правило, на арене специального здания (круглой формы с высоким куполом). Основой циркового искусства считается демонстрация необычного и смешного.
ХОД ЗЯНЯТИЯ
Рассказ-беседа логопеда с детьми.
(Показ слайдов 2 и 3.)
В: Выступление артистов цирка проходит в здании. Оно бывает построенное из кирпича, а бывает передвижное и называется Шапито.
(Показ слайда 4)
В: - А все выступления проходит на арене. Арена цирка – круглая.
Показ слайда 5 )
В: - А как вы думаете откуда люди узнают о представлении в цирке? (из афиши)
Афиша – объявление, плакат, сообщающий о цирковом представлении.
Клоун: Скажите, люди, каких профессий выступают в цирке?
Клоун: Молодцы, ребята! Давайте сегодня о них поговорим.
(Показ слайда 6 )
Клоун: Посмотрите, как вы думаете, кто это? Правильно, это канатоходцы. Люди этой профессии самые смелые, решительные. Они ходят по канату, натянутому в воздухе, над ареной цирка. В руках они держат шест, который помогает им удержать равновесие. Чтобы быть уверенными и смелыми, канатоходцам надо много тренироваться.
В: Кто же, ребята, в цирке ходит по канату?
Клоун: Молодцы ребята!
(Показ слайда 7 )
Клоун: Ребята, а этих артистов вы узнали? Правильно, это воздушные гимнасты. Они настоящие спортсмены, исполняющие различные упражнения на большой высоте под куполом цирка. Посмотрите, какие они гибкие, пластичные, а какие это смелые люди. Вы согласны, что они смелые?
Беседа о профессии гимнаста.
В: Цирковая гимнастика - это жанр, сущность которого состоит в демонстрации в художественно-образной форме достижений физического развития человеческого тела. При этом используются гимнастические снаряды, применяемые в цирке.
На зубах висит гимнаст,
До чего же он зубаст!
Вот такому бы гимнасту
Продавать зубную пасту!
(Показ слайда 8 )
В: А вы знаете, что в цирке выступают не только люди, но и звери.
Клоун: Ребята, скажите, кто в цирке дрессирует животных? (дрессировщик)
В: ДРЕССИРОВКА - Цирковой жанр, основанный на показе животных, зверей, птиц, проделывающих различные действия, достигнутые в результате выработки у них стойких условных рефлексов на команды дрессировщика.
Вот открылись в клетку двери.
Друг за другом входят звери.
Мэри щелкает хлыстом.
Лев сердито бьет хвостом.
(Показ слайда 9 )
Клоун: Дрессировщик работает с разными животными: экзотическими, дикими, домашними.
Они обычно берут животных еще малышами, заботятся о них, воспитывают, хорошо знают повадки животных и очень любят их.
В: Ухитрились люди в цирке
Обучить медведя стирке.
А морскую черепаху -
Гладить мытую рубаху.
Клоун: Это очень терпеливые, отважные люди. Представляете, ребята, они не бояться войти в клетку с тиграми, какие же они смелые! Дрессированные животные понимают и любят своего хозяина-друга, выполняют его требования.
(Показ слайда 10 )
Решение логической задачи:
В цирковом представлении принимали участие тигр, обезьяна, медведь. Тигр не был последним, медведь выступал раньше , чем тигр. Назови животных по порядку их выступлений.
Медведь. 2- тигр. 3- обезьяна.
Физпауза: “Звериная зарядка”.
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
(Показ слайда 11 )
В: Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи.
АТЛЕТИКА - Цирковой жанр, в котором демонстрация отлично развитой мускулатуры и трюковые упражнения с тяжестями (гирями, ядрами, штангой и др.) показываются артистом в художественно-образной форме как воспевание могущества человека, его физических и духовных качеств
(Показ слайда 12 )
ЭКВИЛИБРИСТИКА - Цирковой жанр, в основе которого демонстрация искусства сохранения равновесия в различных условиях, усложненных применением специального реквизита и снарядов.
(Показ слайда 13 )
Клоун: А теперь я хочу вам рассказать, попробуйте отгадать о ком? (читает стих)
Лишь выйду я, -
И слышен смех!
Я рассмешить умею всех.
Едва увидишь мой колпак
Серьезным быть нельзя никак!
В: КЛОУН - Традиционный персонаж цирка, выступающий с комическими репризами, шуточными сценками.
Проведение упражнений на отработку мимики и жестов.
В: Ребята, вы хотите превратиться в артистов цирка и поучаствовать в цирковом представлении?
Но для этого надо потрудиться. Артисты в цирке много репетируют, отрабатывают движения, мимику, жесты. Покажите мне, пожалуйста, каким бывает лицо у клоуна, когда он грустит (удивляется, сердится, радуется).
Дети выполняют мимические упражнения.
(Показ слайда 14,15,16 )
Игра на отработку словообразования существительных: клоун- клоунесса, гимнаст- гимнастка, дрессировщик- дрессировщица, эквилибрист – эквилибристка, силач-силачка.
(Показ слайда 17 )
Клоун:
Я факир и чародей!
Двести лет чалме моей!
В мире все под силу магу,
Все на свете по плечу.
Фокусы показывать умею,
Что угодно покажу. Кто это? Вы узнали?
ИЛЛЮЗИОНИСТ - Артист, демонстрирующий различные фокусы с помощью специального реквизита, аппаратов, снабженных секретными устройствами, скрытыми от зрителей. А именно: замысловатые появления, исчезновения, превращения, перемещения различных предметов, животных, людей, основанные на обмане зрения, применении отвлекающих маневров и ловкости самого исполнителя, его ассистентов.
(Показ слайда 18 - 19)
Игра «Рассыпанное слов
о» ЦИРК
В: «Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями!»
Клоун: «Вот и настала пора нам прощаться. До свидания, ребята, до новых встреч!».
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
(Показ слайда 20)
Кого сегодня в цирковом представлении вы увидели? – (перечисляют дети) веселых клоунов, эквилибристов, фокусника, дрессировщика и т.д.
В цирке, ребята, трудятся люди разных профессий. Этим профессиям они специально обучаются. Это смелые, решительные и добрые люди. Своим трудом они доставляют зрителям радость, веселье и хорошие настроение.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Воспитатель предлагает детям поиграть в Цирк вечером.
Представление посмотрели? Снова в цирк вы захотели?
Будут встречи продолжаться, в цирке будем улыбаться.
Зритель наш ты любим. Мы всегда к тебе спешим!
Будь удачлив и здоров! К нам прийти всегда готов.