Конспект фронтального занятия для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи “Винительный падеж существительных единственного числа”.
Клыгина С.Б., учитель-логопед, г. Тольятти, МБУ детский сад № 69 "Веточка".
Тема: Винительный падеж существительных единственного числа.
Цель: Учить правильно употреблять существительные единственного числа
в винительном падеже.
Задачи: 1) обучение различению одушевлённых и неодушевлённых
существительных единственного числа в винительном падеже;
2) обучение изменению начальной формы существительных, ставя их
в винительный падеж;
3) закрепление навыка составления простых распространённых
предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме;
4) закрепление умения вычленять в предложении предмета
сообщения и предиката, т. е. того, что сообщается о предмете;
5) закрепление понятий “предложение”, “слово-предмет”,
“слово-действие”;
6) развитие у детей поисковой деятельности на выбор языковых
средств посредством ассоциативных словесных игр и игры типа
“семантические абсурды” (“Путаница”);
7) развитие диалогической речи;
Оборудование: сюжетная картинка “Животные и птицы осенью”;
модель-схема для составления предложений; предметные
картинки: птицы, юг, заяц, мех, белка, грибы, ёж, нора,
берлога, медведь; сюжетные картинки с закрытой частью
“Мама моет…”, “Мальчик держит…”; стихотворение
“Собрались и полетели” Е. Головина и рассказ “Осенью”.
Ход занятия.
1. Орг. момент. Ассоциативная словесная игра “Назови слова”.
Л.: Давайте вспомним и назовём слова об осени. Это могут быть и слова-предметы и слова-действия, я начинаю – дождь. Кто продолжит?
Д.: опадают, не греет, тучи, листья и т. д. (кто правильно называет слово садиться на место и получает балл-косточку на счётах).
2. Ввод в тему.
Л.: Сегодня мы с вами будем рассказывать о том, что делают животные и птицы осенью. (Выставляется сюжетная картинка “Звери и птицы осенью”).
3. Изучение нового материала.
1) Рассматривание сюжетной картины “Звери и птицы осенью”. Отыскивание и называние живых и неживых предметов.
Л.: На этой картине нарисованы разные предметы: живые и неживые. Как мы спрашиваем про живые предметы?
Д.: Кто это?
Л.: Найдите их на картине, спросите про них и назовите их.
Д.: Кто это? Медведь. Кто это? Заяц. И т. д.
Л.: А как мы спрашиваем про неживые предметы?
Д.: Что это?
Л.: Найдите неживые предметы, спросите про них и назовите их.
Д.: Что это? Дерево. Что это? Дупло. И т. д.
Л.: Если я спрошу “Что вы видите?”, вы должны будете называть живые или неживые предметы?
Д.: Неживые.
Л.: А если я спрошу “Кого вы видите?”, какие вы должны называть предметы: живые или неживые?
Д.: Живые.
Л.: Итак, слушайте вопрос внимательно и отвечайте полным ответом. Что вы
видите?
Д.: Я вижу пенёк. Я вижу куст. И т. д.
Л.: Кого вы видите?
Д.: Я вижу медведя. Я вижу ежа. И т. д.
2) Употребление существительных в винительном падеже, закрепление работы по составлению предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме с использованием предметных картинок .
Л.: А теперь давайте составим предложения о том, как звери и птицы осенью готовятся к зиме по нашей схеме. (Выставляется модель-схема предложения).
Сколько слов должно быть в предложении?
Д.: Три.
Л.: Покажите на схеме, где должно стоять слово-предмет, о котором вы будете говорить.(Дети показывают).
А где должно быть слово-действие, которое рассказывает о предмете. (Дети показывают).
Для составления предложений, я вам приготовила картинки. Назовём некоторые из них. Что это?
Д.: Нора, берлога, грибы, юг, мех.
Л.: Выбирайте по 2 картинки, необходимых вам для составления предложения, заполняйте схему и “прочитайте” своё предложение.
(Каждый ребёнок выбирает необходимые ему картинки, подставляет их в схему, озвучивает своё предложение, подсчитывает количество слов в предложении, выделяет слово-предмет и слово-действие в своём предложении).
Примерные предложения:
Белка сушит грибы.
Заяц меняет шкурку.
Ёж делает норку.
Медведь ищет берлогу.
Птицы улетают на юг.
4.Физ.минутка.
А) Речь с движениями:
Л.: Дети превращаются в птичек. “Летайте” и говорите слова.
Птички летели, (дети хаотично перемещаются по
На ветки сели, комнате и “машут” руками)
Сели, посидели. (садятся на корточки)
Дальше полетели. (“летают” по комнате)
Б) “Семантические абсурды”. И. “Путаница” (с мячом) на нахождение несоответствия в содержании речевого сообщения, преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных.
Л.: Исправьте предложение, если услышите, что в нём что-то неправильно.
Гриб сушит белку.
Шкурка меняет зайца.
Норка делает ёжика.
Берлога ищет медведя.
Заяц ловит лису.
Дети исправляют предложения.
В) Пальчиковая гимнастика “Птички”.
Л.: Вспомним пальчиковую гимнастику про птичек.
Дети делают упражнение и проговаривают слова.
Эта птичка-соловей (дети загибают по одному пальцу на обеих
Эта птичка- воробей, руках, начиная с большого)
Эта птичка-совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка-свиристель,
Эта птичка-каростель,
Эта птичка-злой орлан. (машут, сложенными накрест, руками)
Птички, птички, по домам. (машут руками и бегут на свои стульчики)
5.Закрепление нового материала.
Ассоциативные словесные игры.
1) И. “Отгадай” - рассматривание сюжетных картинок с закрытой частью и составление предложений по схеме, придумывая последнее слово.
Л.: Составьте предложение по этой картине и нашей схеме (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью, в модели-схеме на место последнего слова ставится “?”). Внимательно слушайте вопрос. Отгадайте, кого моет мама?
Дети дают несколько вариантов ответов:
Мама моет ребёнка.
Мама моет брата.
Мама моет котёнка. И т. д.
Л.: Что моет мама?
Д.: Мама моет чашку. Мама моет посуду. Мама моет пол. И т. д.
Л.: Кого несёт мальчик? (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью).
Д.: Мальчик несёт собаку. Мальчик несёт сестрёнку. И т. д.
Л.: Что несёт мальчик?
Д.: Мальчик несёт сумку. Мальчик несёт игрушку. И т. д.
2) И. “Подскажи словечко”.
А) Л.: Я читаю стихотворение, в котором не хватает некоторых слов. Догадайтесь каких и подскажите мне.
Собрались и полетели
Птицы в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь …(берлогу).
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в …(дупло).
Б) Л.: Я читаю рассказ, а вы подсказывайте слова, которых не хватает в предложении.
Осеннее солнце светит неярко и греет слабо. Осенью тёмные тучи закрывают … . Из них моросит холодный осенний … . С деревьев осыпаются пожелтевшие … . Птицы улетают в тёплую … . Звери меняют летнюю … . Белка наколола на ветку … . Под старой елью медведь устраивает себе … .
6. Итог.
1) Задание-тест на различение именительного и винительного падежей (по предметным картинкам для составления предложений).
Л.: Подумайте и скажите правильно.
Что это? Кто это? Что нарисовал художник?
Кто это? Кого нарисовал художник?
Д.: Нора – нору.
Белка – белку.
Ёж – ежа.
Медведь – медведя.
Берлога – берлогу.
2) Л.: Чему вы сегодня научились? Что вечером расскажите маме?
Д.: Я научился правильно отвечать на вопросы и находить живые и
неживые предметы. И т. д.
Л.: Давайте подсчитаем косточки. (дети считают количество косточек, набранных на занятии и определяют победителей).Спасибо за занятие, можете быть свободны.
Желаем успеха