СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фронтального занятия для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи “Винительный падеж существительных единственного числа”.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект фронтального занятия для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи “Винительный падеж существительных единственного числа”.

Клыгина С.Б., учитель-логопед, г. Тольятти, МБУ детский сад № 69 "Веточка".

Тема: Винительный падеж существительных единственного числа.

Цель: Учить правильно употреблять существительные единственного числа

в винительном падеже.

Задачи: 1) обучение различению одушевлённых и неодушевлённых

существительных единственного числа в винительном падеже;

2) обучение изменению начальной формы существительных, ставя их

в винительный падеж;

3) закрепление навыка составления простых распространённых

предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме;

4) закрепление умения вычленять в предложении предмета

сообщения и предиката, т. е. того, что сообщается о предмете;

5) закрепление понятий “предложение”, “слово-предмет”,

“слово-действие”;

6) развитие у детей поисковой деятельности на выбор языковых

средств посредством ассоциативных словесных игр и игры типа

“семантические абсурды” (“Путаница”);

7) развитие диалогической речи;

Оборудование: сюжетная картинка “Животные и птицы осенью”;

модель-схема для составления предложений; предметные

картинки: птицы, юг, заяц, мех, белка, грибы, ёж, нора,

берлога, медведь; сюжетные картинки с закрытой частью

“Мама моет…”, “Мальчик держит…”; стихотворение

“Собрались и полетели” Е. Головина и рассказ “Осенью”.

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального занятия для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи “Винительный падеж существительных единственного числа”.»

Конспект фронтального занятия для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи “Винительный падеж существительных единственного числа”.

Клыгина С.Б., учитель-логопед, г. Тольятти, МБУ детский сад № 69 "Веточка".



Тема: Винительный падеж существительных единственного числа.



Цель: Учить правильно употреблять существительные единственного числа



в винительном падеже.



Задачи: 1) обучение различению одушевлённых и неодушевлённых



существительных единственного числа в винительном падеже;



2) обучение изменению начальной формы существительных, ставя их



в винительный падеж;



3) закрепление навыка составления простых распространённых



предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме;



4) закрепление умения вычленять в предложении предмета



сообщения и предиката, т. е. того, что сообщается о предмете;



5) закрепление понятий “предложение”, “слово-предмет”,



“слово-действие”;



6) развитие у детей поисковой деятельности на выбор языковых



средств посредством ассоциативных словесных игр и игры типа



“семантические абсурды” (“Путаница”);



7) развитие диалогической речи;



Оборудование: сюжетная картинка “Животные и птицы осенью”;



модель-схема для составления предложений; предметные



картинки: птицы, юг, заяц, мех, белка, грибы, ёж, нора,



берлога, медведь; сюжетные картинки с закрытой частью



“Мама моет…”, “Мальчик держит…”; стихотворение



“Собрались и полетели” Е. Головина и рассказ “Осенью”.



Ход занятия.



1. Орг. момент. Ассоциативная словесная игра “Назови слова”.



Л.: Давайте вспомним и назовём слова об осени. Это могут быть и слова-предметы и слова-действия, я начинаю – дождь. Кто продолжит?



Д.: опадают, не греет, тучи, листья и т. д. (кто правильно называет слово садиться на место и получает балл-косточку на счётах).



2. Ввод в тему.



Л.: Сегодня мы с вами будем рассказывать о том, что делают животные и птицы осенью. (Выставляется сюжетная картинка “Звери и птицы осенью”).



3. Изучение нового материала.



1) Рассматривание сюжетной картины “Звери и птицы осенью”. Отыскивание и называние живых и неживых предметов.



Л.: На этой картине нарисованы разные предметы: живые и неживые. Как мы спрашиваем про живые предметы?



Д.: Кто это?



Л.: Найдите их на картине, спросите про них и назовите их.



Д.: Кто это? Медведь. Кто это? Заяц. И т. д.



Л.: А как мы спрашиваем про неживые предметы?



Д.: Что это?



Л.: Найдите неживые предметы, спросите про них и назовите их.



Д.: Что это? Дерево. Что это? Дупло. И т. д.



Л.: Если я спрошу “Что вы видите?”, вы должны будете называть живые или неживые предметы?



Д.: Неживые.



Л.: А если я спрошу “Кого вы видите?”, какие вы должны называть предметы: живые или неживые?



Д.: Живые.



Л.: Итак, слушайте вопрос внимательно и отвечайте полным ответом. Что вы



видите?



Д.: Я вижу пенёк. Я вижу куст. И т. д.



Л.: Кого вы видите?



Д.: Я вижу медведя. Я вижу ежа. И т. д.



2) Употребление существительных в винительном падеже, закрепление работы по составлению предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме с использованием предметных картинок .



Л.: А теперь давайте составим предложения о том, как звери и птицы осенью готовятся к зиме по нашей схеме. (Выставляется модель-схема предложения).



Сколько слов должно быть в предложении?



Д.: Три.



Л.: Покажите на схеме, где должно стоять слово-предмет, о котором вы будете говорить.(Дети показывают).



А где должно быть слово-действие, которое рассказывает о предмете. (Дети показывают).



Для составления предложений, я вам приготовила картинки. Назовём некоторые из них. Что это?



Д.: Нора, берлога, грибы, юг, мех.



Л.: Выбирайте по 2 картинки, необходимых вам для составления предложения, заполняйте схему и “прочитайте” своё предложение.



(Каждый ребёнок выбирает необходимые ему картинки, подставляет их в схему, озвучивает своё предложение, подсчитывает количество слов в предложении, выделяет слово-предмет и слово-действие в своём предложении).



Примерные предложения:



Белка сушит грибы.



Заяц меняет шкурку.



Ёж делает норку.



Медведь ищет берлогу.



Птицы улетают на юг.



4.Физ.минутка.



А) Речь с движениями:



Л.: Дети превращаются в птичек. “Летайте” и говорите слова.



Птички летели, (дети хаотично перемещаются по



На ветки сели, комнате и “машут” руками)



Сели, посидели. (садятся на корточки)



Дальше полетели. (“летают” по комнате)



Б) “Семантические абсурды”. И. “Путаница” (с мячом) на нахождение несоответствия в содержании речевого сообщения, преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных.



Л.: Исправьте предложение, если услышите, что в нём что-то неправильно.



Гриб сушит белку.



Шкурка меняет зайца.



Норка делает ёжика.



Берлога ищет медведя.



Заяц ловит лису.



Дети исправляют предложения.



В) Пальчиковая гимнастика “Птички”.



Л.: Вспомним пальчиковую гимнастику про птичек.



Дети делают упражнение и проговаривают слова.



Эта птичка-соловей (дети загибают по одному пальцу на обеих



Эта птичка- воробей, руках, начиная с большого)



Эта птичка-совушка,



Сонная головушка.



Эта птичка-свиристель,



Эта птичка-каростель,



Эта птичка-злой орлан. (машут, сложенными накрест, руками)



Птички, птички, по домам. (машут руками и бегут на свои стульчики)



5.Закрепление нового материала.



Ассоциативные словесные игры.



1) И. “Отгадай” - рассматривание сюжетных картинок с закрытой частью и составление предложений по схеме, придумывая последнее слово.



Л.: Составьте предложение по этой картине и нашей схеме (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью, в модели-схеме на место последнего слова ставится “?”). Внимательно слушайте вопрос. Отгадайте, кого моет мама?



Дети дают несколько вариантов ответов:



Мама моет ребёнка.



Мама моет брата.



Мама моет котёнка. И т. д.



Л.: Что моет мама?



Д.: Мама моет чашку. Мама моет посуду. Мама моет пол. И т. д.



Л.: Кого несёт мальчик? (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью).



Д.: Мальчик несёт собаку. Мальчик несёт сестрёнку. И т. д.



Л.: Что несёт мальчик?



Д.: Мальчик несёт сумку. Мальчик несёт игрушку. И т. д.



2) И. “Подскажи словечко”.



А) Л.: Я читаю стихотворение, в котором не хватает некоторых слов. Догадайтесь каких и подскажите мне.



Собрались и полетели



Птицы в дальнюю дорогу.



Под корнями старой ели



Мастерит медведь …(берлогу).



Заяц в мех оделся белый,



Стало зайчику тепло.



Носит белка месяц целый



Про запас грибы в …(дупло).



Б) Л.: Я читаю рассказ, а вы подсказывайте слова, которых не хватает в предложении.



Осеннее солнце светит неярко и греет слабо. Осенью тёмные тучи закрывают … . Из них моросит холодный осенний … . С деревьев осыпаются пожелтевшие … . Птицы улетают в тёплую … . Звери меняют летнюю … . Белка наколола на ветку … . Под старой елью медведь устраивает себе … .



6. Итог.



1) Задание-тест на различение именительного и винительного падежей (по предметным картинкам для составления предложений).



Л.: Подумайте и скажите правильно.



Что это? Кто это? Что нарисовал художник?



Кто это? Кого нарисовал художник?



Д.: Нора – нору.



Белка – белку.



Ёж – ежа.



Медведь – медведя.



Берлога – берлогу.



2) Л.: Чему вы сегодня научились? Что вечером расскажите маме?



Д.: Я научился правильно отвечать на вопросы и находить живые и



неживые предметы. И т. д.



Л.: Давайте подсчитаем косточки. (дети считают количество косточек, набранных на занятии и определяют победителей).Спасибо за занятие, можете быть свободны.



Желаем успеха


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!