Тема: Определение объёма прямоугольной коробки.
Цель: узнать о способах определения объема прямоугольной коробки.
Задачи урока:
Образовательные: тренировать способность в простых случаях к практическому измерению объёма с помощью различных мерок; познакомить учащихся с общепринятыми единицами объёма - см3, дм3, м3;
Развивающие: развивать пространственное мышление, совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, любознательность, пытливость в процессе обучения.
Предполагаемые результаты деятельности учащихся на уроке:
Личностные результаты :
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий.
Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.
Метапредметные результаты :
Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать.
Предметные результаты :
Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения.
Ход урока
1.Организационный момент
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.
- Прочитайте слова: «Если есть труд, значит, будет и успех».
- Как вы понимаете? (Если будешь трудиться, не лениться, то получишь хороший результат.)
- А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине успеха, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Чему вы учились на прошлых уроках?
- С чего надо начать, чтобы работа была успешной? (С повторения того, что мы уже знаем.)
2.Актуализация
Логические задачи.
Какой день недели соответствует числу 3? Ответ: среда, т.к. его порядковый номер в неделе – 3.
Посчитать, сколько людей в следующей строке: ты да я, да мы с тобой. Ответ: 2.
Папу Антона зовут Андрей Викторович, а дедушку – Сергей Иванович. Какое отчество у мамы Антона? Ответ: Сергеевна, Потому что Сергей Иванович – это отец мамы Антона. Отца папы Антона зовут Виктор.
У двух братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? Ответ: 3. 2 брата и одна сестра на двоих.
Мальчик пришел в амбар. В каждом углу амбара стояло по 3 мешка. На каждом мешке сидело по кошке, у каждой кошки было по котенку. Сколько всего ног было в амбаре? Ответ: две, только мальчика.
Может ли страус называть себя птицей? Ответ: нет, не может. Страусы не умеют разговаривать.
Может ли страус называть себя птицей? Ответ: нет, не может. Страусы не умеют разговаривать.
-Посмотрите на экран.
-Какая фигура лишняя?
На какие группы разобьем фигуры? (плоские и объемные)
1в.-запишет номера плоских фигур.
2в.запишет номера объемных фигур.
-Проверяем.
1в.- 2,3,5,7,9
2в.-1,4,6,8,10
3.Постановка проблемной ситуации
-Что за фигура изображена на экране? (призма)
-Назовите предметы из жизни, которые имеют такую же форму. (кирпич, коробка из-под обуви, коробок спичек).
Математическая грамматика.
ОБВАЛ – ВАЛ + Ъ+ ЁМКОСТЬ - КОСТЬ=? (ОБЪЁМ)
-Что означает слово объем? (Объем показывает, сколько места предмет занимает в пространстве.)
-Как определить объём прямоугольной коробки?
-Почему затрудняетесь?
4.Формулирование темы и цели урока.
-Сформулируйте тему урока. ( Определение объёма прямоугольной коробки.)
-Какая цель урока? ( Узнать о способе определения объема прямоугольной коробки.)
5.Открытие нового знания.
-Почему не смогли определить объём коробки? (не знаем размеры коробки, не знаем мерку)
- Посмотрите на экран. Какие фигуры удобно использовать в качестве мерки определения объема коробки?
- Почему куб?(У него равны все ребра и грани; грани являются квадратами.)
- Еще в Древнем Вавилоне ед. объёмов служили кубы, ребром которых являлись единицы длины.
- Какую ед.объема изображает куб на рисунке? (куб, у которого длина ребра равна 1см, называется кубическим сантиметром. )
- Наименования этой ед. измерения объема записывают так: 1 куб.см или 1 см 3.
- Какими ед. еще можно измерять объём? ( мм3, дм3, м3,км3 )
1. Решение задач
-Зная ,что ребро кубика 1см3, можем определить размер коробки?
-Поработайте в парах. Определите размеры коробки: длину, ширину, высоту.
Длина:1*3=3см Ширина: 1*2=2см Высота:1*5=5см
-Зная длину, ширину, высоту, посчитайте сколько кубиков объёмом1см3 поместится в коробке. ( 3*2*5=30кубиков)
Работа по слайду
2.Единицы объёма
560 dm3 = 560000 cm3
720000 mm3 = 720 cm3
3 dm3 = 3000 cm3
480000 cm3 = 480 dm3
978000000 mm3 = 978 dm3
20970 m3 = 20970000 dm3
4. Работа по учебнику. Стр.18 № 312
- Какое из двух искомых чисел удобно взять в качестве неизвестного?
(Пусть Х (т) в одной пачке, )
- Как записать второе искомое число, используя неизвестное?
(тогда во второй 4Х.)
- Как будет выглядеть сумма искомых чисел?
(В двух пачках Х+4Х(т) )
- Что известно об этой сумме в задаче?
(По условию задачи в двух пачках 270 (т).)
- Можно ли составить уравнение, используя полученные ответы?
(Составляю уравнение Х+4Х=270)
- Решите полученное уравнение.
Х+4Х=270;
5Х=270;
Х=270:5;
Х=54.
-Мы ответили на вопрос задачи?
- Закончите решение задачи.
54х4=216(т) – во второй пачке.
Б) по действиям (арифметический способ)
1) 1+4=5(ч)
2) 270:5=54(т)
3) 54х4=216(т)
4. Решение примеров.
13512:24=563
21229:923=23
2520:45=56
3276:91=36
6.Физминутка
7. Первичное закрепление.
8.Итог урока
-Какая тема урока была?
-Какую цель определили.
-Расскажите как определить объем прямоугольной коробки.
9.Домашнее задание
10.Рефлексия
1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Урок для меня показался…
4.За урок я…
5.Мое настроение…
6.Материал урока мне был…