СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация урока литературы " А.С. Пушкин " Зимняя дорога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект и презентация  урока литературного чтения " А.С. Пушкин " Зимняя дорога"

Просмотр содержимого документа
«чтение»



Тема. А.С.Пушкин. Анализ стихотворения «Зимняя дорога».

Цель:

  • выявить мотивы одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;

  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы;

  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.

Средства обучения: аудиозапись романса А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», репродукции зимних пейзажей, презентация.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

  1. Приветствие

  1. Актуализация ранее изученных знаний.

  1. Работа по карточкам

Вставь вместо пропусков нужные слова.

Александр Сергеевич ………… родился в городе……………в 1799году.

Он получил домашнее образование у гувернеров и учителей- французов.

Повезло Александру и с бабушкой и с няней………………………. От них мальчик слышал много замечательных русских…………….

Когда ему было 12 лет, он поступил в Царско-сельский Императорский………….

Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам и даже искусству стихосложения.

А.С. Пушкин прославил Россию, как …………., потому что написал такие стихи, как …………






  1. Опрос.

-Когда родился А. С. Пушкин?

-В каком лицее учился Александр Сергеевич?

-Какова тематика его стихотворений?

-В каких еще жанрах работал А. С. Пушкин?

-Какие произведения А. С. Пушкина вы знаете?

  1. Подготовка к восприятию произведения.

1) Прослушивание песни

2) Беседа по прослушанной композиции

-Какое настроение передает музыка?

-Какая картина возникает перед вами?

-Какое время года представляете?

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Все мы любим лето, с нетерпеньем ждём его прихода, но и зиму мы любим не меньше. Недаром русские поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения русской зиме. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

-Прочитайте название стихотворения («Зимняя дорога»).

-Как вы думаете, о чем стихотворение? (О заснеженной дороге).

  1. Прослушивание стихотворения.



  1. Эмоционально-оценочная беседа.

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (грусти, печали, тоски). 
-Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (тоскливое, грустное). 

VI. Повторное чтение и анализ содержания.

  1. Беседа

-Какую картину вы представляете, когда звучит словосочетание “ Зимняя дорога”?

-Запах зимы. Какой он? Вдохните глубоко. Почувствуйте, как зимний воздух заполняет легкие.

  1. Жужжащее чтение.

-Давайте прочитаем стихотворение вполголоса и представим картину зимней дороги.

Подчеркните слова, значение которых вам не понятно. 
по словарю Ожегова. На доске: 
Борзая(тройка) – быстрая упряжка из трех лошадей. 
Ямщик – кучер. 
Чёрная хата – крестьянский бедный дом, изба. 
Одне –устаревшая форма одни. 
Докучные – надоедливые. 
Лик – лицо. 

Физкультминутка

3.Работа над идейным содержанием.

-Понравилось стихотворение? Чем?

-Какие строки особенно запомнились? Прочитайте.

-Какой отрывок захотелось перечитать? Почему?

-Можно ли было только по заголовку определить настроение стихотворения?

-Перечитайте про себя. Попробуйте определить, с каким настроением вы читаете?

-Какие слова и предложения в стихотворении помогают определить грусть, печаль?

Нина – несуществующий персонаж, вымысел, в этом выражается грустное настроение поэта во время написания стихотворения. Стихотворение написано в конце 1826 года, после возвращения Пушкина из ссылки. Настроение поэта при этом оставалось подавленным и печальным. Он скучал по своим друзьям, по родному дому, поэт до сих пор находился под сильным впечатлением от событий, произошедших за последние годы. Именно поэтому в стихотворении «Зимняя дорога» путь к Нине - есть мечты о возвращении поэта в родной дом, место, где ему будет уютно и спокойно («…Завтра, Нина, завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь…»).

-Прочитайте стихотворение вслух, стараясь передать именно такое настроение.

-А каким цветом раскрашено это произведение?

-Давайте перечитаем стихотворение и поищем, есть ли это слово в этом произведении.

-Как же вы догадались, что стихотворение раскрашено белым цветом, (серым цветом, темными тонами?)

-Прочитаем еще раз и подумаем, какой образ создал Александр Сергеевич в стихотворении?

4. Знакомство с видами рифмы.

 Можем ли мы назвать эту речь стихотворной?

      Зелёный дуб у лукоморья.

                           На дубе том златая цепь.

                            И днём и ночью учёный кот

                           Всё ходит по цепи кругом.

Знакомые строки. Нет, это не стихотворная речь, здесь нет ритма (чередования ударных и безударных слогов) и  рифмы. Восстановите авторский порядок. Как эти строки звучат у Пушкина? Почему так всё изменилось? (появилось   созвучие окончаний) .Оно называется рифмой.   

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. Например, кочка-бочка, строчка- сорочка.

По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».


Парная рифма - рифмуются две строки подряд (аабб).

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

(И.С.Никитин)

Перекрёстная рифма-рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки (абаб).

Зима недаром злится,

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора…

(Ф.И.Тютчев)

Опоясывающая (кольцевая) рифма- рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строки (абба).

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

(Ф.И.Тютчев)

VII. Итог урока. 

- Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? (Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена вёрстами: «Только вёрсты полосаты попадаются одне»).

- В жизни всегда есть чёрные и белые полосы. Поэтический образ «полосатых вёрст» приобретает символическое значение. На смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.


VIII. Домашние задание

Выучить стихотворение. 

Урок окончен!







Просмотр содержимого презентации
«чт»

Борзая(тройка) – быстрая упряжка из трех лошадей.   Ямщик – кучер.   Чёрная хата – крестьянский бедный дом, изба.   Одне –устаревшая форма одни.   Докучные – надоедливые.   Лик – лицо. 

Борзая(тройка) – быстрая упряжка из трех лошадей.  Ямщик – кучер.  Чёрная хата – крестьянский бедный дом, изба.  Одне –устаревшая форма одни.  Докучные – надоедливые.  Лик – лицо. 

Сквозь волнистые туман ы  Пробирается лун а ,  На печальные полян ы  Льет печально свет он а .

Сквозь волнистые туман ы

Пробирается лун а ,

На печальные полян ы

Льет печально свет он а .

К *** Я помню чудное мгновен ье : Передо мной явилась ты , Как мимолетное виден ье , Как гений чистой красо ты .

К ***

Я помню чудное мгновен ье :

Передо мной явилась ты ,

Как мимолетное виден ье ,

Как гений чистой красо ты .

У лукоморья дуб зелёный;  Златая цепь на дубе том:  И днём и ночью кот учёный  Всё ходит по цепи кругом….

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!