СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: "Путешествие в страну Здоровья". Автоматизация звука - Л в слогах, словах, формирование правильной речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное логопедическое занятие. 1 класс, ребенок с УО. Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи средней степени при интеллектуальном нарушении; дизартрия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: "Путешествие в страну Здоровья". Автоматизация звука - Л в слогах, словах, формирование правильной речи.»

Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №3» (КГКОУ ШИ З) 680018 г. Хабаровск, 18, ул. Партизанская, 93Б.

_____________________________________________________________________________


















Конспект логопедического занятия: «Путешествие в страну Здоровья».

Автоматизация звука - Л в слогах, словах, формирование правильной речи.






















Учитель-логопед:

Пархоменко Наталья Викторовна






Конспект занятия

Организационная информация

Тема занятия

«Путешествие в страну Здоровья».

Автоматизация звука - Л в слогах, словах, формирование правильной речи.

Предмет

Индивидуальное логопедическое занятие

Индивидуальное занятие

1 класс, ребенок с УО. Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи средней степени при интеллектуальном нарушении. 

Цель занятия

решение одновременно дидактических и коррекционных задач, автоматизация звука – Л в слогах, словах, формирование правильной речи. Сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи занятия

здоровьесберегающая:

- воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни;

- формировать представление у детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни;

- подбор средств обучения, специальных методов и приемов логопедического воздействия, соответствующих уровню развития каждого ребенка;

- учет зоны ближайшего развития детей;

- установка психологического контакта с каждым обучающимся;

- создание на занятии атмосферы эмоционального комфорта;

- насыщение занятия разнообразными по содержанию и форме видами деятельности;

- соблюдение оптимальной продолжительности каждого вида деятельности и их смену, сопровождая наглядным материалом, демонстрационным и раздаточным;

- подбор заданий, позволяющих сочетать познавательную деятельность с двигательной активностью (сопровождение физическими упражнениями);

- артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, массаж «Су – Джок»;

- последовательное усложнение речевого материала, предъявляемого детям;

- учет психологических особенностей учащихся при организации учебно-воспитательного процесса;

коррекционно-образовательная:

-уточнять артикуляцию и правильное изолированное произношение звука - Л;

-упражнять в правильном произношении звука - Л в слогах, словах);

-упражнять в определении наличия и места звука - Л в слогах, словах;

коррекционно-развивающая:

-развитие дыхания и голоса;

-развитие подвижности речевого аппарата;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие фонематических процессов;

-формирование лексико-грамматических средств языка;

-обогащение словарного запаса;

-совершенствование связной речи;

-предупреждение недостатков письма и чтения;

-развитие мыслительных операций;

-развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);

коррекционно-воспитательная:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов, дидактических игр.

- использование современных развивающих технологий: ИКТ;

формированию элементарных учебных навыков:

- умение слушать учителя;

-целенаправленно выполнять поставленную задачу;

-адекватно оценивать результат своей работы.

Время реализации занятия

30 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе занятия

- закрепили умения правильно произносить звук – Л в слогах, словах;

- научились определять наличия и места звука – Л в слогах, словах;

в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

ребенок учится видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

- пробуждается интерес к процессу обучения;

- снимается эмоциональное напряжение и тревожность

продолжили работу по развитию:

- фонематических процессов;

-формированию лексико-грамматических средств языка;

-обогащению словарного запаса;

-совершенствованию связной речи;

- предупреждению недостатков письма и чтения;

-развитию мыслительных операций и психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)

Необходимое оборудование и материалы

-стол и стул для ребенка; индивидуальное зеркало 9х12см.;

карандаши; наглядный материал; учебные пособия; методическая литература; бумажные салфетки; компьютер; микрофон.

Дидактическое обеспечение занятия

-предметные картинки, иллюстративный материал к занятию; таблица для чтения; опорные картинки для проведения артикуляционной гимнастики; «Смайлики» с изображением лиц - определение настроения ребёнка; игры: карта путешествия в страну «Здоровье»; ИКТ – «Игры для Тигры».

Ход и содержание занятия, деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Создание игровой ситуации, комфортной психологической атмосферы, использование ИКТ, поощрение.

Подробное описание всех этапов занятия


Организующий момент. (Мобилизирующая часть занятия)

Логопед: Здравствуй …. (имя ребенка)! Прежде чем приступить к заданиям, давай мы пожелаем здоровья друг другу.

Самомассаж.

 - С добрым утром глазки! Вы проснулись? (поглаживают веки глаз)

- С добрым утром ушки! Вы проснулись? (поглаживают уши)

- С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживают ручки)

- С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притоптываем)

- С добрым утром солнце! Мы проснулись!

(руки раскрываются навстречу солнышку).

- С добрым утром! (повернуться друг к другу)

Я рада встречи с тобой, а с каким настроением ты пришел на занятие?


«Смайлики» - психологический настрой ученика - используются изображения лиц с разным настроением.

Психогимнастика.

Логопед предлагает ребенку изобразить радостного человечка, грустного, гневного, удивленного.

Ребенок выбирает «Смайлик» соответствующий его настроению, объясняет, почему именно выбрал этот «Смайлик».

Логопед психологически настраивает ребенка на занятие, создаёт комфортную и доброжелательную обстановку для ученика.

Игра на сплочение «Пожелание» (Логопед и ученик передают друг другу мяч и произносят пожелания друг другу).

Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в небольшое путешествие в страну «Здоровья», а какая буква и соответствующий ей звук нам будет помогать - отгадаешь сам.

Загадка:

Стер с бумаги ластик наш

Всё, что сделал карандаш,

А чернила не сумел –

Превратился в букву …. (Л)

Логопед:

- Логопед. Прежде чем отправиться в путь надо подкрепиться и подготовиться.

Артикуляционная гимнастика.

- Напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик» или «Лопатка»:

- К блинам возьмем вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»:

- Посмотрим вверх – плывут облака, светит солнышко, вниз – травка (упражнение «Качели», «Маляр»:

- Почистим наши зубки (упражнение «Чистим верхние зубки»:

и посчитаем их (упражнение «Посчитаем зубки»:

- считаем кончиком языка количество верхних зубов).

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз по 10 секунд.

Логопед. Подул ветерок, выполним упражнение на дыхание «Ветерок»

Дыхательные упражнения

-упражнения на дыхание «Ветерок». (Блок «Просодика», модуль «Дыхание» ИКТ- Игры для Тигры». Необходимо строго дозировать дыхательную нагрузку на ребёнка, не рекомендуется повторять упражнение более 2-3 раз подряд без перерыва с целью избегания перегрузки дыхательного центра).

Логопед. (Имя ребенка), посмотри на экран компьютера, почему на одной стороне язычок улыбается и внизу надпись – правильно, а на другой картинке – язычок грустит.

Ученик устно объясняет, почему язычок грустный – не правильно принял положение для постановки звука – Л.

Повторение пройденного материала, характеристика звука –Л.

Логопед. (Имя ребенка), давай вспомним, положение наших губ, языка при произношении звука – Л, дай ему характеристику: Когда мы произносим звук (Л) – губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним зубам. Это согласный звук, твёрдый. Покажи, где должен находиться кончик языка, чтобы правильно произносить звук (Л), показывает перед зеркалом правильное положение языка и губ при произношении звука – Л и исправляют ошибку в компьютере с помощью мышки.

Используя наглядный материал, собственный показ логопеда, ИКТ – «Игры для Тигры» блок «Звукопроизношение», ребенок произносит звук - Л, смотря в зеркало контролируя движения артикуляционного аппарата.

Логопед. Чтобы пройти дорогу надо быть закаленным и не болеть, иначе нас не пустят в страну «Здоровье».

Контрастотермия

Ученик подходит к столу, на котором находится комплект, состоящий из тазика со льдом. Ребенок берет одну льдинку в руки и водит по ладоням, проговаривая стихотворение:

Мы научимся ледок

Между пальцами катать,

Это в жизни нам поможет не болеть и не хворать.

(Логопед выполняет вместе с учеником упражнение)

Логопед. Посмотри (имя ребенка)! Наш звук – Л принес нам карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть.

Что ты видишь в самом начале?

Ученик. Указатель с табличками.

Логопед читает:

«Налево пойдешь – в грязь и в лужу попадёшь»

«Прямо пойдешь – здоровье найдешь»

Логопед. В каком направлении пойдем?

Ученик. Прямо пойдем!

Логопед.Почему?

Ребенок объясняет свой ответ.

Логопед.Послушай пословицы, как ты их понимаешь:

«Чистота – залог здоровья»;

«Кто аккуратен, тот людям приятен»

Ученик объясняет, высказывает свое мнение.

Логопед. Отправляемся в путешествие со звуком – Л.

Ученик берет карандаш и ведет карандашом по пунктиру.

На пути встречаются камушки так же изображенные пунктирной линией. Ребенок обводит их. На камнях написаны слова.

Логопед читает слова, но последний звук произносит ребенок (Л): баскетбо…, валейбо…, футбо…, пионербо…

Логопед. Какие это игры, чему они нас учат и что они нам дают? (спортивные; быть смелыми, выносливыми; здоровье).

Если ребенок затрудняется, логопед помогает и объясняет.

Логопед. Послушай пословицы. Как ты их понимаешь?

«Кто спортом занимается – тот силы набирается»

«Быстрого и ловкого – болезни не догонят».

Ученик высказывает свое мнение, объясняет.

Автоматизация звука – Л в слогах и словах.

Логопед. На пути у нас – дерево, а на листочках прописаны слоги, предлагаю прочитать их:

ла-ло-лу-лы; лы-лу-ло-ла; лу-лы-ла-ло; ло-лу-ла-лы; ял,ёл,юл,ил,ел; ал,ол,ул,ыл; ал-ял-ол-ёл.

Глазки наши устали, выполним упражнение для глаз «Ветер».

Логопед. Что у нас лежит под деревом?

Ребенок. Колечко

Игровое упражнение в стихах (Су-джок)

«Мы колечки надеваем»

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем.

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров ты,

пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

Массажировать и закреплять название пальцев.

Логопед. Подошли мы к речке, а моста нет, только «доски» лежат. (Раскладываем на столе кучкой шесть картинок). Давай разберем эти «доски». Разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук – Л в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.

(Ученик раскладывает картинки – «доски» в зависимости от места звука в слове).

Картинки:

лодка

лыжи

палуба

колодец

дятел

узел

А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок».

Логопед. Устали мы сидеть на месте, надо нам поиграть.

Логопед. Привела нас дорожка в страну «Здоровья», но попасть мы в неё не сможем, нам надо восстановить пословицы

Вот и открыты двери в страну «Здоровья». Теперь у тебя есть представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни!

Логопед. Вот и закончилось удивительное путешествие в страну «Здоровья». А какой звук нам помогал и сопровождал нас всю дорогу?

Ученик. Звук – Л.

Рефлексия:

Ученик отвечает на вопросы, используется наглядный материал.

Поощрение: звук - Л «награждает» ученика медалькой за работу.

Домашнее задание

Повторять упражнения на дыхание, артикуляционную гимнастику и придумать слова со звуком - Л в начале, в середине и в конце слова.

Список учебной и дополнительной литературы

1. Звукарик. А.Ундзенкова, Л.Колтыгина

2. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» (Учебно-методическое пособие). Л.Р.Лизунова.

3. Логопедическая азбука. В.А.Ракитина, Е.Н.Рыжанкова

4. Логопедия. Практическое пособие. В.И.Руденко

5. Основы логопедии. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина

6. Уроки логопедии. З.А.Репина, В.И.Буйко

7. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера (Библиотека журнала «Логопед»). Е.А.Борисова.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!