Организующий момент. (Мобилизирующая часть занятия) Логопед: Здравствуй …. (имя ребенка)! Прежде чем приступить к заданиям, давай мы пожелаем здоровья друг другу. Самомассаж. - С добрым утром глазки! Вы проснулись? (поглаживают веки глаз) - С добрым утром ушки! Вы проснулись? (поглаживают уши) - С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживают ручки) - С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притоптываем) - С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку). - С добрым утром! (повернуться друг к другу) Я рада встречи с тобой, а с каким настроением ты пришел на занятие? «Смайлики» - психологический настрой ученика - используются изображения лиц с разным настроением. Психогимнастика. Логопед предлагает ребенку изобразить радостного человечка, грустного, гневного, удивленного. Ребенок выбирает «Смайлик» соответствующий его настроению, объясняет, почему именно выбрал этот «Смайлик». Логопед психологически настраивает ребенка на занятие, создаёт комфортную и доброжелательную обстановку для ученика. Игра на сплочение «Пожелание» (Логопед и ученик передают друг другу мяч и произносят пожелания друг другу). Сообщение темы. Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в небольшое путешествие в страну «Здоровья», а какая буква и соответствующий ей звук нам будет помогать - отгадаешь сам. Загадка: Стер с бумаги ластик наш Всё, что сделал карандаш, А чернила не сумел – Превратился в букву …. (Л) Логопед: - Логопед. Прежде чем отправиться в путь надо подкрепиться и подготовиться. Артикуляционная гимнастика. - Напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик» или «Лопатка»: - К блинам возьмем вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»: - Посмотрим вверх – плывут облака, светит солнышко, вниз – травка (упражнение «Качели», «Маляр»: - Почистим наши зубки (упражнение «Чистим верхние зубки»: и посчитаем их (упражнение «Посчитаем зубки»: - считаем кончиком языка количество верхних зубов). Каждое упражнение выполняется 6-8 раз по 10 секунд. Логопед. Подул ветерок, выполним упражнение на дыхание «Ветерок» Дыхательные упражнения -упражнения на дыхание «Ветерок». (Блок «Просодика», модуль «Дыхание» ИКТ- Игры для Тигры». Необходимо строго дозировать дыхательную нагрузку на ребёнка, не рекомендуется повторять упражнение более 2-3 раз подряд без перерыва с целью избегания перегрузки дыхательного центра). Логопед. (Имя ребенка), посмотри на экран компьютера, почему на одной стороне язычок улыбается и внизу надпись – правильно, а на другой картинке – язычок грустит. Ученик устно объясняет, почему язычок грустный – не правильно принял положение для постановки звука – Л. Повторение пройденного материала, характеристика звука –Л. Логопед. (Имя ребенка), давай вспомним, положение наших губ, языка при произношении звука – Л, дай ему характеристику: Когда мы произносим звук (Л) – губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним зубам. Это согласный звук, твёрдый. Покажи, где должен находиться кончик языка, чтобы правильно произносить звук (Л), показывает перед зеркалом правильное положение языка и губ при произношении звука – Л и исправляют ошибку в компьютере с помощью мышки. Используя наглядный материал, собственный показ логопеда, ИКТ – «Игры для Тигры» блок «Звукопроизношение», ребенок произносит звук - Л, смотря в зеркало контролируя движения артикуляционного аппарата. Логопед. Чтобы пройти дорогу надо быть закаленным и не болеть, иначе нас не пустят в страну «Здоровье». Контрастотермия Ученик подходит к столу, на котором находится комплект, состоящий из тазика со льдом. Ребенок берет одну льдинку в руки и водит по ладоням, проговаривая стихотворение: Мы научимся ледок Между пальцами катать, Это в жизни нам поможет не болеть и не хворать. (Логопед выполняет вместе с учеником упражнение) Логопед. Посмотри (имя ребенка)! Наш звук – Л принес нам карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Что ты видишь в самом начале? Ученик. Указатель с табличками. Логопед читает: «Налево пойдешь – в грязь и в лужу попадёшь» «Прямо пойдешь – здоровье найдешь» Логопед. В каком направлении пойдем? Ученик. Прямо пойдем! Логопед.Почему? Ребенок объясняет свой ответ. Логопед.Послушай пословицы, как ты их понимаешь: «Чистота – залог здоровья»; «Кто аккуратен, тот людям приятен» Ученик объясняет, высказывает свое мнение. Логопед. Отправляемся в путешествие со звуком – Л. Ученик берет карандаш и ведет карандашом по пунктиру. На пути встречаются камушки так же изображенные пунктирной линией. Ребенок обводит их. На камнях написаны слова. Логопед читает слова, но последний звук произносит ребенок (Л): баскетбо…, валейбо…, футбо…, пионербо… Логопед. Какие это игры, чему они нас учат и что они нам дают? (спортивные; быть смелыми, выносливыми; здоровье). Если ребенок затрудняется, логопед помогает и объясняет. Логопед. Послушай пословицы. Как ты их понимаешь? «Кто спортом занимается – тот силы набирается» «Быстрого и ловкого – болезни не догонят». Ученик высказывает свое мнение, объясняет. Автоматизация звука – Л в слогах и словах. Логопед. На пути у нас – дерево, а на листочках прописаны слоги, предлагаю прочитать их: ла-ло-лу-лы; лы-лу-ло-ла; лу-лы-ла-ло; ло-лу-ла-лы; ял,ёл,юл,ил,ел; ал,ол,ул,ыл; ал-ял-ол-ёл. Глазки наши устали, выполним упражнение для глаз «Ветер». Логопед. Что у нас лежит под деревом? Ребенок. Колечко Игровое упражнение в стихах (Су-джок) «Мы колечки надеваем» Мы колечки надеваем, Пальцы наши украшаем. Надеваем и снимаем, Пальцы наши упражняем. Будь здоров ты, пальчик мой, И дружи всегда со мной. Массажировать и закреплять название пальцев. Логопед. Подошли мы к речке, а моста нет, только «доски» лежат. (Раскладываем на столе кучкой шесть картинок). Давай разберем эти «доски». Разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук – Л в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова. (Ученик раскладывает картинки – «доски» в зависимости от места звука в слове). Картинки: лодка лыжи палуба колодец дятел узел А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок». Логопед. Устали мы сидеть на месте, надо нам поиграть. Логопед. Привела нас дорожка в страну «Здоровья», но попасть мы в неё не сможем, нам надо восстановить пословицы Вот и открыты двери в страну «Здоровья». Теперь у тебя есть представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни! Логопед. Вот и закончилось удивительное путешествие в страну «Здоровья». А какой звук нам помогал и сопровождал нас всю дорогу? Ученик. Звук – Л. Рефлексия: Ученик отвечает на вопросы, используется наглядный материал. Поощрение: звук - Л «награждает» ученика медалькой за работу. |