Конспект НОД в подготовительной группе «В» №11 «Кругосветное путешествие»
Программное содержание:
Расширить знания детей о нашей планете, о том, что на ней много разных народов, стран;
Развить умение ориентироваться по карте и глобусу, находить страны и континенты;
Воспитывать уважение к языкам разных народов мира, к людям разных национальностей;
Методические приемы: наглядные, словесные, игровые.
Использование ТСО: интерактивная доска.
Предшествующая работа. Беседа о нашей планете, рассматривание карты, глобуса, беседа о континентах, чтение стихотворений разных народов.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое путешествие?
Куда можно путешествовать?
Ответы детей: В другие города, страны, в горы, на острова, по морям и т. д.
Воспитатель: А люди которые путешествуют, как называются?
Воспитатель: А кто знает, что такое кругосветное путешествие? Само слово говорит за себя — кругом по свету, значит по всей планете.
Ребята, а на какой планете живем мы с вами?
Ответы детей: Земля.
Давайте посмотрим карту. Покажите, какие континенты есть на планете Земля.
Дети показывают 6 континентов.
Воспитатель: Значит. Мы можем путешествовать по всем континентам. Это и будет называться кругосветное путешествие. После посещения континента и выполнения заданий, вы будете получать изображение этого континента и по окончанию путешествия, мы с вами соберём свою карту странствий.
На каких видах транспорта можно путешествовать?
Дети называют.
Воспитатель: А какой самый быстрый вид транспорта? (самолет). Вот на самолете мы и полетим. Самолёт не может отправиться в полёт без командира и бортпроводника. Командиром будет Рустам, бортпроводником – Полина.
Воспитатель: Но чтобы попасть на самолёт, необходимо купить билеты. Что нам для этого понадобиться? (деньги). А откуда у людей появляются деньги? (зарплата, пенсия, стипендия). У нас с вами тоже есть «деньги». Билет стоит 7 рублей.
Дети «покупают» билеты у воспитателя. На билетах написан пример, решив который дети узнают своё место в самолёте.
(Командир самолета и бортпроводники встречают пассажиров и проверяют билеты)
Воспитатель: Ну вот все на местах, наше путешествие начинается. На каждом континенте много интересного. А на какой континент мы отправляемся, вы узнаете из загадки.
Что же это за страна?
Очень жаркая она.
Солнце, лето круглый год
Море, пальмы и песок.
Тут пустыни жаркие,
Звёзды ночью яркие.
Есть леса дремучие,
Растения колючие.
Что же это за страна?
Очень жаркая она.
(Африка)
Воспитатель: Правильно, мы летим в Африку. А чтобы нам не скучать в пути. Мы поиграем в игру «Бывает-не бывает». Если бывает- хлопаем, если нет- топаем.
- Бывает круг с тремя углами?
- Бывает у кошки четыре лапы?
- У слона два хвоста?
- У пятиугольника 6 углов?
- Стол с 4 углами?
- Ночью яркое солнце?
- Весна после осени?
- Понедельник – выходной?
- За субботой- воскресенье?
- Земля круглая?
Воспитатель: Вот мы и приземлились.Что есть в Африке? Рассмотрим карту. Найдем самую большую пустыню Сахара, по которой гуляют гордые верблюды - «корабли пустыни». Самая длинная река Нил, где водятся нильские крокодилы. Посмотрите на фотографии животных Африки. Как вы считаете, какая фотография здесь лишняя и почему? (Ответы детей. Воспитатель уточняет, что лишняя фотография коровы, потому что корова- это домашнее животное, а все остальные животные на фото -дикие животные Африки). Назовите животных, которых вы видите.
Очень хорошо справились с заданием и получаете фрагмент карты.
Садимся в самолёт и отправляемся на другой континент. Отгадайте загадку и вы узнаете куда мы отправляемся.
Безобиден, травояден,
Сумка есть и длинный хвост,
Целый день скакать бы мог.
Австралийскую жару
Любит рыжий. (кенгуру)
Символом какой страны является кенгуру. (Австралии) Правильно, мы летим в Австралию. А пока летим предлагаю вам сложить из танграма фигурку кенгуру.
Вот мы и прилетели в Австралию.
Воспитатель : Чем примечательна Австралия? ( сумчатые животные)
1. А знаете ли Вы Австралийских птиц? Взгляните на картинки. . Кто находится посередине, в центре? (Ответы детей. Это страус)
2. Какая птица в правом нижнем углу? Это Райская птица. Как Вы думаете, почему ее так назвали? (Ответы детей. Воспитатель уточняет - это самая красивая птица в мире)
3. Какая птица в правом верхнем углу? (Ответы детей. Это пеликан)
4. Какая птица левом нижнем углу? (Ответы детей. Это попугай)
5. Какая птица в левом верхнем углу? (Ответы детей). Воспитатель уточняет- это птица называется Казуар- что в переводе означает "рогатая голова".
Молодцы, справились с заданиями и за это вы получаете еще один фрагмент карты.
А следующий материк у нас будет Америка! Кто из вас знает, кто открыл Америку?
( Христофор Колумб.)
Он приплыл в Америку на корабле. И мы тоже с Вами отправимся в путь на корабле. Давайте встанем с наших мест и представим, что мы плывем на корабле.
(меняем фуражки)
- Ребята, а что можно составить из букв?( слова). Слов много и все они звучат по разному и имеют разное значение.
И пока плывем, я предлагаю вам назвать слова которые обозначают предметы, действия предметов и признаки предметов
Это задание мы выполним с вами в группах.
1 ряд называет предметы,
2 ряд – признак предмета,
3 ряд - действия предмета.
Молодцы!
Посмотрите вправо (дети подносят руку ко лбу, поворачиваются вправо)- не видна ли там земля? нет. не видно.
Давайте возьмем подзорную трубу (дети складывают руки, представляя, что смотрят в подзорную трубу)
- Не видно ли там земли? Да, ура! Видно! Земля! Земля!
Вот точно так же радовались матросы на корабле Колумба, когда после долгих дней путешествия увидели землю.
А Вы знаете, что Америка состоит из двух материков- Южной Америки и Северной Америки. Мы с Вами приплыли, как и Колумб к Южной Америке.
Рассмотрите, пожалуйста, картинки с видами Южной Америки. .
Что Вы здесь видите? (Ответы детей). Какая постройка вам напоминает уже увиденную сегодня на другом материке? (. Пирамида). Воспитатель уточняет, что пирамиды в Южной Америке до сих пор остаются загадкой для ученых. И по возрасту эти пирамиды старше, чем пирамиды в Египте.
В пирамидах ученые находят загадочные надписи, и я вам предлагаю их разгадать. Упражнение «Деформированные слова».; (нужно из букв на доске составить слова)
ОКТ- кот, ток; ОНС- нос, сон.
АИЛС-лиса, сила; НКИО- кино, кони.
Очень хорошо справились и с этим заданием, получаете изображение Южной Америки.
А Северная Америка находится недалеко от Южной Америки. Мы сейчас быстро доплывем.
- А что можно сделать со словами?(разделить на слоги, сделать звуковой анализ)
-Как можно узнать сколько слогов в слове ?(посчитать гласные ,протопать ,прохлопать)
-Вот давайте вместе посчитаем слоги в словах КОРАБЛЬ, МОРЕ, АМЕРИКА.
Молодцы!
Вот вам изображение Северной Америки.
- Ребята, я предлагаю немного задержаться на суше и размяться.
-ФИЗМИНУТКА. « ЧУДАРИКИ»
Кто скажет, что такое "ледокол" и сделает предположение, куда мы отправляемся? (выслушиваются ответы детей).
Воспитатель уточняет: ледокол- слово образовано от двух других слов "лед и колит", значит, это корабль. который может раскалывать лед. Обычному кораблю это не по силам.
Мы отправляемся на самый холодный материк- Антарктиду!
А во время нашего путешествия поиграем в игру.
« СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ ДВУХ СЛОВ»
Я предлагаю выйти всем на палубу и встать в круг, вам нужно поймать мяч и назвать правильное слово
Сам летает … (самолёт).
Рыбу ловит … (рыболов).
Пешком проходит … (пешеход).
Пчёл разводит … (пчеловод).
Листья падают … (листопад).
Голый лёд … (гололёд).
Кору ест … (короед).
Сад разводит …(садовод).
Снег падает……(снегопад)
Мусор возит….(мусоровоз)
Сам катит….(самокат)
-Ну вот мы и на месте- в Антарктиде.Море и суша здесь покрыта льдами. Мы сейчас с вами подберем родственные слова к слову ЛЁД.
В Антарктиде очень низкие температуры, там очень холодно. А значит ли это, что там никого нет? (ответы детей) Кто там обитает? (ответы детей).
Я думаю, все мы уже замерзли тут, и быстрее уплываем из Антарктиды.
Крепим на карту материк Антарктиду.
С ледокола пересаживаемся на обычный корабль и плывем на следующий материк.
А кто напомнит мне, какой у нас по счету? (6й). Называется он немного непонятным словом - Евразия.
Почему он так называется. Кто как думает? (ответы детей).
Воспитатель уточняет, что часть Евразии - Европа и другая часть - Азия.
Евразия- самый большой материк на Земле
В Евразии расположены около 100 различных государств со своими культурами, народами, городами.
Именно в Евразии находится наша страна .
- Как она называется?
- Назовите столицу нашей Родины.
- Какой флаг?
-В каком городе мы с вами живём?
Молодцы!
Прекрасно справились с заданием и получаете последний фрагмент карты.
Вот мы и обогнули с вами весь земной шар и вернулись домой.
Много людей населяют нашу планету и все они стремятся жить в мире и согласии. А кто является символом мира (голубь). Я предлагаю вам сейчас сделать голубя мира .
Оригами «Голубь»
Наше путешествие закончилось. Скажите, вам оно понравилось? Какое задание было самым трудным? А какое самым легким? Вы справились со всеми заданиями и получаете в награду эмблемы юных путешественников