СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • Обобщить  знания о буквах и звуках
  • Развивать умения  различать звуки и буквы
  • Формирование первоначальных представлений о роли звуков
  • Повторить правописание словарных слов

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку по русскому языку»

Тема урока: Звуки и буквы.


Цели:

  • Обобщить знания о буквах и звуках

  • Развивать умения различать звуки и буквы

  • Формирование первоначальных представлений о роли звуков

  • Повторить правописание словарных слов


Планируемые результаты:

  • Учащиеся научатся различать звуки и буквы

  • Записывать транскрипцию слов

  • Правильно произносить звуки и называть буквы

  • Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слов

  • Оценивать результаты своей деятельности

Ход урока.

  1. Организационный момент.( Приветствие учащихся.– Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок).

  2. Актуализация знаний.

  • Орфографическая минутка. Отгадайте загадки, напишите отгадки.( Работа в группах).Отгадками являются словарные слова.


  • Её никто не пугает

А она всё дрожит.(осина)

  • Косой, слабый, трусливый

По лесу бегает.( заяц)

  • Гладишь- ласкается,

Дразнишь – кусается.(собака)

  • Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.(медведь)

  • В поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился.(сахар)

  • Назови десятый месяц года.( октябрь). Новое слово.

Группы записывают слова, а проверяют их ребята из других групп. Результаты оцениваются и озвучиваются.( Орфография слов проверяется с доской . На доске записаны слова правильно.)

  • Постановка учебной задачи.

Работа в рабочих тетрадях. Записывают число.

Минутка чистописания. « ьъ». Что можете сказать про эти знаки? ( Они не имеют звука)

Найдите, какие слова спрятались? Запишите эти слова.

Оавзсебуквыянлезвукиссрт ( Слова: буквы и звуки)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Что мы сегодня можем делать на уроке?

- Чем отличается буква от звука?( Буквы мы видим и пишем, а звуки мы произносим и слышим).

  • Усвоение новых знаний и способов действий.


- Я вам буду давать задания , а вы попробуйте правильно их выполнить - отвечайте.

  • Произнеси второй звук слова « кот». Дети произносят звук, на доске появляется буква « О» и т.д.

  • Произнесите первый звук в слове «карусель» («К»)

  • Произнесите второй слог в слове «утята»

  • Произнесите парный согласный звуку «П».(«Б»)

  • Произнесите последний звук в слове «сентябрь» «Р»)

- Что надо сделать , чтобы правильно было написано слово? ( Поставить мягкий знак).

На доске получилось слово ОКТЯБРЬ. (Словарное слово.)

- Назовите лексическое значение этого слова .( осенний месяц)

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, написание которой надо запомнить. Рядом запишите слово, разделяя чёрточками для переноса.

3. Самоопределение к деятельности.

- Сколько слогов в этом слове?

- Как это узнали?

- Сколько букв в этом слове? ( 7)

- Сколько звуков в слове ? (6). Почему звуков меньше? ( Мягкий знак звука не имеет).

- Закончите предложение:

  • Буквы мы….( видим и пишем)

  • Звуки мы… ( произносим и слышим)

  • Звуки бывают….( гласные и согласные)

  • Гласные звуки бывают …..( ударные и безударные)

  • Согласные звуки бывают……( твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные).

На доске появляется алгоритм сказанного.

ЗВУКИ

Гласные Согласные парные

Ударные безударные твёрдые мягкие непарные

звонкие глухие



4. Условные звуковые обозначения слов. ( Звукобуквенный разбор слова. Работа фронтальная. )

Кот – 1 слог

К- [к] – согласный, твёрдый, глухой, парный

О - [ о ] – гласный, ударный

Т - [т ] - согласный, твёрдый, глухой, парный

3 буквы, 3 звука

Физкультминутка .

- Похлопать столько раз, сколько гласных звуков слышите в словах: барабан, курица, букварь, камыш, урок, учительница, мальчик .

- Потопать столько раз, сколько согласных звуков слышите в словах : азбука, крот, удочка, карандаш.

5. Роль звуков и букв в лексическом значении слов .

Даны слова, замените в них :

  • Гласную : дом -……, сыр - ….., кот - …..

  • Согласную : ком -….., рак -….., уха -…..

Один учащийся работает у доски. По окончанию работы проверяются в парах. Результат работы оценивается учащимися.

Вывод: Заменив, одну букву изменилось слово, т.е. его смысловое значение.


6. Закрепление.

- Чем отличаются буквы от звуков?

- Всегда ли совпадает звуковая запись с буквенной?( Часто слышим одно, пишем другое.)

- Что для этого делаем? ( Подбираем проверочные слова или вспоминаем правила правописания слова.)

- На доске записаны слова в звуковой записи ( транскрипция) . Учащимся записать слова буквами. Сверка с образцом на доске. Взаимопроверка. Результат работы оценивается.


[ у ж ы ] -…….., [с а т ]- …….., [ п а с у д а ] -……..


- На какие орфограммы встретились слова ? ( Сочетание «жи», парный согласный, словарное слово).


7. Первичная проверка знаний. Выполнить звукобуквенный разбор слова .( Работу проверяет учитель)


1 вариант : дуб

2 вариант: зуб


(Если с работой справились быстро, можно предложить дополнительное задание. Составьте и запишите предложение с этим словом, поставьте ударение, подчеркните буквы своим цветом.)


8. Подведение итогов урока.

- Какая была тема урока ?

- Чем отличается буква от звука?

- Чему мы учились на уроке?

- В чём возникли трудности?

- Что понравилось делать на уроке?


9. Домашнее задание.

Стр. №


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!