СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку по теме"«Проблемы массовой детской беспризорности» История России.Класс: 10

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку по теме"«Проблемы массовой детской беспризорности» История России.Класс: 10»

Конспект урока по теме «Проблемы массовой детской беспризорности»

Класс: 10

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам

1.Определение беспризорности
Первое определение беспризорности, дается в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 году. Это определение цитируется в статье Е.Г.Слуцким. Евгений Георгиевич отмечает, что беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Далее автор продолжает: «Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными».
В другом источнике информации говориться, что в 1930 годы термин «безнадзорность» Большая Советская Энциклопедия не содержала, так как он входил в смысл общего понятия детской беспризорности. Таким образом, в 30-е г.г. ХХ века различия между понятиями «беспризорность» и «безнадзорность» практически не было.
Таким образом, в соответствии с законом, в двух выше указанных понятиях имеются отличительные особенности, которые состоят в отсутствии места жительства. В последнее время в ряде публикаций понятия «беспризорность» и «безнадзорность» смешиваются.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
2. Сироты в годы Гражданской войны
Из источника информации , мы узнали, что октябрьский переворот окончательно разрушает зарождавшуюся в России систему призрения беспризорных.

Отдельную проблему составляют дети репрессированных. Их отправляют  к родственникам, но тем тоже часто приходится туго, и они не всегда могут позаботиться о ребенке или - что довольно часто случалось - про детей забывали вовсе.
Автор статьи приводит статистические данные, в которых по переписи земских врачей на 1913 год, полные сироты составляют не более 25%, а к 1918 году полные сироты среди беспризорных составляют уже 40-45%, и таким образом в беспризорной среде снова превалируют сироты, лишившиеся родителей из-за войны, голода и революционных репрессий.
С первых лет Советской власти вся работа по защите прав детей, включая и борьбу с беспризорностью, была возложена на Совет защиты  детей. Однако Совет защиты детей Наркомпроса в эти годы - скорее номинальная организация, не располагающая сколько-нибудь реальными силами и возможностями.
   Из статьи А.Ю. Рожкова мы выяснили, что  к 20-му году рост беспризорности достигает апогея и приостанавливается. К этому времени сироты среди беспризорных составляют уже более 60%, но точных данных по-прежнему нет, так как не  ведется даже грубого учета. Однако ситуация уже осознана, и  предпринимаются первые попытки регулярной борьбы с беспризорностью силами государства, но пока они больше похожи на борьбу не с беспризорностью, а с беспризорниками.
И тут возникают новые обстоятельства. Компания Советской власти по продовольственному обеспечению - продразверстка 1920 года, последовавшая за ней засуха и неурожай, бестолковое управление продовольственным снабжением, создают крайне тяжелую ситуацию на селе.
Дети массово теряют родителей и сами  гибнут от голода. По дорогам бродят сотни голодных детей, они занимают крыши вагонов поездов южных направлений, штурмуют рынки и продовольственные пристани, ютятся на чердаках, в колодцах.
Автор статьи продолжает, что за два года (1920 - 1922) количество беспризорных выросло на порядок,  и снова меняется их социальный состав. Дети-сироты составляют 70-60% от общего числа, и большинство их происходит из крестьян (до 40%). Среди беспризорных все больше становится детей из зажиточных семейств кулаков, инженеров и дворян. Но главная проблема заключается в том, что на фоне всеобщего обнищания, голода, отсутствия элементарных предметов потребления, неэффективности денежного обращения основными способами добывания пропитания становятся криминальные. К этому моменту срок  неэффективной работы с беспризорностью (с 1915 по 1920 год) уже составляет 5 лет. Этого времени более чем достаточно, чтобы сформировалась новая устойчивая система беспризорного быта, хорошо структурированная, со своим языком, традициями и нравами. За это время часть детей просто выросла в криминальной среде, помня о своем беспризорном опыте, активно вовлекают в них уличных детей.
Положение складывается настолько тяжелое, что 10 февраля 1921 года создается специальная, всем известная, Деткомиссия ВЦИК. Начинают создаваться первые специализированные детские учреждения для беспризорных детей: детские дома, колонии, специализированные школы и ремесленные училища.
Бродяжнический образ жизни держит крепче наркотика, многие дети за это время успели объехать полстраны, беспрестанно мигрируя, как перелетные птицы.

Учётом беспризорников занимались милиция, уголовный розыск, ГПУ. Но основная часть этой деятельности приходилась на местные органы народного образования

Причинами появления большой массы беспризорников были, конечно, и мировая война, и революция, но в значительной мере последовавшая за ними Гражданская война. В 1917 году в детских домах воспитывалось 30 тысяч человек — 0,018% от 170-миллионного населения Российской империи.

Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.

Антон Макаренко – великий педагог, который воспитал тысячи беспризорников

Антона Семеновича Макаренко. Этот выдающийся советский педагог известен работой с беспризорниками, несовершеннолетними детьми, совершившими правонарушения. Свой опыт в воспитании трудных подростков он изложил в «Педагогической поэме», которая названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века и переведена на десятки языков, а сам Антон Макаренко признан организацией ЮНЕСКО одним из величайших педагогов XX века. Его опыт по перевоспитанию беспризорников не удалось повторить никому в мире.

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта (1 марта по старому стилю) 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии. По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем в 1911–1914 годах работал учителем. Затем поступил в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В течение нескольких лет возглавлял железнодорожное училище в Крюкове и городское училище в Полтаве. 
С 1920 года Антон Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. Педагог присвоил ей имя писателя Максима Горького, с которым состоял переписке. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. Некоторое время руководил педагогической работой в трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году Антон Макаренко переехал в Москву и последние годы жизни посвятил литературной и просветительской деятельности.

Педагогический опыт в колонии им. М. Горького Антон Макаренко описал в главной своей книге «Педагогическая поэма» (1935), а работу в Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского – в повести «Флаги на башнях» (1938). Педагог выступал против элементов тюремного режима и жесткой системы наказаний. Важное значение в воспитании подростков он придавал производительному труду. Ядро его учения – теория воспитательного коллектива, который Макаренко считал ключом к развитию личности. В числе воспитанников Макаренко – 3000 беспризорников, и ни один из них не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире.

Воспитать человека счастливым: цитаты Антона Макаренко

• Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

• Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.

• Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ.

• Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

• Самая трудная вещь – требование к себе.

• Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения… сберегайте правила, традиции.

• Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

• Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.

• Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.

• Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

• Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство.

• Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Крупнейшим пиком беспризорности за всю историю РСФСР-СССР считаются 1920-е годы

Организация спасения детей в годы Гражданской войны

Осенью 1918 года по инициативе В. Г. Короленко СНК РСФСР учредил независимую общественную организацию — «Лигу спасения детей». Её возглавили Е. Д. Кускова, Н. М. Кишкин, Л. А. Тарасович и другие. В течение года Лига создала 14 детских колоний, несколько детских садов и клубов, а также один санаторий для детей в Москве. Всего за это время ими было спасено 3,5 тыс. сирот и полусирот. В учреждениях, открытых Лигой, особое внимание уделялось индивидуальному воспитанию ребёнка. Обычно это были небольшие 2—3 комнатные квартиры, принимающие не более 25—30 детей.

Изданный в 1918 году специальный декрет Совета Народных Комиссаров предписывал органам снабжения выдавать бесплатно продукты питания всем детям до 14 лет, независимо от социального происхождения. В.И. Ленин поддержал соответствующее предложение Ф.Э. Дзержинского, их оппоненты во главе с Г.Е. Зиновьевым предлагали выдавать карточки на снабжение продуктами только детям трудящихся.

4 февраля 1919 года Совнарком учредил государственный «Совет защиты детей», который возглавил Ф.Э. Дзержинский. Он располагал функциями контроля и координации, не имея в распоряжении воспитательных учреждений. Совет имел в наличии несколько санитарных поездов для подбора беспризорников на железнодорожных станциях. По оценкам А. Рожкова, деятельность этой организации была слаба.

По инициативе «сверху» было создано общество «Друг детей». По утверждению А. Рожкова, создание этих обществ было попыткой государства переложить расходы с бюджета в частные руки, таким образом, например, в московском отделении было собрано порядка 1 млн рублей.

5 марта 1920 года в губернии было разослано постановление Наркомата образования о создании специальной детской милиции, организации и обеспечении питания для беспризорников, их лечения, организации приёмников.

По поручению Совета защиты детей в конце 1920 года А. Д. Калинина провела инспекцию освобожденных от белогвардейцев юго-восточных районов РСФСР, предоставив Ф. Э. Дзержинскому письменный отчёт, в котором указала на ужасающий рост количества сирот и беспризорных детей. «Дети неорганизованной, беспорядочной массой направляются куда-то на юг, где тепло и не голодно. По пути они объединяются, создают настоящие эшелоны, располагаясь на больших узловых станциях целыми лагерями. Этот детский поток растет со дня на день и принимает угрожающий характер. В поисках выхода из этого положения начальник эвакопункта Кавказского фронта издал совершенно недопустимый приказ: поставить заслон и не пропускать ни одного такого ребенка в пределы Кавказа.  Такие же заслоны поставлены на Дону и в других местах.  Ребенок попадает тут, как в западню, и, куда бы ни повернулся, всюду наталкивается на оружие. Он дичает, становится похож на зверёныша, начинает искать средства, чтобы прорвать эту сеть любым способом, даже оружием», — сообщила Калинина. В приютах положение детей тоже критическое: им не хватает продуктов питания и одежды, не везде обеспечены надлежащие санитарные условия.

К началу января 1921 года запасы продовольствия, предоставленные иностранными благотворителями для «Лиги спасения детей», были изъяты, а все детские учреждения перешли под управление Московского отделения народного образования. Случилось это, как утверждает А. Ю. Рожков, после обсуждения Ленина с Дзержинским вопроса о разрешении Лиге пользоваться помощью из-за границы. Последний твёрдо заявил, что «кормить наших детей не заграница будет». Одновременно он предпринял меры по организации помощи беспризорным детям на общегосударственном уровне, подключив к этому аппарат ВЧК как развертвлённый по всей стране и наиболее чётко работающий из советских организаций. Во время встречи с наркомом просвещения А.В. Луначарским Феликс Эдмундович разъяснил: «Я хочу бросить некоторую часть моих личных сил, а главное сил ВЧК, на борьбу с детской беспризорностью. Я пришел к этому выводу...  исходя из двух соображений. Во-первых, это же ужасное бедствие. Ведь когда смотришь на детей, так не можешь не думать — все для них. Плоды революции — не нам, а им. А между тем сколько их искалечено борьбой и нуждой. Тут надо прямо-таки броситься на помощь, как если бы мы видели утопающих детей. Одному Наркомпросу справиться не под силу. Нужна широкая помощь всей советской общественности. Нужно создать при ВЦИК, конечно при ближайшем участии Наркомпроса, широкую комиссию, куда бы вошли все ведомства и все организации, могущие быть полезными в этом деле. Я уже говорил кое с кем; я хотел бы стать сам во главе этой комиссии; я хочу реально включить в работу аппарат ВЧК. К этому меня побуждает второе соображение: я думаю, что наш аппарат один из наиболее четко работающих. Его разветвления есть повсюду. С ним считаются. Его побаиваются.  А между тем даже в таком деле, как спасение и снабжение детей, встречается и халатность, и даже хищничество.  Мы все больше переходим к мирному строительству; я и думаю: отчего не использовать наш боевой аппарат для борьбы с такой бедой, как беспризорность?.. Тут нужна большая чёткость, быстрота и энергия. Нужен контроль, нужно постоянно побуждать, тормошить. Я думаю, мы всего этого достигнем».

Организация Деткомиссии и помощь ВЧК

Президиум ВЦИК на заседании от 27 января 1921 года постановил организовать при ВЦИК Комиссию по улучшению жизни детей во главе с Ф. Э. Дзержинским[1] (также называемую Детской чрезвычайной комиссией). В комиссию входили представители наркоматов просвещения, здравоохранения, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, ВЦСПС, ВЧК. Ф. Э. Дзержинский и педагоги З. П. Соловьев и А. С. Макаренко заложили основу успешной воспитательной доктрины Советского Союза 1920-1940 годов.

На комиссию были возложены следующие функции:

  • помощь в отношении продовольствия, жилищ, топлива и т. д. учреждениям, которым вверяется забота о детях, и в первую очередь оказание помощи учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья беспризорных детей;

  • наблюдение за выполнением постановлений центральных и местных органов, изданных в ограждение детей и в целях обеспечения их всем необходимым, а также законодательная инициатива по этим вопросам;

  • издание на основе действующих законов и постановлений центральной власти и в пределах прав Комиссии распоряжений, касающихся охраны жизни и здоровья детей.

Комиссия координировала распределение детей и подростков в интернаты. Создавались приемно-распределительные пункты, где дети наблюдались педагогами и врачами до распределения в постоянное место пребывания (детский дом, детский городок, колонию или коммуну), трудоустройства или же возвращения родителям или родственникам. На местах создавались институты по улучшению жизни детей.

В день создания Комиссии, 27 января 1921 года, Дзержинский направил циркулярное письмо ВЧК всем местным ЧК «О принятии срочных мер по улучшению жизни детей», поручив выделить для этой работы на местах ответственных работников, обязав районные транспортные ЧК заботиться о беспризорных детях на вокзалах и в поездах и помогать отделам народного образования в организации распределителей для этих детей.

В Деткомиссии ВЦИК, собиравшейся дважды в неделю, работали 14 подкомиссий. К борьбе с детской беспризорностью были привлечены профсоюзыкомсомол и женотделы, а также представителей отделов охраны труда детей и Высшего совета физической культуры. Деткомиссия поручила Наркомату рабоче-крестьянской инспекции планомерное обследование детских учреждений по всей стране, вскрыв их неудовлетворительное состояние почти во всех губерниях РСФСР. В результате всем губернским исполнительным комитетам Советов и уполномоченным по борьбе за улучшение жизни детей было поручено немедленно создать комиссии по делам несовершеннолетних там, где их еще не было, а также организовать детские дома. Губернским отделам народного образования и женотделам предложили увеличить количество работников для юридической защиты детей. При вокзалах были организованы убежища для беспризорных детей, снятых с поездов; на железных дорогах, вокзалах и пристанях начали постоянно дежурить специальные инспекторы.

16 марта 1921 года вышел официальный приказ по войскам ВЧК о создании Деткомиссии ВЦИК во главе с Ф. Э. Дзержинским, в котором разъяснялись её задачи и командирам и политработникам войск ВЧК поручалось оказывать содействие органам и уполномоченным защиты прав детей. Специальным декретом транспортников обязали отправлять поезда с продуктами питания для детских учреждений приоритетно, наравне с воинскими эшелонами.

Уже в 1921 году началась передача лучших загородных дач и зданий в совхозах под детские учреждения. Весной появилось 26 школ-санаториев для больных детей. Летом этого же года количество летних детских лагерей увеличилось в 3—4 раза по сравнению с 1920 годом. Значительно улучшилось снабжение детей бельём, одеждой, обувью в детских домах, детсадах, детских яслях и школах.

В течение весны 1921 года в Москве и губернии было обследовано 250 детских учреждений, получивших безотлагательную помощь. Воспитанникам детских домов Украины, особенно пострадавшей в период Гражданской войны и интервенции, было направлено 9 вагонов тканей, обуви, одежды и других необходимых вещей. Материальную помощь также получили детские учреждения Ярославской, Тамбовской и других губерний.

Помощь голодающим детям

В результате небывалой засухи 1920 года и неурожая в Поволжье и на Украине в 1921 году в 34 губерниях с 30-миллионным населением, из которых 30% составляли дети, осенью 1921 года разразился голод, вызвавший новую волну беспризорности. Уже в августе Деткомиссия начала организованное переселение детей в возрасте от 6 до 14 лет из Поволжья в местности, не пострадавшие от неурожая. На эту инициативу откликнулись местные советы: Украина сообщила о готовности принять 25 тыс. детей, Сибирь — 10 тыс. , Витебская губерния — 5 тыс. , Туркестан — 10 тыс. , Новгородская губерния — 5 тыс. детей. Новые детские дома были развёрнуты и в Москве, для которых по поручению Дзержинского освободили особняки, ранее принадлежавшие богачам. Феликс Эдмундович лично контролировал снабжение новых детдомов мебелью, посудой, одеждой, бельем, обувью, топливом, продовольствием.

Беспризорные дети скрывались в подвалах, грелись в больших котлах для варки асфальта, откуда их забирали в приёмники-распределители и затем направляли в детдома для учёбы. Такова была судьба будущего академика Н.П. Дубинина, которого чекисты спасли ещё в 1919 году.

Преступность несовершеннолетних

В Уголовном кодексе РСФСР 1922 года содержались следующие важнейшие положения: несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством; к подросткам широко применяется условное осуждение; суд может быть заменен воспитательными мерами, достаточными для исправления виновного. Из 44 991 преступления, совершенного несовершеннолетними, в начале 1920-х годов 75 % на совести беспризорников.

Проблему преступности несовершеннолетних изучал О. Жуковский на материалах Московского трудового дома, А. Д. Калинина как комиссар Московского губернского отдела социального обеспечения, затем - зам. председателя Детской комиссии при ЦИК проанализировала процесс ликвидации детской беспризорности. Деятельность учреждений по борьбе с беспризорностью и ее предупреждению широко освещалась в средствах массовой информации. Для педагогов и родителей выпускалась серия брошюр «В защиту детства»с практическими рекомендациями по профилактике детских правонарушений. В 1923-1927 гг. активно обсуждались распространение и ликвидация детской наркомании, в том числе среди беспризорников, которая в 1928 году была преодолена.

Развитие системы детского воспитания

Детская беспризорность достигла чрезвычайных размеров в 1921-1922 годах из-за последствий войн, экономической ситуации, голода в Поволжье. Однако именно в этот период началась целенаправленная государственная борьба с беспризорностью. Если в 1919 году детские дома обеспечивали 125 тыс. детей, то в 1921-1922 годах - 540 тыс. детей. Начали применять такие формы работы с беспризорными детьми, как патронат, усыновление, опека и попечительство. Шефство над детьми и подростками «с улицы» взяли на себя комсомольцы. На предприятиях были введены специальные (7 %) квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков. Через 200 созданных в 1921 году приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год прошло более 540 тысяч детей. А.Н. Кривоносов в 2003 году утверждал обратное: по причине недостатка финансов и сокращения штата (например, детских инспекторов было 400 человек на всю страну), за период 1922—1923 года лишь 350 тыс. беспризорников были в поле зрения соответствующих комитетов, однако всего их насчитывалось около 935 тыс. человек.

Беспризорных забирали с улицы в детский приемный пункт, откуда переводили в детский дом. Такой подход быстро переполнил детдома, которые государству было не на что содержать, утверждал А.Н. Кривоносов. Тогда в 1923 году было решено перевести учреждения на местный бюджет, что привело к резкому сокращению детдомов и детей в них, подчёркивал А.Ю. Рожков. Он также утверждал, что из 6063 детских домов в 1922 году в 1923 году остался 3971, а количество их воспитанников сократилось с 540 тыс. до 253 237 человек, соответственно. В последующие пять лет числа упали ещё вдвое.

В этот период проблема беспризорности не скрывалась и не приуменьшалась. Например, в газете «Известия» летом 1922 года, была опубликована сводка РКИ о детской беспризорности и преступности. С 1923 года стала появляться литература по проблеме беспризорности.

В 1923 году работа с беспризорностью была поставлена на плановую основу. Только в Москве к ней было привлечено 15 тысяч педагогов. После ликвидации ряда монастырей они были приспособлены под детские дома и трудовые коммуны.

Дзержинский ушёл с поста председателя Детской комиссии в 1923 году, 23 ноября передав руководство этой работой своему заместителю Белобородову.

В 1924 был создан «Фонд им. В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям», в 1926 — добровольное общество «Друг детей» которое занималось организацией ночлежек, приютов, рабочих мастерских, летних лагерей отдыха и детских площадок для беспризорников.

ВЦИК и СНК выпустили ряд постановлений: «О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой деятельности» , «О порядке и условиях передачи воспитанников в крестьянские семьи», и «О мерах по борьбе с детской беспризорностью» (апрель 1926).

А. Н. Кривоносов пишет, что на решение проблемы были брошены все материальные и культурные ресурсы, ею занимались члены правительства,  — в частности, Ф. Э. Дзержинский. В крупных городах создавались детские приюты и отделения, воспитательно-трудовые школы, развивались индивидуальное шефство и наставничество.

К деятельности по охране и снабжению детей, оказанию помощи местным организациям, контролю выполнения декретов были привлечены сотрудники ВЧК.

Циркуляр ВЦИК от 20 июня 1924 года поручил органам прокуратуры следить за исполнением законов об охране детства. Большая работа проводилась по обеспечению законности в деятельности детских учреждений для беспризорных, борьбе с хищениями, бесхозяйственностью и жестоким обращением с детьми.

Школа перевоспитания «трудных» подростков

Начала создаваться новая советская школа перевоспитания «трудных» подростков, которую представляли (прежде всего) отдельно Н. К. Крупская, а также А. С. Макаренко и З. П. Соловьев.

В марте 1924 года, на Первой московской конференции по борьбе с беспризорностью, Н. К. Крупская указывала, что ликвидация беспризорности — вопрос здорового общества, а не благотворительность В ноябре 1924 года А. В. Луначарский на четвёртом съезде заведующих губернскими отделами по борьбе с беспризорностью указал на социальную опасность беспризорности: «Дело не только в том, что мы окружены целым морем детского горя, но и в том, что мы рискуем получить из этих детей антиобщественных, антисоциальных людей в корень испорченных, врагов здорового образа жизни... беспринципных людей, которые с легким сердцем уйдут в лагерь наших врагов, которые пополнят армию преступности». Становится модным плакат: «6 миллионов детей, не обслуженных школой, - страшная угроза стране и революции. Помогите организовать труд беспризорников».

Большинство беспризорных составляли мальчики: так на Северном Кавказе в 1925—1926 годах не более 17—18 % беспризорных были девочками.

В 1925 году в стране 200 тысяч беспризорников, из которых 90 тысяч нуждались в немедленной помощи. Учётом беспризорников занимались милиция, уголовный розыск, ГПУ. Но основная часть этой деятельности приходилась на местные органы народного образования (ОНО). Для профилактики беспризорности при местных органах образования в 1926 году были организованы органы социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), куда входил стол опеки, детский адресный стол, юрисконсультская часть и комиссия по делам несовершеннолетних («комнес»). В сравнении с 1920 годом, к 1925 году число комнесов возросло в 8 раз. Руководящим органом выступила Центральная комиссия по делам несовершеннолетних.

Помимо СПОН существовала и Детская социальная инспекция (ДСИ), которая проводила облавы на беспризорников, обследования условий содержания детей в приютах, несла дежурство в местах скопления подопечных.

В 1925 году советское правительство выделило 50 млн рублей на борьбу с беспризорностью. Общества «Друзей детей» начали работать в 17 губерниях, используя для опеки беспризорных свои клубы, столовые, чайные, приюты.

Был создан институт патроната, с помощью которого передавали детей в семьи трудящихся на воспитание. Это было важным этапом «привыкания» выпускников колоний и детских домов к жизни вне интерната.

В работе с трудными подростками применялись следующие меры: однократное воспитательное воздействие (беседа, замечание); устройство или возврат в семью; надзор за поведением ребёнка или помещение в закрытые воспитательные учреждения.

Комиссии по делам несовершеннолетних стали специальным органом для рассмотрения дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Закрытые учреждения занимались трудными подростками в строгом педагогическом режиме, обязательно обучая школьной программе и профессии. К 1925 году в детских домах РСФСР 241 тысяча детей, что составляло 55 % от общего числа сирот. Также начали работать 420 «трудовых коммун» и 880 «детских городков».

Были также созданы и трудовые дома в городах, трудовые колонии в сельской местности. Последние имели воспитательно-исправительный характер. В начале 1920-х годов по инициативе Феликса Дзержинского получили развитие трудовые коммуны ОГПУ. В них правонарушители-рецидивисты приобретали профессии, приобщались к коллективному труду индустриального типа. Все это строилось на открытых началах сознательной дисциплины и широкого самоуправления.

Роль мастерских в овладении трудовыми навыками воспитанников детдомов пропагандировали В. Васильева, Е. Лившиц, Н. Н. Иорданский, М. Эпштейн и другие. Обсуждалась также проблема окупаемости производств, на которых были задействованы бывшие беспризорники (О. Бем, Л. Глатман и др.).

«Главное в воспитании беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей — это «новое отношение к человеку, новая позиция человека в коллективе, новая о нем забота и новое внимание.  И только поэтому искалеченные дети, пришедшие в коммуну, переставали нести на себе проклятие людей «третьего сорта». Они становились дзержинцами. Вот ты пришел в коммуну,— ты только воспитанник; ты уже пошел вперед, — ты получаешь звание коммунара, наконец, ты ведешь других, ты борешься впереди, ты хорошо знаешь, за что борешься, — ты получаешь звание коммунара-дзержинца». А.С.Макаренко. «Прекрасный памятник». Статья к 10-летию смерти Ф.Э. Дзержинского. «Правда», 20 июля 1936.

Ускорение ликвидации беспризорности

С 1928 года была поставлена задача на ликвидацию детской беспризорности в кратчайшие сроки. В срочном порядке составляется план ликвидации уличной беспризорности; «разгружаются» детские дома и приемники-распределители; детей раздают в крестьянские семьи, кустарями и в колхозы, совхозы, мотивируя тем, что на каждого ребёнка предоставляется дополнительный земельный надел, освобождаемый от уплаты единого налога на три года и возможностью бесплатного обучения ребёнка в школе, а также единовременным пособием. Этот срочный план ликвидации заключался в одновременном «изъятии» бездомных детей и подростков с обжитых ими мест обитания и размещении их в приемниках, детдомах и приютах.

В циркуляре Наркомпроса от 19 марта 1928 года работа по ликвидации уличной беспризорности приравнивалась к «боевому заданию». Характер действий, по заверению Кривоносова, действительно напоминал крупную военную операцию: чётко спланированные сосредоточения основных сил и средств; определялись направления главного «удара»; обеспечена строжайшая секретность операции; согласованы совместные действия; проведена тщательная разведка. Массовое «изъятие» беспризорников с улиц началась по всей стране одновременно в ночь с 12 на 13 апреля 1928 года, где были задействованы исключительно сотрудники ОГПУ, милиции и угрозыска, за редким исключением работники детской инспекции и комсомольские работники.

Дети изымались с улиц сначала только в крупных городах и на узловых станциях железных дорог, с продвижением в глубь страны. Создавались железнодорожные детские приемники, двигавшиеся по наиболее напряжённым направлениям. Все дети сопровождались в детоприёмники под надёжным караулом. Для предупреждения миграции беспризорников из региона в регион на узловых станциях выставлены заградительные отряды.

Некоторые из беспризорников сопротивлялись: совершали побеги, не подчинялись сотрудникам, били стёкла и ломали решётки на окнах; назывались чужими именами, оказывали физическое сопротивление. С беспризорниками обращались так же, как и с прочими заключёнными, о чём свидетельствует выдержка из приказа одного из приёмников-распределителей:

Отправка подростков-беспризорников будет произведена утром 3 мая. Подлежащие отправке должны быть подняты в 4 часа утра. В 4 часа 30 минут придет конвой для сопровождения до вокзала. Передачу произвести по спискам путём переклички… Сдача людей конвою должна быть проведена без промедления. Опоздание недопустимо.

Беспризорные помещались в детские дома. Усыновление (удочерение) и патронат были лишь вспомогательными способами борьбы с безнадзорностью и сиротством. Обнародованная в 1926 году цифра — 19 тысяч переданных в патронажные семьи сирот, составляла около 14 % всего сиротского населения того времени




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!