СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к занятию:"Типы текстов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект к занятию:"Типы текстов"»

Типы текстов

Слова диктора

Что отображается на экране

Организационный момент

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

А потом все скажем дружно:

«Здравствуй, здравствуй, новый день!»


Актуализация.

Расшифруйте запись, используя алфавит. Каждой букве соответствует своя цифра. ПАУЗА

Правильно, сегодня мы поговорим о типах текстов.


20

10

17

29


20

6

12

19

20

1

т

и

п

ы


т

е

к

с

т

а



Прочитайте тексты, определите, чем они отличаются. Соотнесите слова: рассказывает, описывать, рассуждает с каждым текстом.



Дождь идет.

Давно не было дождей.

Вдруг налетели тучи. Крупные капли дождя застучали по крыше. Все рады дождю. Ожили луга, поля, сады.

Все покрылось зеленью.


Дождь.

Льет холодный дождь. Из налетевшей тучи падают и падают крупные капли. Они стучат по крышам, шумят в листве.

По стеклам окон текут ручейки, а на асфальте блестят и пузырятся лужи.


Зачем нужен дождь?

Дождь очень нужен земле.

Когда долго нет дождя, земля высыхает, трава и деревья покрываются пылью, и все растения ждут влаги.

Если дождя нет очень долго, то засуха может погубить посевы. В засуху возникают лесные пожары.

А когда дожди бывают вовремя, созревает богатый урожай, и все люди рады.


ПАУЗА

Первый текст рассказывает о том, что идет дождь.

Второй текст описывает, как идет дождь. Третий текст рассуждает, зачем нужен дождь.


Задание: Прочитайте тексты, определите, чем они отличаются. Соотнесите слова: рассказывает, описывать, рассуждает с каждым текстом.


Дождь идет.

Давно не было дождей.

Вдруг налетели тучи. Крупные капли дождя застучали по крыше. Все рады дождю. Ожили луга, поля, сады.

Все покрылось зеленью.


Дождь.

Льет дождь. Из налетевшей тучи падают и падают капли. Они стучат по крышам, шумят в листве.

По стеклам окон текут ручейки, а на асфальте блестят и пузырятся лужи.

В дождь приходится сидеть дома.


Зачем нужен дождь?

Дождь очень нужен земле.

Когда долго нет дождя, земля высыхает, трава и деревья покрываются пылью, и все растения ждут влаги.

Если дождя нет очень долго, то засуха может погубить посевы. В засуху возникают лесные пожары.

А когда дожди бывают вовремя, созревает богатый урожай, и все люди рады.

Первый текст рассказывает о том, что идет дождь.

Второй текст описывает, как идет дождь. Третий текст рассуждает, зачем нужен дождь.

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш этой темой проник.


По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш этой темой проник.


Изучение материала. Типы текстов


Для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте вспомним что такое текст и типы текстов.

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. 

Тексты бывают повествовательные, описательные и тексты – рассуждения.
В повествовательных текстах повествуется, рассказывается о чем – либо. К таким текстам можно поставить вопросы что? где? когда? что произошло?

У маленькой Маши пропал котенок. Девочка искала Кузю, громко звала его, но не нашла. Маша расстроилась и заплакала. 
-В описательных текстах описываются люди, животные, предметы, события, картины природы. К описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?

Котенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие. 
-В текстах –рассуждениях объясняется. доказывается, что-либо, автор рассуждает о причинах явлений, событий, дает оценку. К таким текстам можно поставить вопрос почему? зачем?


Почему котенок убежал от Маши? Может быть, потому, что девочка обидела Кузю.



Запомните!

Типы текстов


В повествовательных текстах повествуется, рассказывается о чем – либо. К таким текстам можно поставить вопросы что? где? когда? что произошло?

У маленькой Маши пропал котенок. Девочка искала Кузю, громко звала его, но не нашла. Маша расстроилась и заплакала. 
-В описательных текстах описываются люди, животные, предметы, события, картины природы. К описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?

Котенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие. 
-В текстах –рассуждениях объясняется. доказывается, что-либо, автор рассуждает о причинах явлений, событий, дает оценку. К таким текстам можно поставить вопрос почему? зачем?


Почему котенок убежал от Маши? Может быть, потому, что девочка обидела Кузю.


Чистописание


Пропишите заглавную и строчную букву Б.

Отгадайте загадку:

Русская красавица
Стоит на поляне, 
В зеленой кофточке, 
В белом сарафане. ПАУЗА

Запишите слово-отгадку.

Запишите предложение:

Береги растения, береги животных – всё это частица нашей Родины.

Как вы понимаете значение этих слов? ПАУЗА

Бб

берёза

Береги растения, береги животных – всё это частица нашей Родины.


Закрепление материала .Типы текстов

Прочитайте текст, определите его тип

  1. Джим – это наша собачка. Коротконожка, уши до земли, хвостик короткий, куцый. Замечательная охотничья собачка!

  2. Залез муравьишка на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз. Сел на листок и думает: «Отдохну немножко - и вниз спущусь».

  3. – Чайки, а почему вы белые?

- Нам другими быть нельзя. Рыбки из воды нас видеть не должны. Мы, как облака, белые. А нам друг дружку хорошо видать: ведь белые мы, заметные на воде.


Прочитайте текст, определите его тип

  1. Джим – это наша собачка. Коротконожка, уши до земли, хвостик короткий, куцый. Замечательная охотничья собачка!

  2. Залез муравьишка на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз. Сел на листок и думает: «Отдохну немножко - и вниз спущусь».

  3. – Чайки, а почему вы белые?

- Нам другими быть нельзя. Рыбки из воды нас видеть не должны. Мы, как облака, белые. А нам друг дружку хорошо видать: ведь белые мы, заметные на воде.


Физкультминутка!

Типы текстов изучали

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножки тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем, рассуждать начнём!


Физкультминутка!

встают из-за парт

руки вверх

руки в стороны

трясут одной ногой, потом другой.

поворот корпуса

сели за парту


Задание: прочитайте текст, определите его тип.

Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют золотым.

Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.

        В детские годы складывается характер человека.

        Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым.


Давайте порассуждаем: почему с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым? ПАУЗА


Прочитайте текст,

определите его тип

Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют золотым.

Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.

        В детские годы складывается характер человека.

        Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым.

Давайте порассуждаем

Почему с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым?

(картинки с добрыми делами детей)


Прочитайте текст, определите его тип.

Снежинки

Родились снежинки в облаке высоко над землёй. С каждым часом они делались всё прекраснее. Первая снежинка была, как звёздочка. Вторая напоминала цветок. А третья сверкала, как драгоценный камень. Выросли снежинки и белой пушистой стаей полетели к земле.

Попробуйте переделать описательный текст в текст - рассуждение. ПАУЗА





Давайте послушаем текст-рассуждение.


Что такое снежинка?

Это маленькая капелька воды, которая высоко над землей замерзает, превращаясь в ледяные кристаллы. Форма, размер каждой снежинки никогда не повторяется. Вы никогда не обнаружите две одинаковые снежинки.

Каждая снежинка уникальна.


Прочитайте текст, определите его тип.

Снежинки

Родились снежинки в облаке высоко над землёй. С каждым часом они делались всё прекраснее. Первая снежинка была, как звёздочка. Вторая напоминала цветок. А третья сверкала, как драгоценный камень. Выросли снежинки и белой пушистой стаей полетели к земле.

Попробуйте переделать описательный текст в текст - рассуждение.


Что такое снежинка?

Это маленькая капелька воды, которая высоко над землей замерзает, превращаясь в ледяные кристаллы. Форма, размер каждой снежинки никогда не повторяется. Вы никогда не обнаружите две одинаковые снежинки.

Каждая снежинка уникальна.


Самостоятельная работа

Рассмотрите картинки. Составьте повествовательный текст на тему «В лесу».

Рассмотрите картинки. Составьте повествовательный текст на тему «В лесу».

1.

2

3

4.

5


Итог урока

Назовите признаки текста. ПАУЗА

Как определить тип текста? ПАУЗА

Какие типы текстов Вы знаете? ПАУЗА






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!