Тематический классный час: «Я и моя Семья» (открытие года семьи)
Цель классного часа: формировать у учащихся представление о семейных ценностях, значении семьи в жизни каждого человека. Показать, какое большое значение имеет ценность семьи в истории развития нашей страны.
Задачи:
Выявить представления учащихся о семье, ее значении в жизни каждого человека.
Способствовать формированию у учащихся потребности строить свою жизнь на основе духовно-нравственных ценностей.
Воспитывать любовь и уважение к родителям и другим членам семьи, гордости за свою семью.
Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества. Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- осознавать познавательную задачу;
- слушать, извлекая нужную информацию.
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД:
- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности,
- отстаивать свою точку зрения,
- анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
рассуждений.
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.
Ход мероприятия:
Вступление. Целеполагание.
-Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри !- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о семье, доме, о взаимопонимании, об отношение в семье). А что такое - семья? - (…)
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
- Как вы понимаете, что такое «Семья»?
- В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья - группа живущих вместе родственников». Но для современной семьи подходит не просто родственники, а дети и родители.
II. Основная часть.
Важность семьи для нашего государства огромна. 2008 год был годом семьи. А сейчас – 2024 год - тоже год семьи.
Предлагаю вспомнить названия членов семьи при помощи загадок:
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая...
(Мама.)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый...
(Папа.)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший …
(Брат.)
Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет? Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? …
(Сестра.)
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…
(Бабушка.)
Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — …
(Дед.)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал?
(Тетя.)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне...
(Дядя.)
Давайте сейчас проверим, на сколько хорошо вы знаете свою семью?
3. Игра в мяч «Моя Семья»
- Как зовут твоего дедушку?
- Как зовут твою бабушку?
- Какие обязанности ты выполняешь дома?
- С кем интересней в семье? Почему?
- Чем радуешь родителей?
-Чем огорчаешь родителей?
- Как называют тебя дома ласково?
- Какая комната дома любимая?
- Какого цвета глаза у мамы?
- Какое любимое блюдо готовит твоя мама?
- Кем работает твой папа?
- Любимые цветы твоей мамы?
- Почему важно в семье любить друг друга?
- Как вести себя, когда провинился?
- Какое чувство должно всегда жить в семье?
- Кто тебя понимает лучше всех в семье?
- Молодцы ребята, вы очень хорошо знаете свою семью!
4. Воспитывающие ситуации (работа в группах)
Классный руководитель.Все-таки в нашем классе у ребят добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается вам избегать конфликты? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку.
Итак, воскресный день. Папа расположился на диване у просмотра новостей, мама хлопочет на кухне, сестра/брат делает домашнее задание. А вы играете в любимую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:
М а м а. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!
Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:
а) «Сейчас закончится уровень и я схожу»;
б) «Пусть сестра сходит»;
в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;
Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)
Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать: « Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.»
Классный руководитель. Предлагаются такие варианты ответа:
а) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;
б) «Закончится уровень, и она сядет»;
в) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».
Что можно выбрать?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)
И, наконец, третья ситуация.
П а п а. Ты просил собаку и обещал за ней смотреть, иди убирай.
а) «Не только я за ней должен смотреть»;
б) «Я больше не хочу собаку!»;
в) «Собака может и подождать»;
Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что сейчас все уберу и пойду с ней гулять)
Классный руководитель. Конечно,идеальных отношений не бывает, но стараться обязаны все и родители, и дети.
5. Портрет
Предлагаю вам поработать в группах.
Первая группа - составит портрет идеальных родителей.
Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.
Третья группа - составит портрет идеальной семьи.
Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):
Идеальные родители - это...
Идеальные дети - это...
Идеальная семья - это...
6. Игра «Строители»
- Предлагаю вам поиграть в «строителей». У нас есть три строительные бригады.
У нас есть такая традиция перед началом работы скрепить бригады общим символическим рукопожатием. Выполняют рукопожатие.
На доске плакат с контуром дома. Строительство дома начинается с фундамента.
1-ое задание: найдите на «зелёных» кирпичиках, предложенных вам, слово, которое ассоциируется у вас со словом «дом». Для меня это слово – «кров». А для вас?
Дом – это ….(крепость, очаг, защита, надежность, красота, любовь, тепло, начало начал, уют, опора….)
Каждая бригада прикрепит по 3 кирпичика к эскизу дома.
Молодцы! Фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома. А стенами нашего дома будут являться семейные отношения.
2-е задание: из «жёлтых» кирпичиков выберите только 2, самых важных на ваш взгляд. (Уважение, взаимопонимание, бескорыстие, верность, , терпимость, сочувствие, доброта, почтительность, жертвенность, демократичность, сотрудничество, традиции, дружба, хорошее настроение, преданность ….)
Итак, слушаем представителей первой бригады. (Зачитывают и прикрепляют)
3-е задание: Семья – это… я. Для того, чтобы оживить наш дом, на пустых квадратиках каждый нарисует себя и поместит в окна этого дома.
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Ребята, а чей же дом получился на доске? (Дом нашего класса).
- Дом готов. Молодцы! Вы выбрали крепкий строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.
- Пусть всегда царит в нашем доме доброта, дружба, уважение.
III. Заключительная часть.
- Наш классный час подходит к концу, хотелось бы узнать, что поняли из классного часа?
- Что было интересно?
- Считаете ли вы полезным наш классный час?
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!