СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия для учащихся начальной школы "Развитие языкового анализа и синтеза"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Развитие языкового анализа и синтеза.

Цель: совершенствование навыка чтения у учащихся

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для учащихся начальной школы "Развитие языкового анализа и синтеза"»

Конспект логопедического занятия для учащихся начальной школы

Наумова Василина Александовна

Тема урока: Развитие языкового анализа и синтеза.

Цель: совершенствование навыка чтения у учащихся

Задачи:

  • Формировать умение правильного чтения путем тренировочных упражнений.

  • Развивать зрительное внимание и восприятие.

  • Развивать языковой анализ и синтез на уровне слова, предложения, текста.

  • Совершенствовать лексико –грамматический строй речи учащихся.

  • Закрепить представления учащихся о предложении, тексте.

  • Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

  • Совершенствовать словарь учащихся, развивать речь через полные ответы на вопросы;

  • Развивать орфографическую зоркость при выполнении заданий;

  • Развивать логическое мышление при выполнении заданий.

  • Воспитывать интерес, к слову, через использование занимательного материала.

  • Совершенствовать навык самоконтроля при чтении.

  • Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

  • Воспитывать познавательный интерес к занятиям;

  • Воспитывать уверенность в своих силах.

Оборудование:

карточки-лабиринты(карточка№1),

иллюстрации с отрывками из произведений А.С. Пушкина

индивидуальные листы с деформированными предложениями (карточка №2)

карточки с текстом-сказкой (карточка №3)

карточки с фразеологическими оборотами.

План урока:

1.организационный момент

2.Разминка

3.основная часть урока:

  • работа с деформированными предложениями.

  • работа с деформированным текстом.

4.Работа с фразеологизмами.

5 Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Посмотрите на доску и прочитайте сегодняшнее число. На доске записано число печатными буквами ( ярбяткоеотясеД) Что я сделала не так?

Да, сегодня на уроке мы будем разгадывать загадки, бороться с беспорядком и неразберихой.

Вы написали число наоборот.

2.Разминка

Начнем с разминки. Пройдем словесный лабиринт (выдается карточка №1).Стрелка показывает начало движения и его направление. Читаем только буквы русского алфавита.

На какой вопрос отвечают эти слова?

Какой частью речи они являются?

О каком явлении природы мы можем так сказать?

Какой еще бывает ветер?

Вы правы, а еще ветер бывает неугомонный, соленый, свирепый, озорной.

Ветер –один из любимых персонажей русских былин, сказок, пословиц, образных выражений.

Вспомните, в каких литературных произведениях есть герой-ветер? В какой сказке А.С Пушкина герой обращается к ветру за помощью? Логопед совместно с детьми ( или просит детей) читает отрывки из литературных произведений, где упоминается ветер.

И мы сегодня поговорим о ветре.

Читают по очереди слова:

Эти слова отвечают на вопрос: Какой? и являются прилагательными.

О ветре.

Ученики придумывают имена прилагательные ,характеризующие летний, осенний, весенний, зимний ветер.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

« Сказка о царе Салтане» дети цитируют отрывок из сказки или это делает логопед ,если они затрудняются.

Детям могут быть выданы картинки с отрывками из произведений.

3. Основная часть

- работа с деформированными предложениями

Посмотрите на листы с заданиями на ваших столах.(выдаются карты№2). При подготовке к уроку компьютер дал сбой и внес путаницу в задания. Мне нужна ваша помощь ,чтобы восстановить предложения.

Работать мы будем внимательно, не торопясь -это поможет нам выполнить задания правильно.

-Какое предложение вы видите под номером 1?

Посмотрите на 2 задание. Какая морфема пропущена в словах? Вставьте и выделите окончания. Прочитайте предложение.

Молодцы! Продолжим наши исправления.

Предложение под каким номером мы сейчас будем восстанавливать?

Зачеркните несуществующие слова. Прочитайте, что у вас получилось.

Как вы думаете, что нужно сделать в 4-ом задании?

Давайте вместе найдем первое слово, а дальше выполнение задания вы продолжите самостоятельно и очень внимательно.

Прочитайте, что у вас получилось? (вызывает одного ученика). Все согласны? Давайте запишем это предложение под строкой букв.

Найдите задание№5

Прочитайте предложение, написанное наоборот.

В следующем задании читаем через слово.

Сначала обведем нужные нам слова. Первое слово «имя».

Посмотрите внимательно на 7 задание. Прочитайте конец предложения справа. Прочитайте левый столбик. Какое начало нам подходит. Соедините половинки стрелкой.

Прочитайте.

Как вы думаете, что надо сделать в задании №8?

Прочитайте первую часть предложения. Прочитайте возможные варианты конца предложения.

Подчеркните выбранный вариант. Прочитайте.

Что нужно исправить в 9 задании?

Вы просто молодцы ,исправили путаницу. Найдется ли у нас такой смельчак ,который сможет прочитать весь текст целиком.(вызывает 1-2 учеников)

К какому жанру устного народного творчества можно отнести этот текст? Почему?

Один ученик четко читает «зашумленное» предложение: Осенью ветер был суровым и грустным.

В словах пропущено окончание.

Ученики самостоятельно дописывают окончания .1-2 ученика читают ,что у них получилось.

Луна дружит со звездами, туча с дождем, а у него нет друзей.

Предложение под номером 3

Сел на бугорок ветер и приуныл.

Найти в строчке букв предложение.

Первое слово-«рядом».Обводят слова.

Рядом цветок стоит и как будто кивает

У цветка этого крупные лепестки и тонкий стебелек.

Обводят слова ,после этого один ученик читает предложение вслух.

- ведь их имена так похожи.

Выполняют задание.

Читают получившиеся предложения.

Подобрать Конец предложения к началу.

Выполняют задание. Читают.

В 9 задании нужно разъединить слипшиеся слова . Разъединяют, читают.

Читают текст.

Остальные ученики следят за чтением по своим карточкам.

Это текст-сказка. т.к.

— Это вымысел.

-Реальные явления и предметы (ветер и ветреница) в сказках оживают, становятся одухотворенными, разговаривают, чувствуют и переживают

- работа с деформированным текстом

Выдается карточка№3

Как вы думаете, что перед вами? Можно ли это назвать текстом?

Давайте исправим это недоразумение.

Прочитаем первое предложение. Обозначим точку и заглавную букву.

Дальше работайте самостоятельно

Вам знаком этот текст? (после того как ученики заканчивают выполнять задание)

Сколько предложений в тексте-сказке?

Прочитайте 8 предложение.

Как вы понимаете выражение «родственные души»?

Что общего между выражением «родственные души» и понятием «родственные слова»?

Найдите в тексте родственные слова.

Это нельзя назвать текстом. Текст-группа предложений, стоящих в определенной последовательность и объединенных одной темой. Здесь нет предложений. Это надо исправить.

Читают. Обводят точку и заглавную букву.

Выполняют задание.

Да,

мы разбирали его в предыдущем задании.

В тексте 9 предложений.

Читают.

Это люди, который понимают друг друга, имеют общие черты характера , взгляды на жизнь и интересы.

Родственные души –это Близкие люди, родственные слова –это близкие похожие слова, имеющие один корень

Ветер и ветреница.

4. Работа с фразеологизмами

Предлагаются карточки с фразеологическими оборотами. Давайте прочитаем что написано на ваших карточках. Подумайте, что обозначают эти устойчивые выражения. Приведите пример из вашей жизни, который соответствует данному выражению.

Вариант выполнения задания№2.Работа с разрезными карточками: Логопед предлагает детям собрать разрезную карточку с фразеологическими оборотами. Далее работа ведется по предыдущей схеме.

Дети вытягивают карточки. Читают, объясняют, как они понимают этот оборот, рассказывают случаи из жизни.

Отвечают на вопрос. Приводят примеры.

Летит, как ветер-

Бросать слова на ветер-

Ветер в голове-

Как ветром сдуло-

Держать нос по ветру

Ученики собирают карточки на партах и читают, что на них написано. (возможен вариант: первую карту собирают совместно на доске.)

Далее работа ведется по предыдущей схеме.

5. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Какое задание вам понравилось и вы хотели бы повторить такую работу?Что было легко? Какой вид работ вам запомнился и понравился больше всего?

Что вызвало затруднения?

Чему мы научились?

Оценка учащихся товарищами, логопедом.

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы

Мне было интересно...

Мне было трудно...

Я научился…

Я понял, что...

Теперь я могу.

У меня получилось ...

Я смог...

Оценка работы на уроке других учеников.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!