Тема: Составление описательного рассказа по схеме. Профессии.
Цели: активизация и расширение словаря по морским профессиям; практическое использование в речи предложений разных типов; практическое употребление существительных в косвенных падежах; образование сложных существительных, обозначающих название профессий; развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.
Планируемые результаты:
Предметные: знать признаки профессий; уметь составлять распространенные предложения.
Метапредметные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развивать мелкую и общую моторику; развивать диалогическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя.
Личностные: овладевать навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий;
мнемотаблица к стихотворению «Повар»; картинки к игре «Четвертый лишний»;
мнемотаблица для составления описательного рассказа о людях разной профессии;
мяч.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы наше занятие началось, я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай загадки, назови профессии».
Логопед. Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты?
Дети. Продавец!
Логопед. Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?
Дети. Доктор (врач)!
Логопед. Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает?
Дети. Пожарный!
Логопед. Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет?
Дети. Шофер!
Логопед. Кто дружен с феном и расческой, и делает модные прически?
Дети. Парикмахер!
Логопед. Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты?
Дети. Повар!
Логопед. Кто построит нам квартиры, школы, садик, магазины?
Дети. Строитель!
Логопед. Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает?
Дети. Милиционер!
Логопед. Кто научит считать и читать, многое знать и красиво писать?
Дети. Учитель!
Логопед. Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
1)Сообщение темы занятия
Логопед. Ребята, как вы поняли, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о людях разных профессий, и составлять рассказы о них.
Логопед. Но для начала, вспомним, какое стихотворение мы с вами учили на прошлом занятии с помощью таблицы.
Дети. Мы учили стихотворение про повара («Повар»).
Логопед. Посмотрите на таблицу внимательно и вспомните все слова из этого стихотворения, а тот, кто вспомнит, мне его расскажет.
«Повар»
Ходит | повар | в колпаке, |
с поварешкою | в руке. | Он готовит |
Нам | обед: | кашу, суп и винегрет. |
Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице.
2) Выполнение лексико – грамматических упражнений
1. Игра «Кому, что нужно для работы?»
Логопед. Замечательно, ребята. Скажите, а какие инструменты нужны повару для работы?
Дети. Половник, кастрюли, сковородки, тарелки.
Логопед. А сейчас давайте подумаем, какие инструменты и рабочие принадлежности нужны людям разных профессий. У каждого из вас на столе лежит карточка с изображением инструмента. Возьмите свои карточки и скажите, кому необходим в работе этот инструмент.
Дети отвечают полным предложением, кому этот предмет нужен:
- Градусник нужен доктору, чтобы мерить температуру у пациентов.
- Ножницы нужны парикмахеру, чтобы подстригать людей и т.д.
2. Игра «Кто внимательнее?» («Четвертый лишний»).
Логопед. А теперь, ребята, посмотрим, кто из вас самый внимательный. Посмотрите на картинку, кто здесь нарисован?
Дети. На картинке нарисован пожарный.
Логопед. Подумайте, какой предмет не нужен этому человеку?
Дети. Лишний предмет градусник.
Логопед. А почему?
Дети. Градусник нужен доктору и т.д.
Дети отвечают полными предложениями.
3.Физминутка
4.Игра с мячом «Кто, где работает?»
Логопед. А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Кто, где работает?» Я буду бросать вам мячик, и спрашивать, кто и где работает, а вы в ответ, будете возвращать мне мячик с правильным ответом.
Логопед бросает мячик со словами: «Где работает… учитель, повар, строитель, доктор, продавец парикмахер, пожарный, шофер, милиционер, воспитатель, швея?»
Дети (отвечают на вопросы и бросают мячик логопеду):
- Швея работает в ателье.
- Учитель работает в школе.
- Строитель работает на стройке.
- Повар работает на кухне (в столовой, в ресторане, в кафе).
- Пожарный работает в пожарной части.
- Продавец работает в магазине.
- Милиционер работает в милиции.
- Доктор работает в больнице.
- Воспитатель работает в садике.
- Парикмахер работает в парикмахерской (в салоне красоты).
3) Работа с мнемотаблицей
Логопед. Ребята, как я вам уже говорила, сегодня мы будем составлять рассказы о людях разных профессий. Мы с вами уже много узнали о них, теперь нужно составить красивый рассказ. Посмотрите на таблицу. Давайте рассмотрим все квадраты в таблице. О чем мы будем говорить в первом квадрате?
Дети. В первом квадрате мы будем говорить о человеке какой-нибудь профессии и т.д.
1. Название профессии.
2. Место работы.
3. Форменная одежда.
4. Что нужно для работы.
5. Что человек делает на работе.
Образец рассказа:
Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер носит фартук, чтобы не испачкаться в краске для волос. Для работы парикмахеру нужны ножницы, расческа, фен, бигуди, краска для волос. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые прически.
Логопед. А теперь ребята, выберете для себя человека какой-нибудь профессии и расскажите о нем, используя нашу помощницу – таблицу.
4) Самостоятельные рассказы детей с опорой на мнемотаблицу.
5) Рефлексия. Анализ детьми рассказов своих товарищей.
6) Итог занятия.