Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию в старшей группе
«Наши пернатые друзья»
Цель:
Углублять и систематизации знаний о птицах; уметь вычленять перелетных птиц из всех остальных групп.
Задачи:
развивать умение анализировать и устанавливать причинно - следственные связи;
воспитывать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.
Материалы:
аудиозаписи пения птиц («Птицы леса»);
иллюстрации с изображением зимующих птиц;
проектор, компьютер;
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на участке детского сада;
рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
чтение рассказов о птицах.
Ход занятия:
часть (организационная).
- Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит запись «Птицы леса»).
- И что же вы представили? (Ответы детей).
часть (основная).
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — …(птицы)
- Правильно, сегодня мы поговорим о птицах.
Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.
- Иногда птиц называют «пернатые друзья». Как вы думаете почему?
- Какие бывают перья?
- Для чего они нужны?
- Где располагаются?
- С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в тёплых краях. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (перелетные)
- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны)
- Почему весной возвращаются назад? (корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды)
- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. ( Грач)
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. ( Ласточка)
Песни звонкие пою. (Скворец)
С криком прощальным летят… (Журавли)
После каждой загадки воспитатель спрашивает:
- Почему вы так думаете?
Физкультминутка «Перелетные птицы».
Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели. (улетают, садятся)
Игра «Голоса птиц»
- Необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки. ( Звучит аудиозапись)
- Кар-кар! (Ворона)
- Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)
- Ча-ча-ча! (Сорока)
- Синь-синь-синь (Синица)
- Молодцы, правильно угадали.
2. Игра «Кто лишний?»
- А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы знаете зимующих и перелётных птиц.
1 слайд – 3 зимующие птицы, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)
2 слайд – 3 перелётные птицы, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)
3 слайд – все птицы перелетные птицы.
- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы?
- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?
- Давайте вместе подумаем. Посмотрите, как красиво:
1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).
- Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.
- Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.
3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.
- Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.
4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.
- Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.
5 слайд – пустыня.
- Какой вывод можно сделать: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
V.часть (заключительная).
- О ком мы сегодня с вами говорили?
- Какое задание больше всего понравилось выполнять?
Список используемой литературы:
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа/ авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. - с. 233 – 234.
[Электронный ресурс] http://dohcolonoc.ru - Сайт для воспитателей детских садов.
[Электронный ресурс] http://nsportal.ru - Социальная сеть работников образования.