Конспект непосредственной образовательной деятельности «Образ медведя в мифах коми народа».
Цель: формирование у детей представлений о типичном персонаже мифологии коми народа – медведе.
Задачи:
Продолжать формировать элементарное представление о жанре – мифы.
Создавать условия для осмысления образа медведя в мифах коми-народа.
Познакомить дошкольников с творчеством коми художника Павла Микушева.
Инициировать творческие проявления детей при создании своего образа медведя изобразительными средствами.
Ход деятельности.
Организационный момент –детям предлагается игра: «Угадай, из какой сказки герой или предмет?» Воспитатель: Ребята, узнайте, из какой сказки эти строчки:
Стульчик маленький сломал,
Перемял кроватки
И уснул там сладко (примерный ответ: Три медведя) Воспитатель: Следующая загадка:
Заблудилась, потерялась,
К мишке в домик забрела,
Вместе с мишенькой жила (примерный ответ: Три медведя) Воспитатель:
В домик кто его пустил?
Чуть зверей не раздавил! (примерный ответ: Теремок).
Словарная работа
Воспитатель: Ребята, что общего в этих сказках? (примерные ответ детей: герой – медведь)
Воспитатель: А какие сказки вы еще знаете, где один из героев – медведь? (ответы детей)
Воспитатель: Какой медведь бывает в русских народных сказках? (примерные ответы детей: добрый, сильный, защищает слабых, хозяин лесе, доверчивый, простодушный)
Воспитатель: Как вы понимаете слово «простодушный»? (примерные ответы детей: добродушный, наивно-доверчивый, легко можно обмануть, бесхитростный, не умеет хитрить)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему у медведя в сказках сложился именно такой образ?
(ответы детей)
Воспитатель: Многие сказочные образы пришли из народных мифов. Мы продолжаем с вами знакомиться с мифами коми народа и сегодня мы познакомимся, как изображался медведь в мифах коминарода.
Просмотр мультимедийной презентации, рассказ воспитателя.
Воспитатель: Медведь (на коми — ош) — один из ключевых персонажей в мифологии народов коми. В мифологии сверхъестественное существо, сильное, обладающее разумом. Считалось, что Ош в начале времен обитал на небе и был сыном могучего ЕНА, но был очарован земной пищей — горохом. Он увидел на земле женщину, которая уронила половинку горошины. Не удержавшись, он слез на землю и съел ее. ЕН разгневался на него и оставил жить на земле. Медведь обладал свойствами шаманского перевоплощения. Он мог превращаться в человека, выполнив ритуал переката через медвежью шкуру. И наоборот, если трижды перекувыркнуться в определенном месте через разостланную медвежью шкуру, то любой человек может превратиться в медведя. Ош способен воспринимать человеческую речь, он все знает, все понимает.
Обращаться к нему надо всегда почтительно, уважительно. Его стоило просить о том, чтобы он не разорял ульи и охотничьи места. Однако ему приносили жертву в надежде на удачную охоту на других животных. Перед охотой ему варили сладкую кашу из ржаной муки и оставляли ее на ночь перед охотничьим срубом. Если котелок с кашей оказывался утром пуст, то охота будет удачной. За непочтительное к нему отношение Ош мог наказать человека. Зубы Оша считались амулетом, оберегающим от ревматизма и порчи.
Воспитатель: Земля в начале времен была ровной и плоской, но пришел Ош и расцарапал ее когтями так, что образовались болота и бугры, впадины и горы.
Динамическая пауза
Два Медведя (О. Крупенчук)
Сидели два медведя На тоненьком суку: Один читал газету, Другой молол муку. Раз ку-ку, два ку-ку, Оба плюхнулись в муку. Нос в муке, Хвост в муке, Ухо в кислом молоке. | Руки согнуты в локтях, поворачиваться из стороны в сторону Развести руки в стороны, как при чтении газеты Стучать одним кулаком по-другому. Кулаки «падают» на колени. Показать пальцем нос. Показать рукой за спину. Взяться пальцами за ухо. |
Знакомство с творчеством художника Павла Микушева.
Воспитатель: Мы с вами просмотрели иллюстрации художника Павла Микушева - который относится к числу наиболее ярких и интересных коми художников. Он строит свой авторский стиль на основе традиций народного декоративного искусства. В его работах много животных, в том числе – образ медведя. Медведь шествует по просторам Пармы. Он создает следы на снегу, на мху.
Воспитатель: Давайте рассмотрим его работы, где один из главных образов – медведь. («Свадьба рыбы и медведя», «Игры героев»,)
Воспитатель: В чем особенность изображения медведя художником? (тело медведя, как и других животных, расписано орнаментом, рисунок повторяется ритмично, симметрично)
Воспитатель: Какие цвета использует художник? Все цвета яркие: желтый, синий красный, зеленый, белый.
Воспитатель: Из каких элементов состоит орнамент? (линии, ромбы, квадраты)
Воспитатель: Художник широко использует такие распространенные в ткачестве коми типы орнамента, как «колодец», косой крест, елочный узор, конопляное зернышко, «рожки», а также орнаменты из простых геометрических элементов – прямых и диагональных линий, треугольников, прямоугольников, точек.
Воспитатель: Узор зависит от формы, которую хотят украсить.
Воспитатель: Так же художник использует прием – точкование. Это авторская техника идет от традиций национальной орнаментальной вышивки и росписи по дереву. Точечные орнаменты первоначально символизируют засеянное поле, что становится метафорой плодородия.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Предлагаем вам выбрать силуэт медведя и раскрасить его, в технике художника, то есть покрыть тело животного орнаментом.
Воспитатель: Работать будем на тонированной бумаге.
Ребята приступают к работе, выбирают тонированную бумагу, силуэт медведя. Воспитатель помогает детям по мере необходимости.
Оформление выставки детских работ.
3