СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Образ медведя в мифах коми народа».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у детей представлений о типичном персонаже мифологии коми народа – медведе.

Задачи:

  1. Продолжать формировать элементарное представление о жанре – мифы.
  2. Создавать условия для осмысления образа медведя в мифах коми-народа.
  3. Познакомить дошкольников с творчеством коми художника Павла Микушева.
  4. Инициировать творческие проявления детей при создании своего образа медведя изобразительными средствами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности «Образ медведя в мифах коми народа».»





Конспект непосредственной образовательной деятельности «Образ медведя в мифах коми народа».

Цель: формирование у детей представлений о типичном персонаже мифологии коми народа – медведе.

Задачи:

  1. Продолжать формировать элементарное представление о жанре – мифы.

  2. Создавать условия для осмысления образа медведя в мифах коми-народа.

  3. Познакомить дошкольников с творчеством коми художника Павла Микушева.

  4. Инициировать творческие проявления детей при создании своего образа медведя изобразительными средствами.

Ход деятельности.

Организационный момент –детям предлагается игра: «Угадай, из какой сказки герой или предмет?» Воспитатель: Ребята, узнайте, из какой сказки эти строчки:

  • Кто-то в доме побывал,

Стульчик маленький сломал,

Перемял кроватки

И уснул там сладко (примерный ответ: Три медведя) Воспитатель: Следующая загадка:

  • Маша по лесу гуляла,

Заблудилась, потерялась,

К мишке в домик забрела,

Вместе с мишенькой жила (примерный ответ: Три медведя) Воспитатель:

В домик кто его пустил?

Чуть зверей не раздавил! (примерный ответ: Теремок).

Словарная работа

Воспитатель: Ребята, что общего в этих сказках? (примерные ответ детей: герой – медведь)

Воспитатель: А какие сказки вы еще знаете, где один из героев – медведь? (ответы детей)

Воспитатель: Какой медведь бывает в русских народных сказках? (примерные ответы детей: добрый, сильный, защищает слабых, хозяин лесе, доверчивый, простодушный)

Воспитатель: Как вы понимаете слово «простодушный»? (примерные ответы детей: добродушный, наивно-доверчивый, легко можно обмануть, бесхитростный, не умеет хитрить)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему у медведя в сказках сложился именно такой образ?

(ответы детей)

Воспитатель: Многие сказочные образы пришли из народных мифов. Мы продолжаем с вами знакомиться с мифами коми народа и сегодня мы познакомимся, как изображался медведь в мифах коминарода.

Просмотр мультимедийной презентации, рассказ воспитателя.

Воспитатель: Медведь (на коми — ош) — один из ключевых персонажей в мифологии народов коми. В мифологии сверхъестественное существо, сильное, обладающее разумом. Считалось, что Ош в начале времен обитал на небе и был сыном могучего ЕНА, но был очарован земной пищей — горохом. Он увидел на земле женщину, которая уронила половинку горошины. Не удержавшись, он слез на землю и съел ее. ЕН разгневался на него и оставил жить на земле. Медведь обладал свойствами шаманского перевоплощения. Он мог превращаться в человека, выполнив ритуал переката через медвежью шкуру. И наоборот, если трижды перекувыркнуться в определенном месте через разостланную медвежью шкуру, то любой человек может превратиться в медведя. Ош способен воспринимать человеческую речь, он все знает, все понимает.

Обращаться к нему надо всегда почтительно, уважительно. Его стоило просить о том, чтобы он не разорял ульи и охотничьи места. Однако ему приносили жертву в надежде на удачную охоту на других животных. Перед охотой ему варили сладкую кашу из ржаной муки и оставляли ее на ночь перед охотничьим срубом. Если котелок с кашей оказывался утром пуст, то охота будет удачной. За непочтительное к нему отношение Ош мог наказать человека. Зубы Оша считались амулетом, оберегающим от ревматизма и порчи.

Воспитатель: Земля в начале времен была ровной и плоской, но пришел Ош и расцарапал ее когтями так, что образовались болота и бугры, впадины и горы.

Динамическая пауза

Два Медведя (О. Крупенчук)

Сидели два медведя На тоненьком суку: Один читал газету,

Другой молол муку. Раз ку-ку, два ку-ку, Оба плюхнулись в муку.

Нос в муке,

Хвост в муке,

Ухо в кислом молоке.

Руки согнуты в локтях, поворачиваться из стороны в сторону

Развести руки в стороны, как при чтении газеты Стучать одним кулаком по-другому.

Кулаки «падают» на колени.

Показать пальцем нос.

Показать рукой за спину. Взяться пальцами за ухо.

Знакомство с творчеством художника Павла Микушева.

Воспитатель: Мы с вами просмотрели иллюстрации художника Павла Микушева - который относится к числу наиболее ярких и интересных коми художников. Он строит свой авторский стиль на основе традиций народного декоративного искусства. В его работах много животных, в том числе – образ медведя. Медведь шествует по просторам Пармы. Он создает следы на снегу, на мху.

Воспитатель: Давайте рассмотрим его работы, где один из главных образов – медведь. («Свадьба рыбы и медведя», «Игры героев»,)

Воспитатель: В чем особенность изображения медведя художником? (тело медведя, как и других животных, расписано орнаментом, рисунок повторяется ритмично, симметрично)

Воспитатель: Какие цвета использует художник? Все цвета яркие: желтый, синий красный, зеленый, белый.

Воспитатель: Из каких элементов состоит орнамент? (линии, ромбы, квадраты)

Воспитатель: Художник широко использует такие распространенные в ткачестве коми типы орнамента, как «колодец», косой крест, елочный узор, конопляное зернышко, «рожки», а также орнаменты из простых геометрических элементов – прямых и диагональных линий, треугольников, прямоугольников, точек.

Воспитатель: Узор зависит от формы, которую хотят украсить.

Воспитатель: Так же художник использует прием – точкование. Это авторская техника идет от традиций национальной орнаментальной вышивки и росписи по дереву. Точечные орнаменты первоначально символизируют засеянное поле, что становится метафорой плодородия.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Предлагаем вам выбрать силуэт медведя и раскрасить его, в технике художника, то есть покрыть тело животного орнаментом.

Воспитатель: Работать будем на тонированной бумаге.

Ребята приступают к работе, выбирают тонированную бумагу, силуэт медведя. Воспитатель помогает детям по мере необходимости.

Оформление выставки детских работ.



















3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!