Тема «Новогодний праздник»
Расширить обобщённые представления детей о новогоднем празднике.
Словарь (лексический минимум)
Существительные: праздник, карнавал, хоровод, ель, гирлянда, хлопушка, мишура, звезда, шар, бусы, сюрприз, шутка, Дед Мороз, посох, Снегурочка, игрушка, украшение, подарок.
Прилагательные: новогодний, весёлый, душистый, стройный, нарядный, пушистый, радостный, яркий, блестящий, разноцветный, золотистый, загадочный.
Глаголы: водить (хоровод), веселиться, наряжать, шутить, украшать, плясать, петь.
Наречия: красиво, весело.
Беседа
Дети, я вам загадаю загадку, и вы догадаетесь, о чём мы сегодня будем говорить.
Встали дети в хоровод,
Скоро праздник... (Новый год)
Дети встают в круг, педагог в центре.
Сейчас я буду задавать вам «новогодние» вопросы. Отвечать на вопросы нужно полным ответом, а для этого вы должны внимательно слушать и запоминать вопрос.
Педагог поворачивается лицом к одному из детей и, обращаясь к нему по имени, задаёт вопрос:
Ира, какое сейчас время года? (Сейчас зима.) Таким образом, задаёт вопросы всем детям.
Саша, какой сейчас месяц? (Сейчас декабрь.)
Какой праздник отмечают в декабре? (В декабре отмечают праздник Новый год.)
Как мы украсили группу к празднику? (Мы поставили ёлку, повесили игрушки, украсили группу.)
Кто придет к нам из леса на Новый год? (На Новый год к нам из леса придет Дед Мороз.)
А с кем Дед Мороз придет? (Дед Мороз придет со Снегурочкой.)
Что вы будете показывать и рассказывать Деду Морозу? (Мы будем Деду Морозу читать стихи, петь песни и танцевать.)
Что принесёт вам Дед Мороз? (Дед Мороз нам принесёт подарки.)
Вы любите получать подарки? (Мы любим получать подарки.)
Я сегодня слышала, как наши куклы говорили о том, что им тоже хочется встретить праздник Новый год. Но, к сожалению, в их кукольном уголке нет ёлки. Давайте вместе с вами украсим вот эту ёлочку и подарим её куклам.
Украшают елку: каждый ребенок берёт игрушку, называет её и вешает на ёлку.
Посмотрите, какая получилась нарядная, стройная, красивая ёлочка. Кто скажет, кого же мы забыли. Отгадайте загадки?
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс.
Кто же это? (Дед Мороз)
Правильно, это Дед Мороз. Дед Мороз немного суров на вид. Носит шубу до земли и высокую шапку, в руках у него - волшебный посох, который не только отогревает все живое в лютые моро- зы, но и помогает ему играть с детишками в разные забавные игры. Еще у Деда Мороза есть большой яркий мешок подарков.
С кем Мороз играет в прядки
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут её ... (Снегуркой).
Правильно, это Снегурочка - незаменимая помощница Дедушки Мороза в его работе. Она играет с детишками, помогает ему отвечать на письма и выбирать подарки.
Игровые технологии
«Подбери рифму»
Дидактическая задача. Развивать речь ребенка, воображение, память.
Материал. Стихотворение.
Игровое действие.
Педагог читает стихотворение, а дети в рифму его заканчивают.
Тихо, тихо как во сне, Зимний спорт теперь нам ближе –
Падает на землю ... (снег). Помогают в этом ... (лыжи).
Не колючий, светло-синий, Льются слёзы у Оксанки –
По кустам развешан ... (иней). У неё сломались ... (санки).
А на улице мороз На льду погасли огоньки,
Щиплет щёки, щиплет ... (нос). Снимаю я свои ... (коньки).
Мы не ели, мы не пили - Из трубы летят колечки –
Бабу снежную ... (лепили). Это дым из нашей ... (печки).
«Узнай подарок»
Дидактическая задача. Развивать умение детей на ощупь определять, какой предмет находится в мешочке.
Материал. Мешочек, игрушки: маленький мячик, кубик, собачка, совочек, пирамидка.
Игровое действие. Отгадывание.
Ход игры
Ребёнок, сунув руку в мешочек и нащупав там какую-либо игрушку, постарается отгадать, что же это за предмет. Сначала ребёнок называет предмет и лишь потом достаёт его из мешка. Все дети по очереди определяют предметы, лежащие в мешке.
Пальчиковая гимнастика
Дидактическая задача. Развитие мелкой моторики.
Материал. Стихотворение.
Игровое действие. Действия по тексту.
Ход игры
Педагог читает стихотворение, а дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Мы на ёлке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками.
И плясали, и резвились! Дети шагают средним и указательным пальцами обеих рук по столу
После добрый Дед Мороз Рисуют руками большой круг.
Нам подарки преподнёс! Делают ритмичные хлопки.
Дал большущие пакеты,
В них же - вкусные предметы: Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Г руша, яблоко, один
Золотистый мандарин!