СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по развитию речи для старшей группы "Космические путешествие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи для открытого занятия "Космическое путешествие"

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи для старшей группы "Космические путешествие"»



МОУ Тимирязевская СШ – филиал детский сад «Берёзка»








Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

«Космическое

путешествие»









































Воспитатель: Селезнёва Ю.В.



Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие».

Программное содержание:

Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Словарные:
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, загадках и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание патриотизма, культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
3. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;
5. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Материал: 
картинки с изображением планет, 
игрушки: Лунтик, аудиозапись космической музыки,
цветомузыка «полусфера» для создания эффекта звездного неба,
цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения. 
Используемая литература:  Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».

Ход образовательной деятельности.

- Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие! 
- А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!/ Показ картинки – ракета.
- Какой первый звук в слове РАКЕТА? 
- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр!/. Показ картинки – скафандр.
- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР? 
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?

- А вы знаете, кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)

Сейчас Ксюша нам расскажет, почему для нас Юрий Гагарин настоящий герой.

КСЮША: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…

- Ребята, послушайте замечательное стихотворение о первом космонавте, которое нам сейчас расскажет Илья.

ИЛЬЯ: «Юрий Гагарин»

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. (В .Степанов)


- Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.

ИЛЬМАС - Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!

Нас космос в путь зовёт!

(Показ видеозаписи запуска ракеты.)
Показываю картинки

- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет. (Показ картинки.)
- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.

КИРА:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. (Аркадий Хайт)

- Первая планета Меркурий. Летим на самую маленькую планету солнечной системы! (подлетаем к планете Меркурий).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Смотрите, ребята, на этой планете нас ждёт задание!

Задание: Произнести –«Меркурий» и запомнить его. Отгадайте загадки.
АЛИНА:. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд? (ракета)

ПОЛИНА: Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном) 

ЕГОР: Не месяц, не луна, не планета, не звезда, 
по небу летает, самолеты обгоняет. (спутник)


/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.

- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Здесь нам тоже оставили задания!

Задание: Произнести название планеты - ВЕНЕРА и запомнить его. Где находится звук «Р»? Поиграть в игру «Скажи наоборот»:
День -…ночь
Ярко — …темно
Солнце -…луна
Улетать — …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше. 
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Здесь нас тоже ждут задания:

Задание: Произнести название планеты - МАРС и запомнить его. Где находится звук «Р»? Показать космическую физкультминутку:
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны). 
- А еще нас просят рассказать скороговорку про Марс, которую мы с вами уже знаем.

Скороговорка: А на Марсе марсоход Марсианина везёт

Марсианин марсоход нас по Марсу прокатнёт

(автор Селезнёва Ю.В.)


/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Мы приближаемся к планете Юпитер. Показываю изображение планеты. Задание: произнести название планеты - ЮПИТЕР и запомнить его. Где находится звук «Р»? Поиграть в игру «Летает – не летает»

Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает. 
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает. 
- Спутник летает? … Летает. 
- Звезда летает? … Не летает. 
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.


/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.

- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца. Задание: произнести название планеты - САТУРН и запомнить его. Где находится звук «Р»? Поиграйте в игру «Один-много»:
комета – …кометы; 
планета-…планеты; 
космонавт-…космонавты,
созвездие-… созвездия;

ракета-…ракеты.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо. Задание: произнести название планеты - УРАН и запомнить его. Где находится звук «Р»? Ребята на планете Уран нам надо сделать новые ракеты, чтобы герои-космонавты могли летать на них к другим планетам.

Игра «Собери ракету» 
/Дети делятся на команды и собирают из пазлов ракеты./

-Айдар нам хочет рассказать что-то о ракетах. Давайте его послушаем.

АЙДАР: Звездный дом

Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!

Приятно всё же сознавать
Себя жильцами в Звёздном Доме,
В Миры как в комнаты шагать –
Через порог на космодроме. В. Астеров

- Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: произнести название планет – НЕПТУН, ПЛУТОН и запомнить их. Есть звук «Р» в этих словах? Поиграйте в игру «Назови ласково»:

звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
- Молодцы ребята, с заданием справились. Летим на следующую планету!


- Отгадайте, на какую планету мы прилетели?
МИЛАНА:

Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята! (Показ картинки)
- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля. О красоте нашей планеты сейчас расскажет стихотворение Полина И.

Полина:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,




Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...


Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету! Яков Аким


- Ребята у планеты Земля есть свой спутник. Как называется спутник Земли? /Дети: «Спутник Земли - Луна»/
- Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик». Вот оказывается кто оставлял нам задания на планетах! Вот и сейчас он хочет поиграть свами в викторину «Угадай-ка»

Игра-викторина «Угадай-ка». 
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя) 
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?

(«Восток») 
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики). 

- Ребята, послушайте стихотворения, которые выучили наши ребята в честь этого замечательного праздника – Дня космонавтики!

ЗЛАТА:

Летит в космической дали 
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них


Как на ладошке:
Степной простор, 
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
(автор стихотворения - В.Орлов) 

ВЛАДА:

Есть в небе звездочка одна,

Какая — не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на нее гляжу.

 

Она мерцает ярко так!

А в море где-нибудь

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь. ( Г. Кружков)

РУСТАМ: В космосе так здорово!

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!

В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!

ВАНЯ:

Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!

В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный! О. Ахметова

- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
Рефлексия: - Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки – красные и желтые. Если вам понравилось наше путешествие, то вы покажите мне красные звёздочки, а если вам было скучно, то покажете мне желтые звездочки. (Потом дети уносят звёзды на память о нашем путешествии.)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!