МОУ Тимирязевская СШ – филиал детский сад «Берёзка»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
«Космическое
путешествие»
Воспитатель: Селезнёва Ю.В.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие».
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Словарные:
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, загадках и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание патриотизма, культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
3. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;
5. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Материал:
картинки с изображением планет,
игрушки: Лунтик, аудиозапись космической музыки,
цветомузыка «полусфера» для создания эффекта звездного неба,
цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения.
Используемая литература: Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
Ход образовательной деятельности.
- Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие!
- А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!/ Показ картинки – ракета.
- Какой первый звук в слове РАКЕТА?
- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр!/. Показ картинки – скафандр.
- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
- А вы знаете, кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)
Сейчас Ксюша нам расскажет, почему для нас Юрий Гагарин настоящий герой.
КСЮША: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…
- Ребята, послушайте замечательное стихотворение о первом космонавте, которое нам сейчас расскажет Илья.
ИЛЬЯ: «Юрий Гагарин»
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. (В .Степанов)
- Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.
ИЛЬМАС - Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
Нас космос в путь зовёт!
(Показ видеозаписи запуска ракеты.)
Показываю картинки
- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет. (Показ картинки.)
- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
КИРА:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. (Аркадий Хайт)
- Первая планета Меркурий. Летим на самую маленькую планету солнечной системы! (подлетаем к планете Меркурий).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Смотрите, ребята, на этой планете нас ждёт задание!
Задание: Произнести –«Меркурий» и запомнить его. Отгадайте загадки.
АЛИНА:. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд? (ракета)
ПОЛИНА: Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
ЕГОР: Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
по небу летает, самолеты обгоняет. (спутник)
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Здесь нам тоже оставили задания!
Задание: Произнести название планеты - ВЕНЕРА и запомнить его. Где находится звук «Р»? Поиграть в игру «Скажи наоборот»:
День -…ночь
Ярко — …темно
Солнце -…луна
Улетать — …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Здесь нас тоже ждут задания:
Задание: Произнести название планеты - МАРС и запомнить его. Где находится звук «Р»? Показать космическую физкультминутку:
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны).
- А еще нас просят рассказать скороговорку про Марс, которую мы с вами уже знаем.
Скороговорка: А на Марсе марсоход Марсианина везёт
Марсианин марсоход нас по Марсу прокатнёт
(автор Селезнёва Ю.В.)
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Мы приближаемся к планете Юпитер. Показываю изображение планеты. Задание: произнести название планеты - ЮПИТЕР и запомнить его. Где находится звук «Р»? Поиграть в игру «Летает – не летает»
Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца. Задание: произнести название планеты - САТУРН и запомнить его. Где находится звук «Р»? Поиграйте в игру «Один-много»:
комета – …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-…космонавты,
созвездие-… созвездия;
ракета-…ракеты.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо. Задание: произнести название планеты - УРАН и запомнить его. Где находится звук «Р»? Ребята на планете Уран нам надо сделать новые ракеты, чтобы герои-космонавты могли летать на них к другим планетам.
Игра «Собери ракету»
/Дети делятся на команды и собирают из пазлов ракеты./
-Айдар нам хочет рассказать что-то о ракетах. Давайте его послушаем.
АЙДАР: Звездный дом
Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!
Приятно всё же сознавать
Себя жильцами в Звёздном Доме,
В Миры как в комнаты шагать –
Через порог на космодроме. В. Астеров
- Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: произнести название планет – НЕПТУН, ПЛУТОН и запомнить их. Есть звук «Р» в этих словах? Поиграйте в игру «Назови ласково»:
звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
- Молодцы ребята, с заданием справились. Летим на следующую планету!
- Отгадайте, на какую планету мы прилетели?
МИЛАНА:
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята! (Показ картинки)
- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля. О красоте нашей планеты сейчас расскажет стихотворение Полина И.
Полина:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету! Яков Аким
- Ребята у планеты Земля есть свой спутник. Как называется спутник Земли? /Дети: «Спутник Земли - Луна»/
- Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик». Вот оказывается кто оставлял нам задания на планетах! Вот и сейчас он хочет поиграть свами в викторину «Угадай-ка»
Игра-викторина «Угадай-ка».
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?
(«Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
- Ребята, послушайте стихотворения, которые выучили наши ребята в честь этого замечательного праздника – Дня космонавтики!
ЗЛАТА:
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
(автор стихотворения - В.Орлов)
ВЛАДА:
Есть в небе звездочка одна,
Какая — не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь. ( Г. Кружков)
РУСТАМ: В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
ВАНЯ:
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный! О. Ахметова
- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
Рефлексия: - Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки – красные и желтые. Если вам понравилось наше путешествие, то вы покажите мне красные звёздочки, а если вам было скучно, то покажете мне желтые звездочки. (Потом дети уносят звёзды на память о нашем путешествии.)