Конспект ООД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»
Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друге о друге.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием семья, маленькая и большая семья;
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- способствовать систематизации представлений воспитанников о семье;
- закреплять умения называть членов своей семьи и понимать их роль в семье.
Развивающие:
- развивать речь путём расширения и активизации словаря по теме «семья»;
- содействовать развитию монологической и диалогической речи, долговременной памяти, произвольного зрительного восприятия;
- развивать связную речь, внимание, познавательный интерес, умение развернуто отвечать на вопросы;
- развивать чувство гордости за свою семью.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;
- воспитывать желание заботиться о близких, формировать понятие: «моя семья».
Ход занятия:
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!», – друг другу.
Нам здороваться ни лень:
«Всем привет и добрый день;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Доброе утро, ребята! (Доброе утро).
Давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И тогда хорошее настроение будет с нами всегда!
Воспитатель: Все молодцы! Садитесь на стульчики теперь.
Воспитатель: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!
У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)
У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник)
У дома есть дверь (Ладони перед грудью)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).
Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)
Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)
Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.
(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша).
Воспитатель: Ой, а кто здесь, ребята. Это Маша, кукла Маша. Здравствуй, Маша. Какой красивый у тебя дом! Ты одна живешь в этом доме или с кем-то?
Маша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей.
А, послушайте мой стих.
Есть у меня мама, есть у меня папа,
Есть у меня дедушка, есть у меня бабушка,
Есть у меня братишка, а у них есть я,
Это вся моя СЕМЬЯ!
Воспитатель: Ребята, а скажите, с кем живет кукла Маша? (Воспитатель просит отвечать детей «Маша живет с…»).
Воспитатель: Ребята, как, одним словом, назвать всех этих людей?
Дети: Семья.
Воспитатель: Правильно, а что такое семья?
Дети: Это люди, которые дружно живут…
Воспитатель: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Ребята, посмотрите на картинку, вот она дружная семья.
Семьи бывают большие и маленькие. Маленькая семья - это папа, мама и ребенок. А если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это - большая семья (показ соответствующих картинок).
Воспитатель: Маша приготовила вам загадку и хочет, чтобы вы ее отгадали
Кто нежнее всех на свете и готовит нам обед,
И кого так любят дети, и кого прекрасней нет.
Кто это, ребята?
Дети: мама.
Воспитатель: А, вы любите свою мамочку? А покажите, как вы ее любите? (Сильно) Сейчас мы будем говорить ласковые, добрые слова для мамочки. Я сундучок приоткрою немного и все слова сюда спрячутся, мы их соберем, чтобы они никуда отсюда не делись.
- Скажите, когда мама вас обнимает, целует, мама какая? (Добрая, ласковая, милая)
- А когда мама модно одевается, какая она? (Модная, красивая)
- А когда мамочка смеется, какая она? (Веселая)
- А как вы мамочку любите, для вас она, какая? (Дорогая, золотая, любимая)
-А мама много делает дел по хозяйству, какая она? (Хозяйственная, трудолюбивая)
Сколько хороших слов вы сказали про мамочку, какие вы молодцы, закроем сундук, чтобы слова не вылетели никуда.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, и вы мне скажете, что умеет делать мама.
(просмотр на презентации)
Воспитатель: У мамы много дел, и она все успевает, мама хозяйственная, потому что она делает много домашних дел. Повторим все вместе - хозяйственная.
Чтобы мама не уставала, что нужно делать всем членам семьи?
Правильно, ребята, маме нужно помогать! Давайте покажем, как мы помогаем маме.
Физкультминутка.
Маме дружно помогаем, пыль повсюду вытираем,
А теперь белье стираем, полоскаем, отжимаем,
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, настежь двери открываем,
Маму крепко обнимаем.
Воспитатель: Какие же вы молодцы, ребята! Садитесь.
Есть у Маши для вас еще одна загадка.
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить,
Может кран на кухне починить.
Кто это? (папа). Вот он, какой добрый и хороший папа.
Р ебята, у папы, как и мамы много по дому дел, давайте сейчас я буду показывать картинки, а вы будете говорить и показывать, что умеет делать папа.
Воспитатель: Про маму мы сказали хорошие слова, теперь нужно сказать и про папочку. (Воспитатель открывает сундучок). Какой у нас папа? (Сильный, добрый, хороший, умный, смелый, мужественный, трудолюбивый).
Воспитатель: Ребята, у куклы Маши в корзинке много разных предметов, но она не знает кому нужны какие предметы, какие маме, какие папе. Давайте ей поможем, и распределим их. В одну корзину предметы для мамы, в другую предметы для папы.
Игра «Распредели предметы»
(фен, духи, фартук, губная помада, молоток, ремень, руль,
Воспитатель: Ты, знаешь, Маша, у каждого из наших ребят тоже есть семья. Правда, ребята?
У кого-то она большая, у кого-то по меньше.
Воспитатель: Семья - это мама, папа и дед,
Бабуля готовит вам вкусный обед,
В семье еще братья и сестры бывают,
Все вас любят и обожают.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, как вы называете ласково членов семьи
Игра «Скажи ласково».
Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка
Брат – братишка.
Воспитатель: Молодцы, ребята!!!
Воспитатель: Ребята, семья должна быть не только дружной, весёлой, но и здоровой. А для этого нужно делать зарядку. Покажите, как вы всей семьей делаете зарядку.
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания)
Повороты вправо- влево
Делает мой братик Слава (руки на пояс, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
Воспитатель: Молодцы, вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть любящие семьи.
Воспитатель: Ну что, заглянем-ка в наш волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там. А вы посмотрите, все ваши добрые слова о маме и папе превратились в любящие сердечки. Я вам их отдаю, чтобы вы пришли домой и подарили своим родителям, скажите им, как вы их сильно любите.
Ребята, Маша сказала, что ей пора уходить домой, но ей так понравилось у нас, она хочет вам что-то сказать.
Маша: Ребята, а вы знаете, что в каждой семье есть свои традиции. Вот в моей семье мы вечером собираемся, и мама читает нам сказки с братиком. Прежде, чем уйти, я хочу подарить вам эти книги – русские сказки, чтобы вам мама тоже читала их, может это станет вашей традицией. А когда мы будем встречаться, то будем рассказывать друг другу, что прочитали.
Воспитатель: Какие замечательные подарки, спасибо тебе большое Маша. До свидания! Приходи к нам еще в гости.
Итог занятия:
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о семье)
- Что такое семья? Какие бывают семьи?
- Как нужно вести себя со своими родными?
В завершение хочу вам прочитать стихотворение о семье:
Семья – это важно,
Семья – это сложно.
Но счастливо жить
Одному невозможно.
Всегда будьте вместе,
Любовь берегите,
Обиды и ссоры
Подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Я хочу вам пожелать, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь.