Конспект
открытого логопедического занятия
Тема: «Дифференциация букв и звуков [Э – Е]»
Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [Э – Е].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звукам [Э – Е]; соотносить графемы и фонемы; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [Э – Е]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков (развитие артикуляционной моторики); развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к разным профессиям.
Оборудование:
Зеркало (настенное); картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки с буквами Э, Е.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»
- Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [Э –Е]:
1. – «При сомкнутых челюстях нижняя губа движется вправо, влево»: вправо – влево…(5 – 10 раз).
III. Введение в тему занятия.
- Послушай слова:
- Экономист, экскурсовод, экскаваторщик, эксперт, эколог.
- Выдели первый звук в этих словах. (- Звук [Э])
- Егерь, епископ, естествовед, естествоиспытатель.
- Выдели первый звук в этих словах. (- Звук [Е])
- назови звуки, которые ты выделил. (Звуки [Э – Е])
- Сегодня мы будем работать со звуками и буквами [Э – Е] учиться отличать их друг от друга.
- Как ты думаешь, что общего у всех этих слов? (- Они обозначают профессии людей.)
IV. Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [Э – Е]:
- Когда мы произносим звук [Э], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.
- В каком положении губки? (Широко открыты. Нижняя челюсть опускается.)
- А в каком положении язычок? (Прижат к нижним зубам.)
- А зубки? (Их видно, они обнажены)
- Какой звук [Э], гласный или согласный?
- Звук [Э] - гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).
- Когда мы произносим звук [Е], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.
- В каком положении губки? (Немного растягиваются в улыбке.)
- А в каком положении язычок? (Прижат к нижним зубам.)
- А зубки? (Их видно, между ними щель.)
- Какой звук [Е], гласный или согласный?
- Звук [Е] - гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).
V. Сравнительная характеристика звуков [Э – Е]:
- Как ты думаешь, чем эти звуки похожи? (Язычок прижимается к нижним зубкам; еще оба звука гласные.)
- А чем же они отличаются? (При произнесении звука [Э] губы широко открыты; зубы слегка обнажены; а при произнесении звука [Е] губы немного растягиваются в улыбке; зубы видно, между ними щель.)
VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.
- Приготовь свои ушки, ладошки и ножки.
- Если услышишь звук [Э], среди звуков, которые я назову, хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [Е] – топнешь ногой.
- Приготовься:
Звуки: А, Л, П, Е, У, Э, В, О, А, Е, Э, Т, Е, У, А, Э, А, М, Е, О.
- Точно также в слогах, которые я произнесу.
Слоги: СЭ, АР, ЭП, ВЫ, ВО, СЕ, БА, ЕТ, НЭ, АП, ЕЦ, ОЖ, РЕ.
VII. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [Э]? (Буквой Э.)
- Какой буквой на письме обозначается звук [Е]? (Буквой Е.)
- На что похожа буква Э? (Показываются картинки, читаются стихи.)
- Послушай и посмотри: Это – Э
С открытым ртом
И большущим языком
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква Э?
- На что похожа буква Е?
- Послушай и посмотри: Это буква – Е
Она закрутилась как змея
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква Е?
- Чем похожи, и чем отличаются буква Э, и буква Е на письме? (Полукруглым элементом – похожи; отличаются тем, что полукруглые элементы пишутся в разные стороны)
- Давай изобразим букву Э, и букву Е пальчиками.
VIII. Составление предложений.
- Вспомни слова, которые я называла тебе в самом начале, назови эти слова.
- Какие профессии ты помнишь? – Объясни значения этих слов.
- Подбери к каждому слову предложение.
- Запиши получившиеся предложения в тетрадь.
IX. Упражнение на развитие буквенного гнозиса.
- В словах из текста, который я тебе дала найди буквы Э и Е.
- Зачеркни букву Э красным карандашом (ручкой), букву Е – синим карандашом.
X. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Дай характеристику звука [Э], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Дай характеристику звука [Е], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Чем эти звуки похожи?
- Чем отличаются?
- Чем похожи буквы Э и Е на письме? - Чем эти буквы отличаются?
Отмечается работа ребенка на занятии. - До свидания!