Конспект открытого подгруппового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков «с-ш» в слогах, словах, предложениях»
Цель:
- закрепить навыки различения и правильного произношения звуков С - Ш;
- закрепить чёткую артикуляцию и характеристику звуков С-Ш;
- автоматизация звуков С - Ш в слогах, словах, предложениях;
- научить определять заданный звук в слове;
- учить детей соотносить звуки С – Ш с буквой С-Ш.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематический слух и восприятие;
- развивать внимание, память, зрительное восприятие, общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков.
Оборудование: ноутбук (планшет), презентация, игрушка Мишка, мяч с шипами.
Ход занятия:
I. Орг. Момент. Логопед читает стихотворение, ребёнок повторяет только губами.
Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал,
Так что время не теряем, и работать начинаем.
Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Думаем и не спешим. Слайд 2
- Здравствуйте, ребята!!! Сегодня у нас особенный день, у нас на занятии гость. И нам нужно его удивить и обрадовать хорошими знаниями, примерным поведением и правильной речью.
А узнаете гостя, если отгадаете загадку.
Среди всех зверей он главный,
И зайчишек защитит,
И с волком поговорит,
Любит сильно он поспать,
Также лапу пососать,
А живет он, прям в берлоге.
Что за зверь любитель меда? (Медведь).
- Правильно! Но к нам сегодня пришли совсем маленькие медвежата. Он хочет многое узнать, поэтому принес вам очень интересные задания.
II. Основная часть.
Итак, 1 задание. Артикуляционная гимнастика.
Упр. «улыбка» слайд 2
Упр. «Расческа» слайд 3
Упр. «Месим тесто» слайд 4
Упр. «Чашечка» слайд 5
Упр. «чистим зубки» слайд 6
Упр. «качели» слайд 7
2 задание. Звуковая разминка.
- Вспомни, какой звук издают предметы, изображённые на картинке. Возьми карандашик и четко произнеси указанные звуки столько, сколько ведёшь карандашиком по дорожкам (карточка «с»).
- Теперь посмотри на картинку. На ней санки. Хлопни в ладоши, если услышишь, что я правильно сказала слово «санки».
- Вспомни, какой звук издают предметы, изображённые на картинки. Возьми карандашик и четко произнеси указанные звуки столько, сколько ведёшь карандашиком по дорожкам (карточка «ш»).
- Теперь посмотри на картинку. На ней шишка. Хлопни в ладоши, если услышишь, что я правильно сказала слово «шишка» (карточка).
3 задание. Уточнение произношения звуков С и Ш, их характеристика, схемы к звукам.
Логопед предлагает установить отличие звуков с и ш. Слайд 8, 9,10.
4 задание. Речевая зарядка. Дифференциация звуков С и Ш в прямых слогах.
Ребёнок воспроизводит слоговые цепочки вслед за логопедом. Слайд 11.
5 задание. Игра «Закончи слово» Слайд 12.
Помоги мне отгадать слова, закончив нужным звуком – [С] или [Ш].
анана… какту… глобу…
каранда… автобу… ду…
малы… камы… пё…
6 задание. Игра «Вставь букву С или Ш» Слайд 13.
В словах пропущены буквы, надо вставить С или Ш
7 задание. «Прочитай слог, назови слово»
Тренировать ребенка в произнесении [с-ш] в начале слова в открытых слогах. Развивать навык слогового анализа.
Прочитай слог. Нажми на слог курсивом мышки. Назови слово, на которое показывает стрелка. Скажи, какой по счету слог стоит в этом слове. Слайд 14.
8 задание. «Соедини схему слова с предметом» Определение наличия звука и его места в названии предмета. Соедини схему слова с предметом. Слайд 15.
8 задание. Игра с пальчиками с мячом Слайд 16.
9 задание. «Составление слов из слогов» Слайд 17.
Слоги перепутались, нам нужно составить из слогов слова.
10 задание. «Назови ласково»
Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Слайд 18.
11 задание. Игра «Посчитай» Слайд 18.
А теперь давай посчитаем от одного до шести, используя названия картинок.
Слова: старушка, пастушок.
12 задание. Упражнение «Рифмы». Слайд 19.
Закончи стихотворение, подобрав слова в рифму так, чтобы получились смешные стишки.
1. Положили в миску ….
Надевал пожарный …
Картинки: каска, кашка.
2. Сладко спит в берлоге …
На столе с салатом …
Картинки: мишка, миска.
13 задание. Игра «Профессии». Слайд 20.
Назови профессии и увлечения людей. Кому что нужно для работы?
Картинки: пастушок, штангист, шахматист, машинист, шахматы, штанга, поезд, стадо.
14 задание. «Стихотворения». Слайд 21.
Красиво расскажи стихотворения, ведь ты уже не путаешь звуки [С] и [Ш].
1.Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и уши.
И. Лопухина
2. Кошкин вагон
Кошка, кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек.
Восемь окон –
Восемь кошек.
Просят у проводника
Восемь чашек молока.
III. Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, понравилось вам занятие? Если понравилось занятие, улыбнитесь! Если не понравилось – нахмурьтесь.
- Какие задания для вас были трудными?
- Какие задания очень понравились, и ты хочешь повторить их в следующий раз?
- Вы молодцы! Очень хорошо занимались.
Литература.
Карина Е.А дифференциация звуков С –Ш
Т.А. Ткаченко. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш. Логопедический альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2007.
Т.А. Ткаченко. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУК С. Логопедический альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2007.
Кошка, кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек.
Восемь окон – восемь кошек.
Просят у проводника
Восемь чашек молока.