Цель урока | Содержательная: знакомство с новыми понятиями – испарение, конденсация и расширение имеющейся базы знаний по теме «Тепловые явления». Деятельностная: формирование у учащихся умения отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в парах и группах; умения оценивать свою деятельность и свои знания; формирование у учащихся способностей к рефлексии и фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации плана по выходу из затруднения. |
Задачи | Обучающие: формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности. Развивающие: развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления. Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля; • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учащиеся получат возможность научиться: - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Коммуникативные УУД: • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Учащиеся получат возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - брать на себя инициативу в организации совместного действия; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей. Учащиеся получат возможность научиться: - искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи. |
1 этап – Организационный Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствие учителем учащихся | Приветствие учащимися учителя |
2 этап– Мотивации (самоопределения) Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности |
Озвучивает цитату к уроку: «В мире нет ничего особенного. Никакого волшебства. Только физика». Чарльз Паланик, современный американский писатель. | Готовность к учебной деятельности. |
3-4 этапы – Актуализация знаний, показательное выполнение проблемного действия. Цель: выявление трудностей, поиск противоречий. Поиск методов разрешения затруднений, обсуждение оптимальных вариантов решений образовательной проблемы. |
Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока. (Учитель показывает слайды мультимедийной презентации) Проводит работу по выдвижению учащимися учебной цели и задач. | Вспоминают, что им известно по изучаемой теме Систематизируют информацию, данную на картинках. Делают предположения об общих закономерностях. Самостоятельно выделяют главную мысль, формулируют познавательные цели, формулируют проблему. Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания, формулируют собственное мнение и позицию. Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания, ставят учебные цели и задачи. Учатся планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. Составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Цель: Я хочу узнать о процессах, изображенных на графике, их характеристиках, пронаблюдать их. Я умею (могу, знаю): описывать разные агрегатные состояния вещества, пользоваться справочными материалами, работать с учебником. Мне надо получить новые знания и я смогу применить их на практике. Для этого я сделаю следующие шаги: 1. Найду информацию в учебнике. 2. Проведу эксперимент и проанализирую его. |
5 этап – Этап актуализации новых знаний и пробного учебного действия через реализацию выбранного метода решения затруднений Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и открытия «новых знаний», понимание основных понятий (испарение, конденсация, удельная теплота парообразования) и материала урока |
Проводит демонстрационный эксперимент. Организует задания на познание нового. Проводит инструктаж по ТБ. Организует помощь «слабым» учащимся при выполнении работы в группах. Корректирует деятельность «сильных» учащихся. | Наблюдают кипение воды в пробирке, выдвигают гипотезы, их обсуждают, формулируют выводы , корректируют их, отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно добывают «новые знания» по плану действий; делают записи в тетрадь. Контролируют способ действия и его результат. Контролируют время, предоставленное для работы. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, способы взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Корректируют ошибки, восполняют пробелы. Учатся ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. |
6 этап – Первичное закрепление новых ЗУН Цель: Через организацию самостоятельной работы научить учащиеся, самостоятельно делать выводы и объяснять полученные результаты |
Организует проверку понимания нового материала. Демонстрирует слайды презентации и комментирует их. Гимнастика для глаз | Учащиеся анализируют полученные результаты эксперимента и делают выводы. Отвечают на вопросы учителя. Учатся умению выражать свои мысли Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию из ДЭ (рисунков) в соответствии с учебной задачей Наблюдают эксперимент Объяснять результаты опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов Делать выводы (оценивать соответствие выводов имеющимся экспериментальным данным) Сравнивают температуры кипения разных веществ. Делают записи в тетрадь. Работают со справочными материалами. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют гимнастику для глаз |
7 этап – Самостоятельная работа по новому материалу, коллективная проверка и построения проекта, коррекции выявленных затруднений Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. |
Озвучивает условия задач из сборника задач по физике В.И. Лукашика, 2011 г.: № 1097 «Об эфире» № 1099 «О траве» № 1100 «О мокром белье» № 1106 «График парообразования» Организует самоанализ работы учащихся и самооценку | Слушают, смотрят, выполняют задания, записывают ответ. Через организацию самостоятельной работы учащиеся, самостоятельно делают выводы, получают результаты. Самостоятельно активизируют мыслительные процессы, осуществляют контроль правильности сопоставления информации, корректируют свои рассуждения. Самостоятельное создают способы решения заданий. Организуют свою учебную деятельность в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку. |
8 этап - Рефлексия учебной деятельности, самоанализ урока Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. |
Организует и проводит рефлексию учебной деятельности и самоанализ урока, обсуждение результатов занятия | Анализируют результаты собственной деятельности; определяют существующие пробелы в полученных знаниях. Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. Формулируют выводы о достижении цели урока. Оценивают личностною значимость полученной на уроке информации с практической точки зрения, умения обобщать, формулировать вывод. |
9 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний |
Объясняет домашнее задание | Восприятие, осознание Д/З, запись. Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. Определяют область применения полученных знаний Обсуждают, задают вопросы. Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |