СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по химии по теме " Металлы победы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по химии по теме " Металлы победы"»

Тема урока: « Металлы Победы»


Цель: Изучить роль металлов в обеспечении победы над фашисткой Германией годы ВОВ

Задачи:

Образовательная: углубить и систематизировать знания о физических и химических свойствах металлов, выявить значение металлов для победы в Великой Отечественной войне, познакомить студентов с достижениями советских химиков в годы второй мировой войны.

Развивающая:  развивать познавательный интерес к предмету, реализуя межпредметные связи курсов химии, истории, литературы, географии; развивать навыки работы с картой, дополнительной литературой.

Воспитательная: воспитывать студентов любовь к родной стране, чувства гордости за победителей войны: воспитывать чувства патриотизма, уважительного отношения к ветеранам войны и тыла.


Форма проведения: устный журнал

Дидактические средства обучения:

образцы металлов: алюминий, олово, медь, железо и др.
 периодическая таблица химических элементов
компьютер
проектор

Фильм« Металлы Победы»

Презентация« Металлы Победы»

Плакат « Металлы Победы»

таблички с символами элементов-металлов.


Человек не может обойтись без металлов... Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей...

Георг Лгрикола, 1556 г.

I.Ведущий: ВСТУПЛЕНИЕ ( под музыку « венский вальс»)

Приближается День Победы. Это один из самых волнующих праздников в нашей стране.

78 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война. Наш народ отстоял свою землю. Тогда, в мае 1945 года, перестала литься кровь защитников Родины и народ стал возвращаться к забытой и дорогой мирной жизни.

9 мая. Этот день навеки останется в истории человечества. 78 лет промчались, но не забудется эта дата. В памяти каждого это осталось – 45-й год, 9 мая!  День всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах…

Задохнулись канонады, в мире – тишина.

На большой Земле однажды  кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы, верить и любить.

Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть…

Большой вклад в дело победы над врагом внесли учёные-химики, которые на протяжении всех военных лет направляли свои силы и энергию на выполнение работ, способствующих укреплению обороноспособности страны. Имена таких учёных, как А.Е. Арбузов, Н.Д. Зелинский, Н.Н. Семёнов, А.Е. Ферсман, С.И. Вольфкович, И.Л. Кнунянц, М.М. Дубинин, Ю.А. Клячко, Н.Н. Мельников и многие другие золотыми буквами вписаны не только в историю развития отечественной химии, но и в историю науки периода Великой Отечественной войны.

Металлов много есть

Но дело не в количестве

В команде работящей металлической

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не предстало

Заслуги безусловные металлов!


Арбузов Александр Ерминингельдович . Он изготовил препарат – 3,6 диаминофталимид, обладающий флуоресцентной способностью. Этот препарат был использован при изготовлении оптики для танков.

Китайгородский Исаак Ильич. Создал бронестекло, которое в 25 раз прочнее обычного стекла.

Фаворский Алексей Евграфович. Он изучил химические свойства и превращения вещества – ацетилена. Разработал важнейший метод получения виниловых эфиров, используемых в оборонительной промышленности.

Ферсман Александр Евгеньевич. Он выполнял специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам стратегического сырья, маскировочных красок, создал самоходную «противоаэропланную пушку.

На митинге советских учёных в 1941 году академик А.Е. Ферсман сказал: «Необходимо было своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного человечества».

Советские учёные внесли свой вклад в победу над фашисткой Германией. Учёные-химики создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов «Катюш», высокооктановых бензинов, каучука, материалов для изготовления броневой стали, лёгких сплавов для авиации, лекарственных препаратов.

Знаменитый авиаконструктор С.А.Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами… в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним. Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт.Чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнуться в военном небе, наш оказался победителем!»

Так думал не только С.А. Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники.

Сегодня мы узнаем, каково значение химических элементов-металлов в истории Великой Отечественной войны, как помогали металлы ковать победу над фашисткой Германией.

(звучит музыка «Память»)

Хотелось бы верить, что мощь этой прекрасной науки – химии – будет направлена не на создание новых видов оружия, не на разработку новых отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем.


Легенда  «Пир Соломона»

         Рассказывают, что после окончания строительства Иерусалимского храма мудрый царь Соломон устроил пир, на который пригласил всех участников строительства. Стенографические записи речей на этом торжестве, не сохранились. Но говорят, что в разгар пиршества царь вдруг спросил:

- Ну, а кто же у строителей самый главный? Без кого нельзя было бы построить наш чудо-храм?

Поднялся каменщик и сказал:

- Конечно я – главный! Мы, каменщики – выложили весь храм по кирпичику. Какие стены, своды, арки, фундамент! Храм – это, безусловно, мы!

- Это не так, - возразил плотник, - ведь, если бы не было наших лесов, каменщики никогда не смогли построить храм. А наши стропила? Они из лучшего ливанского кедра! А паркет из пальмовых дощечек? Конечно, основа храма каменная, но без нашей работы это был бы не храм, а ободранные голые стены!

- Оба вы хвастуны! – закричал землекоп. – Хотел бы я знать, как можно построить храм, не вырыв под него котлован. Да ваш храм слетел бы от первого порыва ветра! Конечно, мы, землекопы, и есть главные строители храма!

        Высказывали свое мнение и представители других специальностей. И каждый утверждал, что именно его роль была первостепенной.

       Но царь Соломон недаром был прозван мудрым. Подозвав к себе каменщика, он спросил:

- Кто делал твой инструмент?

- Конечно, кузнец, - ответил удивленный каменщик.

- А твой? – спросил царь у плотника.

- Кузнец, - не задумываясь, ответил тот.

- А твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа.

-Кузнец.

      Тогда царь встал, подошел к угловому столику и вывел на середину зала скромного, закопченного человека в кожаном переднике.

 - Вот он, главный строитель храма! – воскликнул Соломон.

       Он усадил кузнеца на возвышение рядом с собой и поднес ему хорошую чарку вина!

В этой легенде отразилось значение, которое издревле имело железо в жизни человека.

II Металлы, ковавшие победу

Знакомство с химическими элементами ( демонстрация презентации)

Студенты по очереди знакомят присутствующих с металлами

1.ЖЕЛЕЗО - №26.   В таблице Менделеева трудно  найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалось бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы так много жизней, происходило бы так много несчастий.

«В бою железо дороже золота» - гласит татарская пословица. И русские говорили: «При рати железо дороже золота. Железом и золото добуду».

Железо являлось основным металлом, из которого изготовляли многочисленные и разнообразные орудия для истребления людей. Недаром копьё и щит, характерные принадлежности бога Марса, древние мудрецы сделали символом, обозначающим железо. Оно действительно верно и безотказно служило Марсу.

Более 90% всех металлом, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Железо – главная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, гранатах!

 Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовём одну цифру: миллион бомб сброшено фашисткой авиацией на Сталинград. Но железо – не только борьба, война, разрушение. Железо – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.

2. Алюминий - №13. Алюминий называют «крылатым» металлом, так как его сплавы с Mg, Mn,Be, Na, Si используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Начинка зажигательных бомб состояла из смеси порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав, и всё вокруг начинало гореть. Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с ней. Поэтому для тушения применяли песок. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. Так, при отражении налётов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолётов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолёты союзников. При налётах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тонн алюминиевой фольги. В годы войны был разработан В.Г. Головкиным непрерывный способ производства литой  алюминиевой проволоки диаметром до 9 мм. Потребность в ней была громадной. Каждому, кто летал на самолёте, приходилось видеть бесконечные ряды заклёпок на крыльях и фюзеляже. Но, видимо, не все знаю, что число этих заклёпок на истребителе военного времени доходило до 200 тысяч штук, а на бомбардировщике – до миллиона

3.СВИНЕЦ -  №82. С  изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для ружей, пистолетов и картечи для артиллерии стали расходовать много свинца. Свинец – тяжёлый металл, его плотность 11,34. Именно это обстоятельство  послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии. Свинцовыми метательными снарядами пользовались ещё в древности: пращники армии Ганнибала метали в римлян свинцовые шары. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку их делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость, но качественно влияние добавок неравноценно. В свинец, идущий на изготовление шрапнелей, добавляют до 12% сурьмы, а в свинец ружейной дроби – не более 1% мышьяка. Без инициирующих взрывчатых веществ ни одно скорострельное оружие действовать не будет. Среди веществ этого класса преобладают соли тяжёлых металлов. Используют, в частности, нитрид свинца PbN₆. Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть «смертоносным» металлом.

4.НИКЕЛЬ -  №28. На службу войне были поставлены и другие металлы. В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Поэтому он считался  ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако позже он стал неотъемлемой  составляющей бронированных орудий и танков. Вот что пишет С. Гагарин в произведении «Три лица Януса» о роли никеля в Отечественной войне: «На подводной лодке «Валькирия», исчезнувшей при загадочных обстоятельствах для германского командования, находилось 160 тонн никеля в слитках и монетах США и Канады.

Никель  был такой же сложной проблемой для Германии, как горючее, а может, и сложней. Ведь горючее из нефти можно хоть чем-то заменить. Никель незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах  Второй мировой войны. Природа обделила Германию никелем. Незначительные запасы его есть в Рейнской долине. Основную  часть никеля Германия получала из Канады. Началась война, и канадский никель был потерян для Рейха. Гитлер захватил Грецию, а вместе с ней и никелевые рудники. Вассальная Финляндия открыла для немцев рудники на севере в районе Петсамо. Там работали заключенные и военнопленные. Целый эсэсовский корпус обеспечивал охрану рудников и гарантировал бесперебойную добычу красного колчедана и отправку его в Германию на металлургические заводы.

Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в  Германии. Здесь за него взялись химики. Они установили – русская броня содержит большой процент никеля, что  делает её сверхпрочной. Недостаток никеля в стали привел к тому, что к 1944 г. Имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и «тигры», и «пантеры», и «фердинанды», одетые в неё оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок».

5.Доклад студента

Перед входом в Нижнетагильский краеведческий музей стоит знаменитый танк Т-34. Осенью 1941 г., когда враг был уже в пригородах Москвы, а западные и южные районы страны были оккупированы, Нижний Тагил стал одной из главных кузниц оружия для фронта. В то время стояла задача создать танк, который не боялся бы ни пулемета, ни колючей проволоки. Три качества этой машины – мощность огня, скорость, прочность брони – должны были так сочетаться, чтобы ни одно из них не приносилось в жертву другим. Нашим конструкторам во главе с М.И. Кошкиным удалось создать лучший танк периода Второй мировой войны. В осеннюю распутицу, когда немецкие танки  безнадежно вязли в грязи, Т-34 оставался единственным танком, которому было не страшно бездорожье. Башня танка поворачивалась с рекордной скоростью – она делала полный оборот за десять секунд вместо обычных 35. Благодаря небольшому весу и размеру танк был очень маневренный. Броня с повышенным содержанием никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой.

Производство Т-34 было налажено в самые короткие сроки, хотя ценой тому были дни и ночи напряженного труда. Люди, у которых в холодном цехе пальцы примерзали к металлу, неделями не покидали рабочих мест и в конце декабря 1941 г. Отправили на фронт первый эшелон с боевыми машинами.

Тепло отозвался о танке Т-34 прославленный маршал И.С. Конев. Он писал: «Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны на него нашим уральским рабочим и инженерам!»

6.ЛИТИЙ  - №3. В годы Великой Отечественной войны гидрид лития стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объём водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолётов и судов в открытом море. Добавка лития в щелочные аккумуляторы увеличивала  срок их службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавкой лития при полёте оставляли сине-зелёный свет. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.


7.МЕДЬ - №29. В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав меди(90%) и олова(10%) – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – сплава меди(68%) с цинком(32%).

Большинство артиллерийских латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек (обычно офицер),ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку.

Высокая  стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова.

Металлы олово, цинк и медь образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают памятники войнам. В Трептов-парке в г. Берлине у памятника войнам Советской Армии, павшим при штурме столицы фашисткой Германии, отлиты 5 огромных (до 5 метров в диаметре) бронзовых венков, лежащих на братских могилах. Там же, в Мемориальном зале Мавзолея, войнам Советской Армии  на постаменте из черного лабрадора в золотом ларце хранится книга героев, павших смертью храбрых при героическом штурме столицы Германии

8.КАЛИЙ - №19. В военном деле применяются и соединения калия. Если говорят просто «селитра», то имеют ввидунитрат калия. Этим веществом человечество пользуется уже больше тысячи лет для получения чёрного пороха. Обыкновенный порох – это смесь мелко измельчённой серы, селитры и угля. Ещё для соединения – хлорат калия (бертолетова соль) KCLO3 и дихромат калия K2Cr2O7 –применяются в спичечном производстве и пиротехнике.

 ВЕДУЩИЙ

Иркутская область- минерально- сырьевая площадка страны, 50% минеральных ресурсов расположены на территории Иркутской области.

Педагог кратко знакомит студентов с сырьевой базой Иркутской области, демонстрируя образцы металлов. На карте Иркутской области показывает нахождение месторождений металлов.

Демонстрация фильма

 Кобальт, № 27. Кобальт называют металлом чудесных сплавов (жаропрочных, быстрорежущих). Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.

  Стронций, № 38. Стронций – металл фейерверков, потех и салютов. Соединения стронция применяют в пиротехнике для получения красных огней. При взрыве атомной или водородной бомбы образуется радиоактивный изотоп Sr-90, который вызывает тяжелое заболевание организма.

Молибден, № 42. Молибден называют “военным” металлом, так как 90% его используется на военные нужды. Стали с добавкой молибдена (и других микродобавок) очень прочны, из них готовят стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов, автомобили. Введение молибдена в состав сталей в сочетании с хромом или вольфрамом необычайно повышает их твердость (танковая броня). Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка, из нее готовили клинки, сабли, мечи, ножи.

Иркутская область в годы ВОВ ( презентация)

Иркутская область работала для фронта все для победы.

В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны, потребовалась перестройка всей экономики этих районов. Для победы необходимы были новые сырьевые ресурсы, в частности – металлы.

И одной из такой территорий стала Иркутская область. На территории области в 42г прибыл эшелон Московского авиационного завода. (1700) Через 2 мес все оборудование было установлено. Начался совместный выпуск бомбардировщиков ПЕ-2,ПЕ-4, ИЛ-4, ЕР-2, выпускали мины для минометов. С 42-45 поставили армии 2000 боевых самолетов.

Ворошилоградский патронный завод. Разместился в старом знании авиационного техникума. Все помогали ковать победу над фашисткой германием от мала до велика. Великая Отечественная война была смертельным противоборством производств, экономики и науки. Поэтому вместе с солдатами в 1945 г. победили рабочие, инженеры, медики, ученые и металлы.

Немцы разрушили в СССР почти 32000 промышленных предприятий,4100 железнодорожных станций, 40000 больниц, 84000 школ, техникумов и ВУЗов, 43000 библиотек. Полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70000 сел и деревень. Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны.

Заключение Мы пролистали все страницы журнала и можем уверенно сказать:

-Только ум, находчивость, самоотверженный труд наших ученых-химиков позволили металлам в полной мере проявить свои свойства и тем самым приблизить долгожданную Победу.

Роль металлов в Победе в ВОВ очень велика.

-Хотелось бы надеяться, что мощь этой прекрасной науки – химии – будет направлена не на создание новых видов оружия, не на разработку новых отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем. Я приведу вам стихотворение бывшего фронтовика З.И. Барсуков:

«Ничто не забыто, никто не забыт»:

Кто про химика сказал: “Мало воевал”,
Кто сказал: “Он мало крови проливал?”
Я в свидетели зову химиков–друзей,
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной шел в одном строю,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько полегло на них молодых парней…

Завершаем наше мероприятие символическим салютом в четь тех, кто ковал победу на полях сражений и в тылу.

(звучит песня «День Победы», учащиеся демонстрирую салют)

Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!