Орг. момент.
Ребята, для того, чтобы узнать, куда мы с Вами сегодня отправимся внимательно прочитайте, что написано у Вас вверху на маленьком листочке и послушайте звук.
Итак, куда мы сегодня отправимся? В театр
Правильно, поднимите руку, кто уже посещал театр один или совместно с родителями?
Давайте напомним другим ребятам, какие существуют правила поведения в театре. Для этого сыграем в игру, я буду читать правило, если Вы со мной согласны, то в паре Вам необходимо поднять сигнальную карточку зелёного цвета, а если не согласны, то красного.
Ребята, согласны ли Вы с моим утверждение, что данный правила можно отнести и к обычному школьному уроку? Если согласны поднимите сигнальную карточку зелёного цвета, а если не согласны, то красную.
Дак давайте и будем соблюдать данные правила в течение всего нашего урока.
Действие первое «ПОДГОТОВКА К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ».
Постановка цели и темы.
Вы, наверное, обратили внимание, что в театральном билете отсутствует информация о поэте и сказочнике, на представление которого мы сегодня собрались.
Для того, чтобы наш театральный билет был полностью заполнен, и мы смогли попасть в зрительный зал, Вам необходимо найти и прочитать со слайда фамилию поэта и сказочник, отбросив иностранные буквы.
Ребята, как Вы думаете, с творчеством какого поэта и сказочника нам сегодня предстоит познакомиться на уроке? Перевернуть портрет.
Правильно. Давайте дополним наш театральный билет, записав имя, отчество и фамилию нашего поэта и сказочника. Кто вспомнит с какой буквы пишутся имена, фамилии и отчества людей? С заглавной буквы
Совершенно верно. Возьмите в руки ручку и запишите имя, отчество и фамилию. Подчеркните простым карандашом по линейке заглавные буквы.
Актуализация знаний.
Согласитесь, что очень тяжело знакомиться с творчеством человека, не видя его в глаз и не зная о нём ничего. Для того, чтобы поближе познакомиться с биографией Самуила Яковлевич Маршака я предлагаю Вам посмотреть небольшой видеофрагмент. После чего я проверю, кто из Вас был самым внимательным «Знатоком биографии Маршака» и сможет ответить на 4 главных вопроса:
Детство
В каком городе родился? Воронеже
Сколько было братьев и сестер? Пятеро (3 сестры и 2 брата)
Творчество
Во сколько лет написал первые стихотворения?4 года
Кто заметил талант? Учитель словесности (раньше так называли учителя литературы и русского языка).
Личные качества
-Самуил Яковлевич Маршак очень часто помогал знакомым оказавшимся в беде. Значит какое качество преобладало у поэта? Отзывчивый.
-Также Маршак организовал театр для беспризорников (дети - не имеющие места жительства) и выпустил для них большое количество книг. Кого так любил сказочник и посвятил своё творчество? Любил детей.
-Итак мы познакомились с автором, а для того, чтобы определить название его произведения и нашего спектакля, я попрошу каждый ряд подойти к первой парте своего ряда. Ваша задача сложить два слова из перепутанных букв. У кого получилось собрать название присаживаются на место, озвучивает ответ первая парта каждого ряда.
Правильно. Ребята, название литературных произведений тоже пишутся с заглавной буквы. Давайте дополним наш театральный билет. Возьмите в руки ручку и запишите название произведения. Подчеркните простым карандашом по линейке заглавную букву.
По названию произведения и глядя на иллюстрации на слайде предположите, о чем пойдет речь в произведении? О волках и ежах, они встретятся, волки напугают ежей, ежи убегут.
Открыть дерево-предсказаний. Ответы 3 учеников записываются на листочках и прикрепляются к дереву предсказаний.
Перед началом спектакля для улучшения зрения предлагаю юным зрителям выполнить небольшую гимнастику для глаз.
Действие второе «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ».
Первое театральное действие нашего урока прошло успешно, переходим к следующему. Итак, садитесь поудобнее, приготовьтесь внимательно слушать и подумайте, почему автор назвал это произведение сказкой? Что необычного в этой сказке?
Ребята, поднимите, пожалуйста руку, кому понравилась сказка С.Я. Маршака?
Я с Вами полностью согласна. Почему же автор назвал это произведение сказкой? В сказках происходят чудеса. Описываются события, которых не бывает в реальной жизни. Животные наделяются человеческими способностями – разговаривать.
Что необычного в этой сказке? Она написана в стихотворной форме. Складно, есть рифма, ритм.
Кто герои этой сказки? Животные (серый ёж, ежиха, ёжик, волки).
Поднимите руку, у кого оправдались собственные предположения о ходе событий в сказке? Обращаюсь к дереву-предсказаний.
Действие третье «ЮНЫЕ АКТЕРЫ».
Итак, мы с Вами только что побывали на представлении, а сейчас я предлагаю Вам перевоплотиться из зрителей в актёров и прочитать данную сказку самостоятельно.
В тексте нам могут встретиться незнакомые слова. Поэтому перед чтением я предлагаю провести словарную работу. Соединим слово из первого столбика с его значением из второго столбика.
Откройте учебнике на 56 стр. Ребята, как вы думаете, как нужно читать сказку? Тихо, спокойно, размеренно
Выборочное чтение с остановками.
Чтение первой части сказки.
-С каких слов начинается сказка? Прочитайте первое четверостишие.
Начало любого сказочного действия начинается с зачина «Жили-были…». Дальше начинается основная часть.
-Какими оказались ёж, ежиха и ёжик? Найдите и прочитайте.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них –
Очень тихий ёжик.
-Куда собралось всё семейство ежат? На ночную прогулку
-Можно ли назвать семью ежат дружной? Почему? Да, вместе проводят время
-В какое время года это происходило?
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
-Кто спит, а кому не спится ночью? Найдите в тексте и прочитайте.
Спит давно народ лесной.
Спит и зверь, и птица.
Но во тьме, в тиши ночной
Двум волкам не спится.
Чтение второй части сказки.
-Кто напал на ежей? Волки
-Куда изначально отправлялись волки? На грабёж
-Как поступили ежи, узнав об опасности? Съёжились торчком и подняли иглы.
-Чему научили они своего ребёнка-ёжика? Что они советовали ему сделать? Найдите в тексте и прочитайте.
Говорят: - Головку спрячь,
Съёжься, милый ёжик!
-Послушал ли ёжик своих родителей? Поднимите руку, кто тоже бы послушался родителей, оказавшись в данной ситуации на месте ёжика? Да
-Смогли ли волки обидеть ежей? Какие качества помогли ежатам не попасть в опасность? Нет. Сообразительность, забота, взаимопомощь «А ежи – отец и мать – Колют волчьи ноги», доверие «Мы волкам не верим. Да и ты не верь им!».
Чтение третей части сказки.
-Что же произошло дальше? Кто появился в сказке? Появились охотники с собакой
Как отреагировали волки на появление лесника? И ушли, поджав хвосты, Волк с волчицею в кусты.
-Чем заканчивается сказка? Прочитайте последнее четверостишие.
Завершение сказочного действия называется концовкой.
АНТРАКТ
Мы с Вами, как актёры самостоятельно прочитали зачин, основную часть и концовку сказки. А сейчас в нашем театре перерыв между действиями, и я предлагаю вам отдохнуть. Представим себя ёжиками, сядем на корточки, съёжимся, потопчемся на месте, пофыркаем, и поднимем иголочки как наши отважные и дружные ежики, спасаясь от волков-разбойников.
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ
А чтобы проверить, какие внимательными вы были зрителями я предлагаю Вам в паре поработать в либретто (книжечках, так в театре называют словесный текст произведения) и выполнить несколько интересных заданий.
Первое задание. Восстановите последовательность событий сказки. Пронумеруйте ручкой иллюстрации.
Проверка на слайде. Поднимите руку, у кого всё правильно. Молодцы!
Вы прирождённые суфлёры — это работники театра, которые следят за ходом репетиций, спектакля по тексту пьесы и подсказывает по необходимости актёрам текст роли. У кого есть ошибки, не расстраивайтесь, исправьте их.
Посмотрите какой у нас получился схематичный план сказки. Давайте попробуем придумать название, заголовок к каждому его пункту, иллюстрации. Семья ежей. Встреча с волками. Появление лесника.
Второе задание. Перед Вами несколько карточек со словами. Давайте прочитаем их (сообразительные, добрые, дружные, глупые, злые, трусливые). Ваша задача с помощью клея приклеить карточку в соответствующий столбик. В первый столбик необходимо поместить слова, которые характеризуют ежат, а во второй – волков.
Проверка на слайде. Поднимите руку, у кого всё правильно. Молодцы! В будущем Вы можете стать настоящими поэтами и сказочниками. У кого есть ошибки, не расстраивайтесь, исправьте их.
Третье задание. Любой писатель должен быть очень грамотным человеком. Для этого необходимо знать все орфограммы. Возьмите каждый карточку с третьим заданием. Перед Вами отрывок из сказки. Ваша задача внимательно прочитать его про себя и подумать, какая прячется орфограмма в сказке. Правописание ЖИ, ШИ.
Какое правило о правописании - ЖИ и ШИ вы знаете?
Все сочетания с ЖИ и ШИ
Ты только с буквой И пиши.
Возьмите линейку, зелёный карандаш. Найдите в своём отрывке слова с орфограммой «написание ЖИ-ШИ» и подчеркните её, как мы с Вами и учились.
Проверка на слайде. Поменяйтесь карточками с товарищем по парте. Возьмите в руки ручку. И проверьте работу одноклассника со слайда. Если орфограмма правильно отмечена поставьте плюсик.
Если Ваш одноклассник получил два плюсика – похвалите его, а если один или не одного, то посоветуйте повторить данное правило ещё раз дома.
С каждого ряда читает один человек.
1 ряд какой структурный элемент сказки был в Вашем отрывке? Зачин
2 ряд какой структурный элемент сказки был в Вашем отрывке? Основная часть
3 ряд какой структурный элемент сказки был в Вашем отрывке? Концовка
ФИНАЛ
Вот и завершилось наше путешествие в театр. Давайте вспомним с каким поэтом-сказочником мы сегодня познакомились? С.Я. Маршаком.
На представление, какой сказки о животных мы побывали? Тихая сказка
Я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке по шкале достижений. Переверните Ваш театральный билет. Возьмите в руки жёлтый карандаш или фломастер.
Если Вы считаете, что на уроке работали хорошо и отлично разобрались в изученной теме, то нарисуйте солнышко в самом верху шкалы.
Если вы были не очень активны и на уроке какие-то моменты были непонятны, то нарисуйте солнышко посередине.
А если вы считаете, что работали плохо и совсем не разобрались в новой теме – нарисуйте солнышко в самом низу шкалы.
У меня тоже есть такая шкала, и я прикреплю солнышко на самую вершину, так как я очень довольна вашей работой.
В конце любого представления актёрам принято вручать цветы. Сейчас в руках у меня находятся не цветы, а медали, которые в конце нашего урока я бы хотела вручить
Самому вдумчивому читателю. (Золотая медаль)
Самому внимательному читателю. (Серебряная медаль)
Самому активному читателю. (Бронзовая медаль)
В качестве домашнего задания я предлагаю Вам побыть в роли художников и нарисовать афишу (обложку) на своём театральном билете к представлению «Тихая сказка». А также выполнить одно задание на выбор: придумать и записать продолжение этой сказки ИЛИ подготовить чтение по ролям разговора волчицы с волком.
Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Давайте и мы поаплодируем себе за хорошо проведенный урок и отличную работу.