СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по окружающему мира на тему "Охрана природы" УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по окружающему мира на тему "Охрана природы" УМК "Перспектива"»

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ СЛАЙД

II. Вводная беседа.

– Что мы изучаем на уроке окружающего мира? (природу)

– На какие 2 части можно разделить природу? (живую, неживую)

– Чем отличается живая природа от неживой? (живая природа рождается, дышит, питается, растёт, размножается, умирает)

Игра “Не ошибись!” Если слышите предметы живой природы, то хлопаете в ладоши, если неживой топаете, но не громко.

(Воробей, камни, вода, звёзды, берёза, песок, земля, волк, дождь, солнце, человек, облако, бабочка, медведь, сосулька, грибы, ветер) Молодцы, вспомнили!

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Посмотрите, вы, на руку

Я горошину кладу.

С удивленьем не смотрите,

Всё ребята, объясню,

Наш урок с неё начну.

- На что похожа горошина?

- Она похожа на планету, именно такой она видна из космоса.

- А как называется наша планета? (Земля)в руках глобус.

- Многие тысячелетия живёт человек на Земле и всё время пользуется благами природы.

- А что нам дает природа? (Природа даёт нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай, в лесу заготавливаем древесину, ягоды, грибы)

ВЫВОД: Природа даёт всё необходимое для нашей жизни, но всё это влияет на неё.

- Посмотрите, ребята, но нашей планете сегодня грустно. Она заболела.

- А когда болеет человек, как и чем его лечат? (лекарствами)

- Как вы думаете, от чего она заболела? (Постоянно исчезают природные ресурсы, исчезают многие виды растений, животных. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют её правильно беречь

- Ребята, ваши предположения верны.

III. Самоопределение к деятельности.

Отгадаем загадки. Отвечают хором. (На столах листочки)

-Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) (напишите 2 букву отгадки -О)

-В красной шапочке грибок Хочет прыгнуть в кузовок, Но грибник брать не спешит, Ведь красавец ядовит! (Мухомор) (напишите 3 букву отгадки-Х)

- На лесной опушке стоят подружки. Платьица белёные, шапочки зелёные. (Берёзы) (назовите 3 букву-Р)

- По веткам скачет, да не птица, Рыжая, да не лисица. (Белка) (назовите 5 букву-А)

-На свинью похож, а в лесу живёт. (Кабан) (напишите -5 букву отгадки-Н)

-Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса!А зовут ее …(Лиса) (напишите 4 букву отгадки-А)

-Какое слово получилось? Охрана

А как будет связано слово охрана с нашим уроком? (будем говорить об охране планеты, природы)

А вы знаете, какая наука занимается защитой и охраной природы?

У меня зашифрованное слово, давайте его расшифруем. (в порядке возрастания)СЛАЙД

О

Э

К

Г

Л

И

О

Я

3

1

2

6

4

7

5

8

- Кто слышал это слово?

- А что оно обозначает?

Экология-наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, Земле. СЛАЙД

- От слова «экология» произошло слово «эколог».

Эколог- человек, который занимается экологией, защищает природу. СЛАЙД

Вот мы сегодня побудем в роли экологов, будем защищать нашу планету и будем искать лекарства для ее лечения.

- Какие цели поставим перед собой? СЛАЙД (Как правильно вести себя на природе, как её охранять)

- Итак, для начала мы выясним, что же угрожает здоровью нашей планеты, а потом то, что должен сделать человек, чтобы планета Земля была здорова.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

А) Работа по учебнику

Так давайте же узнаем, что угрожает здоровью нашей планеты. Для этого обратимся к учебнику. Откройте с.52, рассмотрите рисунки и расскажите, какие опасности грозят нашей планете?

-Приходилось ли вам наблюдать плохие и хорошие поступки человека по отношению к природе?(обсуждение)

- Теперь я предлагаю вам самим оценить поступки детей.

Откройте рабочие тетради на с.40-41. Рассмотрите рисунки. (также на слайде) Подумайте, что хорошо для природы, а что плохо. Отметьте то, что хорошо для природы, зеленым кружком, что плохо – красным кружком. (в руках красный и зелёный карандаши, поднимают и показывают соответствующий карандаш)

Г) - Что же подвергается загрязнению?

- Отгадаем загадку. СЛАЙД

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

-Почему мы не можем обойтись без воздуха?

Все живое дышит ВОЗДУХОМ, и этот воздух должен быть чистым. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько нужно одному человеку.

- Что мы видим здесь, на рисунке? (Загрязнение воздуха заводами, фабриками) СЛАЙД

Много заводов и фабрик, из труб идёт ужасный черный дым. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко. Проблемный вопрос (закрыть заводы)

- Но ведь если и закрыть все заводы и фабрики, мы не сможем жить; папам и мамам негде будет работать, да и мы все не сможем обойтись без многих предметов. Так что же нужно сделать? (нужно поставить очистные сооружения на трубы, чтобы отходами не загрязнять природу)

-Ребята, у кого из ваших родителей есть машины?

-А как вы думаете, они загрязняют воздух?

-Так что же теперь, уничтожить все машины? Какой выход найдем? (Ответы) сажать больше деревьев)

- Отгадайте следующую загадку. СЛАЙД

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Воды)

- Где находится вода на земном шаре? (в океанах, морях, речках, ручьях)

Снег – это тоже вода, облака- вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океанах и морях вода солёная, а чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Самым главным источником пресной воды на Земле является озеро Байкал. Поэтому очень важно это озеро сберечь. Люди загрязняют водоемы, выбрасывая мусор-банки, стекло, моют машины на берегу рек и озёр. Это очень опасно для рыб и для самого человека. Некоторые предприятия сбрасывают отходы, вредные вещества в реки. Пресной воды на нашей планете не так много, её надо беречь. А как? (ответы детей).

во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми; во-вторых, беречь воду от загрязнения.

-А что необходимо нам, людям для здоровья? (спорт)

ФИЗМИНУТКа (слайд)



Это кто с ружьём в лесу

Ищет зайца и лису?

Он не повар и не плотник,

Он конечно же…(охотник) слайд

Охота у нас в стране регулируется специальными правилами, но есть браконьеры — люди, нарушающие эти правила. В результате становятся редкими, исчезают многие виды животных.

Две другие иллюстрации (ловля бабочек и собирание букетов цветов) напомнят детям о том, что, возможно, они и сами нарушали правила общения с природой.

Что нужно делать, чтобы численность ЖИВОТНЫХ не уменьшалась? (Обсуждение )

Главное правило — не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд.

- Ребята, мы сказали с вами про бережное отношение с воздухом, водой и животными. А кого мы ещё забыли защитить? (растения)

Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?

А вот книга сделана из бумаги, которую сделали из древесины, значит, спилили дерево. Что же, не нужно выпускать книги? (дети затрудняются с ответом)

-Как помочь природе? Сажать леса, ограничить лов рыбы, не ловить красивых насекомых и не собирать букетов из дикорастущих растений)

Люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности и создали специальную Красную книгу. Туда внесены растения и животные, которые сейчас стали редкими.

-Как вы думаете, почему выбран именно красный цвет? (цвет опасности)

- К сожалению, число записей в красной книге растёт. Как вы думаете, почему? (человек продолжает нарушать правила поведения в природе и пагубно влиять на неё).

Игра “Редкие и исчезающие животные и растения Саратовской области” Работа в паре.

На листочке даны буквы. Вы должны прочитать названия редких и исчезающих животных и растений нашей Саратовской области. А для этого в каждом ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы, чтобы найти название.

Вапыхапапуапхолпь

Тбителитктиа

асуансанлинак

Вберевугвсенгивкеа

Окпроупрвшпориорпнкопра

бПмьабпьморобмьтньбмибкм

члылвелыврылвниывлка

Ответы: выхухоль, белка, суслик, брусника, кувшинка, папоротник, черника

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1) Работа в группах. «Что я могу сделать для охраны природы...» СЛАЙД

Сейчас мы с вами поработаем в группах (3 ряда- 3 группы). Не забываем о правилах. Отвечает один ученик с каждой группы.

У нас будут три отдела по охране природы: СЛАЙД

1 ряд – отдел охраны воздуха

2 ряд- отдел охраны воды

3 ряд – отдел охраны растений и животных.

Задание следующее: перед вами на доске три сосуда. Мы с вами сегодня на уроке ищем лекарства для излечения планеты Земля. У каждой группы в конвертиках знаки охраны природы. Вам нужно выбрать только те знаки, которые относятся к вашему отделу. И приклеить их.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА-ИГРА «ДРУГ И НЕДРУГ ПРИРОДЫ» СЛАЙД

Я буду называть действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, то вы приседаете, если нет – замираете на месте.

  • Посадка деревьев.

  • Вырубка лесов.

  • Охота на редких животных.

  • Сбор первоцветов.

  • Строительство очистных сооружений на заводах.

  • Разведение костров в лесу.

  • Выброс дыма заводами.

  • Выброс газов автомобилями.

  • Использование солнечной энергии.

  • Сбор макулатуры.

Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

5. ОБОБЩЕНИЕ

- А знаете ли, ребята, у нашей планеты Земля недавно был праздник. СЛАЙД

2009 году было принято решение о праздновании 22 апреля Всемирного Дня земли. В этот день все население планеты должно вспомнить, что Земля - это наш общий дом, который надо содержать в порядке.

- Что уже полезного мы успели сделать с вами для природы? (поделки из выбрасываемых предметов, собираем крышечки)

6. ИТОГ УРОКА

Наш урок подошел к концу. Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их? СЛАЙД

- Ребята, посмотрите на нашу планету (на доске улыбающаяся планета)

Как вы думаете, почему она улыбается? (Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.)

- На ваших столах есть лепестки растений. Если у вас осталось хорошее настроение и вы хотите заботиться и охранять природу, то украсьте нашу планету лепестками и она станет ещё чище и лучше.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!