СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: "Общее понятие о предлоге"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель урока. познакомить обучающихся с новой частью речи (предлогом) и правильным написанием предлогов с другими словами

 

  Задачи урока:

Образовательные:

-узнаем, что такое предлог и как он пишется с другими словами в предложении.

 Развивающие:

-будем развивать внимание, память, орфографическую зоркость;

-умение работать в паре и группе;

- умение оценивать свою учебную деятельность и работу одноклассников;

- развивать интерес обучающихся к изучению русского языка. 

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

 

Оборудование:

-презентация к уроку

-учебник «Русский язык. 2 класс, 2 часть». Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

-карточки с заданиями для учащихся

-«Лист самооценки» для учащихся

-«Апрель. Подснежник» П. И. Чайковский (музыкальный отрывок)

-памятка «Домик  предлогов» для домашнего задания.

 

 

Ход урока

1.Организационный момент.

- Внимание! Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, т.к. к  нам пришли уважаемые гости. Давайте улыбнемся нашим гостям, друг другу, учителю и с хорошим настроением начнём наш урок. Садитесь.

- Как вы думаете, урок русского языка – это важный урок?

- Чему вы учитесь на этом уроке? (изучаем части речи, орфограммы, работаем над каллиграфией, учимся писать грамотно под диктовку …)

- Что мы развиваем на этом уроке? (внимание, память, умение работать в паре и группе)

- А для чего вам надо уметь грамотно писать? (это пригодится в написании изложений, сочинений, поможет хорошо учиться в начальных и старших классах …)

 2.    Каллиграфическая минутка. Письмо по памяти.

-Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

-Начнём с минутки каллиграфии. Какие каллиграфические умения мы развиваем? (умение писать с наклоном, ровно и безотрывно, правильно соединять буквы)

-Назовите, какое  время года после зимы? (весна)

-Назовите все весенние месяцы (март, апрель, май).  «Апрель – середина весны» Почему так в народе говорят? (второй месяц) И это новое словарное слово. Запишем его.

- Произнесите  слово, как  говорим, как пишем: есть ли несоответствие? (нет)..

-Прочитайте предложение с доски.

 Апрель – на дв…ре звенит к…пель.

-Какое задание будете выполнять? (вставить пропущенные буквы, дети говорят с доказательством, учитель пишет на доске)

-Что это за орфограмма?(безударные гласные)

 -А теперь вам надо запомнить это предложение и записать его по памяти в тетрадь (учим, закройте глаза, проговорим хором)

-Пишем (я предложение закрываю) Проверим себя по образцу - взаимопроверка (открываю предложение).

-Возьмите белый Лист самооценки (см. Приложение).

 

3.Актуализация знаний обучающихся. Определение темы, цели  и задач урока.

-Ребята, назовите все части речи, которые вы уже изучили с вопросами (сущ, гл., прил., мест.)

-Возьмите карандаш и подпишите  в предложении про апрель части речи. Проверим (1 ученик говорит, я подписываю)

-Какое маленькое слово встретилось в предложении? (на) Обведём его в кружок.

-Кто-нибудь знает, что это за часть речи?

-А хотите узнать?  Это маленькое и скромное слово на самом деле очень важное! Познакомьтесь – это ПРЕДЛОГ.

-Кто уже догадался, какова тема урока? (Предлог.) Запишите тему в тетрадь.

-Что бы вы хотели узнать по теме «Предлог»?

- А что нам ещё понадобится для успешной работы  на уроке? (внимание, память, умение работать в паре и группе)

 

-Я обобщу (на слайде «Задачи») :

·        узнаем, что такое предлог и как пишутся предлоги с другими словами

·        будем развивать внимание, память, умение работать в паре и группе

·        воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

 

-А помогут нам в этом  вопросы-помощники (они на доске):

1. Что такое предлог?

2. Для чего служат предлоги?

3. С какой частью речи употребляются и как пишутся?

 

- Кто уже готов отправиться за новыми знаниями? Желаю успеха!

 

4. Открытие обучающимися новых знаний.

1) Итак, что же такое предлог? Ребята, в переводе с греческого языка, предлог означает «перед словом». Всего насчитывается более 200 предлогов!

-Давайте попробуем сами «найти» эти маленькие слова. А поможет нам вот этот мышонок (мягкая игрушка), он тоже маленький и скромный.

-Где находится мышонок? (на столе)

-А теперь куда спрятался? (за доской)

-А теперь где он? (под столом)

-А сейчас у чего? (у доски)

-Где теперь? (в шкафу)

-Он ещё и прыгает через что? (через ведро)

- Подбежал к кому? (к …имя ученика)

-Перед кем сейчас остановился? (перед ….имя ученика)

-Спасибо мышонку. Вот сколько предлогов вы назвали! Прочитаем их (они на доске в кружках).

-Много предлогов, так можно и запутаться. Предлагаю разделить все предлоги на группы и заселить домик ( с буквой А, О, З, из одной буквы – на слайде)

-Возьмите карточку солнечного или жёлтого цвета с таким же домиком и прочитаем предлоги хором по группам.

-Это будет первое ваше домашнее задание: выучить наизусть  группы предлогов.

-А теперь выберите понравившийся предлог и составьте с ним предложение . Раз вы называете предлоги, проговариваете их, то что такое предлог ? (часть речи – прикрепляю карточку на доску).

-Предлагаю  учебную игру «Поймай предлог»: если  произнесу имя существительное – присядьте, если назову предлог – встаньте и хлопните в ладоши.

-А как узнаете, что слово – это имя существительное? (вопросы кто? что?)

Диктую: день, на, у, лес, по, луч, небо, для

-Молодцы, все предлоги поймали!

 

2)-А для чего же служат предлоги в предложении?(ищут ответ на второй вопрос-помощник) У кого-то есть предположения?

-Хорошо, даю помощь. Составьте предложение из этих слов: вышли, прогулку, Ребята 

-Что-то хотите сказать? (не хватает слова НА)

-Возьмите это слово из «домика предлогов», прочитаем предложение хором.

Ребята вышли на прогулку. Так для чего же служат предлоги в предложении?

-В русском языке принято говорить так: «Предлоги служат для связи слов в предложении» (прикрепляю карточку на доску).

-Спишите предложение в тетрадь, обведите карандашом предлог в кружок, будем сокращенно подписывать эту часть речи «пр.»

 

Метапредметные связи (окружающий мир, музыка)

- Ребята, в месяце апреле много интересных календарных дат. Например, 19 апреля – это Всемирный день подснежников.

- Как вы думаете, а почему у цветка такое название – подснежник?

- Верно, на Руси существовала такая легенда. Однажды Зима-старуха со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались её угроз, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и смог выбраться из-под снежного покрывала. Увидело солнышко его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне…

- Красивая легенда?

- А ещё, ребята, это растение занесено в Красную книгу. Как вы думаете, почему?

- Поэтому сбор этих цветов запрещён. Об этом нежном цветке поэты сочиняют стихи, а композиторы пишут музыку. Предлагаю послушать небольшой отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из музыкального альбома «Времена года» (дети слушают музыку) Всю пьесу вы услышите на уроке ИЗО, где будем рисовать весенние цветы.

 

Работа в паре.

- А теперь возьмите карточку  голубого цвета. Задание будем выполнять в паре. Недаром говорят: « один ум хорошо, а два лучше».  Вам нужно вставить вместо  точек  подходящие по смыслу предлоги и обвести их в кружок.

На карточке текст.

…   лесу  …  проталинке появились первые весенние цветы. Несмотря   …     холод и снег, они гордо тянутся   …  солнышку. Это растение   …   лепестками белого цвета занесено    …   Красную книгу.  Загадка  ….    цветке: «  Он  ….  сугробом  растёт, снеговую воду пьёт».

 

-Что у вас получился? (текст) -Как бы вы его озаглавили? 

Проверьте  себя  по образцу (дети читают по 1 предложению и сверяют предлоги с предлогами на слайде).

Возьмите белый Лист самооценки. Найдите пункт 2: работа в паре.

 

3)    -А теперь ответим на последний вопрос: как пишутся предлоги со словами?

-Вернёмся к тексту о подснежнике. Назовём (хором) предлог и слово, стоящее за ним. Понаблюдайте и скажите, как написаны предлоги со словами? (раздельно)

-Сделайте вывод: как в русском языке пишутся предлоги со словами? (предлоги со словами пишутся раздельно)

-А с какими словами? Что за часть речи стоит рядом? Докажите.

-Сделайте вывод: с какой частью речи пишутся предлоги и как они пишутся? (предлоги перед именами существительными  пишутся раздельно; учитель прикрепляет на доску карточку)

 

-Давайте сверим наши выводы с правилами Совушки-Совы . Запомните! Раздельное написание предлогов – это орфограмма.

 

Физкультминутка «Мы пришли весною в лес…»

Мы пришли весною в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! 

 Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

 

-Внимание! Сейчас я задам странный вопрос: а могут ли  предлоги стоять перед глаголами?  Есть у кого-то предположения? (высказывают свои предположения).

 

-Давайте искать ответ вместе: даю глагол «появились» (карточка на доске), попробуйте поставить любой предлог перед этим глаголом. Получается это сделать? Сформулируйте сами правило (перед глаголами предлоги не пишутся).

Моделирование ситуации.

-Давайте сейчас смоделируем: с какой частью речи предлог дружит, а с какой не дружит. ( 3 ученика  - 3 роли: предлог, сущ., гл.)

-Внимание! На сцену выходят предлог  и существительное. Встаньте так, чтобы мы поняли, как они пишутся (отходят друг от друга, говорят правило)

-Как же пишутся предлоги с именами существительными?

-Внимание! На сцену выходят предлог и глагол. Встаньте так, чтобы мы поняли, как они пишутся (предлог уходит за кулисы,  дети говорят правило)

- Бывают ли предлоги перед глаголами?

-Спасибо нашим артистам.

 

5.Перед вами ещё одна проблемная ситуация. (На доске слова со скобками.) Что заметили? (начинаются одинаково). Раскройте скобки, «на» будете писать слитно или раздельно?                                              

                                                   (на)полянке     (на)шли

                                                   (предположения детей)

Составление алгоритма.

-Давайте вместе составим алгоритм. Что сначала вы определяли у этих слов? (часть речи).На слайде появляется:

 1. Узнаем часть речи.-Затем как рассуждали? (если….)

2. Если имя существительное, то предлог с сущ. пишу раздельно.

3. Если глагол, то пишу слитно (предлогов перед глаголами не бывает).

 -Расскажите алгоритм друг другу в паре. Где вам может пригодиться знание алгоритма? (в сам. работе)

Самостоятельная работа.

-Вам нужно раскрыть скобки и записать слова в нужный столбик (Карточка с таблицей). На доске слова:

(за)ходит (за)тучу

(по)текли (по)полю

(с) горы (с)пустился

(про)птиц (про)читал

(у)знал (у) друзей

Карточка

пр.          сущ.

глагол

 

 

-Взаимопроверка по образцу на слайде:

пр.          сущ.

глагол

за тучу

по полю

с горы

про птиц

у друзей

заходит

потекли

спустился

прочитал

 узнал

 

-Возьмите Лист самооценки, найдите  пункт 3: сам.работа

 

6. Теперь предлагаю творческую работу в группах. 

 -Весна-красна прислала вам вот такие весенние телеграммы и просит вас их расшифровать. Они похожи на современные СМС-сообщение, только все слова склеились. Вам нужно разрезать предложение на отдельные слова и показать восстановленное  предложение у доски. Инструкция на парте. Помните! Семь раз отмерь, один раз отрежь. Начали (звенит звоночек).

 

 Инструкция:   Разрежьте на слова,  оформите предложение ручкой, обведите предлог в кружок

 

СУТРАСВЕТИТЯРКОЕСОЛНЦЕ

НАДЕРЕВЬЯХНАБУХАЮТДУШИСТЫЕПОЧКИ

ЛЕСПРОСЫПАЕТСЯОТПЕСЕНПТИЦ

ПОБЕЖАЛИПОКОЧКАМБЫСТРЫЕМУРАВЬИ

ЗВЕНИТПОДДЕРЕВОМВЕСЕННИЙРУЧЕЙ

ИЗЗЕМЛИПОКАЗАЛАСЬМОЛОДАЯТРАВКА

 - Возьмите Лист самооценки, найдите пункт 4: работа в группе.

Учитель сам говорит, как раскрасить кружок каждой группе.

- Ниже в Листе самооценки нашли «Отметка за урок». Посчитайте зелёные кружки. У кого все 4 кружка зелёные – отметка «5», у кого 3 кружка – отметка «4», у кого только 1или 2 кружка – «3».  Встаньте, у кого отметка «5», «4»? Молодцы!

 

7. Обобщение полученных знаний о предлоге (приём Кластер)

-Давайте мы поможем мальчику из стихотворения «зарубить себе на носу», т.е. запомнить всё то, что вы узнали о предлоге  с помощью приёма Кластер. На что похож этот Кластер? (на солнышко). Давайте постараемся ничего не забыть, и тогда солнышко нам улыбнётся.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

  

-Молодцы! Ребята, мы начали с  вами урок с улыбки и заканчиваем урок тоже с хорошим настроением.

-А где вам пригодятся полученные знания?

8.Рефлексия.

-В начале урока каждый из вас ставил перед собой цель: что бы вы хотели узнать о предлоге. Достигли ли вы поставленной цели? На слайде:

Я

·        узнал, открыл для себя…

·        научился, смог…

·        могу похвалить себя и своих

одноклассников…

-Чем урок вам понравился? Чему удивились?

 Домашнее задание.

Наизусть выучить «домик» с предлогами, составить 5 предложений о нашем классе (чтобы в каждом предложении был предлог).

-Урок закончен. Всем спасибо.

 

 

 Найдите пункт 1: письмо по памяти.

Критерии: если всё верно – закрасьте кружок зелёным цветом

                   если 1 ошибочка – жёлтым

                   если 2 ошибочки – красным

-Поднимите руки, у кого зелёный кружок, жёлтый. Молодцы!

 

Приложение №1

 

Лист самооценки.

 

Фамилия имя ученика(цы)

1.Письмо по памяти

 

2.Работа в паре

 

3Самостоятельная работа

 

4.Работа в группе

 

 Приложение №2 (Домик с предлогами)

Приложение №3.

Карточка для работы в паре.

 …   лесу  …  проталинке появились первые весенние цветы. Несмотря   …     холод и снег, они гордо тянутся   …  солнышку. Это растение   …   лепестками белого цвета занесено    …   Красную книгу.  Загадка  ….    цветке: « Он  ….  сугробом  растёт, снеговую воду пьёт».

 

 Приложение №4.

Карточка для самостоятельной работы.

 

пр.          сущ.

глагол

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку по теме: "Общее понятие о предлоге"»



Конспект

открытого урока по русскому языку

во 2 классе по теме:


"Общее понятие о предлоге"


Цель урока. познакомить обучающихся с новой частью речи (предлогом) и правильным написанием предлогов с другими словами


  Задачи урока:

Образовательные:

-узнаем, что такое предлог и как он пишется с другими словами в предложении.

 Развивающие:

-будем развивать внимание, память, орфографическую зоркость;

-умение работать в паре и группе;

- умение оценивать свою учебную деятельность и работу одноклассников;

- развивать интерес обучающихся к изучению русского языка. 

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

 

Оборудование:

-презентация к уроку

-учебник «Русский язык. 2 класс, 2 часть». Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

-карточки с заданиями для учащихся

-«Лист самооценки» для учащихся

-«Апрель. Подснежник» П. И. Чайковский (музыкальный отрывок)

-памятка «Домик  предлогов» для домашнего задания.

 


Ход урока

1.Организационный момент.

- Внимание! Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, т.к. к  нам пришли уважаемые гости. Давайте улыбнемся нашим гостям, друг другу, учителю и с хорошим настроением начнём наш урок. Садитесь.

- Как вы думаете, урок русского языка – это важный урок?

- Чему вы учитесь на этом уроке? (изучаем части речи, орфограммы, работаем над каллиграфией, учимся писать грамотно под диктовку …)

- Что мы развиваем на этом уроке? (внимание, память, умение работать в паре и группе)

- А для чего вам надо уметь грамотно писать? (это пригодится в написании изложений, сочинений, поможет хорошо учиться в начальных и старших классах …)

 2.    Каллиграфическая минутка. Письмо по памяти.

-Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

-Начнём с минутки каллиграфии. Какие каллиграфические умения мы развиваем? (умение писать с наклоном, ровно и безотрывно, правильно соединять буквы)

-Назовите, какое время года после зимы? (весна)

-Назовите все весенние месяцы (март, апрель, май).  «Апрель – середина весны» Почему так в народе говорят? (второй месяц) И это новое словарное слово. Запишем его.

- Произнесите  слово, как  говорим, как пишем: есть ли несоответствие? (нет)..

-Прочитайте предложение с доски.

 Апрель – на дв…ре звенит к…пель.

-Какое задание будете выполнять? (вставить пропущенные буквы, дети говорят с доказательством, учитель пишет на доске)

-Что это за орфограмма?(безударные гласные)

 -А теперь вам надо запомнить это предложение и записать его по памяти в тетрадь (учим, закройте глаза, проговорим хором)

-Пишем (я предложение закрываю) Проверим себя по образцу - взаимопроверка (открываю предложение).

-Возьмите белый Лист самооценки (см. Приложение).

 

3.Актуализация знаний обучающихся. Определение темы, цели  и задач урока.

-Ребята, назовите все части речи, которые вы уже изучили с вопросами (сущ, гл., прил., мест.)

-Возьмите карандаш и подпишите  в предложении про апрель части речи. Проверим (1 ученик говорит, я подписываю)

-Какое маленькое слово встретилось в предложении? (на) Обведём его в кружок.

-Кто-нибудь знает, что это за часть речи?

-А хотите узнать? Это маленькое и скромное слово на самом деле очень важное! Познакомьтесь – это ПРЕДЛОГ.

-Кто уже догадался, какова тема урока? (Предлог.) Запишите тему в тетрадь.

-Что бы вы хотели узнать по теме «Предлог»?

- А что нам ещё понадобится для успешной работы  на уроке? (внимание, память, умение работать в паре и группе)

 

-Я обобщу (на слайде «Задачи») :

·        узнаем, что такое предлог и как пишутся предлоги с другими словами

·        будем развивать внимание, память, умение работать в паре и группе

·        воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

 

-А помогут нам в этом  вопросы-помощники (они на доске):

1. Что такое предлог?

2. Для чего служат предлоги?

3. С какой частью речи употребляются и как пишутся?

 

- Кто уже готов отправиться за новыми знаниями? Желаю успеха!

 

4. Открытие обучающимися новых знаний.

1) Итак, что же такое предлог? Ребята, в переводе с греческого языка, предлог означает «перед словом». Всего насчитывается более 200 предлогов!

-Давайте попробуем сами «найти» эти маленькие слова. А поможет нам вот этот мышонок (мягкая игрушка), он тоже маленький и скромный.

-Где находится мышонок? (на столе)

-А теперь куда спрятался? (за доской)

-А теперь где он? (под столом)

-А сейчас у чего? (у доски)

-Где теперь? (в шкафу)

-Он ещё и прыгает через что? (через ведро)

- Подбежал к кому? (к …имя ученика)

-Перед кем сейчас остановился? (перед ….имя ученика)

-Спасибо мышонку. Вот сколько предлогов вы назвали! Прочитаем их (они на доске в кружках).

-Много предлогов, так можно и запутаться. Предлагаю разделить все предлоги на группы и заселить домик ( с буквой А, О, З, из одной буквы – на слайде)

-Возьмите карточку солнечного или жёлтого цвета с таким же домиком и прочитаем предлоги хором по группам.

-Это будет первое ваше домашнее задание: выучить наизусть  группы предлогов.

-А теперь выберите понравившийся предлог и составьте с ним предложение . Раз вы называете предлоги, проговариваете их, то что такое предлог ? (часть речи – прикрепляю карточку на доску).

-Предлагаю  учебную игру «Поймай предлог»: если  произнесу имя существительное – присядьте, если назову предлог – встаньте и хлопните в ладоши.

-А как узнаете, что слово – это имя существительное? (вопросы кто? что?)

Диктую: день, на, у, лес, по, луч, небо, для

-Молодцы, все предлоги поймали!

 

2)-А для чего же служат предлоги в предложении?(ищут ответ на второй вопрос-помощник) У кого-то есть предположения?

-Хорошо, даю помощь. Составьте предложение из этих слов: вышли, прогулку, Ребята 

-Что-то хотите сказать? (не хватает слова НА)

-Возьмите это слово из «домика предлогов», прочитаем предложение хором.

Ребята вышли на прогулку. Так для чего же служат предлоги в предложении?

-В русском языке принято говорить так: «Предлоги служат для связи слов в предложении» (прикрепляю карточку на доску).

-Спишите предложение в тетрадь, обведите карандашом предлог в кружок, будем сокращенно подписывать эту часть речи «пр.»

 

Метапредметные связи (окружающий мир, музыка)

- Ребята, в месяце апреле много интересных календарных дат. Например, 19 апреля – это Всемирный день подснежников.

- Как вы думаете, а почему у цветка такое название – подснежник?

- Верно, на Руси существовала такая легенда. Однажды Зима-старуха со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались её угроз, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и смог выбраться из-под снежного покрывала. Увидело солнышко его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне…

- Красивая легенда?

- А ещё, ребята, это растение занесено в Красную книгу. Как вы думаете, почему?

- Поэтому сбор этих цветов запрещён. Об этом нежном цветке поэты сочиняют стихи, а композиторы пишут музыку. Предлагаю послушать небольшой отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из музыкального альбома «Времена года» (дети слушают музыку) Всю пьесу вы услышите на уроке ИЗО, где будем рисовать весенние цветы.

 

Работа в паре.

- А теперь возьмите карточку голубого цвета. Задание будем выполнять в паре. Недаром говорят: « один ум хорошо, а два лучше».  Вам нужно вставить вместо  точек  подходящие по смыслу предлоги и обвести их в кружок.

На карточке текст.

…   лесу  …  проталинке появились первые весенние цветы. Несмотря   …     холод и снег, они гордо тянутся   …  солнышку. Это растение   …   лепестками белого цвета занесено    …   Красную книгу.  Загадка  ….    цветке: «  Он  ….  сугробом  растёт, снеговую воду пьёт».

 

-Что у вас получился? (текст) -Как бы вы его озаглавили? 

Проверьте  себя  по образцу (дети читают по 1 предложению и сверяют предлоги с предлогами на слайде).

Возьмите белый Лист самооценки. Найдите пункт 2: работа в паре.

 

3)    -А теперь ответим на последний вопрос: как пишутся предлоги со словами?

-Вернёмся к тексту о подснежнике. Назовём (хором) предлог и слово, стоящее за ним. Понаблюдайте и скажите, как написаны предлоги со словами? (раздельно)

-Сделайте вывод: как в русском языке пишутся предлоги со словами? (предлоги со словами пишутся раздельно)

-А с какими словами? Что за часть речи стоит рядом? Докажите.

-Сделайте вывод: с какой частью речи пишутся предлоги и как они пишутся? (предлоги перед именами существительными  пишутся раздельно; учитель прикрепляет на доску карточку)

 

-Давайте сверим наши выводы с правилами Совушки-Совы . Запомните! Раздельное написание предлогов – это орфограмма.

 

Физкультминутка «Мы пришли весною в лес…»

Мы пришли весною в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! 

 Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

 

-Внимание! Сейчас я задам странный вопрос: а могут ли  предлоги стоять перед глаголами?  Есть у кого-то предположения? (высказывают свои предположения).

 

-Давайте искать ответ вместе: даю глагол «появились» (карточка на доске), попробуйте поставить любой предлог перед этим глаголом. Получается это сделать? Сформулируйте сами правило (перед глаголами предлоги не пишутся).

Моделирование ситуации.

-Давайте сейчас смоделируем: с какой частью речи предлог дружит, а с какой не дружит. ( 3 ученика  - 3 роли: предлог, сущ., гл.)

-Внимание! На сцену выходят предлог  и существительное. Встаньте так, чтобы мы поняли, как они пишутся (отходят друг от друга, говорят правило)

-Как же пишутся предлоги с именами существительными?

-Внимание! На сцену выходят предлог и глагол. Встаньте так, чтобы мы поняли, как они пишутся (предлог уходит за кулисы,  дети говорят правило)

- Бывают ли предлоги перед глаголами?

-Спасибо нашим артистам.

 

5.Перед вами ещё одна проблемная ситуация. (На доске слова со скобками.) Что заметили? (начинаются одинаково). Раскройте скобки, «на» будете писать слитно или раздельно?                                              

                                                   (на)полянке     (на)шли

                                                   (предположения детей)

Составление алгоритма.

-Давайте вместе составим алгоритм. Что сначала вы определяли у этих слов? (часть речи).На слайде появляется:

 1. Узнаем часть речи.-Затем как рассуждали? (если….)

2. Если имя существительное, то предлог с сущ. пишу раздельно.

3. Если глагол, то пишу слитно (предлогов перед глаголами не бывает).

 -Расскажите алгоритм друг другу в паре. Где вам может пригодиться знание алгоритма? (в сам. работе)

Самостоятельная работа.

-Вам нужно раскрыть скобки и записать слова в нужный столбик (Карточка с таблицей). На доске слова:

(за)ходит (за)тучу

(по)текли (по)полю

(с) горы (с)пустился

(про)птиц (про)читал

(у)знал (у) друзей

Карточка

пр.          сущ.

глагол

 

 

-Взаимопроверка по образцу на слайде:

пр.          сущ.

глагол

за тучу

по полю

с горы

про птиц

у друзей

заходит

потекли

спустился

прочитал

 узнал

 

-Возьмите Лист самооценки, найдите  пункт 3: сам.работа

 

6. Теперь предлагаю творческую работу в группах. 

-Весна-красна прислала вам вот такие весенние телеграммы и просит вас их расшифровать. Они похожи на современные СМС-сообщение, только все слова склеились. Вам нужно разрезать предложение на отдельные слова и показать восстановленное  предложение у доски. Инструкция на парте. Помните! Семь раз отмерь, один раз отрежь. Начали (звенит звоночек).

 

 Инструкция:   Разрежьте на слова,  оформите предложение ручкой, обведите предлог в кружок

 

СУТРАСВЕТИТЯРКОЕСОЛНЦЕ

НАДЕРЕВЬЯХНАБУХАЮТДУШИСТЫЕПОЧКИ

ЛЕСПРОСЫПАЕТСЯОТПЕСЕНПТИЦ

ПОБЕЖАЛИПОКОЧКАМБЫСТРЫЕМУРАВЬИ

ЗВЕНИТПОДДЕРЕВОМВЕСЕННИЙРУЧЕЙ

ИЗЗЕМЛИПОКАЗАЛАСЬМОЛОДАЯТРАВКА

 - Возьмите Лист самооценки, найдите пункт 4: работа в группе.

Учитель сам говорит, как раскрасить кружок каждой группе.

- Ниже в Листе самооценки нашли «Отметка за урок». Посчитайте зелёные кружки. У кого все 4 кружка зелёные – отметка «5», у кого 3 кружка – отметка «4», у кого только 1или 2 кружка – «3». Встаньте, у кого отметка «5», «4»? Молодцы!

 

7. Обобщение полученных знаний о предлоге (приём Кластер)

-Давайте мы поможем мальчику из стихотворения «зарубить себе на носу», т.е. запомнить всё то, что вы узнали о предлоге  с помощью приёма Кластер. На что похож этот Кластер? (на солнышко). Давайте постараемся ничего не забыть, и тогда солнышко нам улыбнётся.




 

 

 

 

 

 

 



                          

  

-Молодцы! Ребята, мы начали с  вами урок с улыбки и заканчиваем урок тоже с хорошим настроением.

-А где вам пригодятся полученные знания?

8.Рефлексия.

-В начале урока каждый из вас ставил перед собой цель: что бы вы хотели узнать о предлоге. Достигли ли вы поставленной цели? На слайде:

Я

        узнал, открыл для себя…

        научился, смог…

        могу похвалить себя и своих

одноклассников…

-Чем урок вам понравился? Чему удивились?

Домашнее задание.

Наизусть выучить «домик» с предлогами, составить 5 предложений о нашем классе (чтобы в каждом предложении был предлог).

-Урок закончен. Всем спасибо.

 


 Найдите пункт 1: письмо по памяти.

Критерии: если всё верно – закрасьте кружок зелёным цветом

                   если 1 ошибочка – жёлтым

                   если 2 ошибочки – красным

-Поднимите руки, у кого зелёный кружок, жёлтый. Молодцы!


Приложение №1


Лист самооценки.


Фамилия имя ученика(цы)

1.Письмо по памяти


2.Работа в паре


3Самостоятельная работа


4.Работа в группе

 

 Приложение №2 (Домик с предлогами)

Приложение №3.

Карточка для работы в паре.

 …   лесу  …  проталинке появились первые весенние цветы. Несмотря   …     холод и снег, они гордо тянутся   …  солнышку. Это растение   …   лепестками белого цвета занесено    …   Красную книгу.  Загадка  ….    цветке: « Он  ….  сугробом  растёт, снеговую воду пьёт».

 

 Приложение №4.

Карточка для самостоятельной работы.

 

пр.          сущ.

глагол

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!