СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме «Правописание удвоенных согласных в слове»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: « Правописание удвоенных  согласных в словах»

Цель урока: формировать умение находить и правильно писать слова с удвоенными согласными, переносить слова с удвоенными согласными.

Предметные задачи:

    • ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
    • способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне  в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме «Правописание удвоенных согласных в слове»)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Новосибирская классическая гимназия № 17»

__________________________________________________________________

630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 38,

тел. 353-63-41, e-mail: [email protected]


















Открытый урок по теме

« Правописание удвоенных

согласных в словах»





















Разработчик: учитель начальных классов

1 квалификационной категории Антонова Г.А.











Новосибирск, 2017





Тема: « Правописание удвоенных согласных в словах»

Цель урока: формировать умение находить и правильно писать слова с удвоенными согласными, переносить слова с удвоенными согласными.

Предметные задачи:

    • ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;

    • способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне  в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.


Познавательные: осуществляют смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера, анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). воспитание культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно.



Личностные: осваивают роль «хорошего ученика», регулируют свое поведение на основе усвоенных норм и правил.

Методы:

  • Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:

    • наглядный;

    • словесный (рассказ, беседа);

    • практический (упражнения);

    • проблемный;

    • исследовательский;

    • информационно-коммуникативный.

  • Стимулирование  и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий).

  • Контроль и самоконтроль:

    • устный и письменный;

    • фронтальный и групповой;

Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).



Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки для работы в группе, лист достижений ( для каждого ученика), учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе.
Для учащихся  –3 теннисных мяча — красный, желтый и зелёный (для рефлексии).

Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический).

Формы работы: коллективная, в парах, в группах.









Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Организационный момент.

Проверьте готовность к уроку, посмотрите, готово ли ваше рабочее место. На партах должны лежать учебник Русского языка рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, ручка, простой карандаш, зелёная ручка и дневник.

Проверяют готовность к уроку


II. Актуализа-

ция знаний.












III. Выявление места и причины затруднения




IV. Построение проекта выхода из затруднения




(Слайд № 1) Прочитайте. Найдите слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение.

Объясните лексическое значение каждого слова.







Как на письме показать разное значение одинаковых слов по звучанию?


Выпишите слова, подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.

(Слайд № 2)





Кто догадался, как звучит тема сегодняшнего урока? (Слайд № 3)


Какие цели мы поставим перед собой?

1.Узнать когда пишется удвоенная согласная

2.Рассмотреть все случаи правописания удвоенного согласного

3.Учиться писать слова с удвоенными согласными (Слайд № 4)


Чтобы наш урок был успешным, какими нужно быть?





У каждого из вас есть лист достижений. (Слайд № 5)

Сегодня свою работу на уроке мы будем оценивать в баллах и фиксировать в листе достижений. За каждое задание, вы сможете получить определённое количество баллов и в конце урока подведём итог.


Бал – большой танцевальный вечер, балл – цифровая отметка успехов, сор- мелкие сухие отбросы, ссора – состояние взаимной вражды.

В одном слове одна л, а в другом слове лл.



Выписывают слова, выделяют орфограмму.



Правописание слов с удвоенными согласными








Активными, внимательными, помогать друг другу.


V. Реализация построенного проекта























































































VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи



































































VII. Самостояте

льная работа с самопровер

кой по эталону



















































VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Всегда ли при произношении можно определить, когда пишется удвоенная согласная?

- А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.







А теперь поработаем в группах.

Выполнение упражнения № 234.

Какова цель данного упражнения?





Если у вашей группы возникли трудности, можете воспользоваться толковым словарём.

(спросить лексическое значение одного слова у каждой группы).


Сейчас каждой группе необходимо образовать от выделенных слов однокоренные слова- названия лиц, которые занимаются этим видом спорта. Записать на листе и

выделите корень в данных словах.


Проверка по группам (один из группы выходит и объясняет) (Слайд № 6)

С помощью какой части слова образованы новые слова?

Внимательно посмотрите и сделайте вывод, в какой части слова могут быть удвоенные согласные?

Умнички! Все верно.

И так, удвоенная согласная встречается в корне слова иностранного происхождения. У родственных слов, написание удвоенной согласной сохранится. Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов»

( показать)

А «Этимологический словарь» ( показать) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.

Многие слова с удвоенной согласной заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.


Давайте посмотрим и скажем, написание каких словарных слов нам необходимо запомнить.





Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Всё правильно- 2 балла, 1 ошибка- 1 балл, 2 ошибки - 0 баллов.


Рассмотрите образец в упражнении № 235. Кто смог догадаться, почему в слове машинный две буквы н. (Слайд № 7)






Давайте сделаем вывод, в какой части слова у прилагательных могут быть записаны удвоенные согласные?


А сейчас самостоятельно выберите 3 слова и образуйте от каждого слова однокоренное имя прилагательное при помощи суффикса –н. Запишите пары слов.


Проверка по образцу (Слайд № 8)оценивание (3 балла, 2 балла, 1 балл, 0 баллов).


Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке.

Давайте вспомним правила переноса слов с двойными согласными с одной строки на другую.











Выполнение упражнения № 236.

Сейчас вам необходимо поработать в паре. Определите, кто выписывает слова с удвоенной согласной в корне слова, а кто слова с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса.

Взаимопроверка (Слайд № 9)

(3 б., 2 б., 1б., 0 б.,)


Какие слова вы не выписали ?

(Слайд № 10)






Как вы думаете, почему в данных словах тоже есть удвоенная согласная?


Выделите в этих словах корень и приставку.


И так, делаем вывод о том, где в слове может быть ещё удвоенная согласная ?






А теперь давайте проверим наши выводы с учебником.

Проверка по учебнику с.123.



Иногда удвоенные согласные встречаются и в именах. Какие имена вы знаете?






Работа в тетради на печатной основе с.65,

№ 165.

Замените данные толкования словами, которые имеют удвоенные согласные.


За каждый правильный ответ, вы получаете по 1 баллу. Всего за это задание можете получить 8 баллов.

Проверка ( через камеру)


Подведём итог нашего урока.

Как проверить написание удвоенных согласных в корне слова?



Какую цель урока ставили?




Была ли достигнута цель, которую мы поставили в начале урока?











Когда же в словах может быть удвоенная согласная ? (Слайд № 11)








Как вы думаете, что нам поможет правильно писать удвоенные согласные в словах?


Какую тему урока мы должны хорошо знать, для того, чтобы писать слова с удвоенной согласной ?



А теперь пора подвести итог количеству ваших набранных баллов. Кто набрал

16-15 баллов получают «5»

14-13 баллов – «4»

12-11 баллов – «3»




Если вы довольны своей работой

и активно участвовали на уроке, с заданиями легко справлялся, было всё понятно – поднимают зелёный теннисный мяч.



Жёлтый_ на уроке не все задания для меня были лёгкими, но я справился.


Красный - задания были очень сложными для меня. Нужна помощь.

Вы сегодня не только познакомились с новой орфограммой, но ещё учились оценивать себя и своего товарища.

Спасибо за урок.






Написание слов с удвоенными согласными в корне надо проверять по орфографическому словарю.


Прочитайте, объясните лексическое значение каждого слова.










Теннис-теннисист, хоккей- хоккеист.




Суффикса –ист-



В корне слова

















Коллектив, коллекция, аккуратный, аккуратно, грамм, килограмм.



Оценивают работу в группе



Одна буква н находится в корне слова, а другая в суффиксе.



На стыке корня и суффикса.







Оценивают свою работу самостоятельно



Чтобы перенести слово с удвоенными согласными, нужно часть слова с первой согласной оставить на строке, вторую перенести с оставшейся частью слова на другую строку.




Оценивают работу вместе.







Беззвездный, ввозить, рассказать.





Одна согласная в приставке, а другая в корне.



На стыке приставки и корня





Читают правило на стр.123.




Элла, Анна, Римма, Кирилл, Алла.










Выполняют задание. Оцениваю себя





Нельзя, их нужно запомнить.


1.Узнать, когда пишется удвоенная согласная

2.Рассмотреть все случаи правописания удвоенного согласного

3.Учиться писать слова с удвоенными согласными




1.В корне слова

2.На стыке приставки и корня

3.На стыке корня и суффикса




Орфографиче-

ский словарь


Состав слова.






Считают количество набранных баллов







Выбирают и поднимают теннисный мяч







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!