СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока: «Правоохранительные органы российской федерации. судебная система. адвокатура. нотариат»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект открытого урока

по дисциплине «Обществознание»

Тема урока: «Правоохранительные органы российской федерации. судебная система. адвокатура. нотариат»

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока: «Правоохранительные органы российской федерации. судебная система. адвокатура. нотариат»»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Починковский сельскохозяйственный техникум»


Согласовано:

Зам. директора по УПР

_____________С. В. Мартынова

Методист:

______________Е. В. Данильцева


Проект открытого урока

по дисциплине «Обществознание»

Тема урока: «Правоохранительные органы российской федерации. судебная система. адвокатура. нотариат»





Разработал преподаватель общеобразовательных дисциплин:

Строителева Ольга Вячеславовна









2019 г.

Цель занятия: изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности.

Задачи занятия:

- образовательные: формировать представления о работе органов защиты и обвинения;

- развивающие: развитие коммуникационных навыков в процессе работы на уроке;

- воспитательные: осознать, что нет прав без обязанностей.

Тип занятия– комбинированный урок.

Вид занятия – урок изучения нового материала.

Норма времени: 45 минут.


Оборудование: Обществознание : учебник / В.В. Ковригин. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 303 с. — (Среднее профессиональное образование) наглядные пособия, проектор, презентация.
















План занятия:

Этап урока

Применяемые методы

Примерное время

1

Организационный этап

Сообщение преподавателя

3 мин

2

Вводное слово, актуализация опорных знаний

Сообщение преподавателя

проверка домашнего задания.

10 мин

3

Изучение нового материала

Сообщение темы занятия

Проведение урока-лекции

22 мин

4

Закрепление пройденного материала

Актуализация знаний

5 мин

5

Подведение итогов работы

Беседа

2 мин

6

Домашнее задание

Сообщение преподавателя

3 мин


Ход работы:

  1. Организационный этап

Приветствие обучающихся. Проверка посещаемости, наличия учебников, тетрадей.

2. Вводное слово, проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний

Прежде чем приступить к изучению новой темы необходимо проверить домашнее задание. 6 студентов получают карточки с практическими заданиями. В течение 10 минут готовятся, а затем докладывают с обсуждением. Пока они работают проведем блиц-опрос.

Вопрос: «Что такое правонарушение»

Ответ: «Правонарушение - это общественно опасное, вредоносное, виновное противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, обязанным понести меру юридической ответственности, определенную санкцией соответствующей юридической нормы».

Вопрос: «Назовите виды правонарушений»

Ответ: «Преступления и проступки».

Вопрос: «Что такое преступление»

Ответ: «Общественно опасное, запрещенное уголовным законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный строй государства, его политическую и экономическую систему, установленные формы собственности, права и свободы граждан, причиняемые вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности».

Вопрос: «В какой отрасли права в Российской Федерации рассматриваются дела по преступлениям?»

Ответ: Уголовное право

Вопрос: «Охарактеризуйте объект правонарушения»

Ответ: «Объект правонарушения – это те явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние.

Вопрос: «Охарактеризуйте субъект правонарушения»

Ответ: Субъект правонарушения – лицо, достигшее установленного законодательством возраста, отдающее отчет о своих действиях и способное руководить ими.

Вопрос: «Что представляет собой субъективная сторона»

Ответ: Вину правонарушителя. Формы вины: умысел (прямой, косвенный), неосторожность (легкомыслие, небрежность).

Вопрос: «Дайте определение термину «Проступок»

Ответ: «Проступки - это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступления».

Вопрос: «В какой отрасли права в Российской Федерации встречается понятие проступок?»

Ответ: Трудовое право, Административное право, Гражданское право

Вопрос: «Дайте определение термину «Правоспособность»

Ответ: «Правоспосо́бность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности»

Вопрос: «Дайте определение термину «Деликтоспособность»

Ответ: Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием).

Вопрос: способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60 Конституции РФ в полном объеме  возникает у лица по достижении им совершеннолетия.

Ответ: Дееспособность

Давайте разберем практические задания, на которые отвечали ребята по карточкам.

Карточки с ситуациями
1. 16-летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

2. 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги, И друг мой Лёша предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

3. Три ученика школы решили украсть телефон, но их увидели и отвели в полицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому всё равно им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?

4. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь! Всё равно ничего не будет». Прав ли он?

5. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

6. Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в полиции Будут ли ребята наказаны?

Ответы на вопросы:

Ситуация 1. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Статья 173 КЗОТ.

Ситуация 2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Всё остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Статья 28 ГК.

Ситуация 3. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления - с 14 лет. Статья 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Ситуация 4. Статья 135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: замечание, выговор, увольнение.

Ситуация 5. Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учет ИДН.

Ситуация 6. Наказания не последует- был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК). 

-Вы хорошо усвоили пройденный материал, поэтому мы перейдем к изучению новой темы.

III. Изучение нового материала (22 мин)

План:

  1. Какие государственные органы называют правоохранительными?

  2. Суд.

  3. Прокуратура.

  4. Адвокатура.

  5. Нотариат.

Представьте себе такую ситуацию.

1) Вам предстоит разрешить имущественный спор с соседями о возмещении расходов на ремонт затопленной квартиры. Куда вы обратитесь в данной ситуации? (суд)

2) Куда вы обратитесь для передачи в наследство сыну квартиры, оставленной бабушкой?(нотариус)

3) Представьте себе, что с вами произошла такая история, снимая вечером деньги с банкомата, вы неподалёку нашли банковскую карту? Как вы поступите? (полиция)

Что объединяет все эти учреждения?

Как называются все эти учреждения?

Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Конечно, же, вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система. Адвокатура. Нотариат»

А что бы вы ещё хотели узнать сегодня на уроке? Каких знаний вам недостаточно по теме «Правоохранительные органы»?

Молодцы ребята! Вы самостоятельно сформулировали задачи сегодняшнего урока. Нам с вами действительно предстоит

1. Изучить полномочия, функции различных правоохранительных органов.

2. Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.

А прежде, чем начать изучение, ответим на вопрос, что такое правоохранительные органы.

Записываем в тетрадь определение:

Правоохранительные органы — обособленная группа, государственных органов, осуществляющая деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, проведению оперативно-розыскной деятельности и оказанию юридической помощи.

  1. Какие государственные органы называют правоохранительными?

Правоохранительные органы делятся на государственные и негосударственные.

‎К государственным правоохранительным органам РФ относят: прокуратуру, Министерство внутренних дел (МВД), Федеральную службу безопасности (ФСБ).

Негосударственные (адвокатура, частный нотариат, частные охранные службы и др).

  1. Полиция

Одним из основных органов внутренних дел является полиция, которая представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности. Основными задачами криминальной полиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших. В состав криминальной полиции входят оперативно-розыскные подразделения (уголовный розыск, подразделение по борьбе с экономическими преступлениями, подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), криминалистические лаборатории и иные подразделения, необходимые для решения задач, стоящих перед криминальной милицией.

В состав полиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспекторы и иные подразделения, необходимые для выполнения задач, возложенных на криминальную полицию.

  1. Суд.

Судебная власть - как вы знаете, ветвь государственной власти. Суд осуществляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Тем самым он осуществляет функцию защиты прав. Большинство дел рассматривается в районных (городских), областных судах.

Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность- от решения суда всегда зависит человеческая судьба. Согласно Конституции РФ, судьей может стать только профессиональный юрист, проработавший по специальности не менее пяти лет и с 25 лет.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Судьи несменяемые. Судьи неприкосновенны.

Российское законодательство предусматривает, что по ходатайству обвиняемого его дело может быть рассмотрено судом присяжных. Присяжным заседателем может стать любой человек (за исключением священников, судей, военнослужащих) не моложе 25 лет и не старше 70 лет. Присяжные заседают отдельно от судьи. Кроме того, суды дают санкцию (разрешение) на арест подозреваемого, на проведение обыска в его доме, а также на прослушивание его телефонных разговоров.

Правосудие осуществляется в установленном законом порядке, основанном на принципе равенства граждан перед законом и судом, на уважение достоинства человека в открытом судебном разбирательстве, на национальном языке судопроизводства.

Решение суда, пока оно не вступило в силу, можно обжаловать в вышестоящем суде.


3. Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, которая обеспечивает верховенство закона, поддержание законности, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Важнейшей функцией Прокуратуры РФ является прокурорский надзор за исполнением законов. Она следит за тем, как соблюдают закон различные учреждения, должностные лица, граждане.

Прокурор участвует в судебном процессе от имени государства, поддерживая государственное обвинение. Он рассматривает дело с точки зрения того, какой ущерб нанесли действия обвиняемого, кто и как пострадал из-за них: человек, общество или государство. Если выяснится, что человек невиновен в совершенном преступлении, то прокурор должен отказаться от обвинения.

В современных условиях жизни российского общества важное значение имеет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Любой человек может подать заявление в прокуратуру, если нарушены его права. Получив такое заявление, прокуратура проводит проверку изложенных в нём фактов, и если они подтверждаются, то заводит уголовное дело. Это дело будут вести (расследовать) следователи, работающие в прокуратуре.

Деятельность прокурора требует высокого профессионализма, нравственности и гражданского мужества. Он должен быть безупречным в соблюдении законности и всех требований, предъявляемых к профессии юриста.

4. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Она не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова: адвокат не может применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона.

Какую же юридическую помощь оказывают адвокаты? Они дают консультации и справки по правовым вопросам; составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера.

Особое место в деятельности адвоката занимает представление интересов того или иного лица (физического или юридического), которое принято называть доверителем. Адвокаты могут участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях и в разбирательстве дел в судах и иных органах разрешения конфликтов. По желанию доверителя адвокат может представлять его интересы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, в том числе иностранных и международных.

Адвокат и доверитель заключают письменный договор, независимо от места жительства или места нахождения доверителя. За свою работу адвокат получает вознаграждение. Если такой договор не заключается и адвокат участвует в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению государственных органов, то его труд оплачивается за счёт средств федерального бюджета.

Кроме того, законодательство предусматривает оказание адвокатами в отдельных случаях бесплатной юридической помощи, например, ветеранам Великой Отечественной войны, жертвам политических репрессий, лицам, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта РФ.

Несовершеннолетним, находящимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, юридическая помощь в любом случае оказывается бесплатно.

5. Нотариат.

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.

В каких ситуациях, с какими просьбами человек, как правило, обращается к нотариусу? Засвидетельствовать верность копий документов и выписок из них или подлинность подписей на документах, удостоверить сделку. Кроме того, именно нотариусы наделены полномочиями выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, удостоверять факт нахождения гражданина в определённом месте или факт его нахождения в живых и. д. Таким образом, нотариусы юридически закрепляют гражданские права и предупреждают возможность их нарушения в дальнейшем.

Нотариусы могут работать в государственных нотариальных конторах или заниматься частной практикой. Нотариальные действия и иные услуги являются, как правило, платными.

IV. Закрепление изученного материала (5 мин)

Исходя из тех знаний, которые вы открыли сегодня на уроке, давайте сделаем вывод. Что такое правоохранительные органы?

А теперь давайте вернёмся к нашей поставленной учебной цели. Каковы же функции правоохранительных органов?

Мы ответили на все поставленные задачи, а теперь я предлагаю оценить собственную деятельность на уроке.

V. Подведение итогов работы Оценивание работы обучающихся

VI. Домашнее задание Уч-к с.237-243 Подготовка доклада «Как вести себя в полиции при задержании»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!