Открытый урок: «ЦарствоГрибы»
Класс: 5
Продолжительность урока: 40 минут
Автор учебника: учебник “Биология” 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).
Тип: Изучение нового материала
Технологии: элементы технологии проблемного диалога; ИКТ
Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые
Формы работы: групповая, индивидуальная
Оборудование: презентация, ПК, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь, учебник «Биология. 5 класс», автор В.В. Пасечник
Цели урока:
Образовательные:
формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных
Развивающие:
выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.
Воспитывающие:
вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты – формировать умение:
выделять существенные признаки грибов;
объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин;
объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД – продолжить формирование умения:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД - продолжить формирование:
умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять тему и цель учебной деятельности, выдвигать версии;
умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
основ самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты – создать условия:
Ход урока
I. Организационный момент:
- Добрый день, ребята.
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня мы совершим путешествие в лес (слайд 2)
II. Актуализация знаний
На доске: вывешены фотографии животных и растений “Классификация фотографий, вывешенных на доске”.
Учитель: Посмотрите пожалуйста на доску. Скажите, на какие группы можно разделить жителей леса, изображенных на фотографиях? (слайд 3)
Ответ: На две. Первая группа это организмы, принадлежащие к царству растений, вторая группа - к царству животных.2 колонки - растения и животные (слайд 4)
Кто же здесь лишний?
Учитель: Ученые выделяют группу организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Именно о них и пойдет речь на нашем уроке. Послушайте стихотворение.
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под березой,
На пеньке, среди травы.
Может портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы детки?
Ответ: грибы
Учитель: Совершенно верно – это грибы.
III. Изучение нового материала
Учитель: Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, будет звучать тема нашего урока? (слайд 5)
Ответ ( Царство - грибы) (Слайд 6)
Учитель: Как сказал Владимир Алексеевич Солоухин “Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы”
Наука, изучающая грибы называется микология (слайд 7)
Учитель: Давайте подумаем и скажем, каковы же цели нашего сегодняшнего урока (Ответы детей).
.
Постановка учебных задач (слайд 8)
Итак, задачи на урок следующие:
Выяснить, почему грибы выделили в отдельное царство
познакомиться с разнообразием и образом жизни грибов;
изучить строение грибов;
изучить особенности питания и размножения грибов;
выяснить роль грибов в природе и жизни человека.
Всё правильно. А от себя я добавлю, что ещё на этом уроке вы будете продолжать учиться:
Построение проекта выхода из затруднения
Итак, задачи вы перед собой поставили. А как вы будете искать ответы? Подумайте, где можно взять эту информацию? (Ответы детей). Успеет ли один человек за урок столько материала сам найти и изучить? Как это удобнее сделать?
Я согласна с вами, что будет лучше поделить наши задачи между группами. Каждая группа учащихся будет заниматься своей проблемой, советоваться, находить ответы. А потом представитель каждой группы познакомит одноклассников с тем, что изучил сам. Только вот задач перед вами поставлено четыре, а групп всего три. Так что я хочу вам предложить свою помощь в решении самой первой задачи. А вы по ходу моего рассказа вот в этой карточке записывайте ответ на первый вопрос: где обитают грибы? (Учитель выдаёт карточки с вопросами).
Слайд 9 – 10
(Объяснение учителя по слайдам)
Хорошо. С этим заданием мы справились вместе. Ну а теперь пришло время поработать в парах. Каждой группе выданы те вопросы, на которые нужно найти ответы. (Каждой группе называется задача).
№ | Задача урока | Вопросы |
1 | Познакомиться с разнообразием и образом жизни грибов | |
2 | Изучить строение грибов | Какие бывают грибы по числу клеток? Из каких двух частей состоит шляпочный гриб? Назовите части плодового тела гриба? Из чего состоит грибница? |
3 | Изучить особенности питания и размножения грибов | Грибы сами создают себе питательные вещества или питаются готовыми? Как питаются шляпочные грибы? Назовите грибы-сапротрофы (питаются веществами из неживых тел, почвы, продуктов). Назовите грибы-паразиты (питаются веществами из живых организмов). Какими способами могут размножаться грибы? |
4 | Выяснить роль грибов в природе и жизни человека | Чем важны грибы для природы? В чём положительная роль грибов для человека? В чём отрицательная роль грибов для человека? Назовите ядовитые шляпочные грибы. |
Каждой группе даётся 7 минут для изучения проблемы. Все ответы нужно записывать прямо на своей карточке. Работать постарайтесь дружно. После выполнения задания представитель от каждой группы выйдет к доске и расскажет нам о результатах своей работы. (Работа в группах).
Задания для групп.
Задание группы 1. «Лисички»
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему.
Задание группы 2. «Опята»
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, заполните схему.
«Размножение грибов» и подготовьте выступление об особенностях размножения грибов и их способах. Заполните схему.
Задание группы 3. «Боровики»
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39 на стр. 68. и подготовьте выступление о роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему.
Анализ выполнения работы обучающимися
Ну а теперь давайте заслушаем, что у вас получилось. Те, кто будет слушать, постарайтесь записать ответы на своих карточках, и тогда вся основная информация о грибах у вас будет собрана.
Слайд (Выступления учеников группа №1 «Лисички»). Слайд11. (питание грибов)
Проверочный слайд 12.
Вопрос: Слайд 13. У меня возник вопрос. Если грибы впитывают вещества из окружающей среды, как губки, можно ли собирать грибы на территории города, или возле дорог. Ответ обоснуйте.
(Выступления учеников группа №2 «Опята»).
Слайд 14(строение по количеству клеток)
Проверочный слайд 15
Слайд 16 (строение)
Проверочный слайд 17
Слайд 18 (размножение)
Проверочный слайд 19
(Выступления учеников группа №3 «Боровики»).
Слайд 20 (Роль в природе)
Проверочный слайд 21
Слайд 21 (роль в жизни человека)
Проверочный слайд
Оказывается, нет ничего невозможного – на все вопросы можно найти ответы.
Ребята, а вы сегодня на уроке тоже, как грибы почти неподвижны. Давайте-ка немного подвигаемся. Повторяйте движения за мной.
Вырос гриб на тонкой ножке. (слайд 24)
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки из грибной.
Все тихонечко вздохнём,
Вновь грибы учить начнём.
Молодцы. Садитесь.
Наверное, пришло время вернуться и к нашему невыясненному вопросу. Почему же грибы выделили в отдельное царство? Почему гриб- это не растение и не животное? (Слайд 25)
(Идёт обсуждение) Черты сходства с растениями:
(Идёт обсуждение) Черты сходства с животными)
Всё верно, ребята.
Так как же вы думаете – почему грибы выделили в отдельное царство? (Ответы детей).
Правильно, ребята. Их нельзя отнести к растениям, потому что они имеют сходство с животными. Их нельзя отнести и к животным, потому что они чем-то похожи и на растения. Именно поэтому грибы составляют отдельное царство живой природы.
А ещё – тела всех грибов, кроме одноклеточных дрожжей, состоят из тонких белых нитей, которые называются гифы.
Ну что ж, молодцы, ребята! Все проблемы разрешили. Значит, пришло время изученный материал закрепить.
Закрепление: Для закрепления изученного материала предлагает выполнить тестовую работу. (слайд 26-27)
Учитель: По заданным критериям учитель просит оценить работу. (слайд 28)
Учащиеся: Выполняют самостоятельную работу индивидуально.
Обмениваются тетрадями для взаимопроверки и оценивания.
Рефлексия. (слайд 29) «Корзина грибов»
Мы много узнали и научились на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся и вывод.
- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
Домашнее задание. (слайд 30):
1. Параграф 13, вопросы 1-4
2. Задание на выбор:
а) заполнить таблицу «Признаки сходства грибов»
б) подготовить сообщение об использовании грибов
в жизни человека
в) подготовить небольшую презентацию о необычных
грибах (форма, размеры, процессы жизни и другое)
Задания для групп.
Задание группы 1. «Лисички»
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему.
Задание группы 2. «Опята»
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, заполните схему.
«Размножение грибов» и подготовьте выступление об особенностях размножения грибов и их способах. Заполните схему.
Задание группы 3. «Боровики»
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39 на стр. 68. и подготовьте выступление о роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему.
Карта урока:
Познакомиться с разнообразием и образом жизни грибов |
| |
Изучить строение грибов |
| 1. 2. |
| |
Изучить особенности питания и размножения грибов |
| |
| |
| |
| 1. 2. |
Выяснить роль грибов в природе и жизни человека |
| |
| |
| |
Задание группы 1. «Лисички»
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему:
По типу питания грибы…
…………………. –
Поселяются на живых организмах и питаются за их счет живых организмов
………………. –
Питаются мертвыми органическими веществами
По характеру питания грибы бывают
Способ поглощения пищи …
Задание группы 2. «Опята»
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, заполните схему.
«Размножение грибов» и подготовьте выступление об особенностях размножения грибов и их способах. Заполните схему:
Строение грибов:
По количеству клеток
Из чего состоит тело гриба:
Размножение грибов:
Виды размножения
Задание группы 3. «Боровики»
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39 на стр. 68. и подготовьте выступление о роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему:
Роль грибов в природе:
Роль в жизни человека:
Отрицательная
Положительная