СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия на тему: "Динамические оттенки и фразировка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия на тему: "Динамические оттенки и фразировка"»

МБУДО «ЦДТ «Азино» Советского района г.Казани

Конспект

открытого занятия


педагог___Кунгурцева Елена Валерьевна_________________________________

объединение (предмет, направленность)___вокальная студия «Камелия»_______

образовательная программа _____ вокальная студия «Камелия»___________

учебная группа___1__год обучения__4_возраст детей (класс)__10-11 лет (4-5 класс)_

дата проведения__16.11.2020_ база проведения__ЦДТ «Азино»_______________


Тема: «Динамические оттенки и фразировка»


Цель занятия: Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой.


Задачи:


Обучающие:

  • Обучить исполнять музыкальные произведения с фразировкой.

  • Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и активным произношением согласных.

  • Вырабатывать естественное звучание голоса при различных динамических оттенках.


Воспитывающие:

  • Воспитывать у обучающихся чувство ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения.


Развивающие:

  • Развивать мелодический и гармонический слух, вырабатывать чистое интонирование;

  • Развивать навыки двухголосного пения:

- умение исполнить свою партию при одновременном звучании других голосов.

- выстроить точную интонацию в голосах, в общем ансамбле.

- уравновесить голоса по динамике звука.

Оборудование и материалы: Фортепиано, магнитофон, ноутбук (планшет).


Ход учебного занятия:


  1. Вступительная / организационная/вводная часть

Организационный момент.

Сообщение темы занятия: Динамические оттенки и фразировка.


2) Основная часть

- выполнение заданий

Упражнения на дыхание:

Самое главное в постановке вокала - это правильное дыхание. Именно с него начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в огромный мир сцены. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника, и поэтому я рекомендую перед каждым распевом проделывать упражнения на дыхание, для разогрева.

Во время дыхательных упражнений нужно усвоить обязательные правила:

- следить за положением тела,

- шея не должна быть напряжена и вытянута вперед,

- мы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабляемся,

- во время упражнений работает только живот.


1 упражнение: Активно вдохните и выдохните через нос (повторите 6 раз).

2 упражнение: Энергично вдохните через нос и выдохните через рот (повторите 6 раз). Это послужит своеобразным “массажем” для связок.

3 упражнение: Вдохните через рот, выдохните через нос (повторите 6 раз).

4 упражнение: Вдохните через одну ноздрю, выдохните через другую, зажимая пальцем нужную ноздрю (6+6 раз).

5 упражнение: Вдохните через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивайте воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет развить мышцы губ и интенсивность выдоха.

6 упражнение: Надуйте щеки, как шар. Резко “выхлопните” воздух через губы-трубочку. Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития хорошей артикуляции.


Упражнения на артикуляцию:

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам помогут простейшие упражнения:

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.

2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесём: К-Г, К-Г, К-Г.

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесём: П-Б, П-Б, П-Б.

4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).


а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.


б) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.


в) Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.


г) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.


д) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.


Распевание:

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Распевание применяется для разогрева голосового аппарата и активизации певческого дыхания. Работу по распеванию будем проводить путем повторения упражнения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: «до» - первой октавы - «ре» второй октавы.

Распевки:

1. Как под горкой под горой торговал старик золой, картошка моя вся поджаренная (повторить пять раз)

2. ДО РЕ ДО РЕ ДО

ДО РЕ МИ РЕ ДО

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО СОЛЬ ДО

3. Мы перебегали берега. Распеваться в мажоре с повышением на пол тона.

4. Распевание по гаммам.


Мы живём в мире, полном звуков. Мы знаем, что нас окружают звуки, которые делятся на шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности, которые именуются как средство музыкальной выразительности. Одно и тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по-разному, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет применено при исполнении.

Сейчас я сыграю небольшой отрывок из песни два раза, мелодия будет одинаковая, но с разными средствами музыкальной выразительности. (Исполняется отрывок из песни 1 раз piano; 2 раз forte) .

- Ответьте, пожалуйста, мне, ребята, чем отличается один отрывок из песни от другого?

(ответ: 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.)

- Правильно вы услышали. 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.

В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками.

Таким образом, динамика – это сила звучания музыки.

- Подумайте, пожалуйста, и скажите мне, как может звучать музыка по громкости, по силе звучания?

(ответ: громко, тихо, умеренно).

- Правильно. В жизни мы тоже разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что-то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче.

- Почему, как вы думаете?

(ответ: чтобы привлечь внимание, подчеркнуть важность и т. д.)

- Начинаем исполнять песню мы довольно тихо, потому как у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие. Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой, т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика – что то произносим громче, а что то тише.

Сегодня мы продолжаем работать над песней «Быть человеком». Мелодию вы знаете хорошо, текст мы с вами разобрали, уф – такты расставили, и сегодня будем работать над фразировкой, т. е. добавим динамические оттенки, и песня сразу станет живой, добавятся эмоции.

- Как вы считаете, с каким динамическим оттенком нужно начать исполнение?

(ответ: начнём песню с тихого исполнения). Сила голоса будет нарастать к припеву песни. 2 куплет нужно исполнить максимально громко, но не крикливо, т. к. здесь содержится главная мысль песни, как это называется, мы с тобой узнаем на следующем уроке. А к концу песни, поскольку автор всё сказал, что хотел передать – динамика идёт на спад.

Работа над песней «Быть человеком». Трудно исполняемые места пропеваются с объяснением снова и снова.



3) Итоговая /заключительная часть

Закрепление знаний, полученных на занятии. Знания подкрепляются творческой работой обучающихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!