МБДОУ детский сад «Ладушка» №104 го «город Якутск»
«Согласовано» Старший воспитатель Дмитриева Н.А. ______________ __________________ 2022___ г. | «Утверждаю» Заведующая д/с №104 Веретельникова М.В. _____________ _________________2022___ г. |
Конспект открытого итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Звездочка» Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»
воспитатель: Семенова Светлана Иннокентьевна
дата проведения: 22 апреля 2022
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;
-совершенствование навыка составления сложного предложения;
-учить определять место звука «ч» в слове;
-закрепление правильного , отчетливого произнесения звуков, упражнять различать звуки ж-ш, з-с;
-закрепление умения подбирать слова-родственники;
-упражнять в подборе прилагательных к существительному «травка»;
-закрепление навыка замечать неправильную постановку ударения в слове;
Развивающие:
-Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;
-развитие общей моторики.
Воспитательные:
-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, ответственности;
-воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Картинка солнце, фонарик с лазерным лучом, конверты с заданиями, картинки с изображением: тучи, травки, снегирь, насекомые, мягкая игрушка - медведь, собачка, вырезанные солнечные лучи, карточка на каждого ребенка с картинками «наоборот», дерево – яблоня без яблок , яблоки – стикер, блестящие картонные кружочки, микрофон.
Ход занятия
- Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро,
Скорей собирайтесь,
И солнышко встречайте!
(Картинка солнышка с одним лучиком)
В: - здравствуй, солнышко, здравствуй золотое!
Солнышко: - Здравствуйте дети!
В: - Почему у тебя лицо такое хмурое?
Что-то случилось?
Солнышко: - Дорогие ребята! Я – весеннее солнце. Послало я свои солнечные лучи землю согреть, а они потерялись.
Помогите мне, пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек. Только он заработает, если вы выполните задание в конвете
(воспитатель достает конверт)
В.- Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?
(Предположения детей)
В:-Вы хотите помочь солнцу?
Д:- Да.
В: - Тогда отправимся в путь за солнечными лучами, но прежде, надо выполнить задание Солнышка (открывает конверт). Да это Незнайка, который живет в солнечном городе, написал про вас рассказ, только все напутал – ударения неправильно поставил. Давайте исправим. (Воспитатель читает, дети исправляют).
- Стояли теплые весенние деньки.
- Дети группы Умка вышли гулять.
- Они наблюдают за распускающимися почками.
- Они не ломают веточки – бережно относятся к природе.
- Это самые дружные дети на свете.
(Воспитатель зажигает фонарь, луч падает на спрятанный солнечный лучик)
В: вот и заработал наш волшебный луч и уже помог найти 1 лучик. Пойдемте дальше:
________________________________
Волшебный огонек помоги, нам дорогу укажи. (Луч показывает на приготовленные карточки с рисунками пчелы, мухи и змеи)
В: - кого согрел солнечный луч?
Ответы детей: пчелу, муху и змей.
(Звуковая культура речи: закрепление правильного, отчетливого произношения звуков «з, ж, ш»)
Дидактическая игра «Найди звук в слове», «отгадай, и подними нужную картинку» на различение звуков Ж-Ш, З-С.
В: школа, зонтик, бабушка, сумка.
В: молодцы , мы нашли 2 луч
_______________________________________
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. Светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением грозовой тучи. Дети подходят к этому месту.)
В: Тучка-какой звук я выделяю? «Ч». Где он стоит?
Дети: в середине
В: а послушайте загадку:
День и ночь они идут
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик так, тик так (часы)
В: где вы слышите звук «Ч»?
Какие слова еще знаете со звуком «Ч» в начале предложения?
В: послушайте следующую загадку:
Кинешь в речку-не тонет, бьешь об стенку- не стонет
От меня ускакал, ростом мал да удал.
В: в слове мяч звук «ч» где стоит?
В: - Молодцы ребята. 3 луч мы нашли, идем дальше.
_______________________________
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(В. Светит на картинку с изображением травки.)
В: - Ребята, а что сейчас согрел солнечный луч?
Д: - травку.
Л: - Травка под солнечными лучиками быстро растёт. Посмотрите, сколько травки выросло. Скажите, травка какая?
-зеленая, душистая, мягкая…
В:- Молодцы, вот, за травкой мы нашли следующий луч.
А теперь давайте, немножко отдохнем. Физминутка: (показ видео физминутки, дети повторяют)
В: вот мы и отдохнули. Отправимся дальше.
__________________________________________
В: - Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
(лучик падает на картинку снегиря)
В:- Ребята, кого согрел лучик?
Д:- снегиря.
В:- А снегирь – это зимующая птичка или перелетная?
В:- А каких вы птиц еще знаете?
Д:- грач, ласточка, лебедь, синичка и т.д.
Снегирь приготовил для вас задание: «Продолжи, и найди причину»
В: Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете. Буду вас вызывать по одному.
Весной птицы строят гнезда, потому что (они собираются выводить птенцов)
Осенью птицы улетают на юг, потому что (холодно и нечем питаться)
У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)
Все люди любят слушать соловья, потому что (он красиво поет)
Кукушка подкидывает свои яйца в другие гнезда, потому что (она не строит своего гнезда)
В:- Молодцы, еще один луч нашли.
_____________________________________
(Воспитатель находит плюшевого медведя)
В: А кто это тут спрятался?
Д:- Медведь.
В: Какие слова-родственники вы знаете?
( Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек, медвежий, медвежьи, медвежья )
Хорошо весной не только медведю, но и всем лесным животным. Назовите их.(Волк, медведь, белка, заяц, лиса, бурундук).
В:- Ой, тут еще собачка спряталась. А собачка лесное животное? Собачка нам дает еще один лучик. Спасибо добрая собачка. Вот еще один лучик мы нашли. Идемте дальше.
___________________________________
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. Светит на плакат с изображением дерева)
В:- На что упал этот лучик?
Д:- На дерево
В: А это не простое дерево. Это плодовое дерево. Как называется дерево, на котором растут яблоки?
Д:- Яблоня
В:- но на этом дереве нету яблок. Сейчас мы ему поможем. Вот вам карточки с картинками. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
(Каждый ребенок называет слова наоборот, и, приклеивает яблоки на яблоне)
В:- Молодцы, вот на яблоне появились яблоки, и , за яблоней мы нашли спрятавшийся луч.
_________________________________________
В:- Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все спрятавшиеся лучи. Сколько их всего мы нашли, давайте посчитаем. Интересно ли было вам это путешествие?
(Воспитатель берет микрофон и задает вопросы детям)
- Что вам больше всего понравилось?
-О каком времени года нам рассказали лучики? Что понравилось в нашем путешествии?
- Посмотрите, солнышко уже не грустное. Оно благодарит вас за то, что вы помогли найти его лучики, и дарит вам кусочек своего света( В. каждому ребёнку раздает блестящие кружочки)
:- Итак, наше путешествие закончилось. До свидания, до новых встреч!
Самоанализ итогового открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Звездочка» на тему: «Путешествие за солнечными лучиками»
Конспект разработан с использованием Примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы » под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и интернет-ресурсов.
Целью реализации образовательных задач была предложена мотивация: «помочь солнышку найти свои лучики»
7 лучиков, 7 заданий было. Так как занятие было итоговое, затронули все разделы речевого развития: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи. Задания разные. Переходили от одного задания к другому с помощью фонарика.
Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использован доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал. Были использованы словесные (отгадывание загадок, проговаривание звуков, дополнение предложения, вопросы, указания), наглядные (рассматривание картинок, игрушек, показ положения органов артикуляции) и практические (дидактические игры, наклеивание яблок) методы. Интерес у детей поддерживался в результате смены деятельности. Физминутку выбрала тоже доступную, по теме. Была проведена групповая и индивидуальная работа, когда вызывала детей по одному, продолжить предложение. Была также внесена проблемная ситуация – собачка оказалась вместе с медведем в берлоге. Таким образом, можно отметить, что все образовательные, развивающие и воспитательные задачи выполнены. Материал усвоен детьми на высоком уровне. Не усвоивших материал детей - нет.