1. Вводный этап Цель: формировать интерес к занятию | Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости? А какое у вас настроение, когда к вам приходят гости? Ответы детей Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ответы детей ПРИВЕТСТВИЕ (СЛАЙД №1) Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. Как хорошо на свете жить! (руки вверх) Как хорошо уметь дружить! (руки в центр) Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками) Как хорошо, что есть и я! (руки к себе) Воспитатель: Ребята я приготовила для вас загадки, разгадав которые вы узнаете, о чем у нас пойдет сегодня разговор. Загадки: На товаре быть должна обязательна ... (цена) Люди ходят на базар: там дешевле весь ... (товар) И врачу, и акробату выдают за труд ... (зарплату) Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где используют эти термины?(Ответы детей.) Воспитатель: (СЛАЙД №2). Правильно , это финансовые термины. И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Страну Финансов. Закрывайте глаза и повторяйте за мной : "Вокруг себя повернись и в стране финансов очутись" Воспитатель: Вот мы и в стране Финансов, в которой нас ожидают различные испытания, выполнив которые, мы узнаем великую тайну финансов и все, что с ними связано. | В кругу. Приветствие гостей. Дети отвечают на вопросы, активизируется мышление, речь, память. Дети внимательно слушают воспитателя. Словарная работа Да, отправляемся. Закрывают глаза и повторяют фразу. Присаживаются на стульчики. |
2. Основной этап Цель: формировать основы финансовой грамотности | (На экране изображение реки). (СЛАЙД №3). Что мы здесь видим? Ребята, это не просто река, Это Река Времени. Сейчас мы с вами отправимся в разные эпохи , посмотрим и определим, какие деньги существовали в разное время. (СЛАЙД №4). У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки. Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Были ли деньги у древнего человека? (СЛАЙД №5). С течением времени на Руси появились первые монеты, которые люди подвязывали на веревочку и носили на шее. Первые бумажные деньги появились во время правления императрицы Екатерины 2. (СЛАЙД №6). Мы живем с вами в современном мире, и наши деньги изменились по отношению к прошлому веку. Испытание 1 (СЛАЙД №7). Дидактическая игра: "Найди современные деньги" (дети раскладывают деньги в 2 коробочки "современные деньги" и "старинные деньги".) Воспитатель: Демонстрирует копилку Воспитатель: А для чего людям нужны деньги?(круговая речевая игра). для покупки продуктов питания; одежды для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; на благотворительность. Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Что из себя представляют современные деньги? (монеты, купюры). Воспитатель: Правильно. (СЛАЙД №8). Давайте рассмотрим монеты. Какие они? (показ на экране дети называют монеты разного достоинства). Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (ответы детей) (СЛАЙД №9). Давайте рассмотрим бумажные деньги - купюры. Какие они? Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат. продемонстрировать шуршание купюры). Воспитатель: Какие купюры вы знаете? (Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям на экране). ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (СЛАЙД №10). Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. (моргают глазами) Ну-ка лучик повернись, На глаза мне покажись (делают круговые движения глазами). Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду (отводят взгляд влево) Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду (отводят взгляд вправо). Испытание 2 Игра «Дополни» Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот. (СЛАЙД №11). Монета круглая, а банкнота … Банкнота бумажная, а монета … Монета звенит, а банкнота … Монета металлическая, а банкнота… Воспитатель: (СЛАЙД №12). Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают "безналичные деньги". Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль) ИГРА С БАНКОМАТОМ (СЛАЙД №13). Воспитатель: а где же люди берут эти деньги? (Ответы детей). Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы детей). Человек получает за свою работу зарплату, за месяц, а может получать и за часы - почасовая оплата. А так же может получать за каждое сделанное изделие. Воспитатель: Внимание на экран. (На экране изображена автомастерская и ателье ) А что получает взрослый за свой труд? (Ответы детей). Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это расход. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД №15). Монетки Мы не детки А веселые монетки Звонко катимся по кругу Радуемся мы друг другу Скачем звонко скок - скок - скок И обратно в кошелек Испытание 3 (СЛАЙД №16). Игра "Выполни работу качественно" Воспитатель: Мы с вами будем работать, кто хочет работать в ателье - проходят за эти столы, кто в автомастерской- садятся за эти столы. (Садятся за столы) . Воспитатель: Ребята, которые работают в ателье, у вас у каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка платья. Вам нужно выкроить как можно больше платьев. Ребята, которые работают в мастерской по изготовлению автомобилей Вам нужно изготовить как можно больше автомобилей. (Дети выполняют задание). Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько платьев у вас получилось. (Дети считают) Кто экономнее раскроил ткань? Кто больше заработает денег? (Ответы детей) А теперь давайте посмотрим, сколько машин изготовили в автомастерской? (Дети считают). Выдать зарплату детям за каждое платье 5 рублей, за каждый автомобиль 10 рублей. Воспитатель: Ребята, а когда мы зарабатываем деньги, это как называется? А когда тратим? Доход - это деньги полученные в результате работы. Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей. Бюджет – это подсчет доходов и расходов. | Беседа в форме развивающего диалога Новая информация с помощью визуального контента Игровая проблемная ситуация Деньги. Для покупки продуктов питания, одежды, для оплаты услуг, оплаты проезда. Для покупки подарков. Беседа с опорой на опыт детей по методике трех вопросов. Словарная работа. Монеты, банкноты. В банке, кошельке, банкомате, кассе, сейфе, на карточках. Дети выполняют движения зрительной гимнастики, проговаривая слова игры. Результат: у детей снизилась усталость, повысилась работоспособность. Активизировались мыслительные процессы Исследовательская деятельность с проблемными вопросами Словарная работа Беседа в форме развивающего диалога с помощью визуального контента. Беседа с опорой на опыт детей. Ориентировка на успех Беседа в форме развивающего диалога. Установка на выполнение задания. Мотивация к учебной деятельности. Самостоятельная деятельность. Выполняют физкультминутку. Беседа с опорой на опыт детей. Получение зарплаты и подведение итогов. Проблемные вопросы. Актуализация внимания на бережное отношение к деньгам, доходам родителей. Самостоятельная деятельность. |